Источник

Часть 3, Глава 11Часть 3, Глава 13

Часть третья. Явления душевной жизни человека после его телесной смерти.

Глава двенадцатая. Кончина мира

После всеобщего страшного суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и нас последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: жатва кончина века есть, а жнецы ангелы суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают; тако будет в скончании века сего (Мф. 13:39–40, 49). Не до́лжно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствие тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Что действительно, рано или поздно, последует кончина века, конец мира об этом свидетельствует божественное откровение и наука.

Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребывавши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я (Пс. 101:26–27).

Всё было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания, и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Новому духовному человеку должна соответствовать и природа. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновлённому человеку: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21). Обновление мира совершится в последний день, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить сообразно их назначению: небо и земля прейдут, и в другом месте; доколе стоит мир, или скорее прейдёт небо и земля, скорее миру настанет конец (Мф. 5:18). Из всех слов Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, но не уничтожатся, а, по словам Давида, как старая одежда изменятся в новую (Пс. 101:26–27), что подтверждает и апостол Пётр, говоря: «мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» (2Пет. 3:13). И Иоанн Богослов действительно видел в откровении небо новое и землю новую; первое бо небо и земля первая преидоша (Откр. 21:1).

От каких же причин последует конец настоящего состояния мира и вместе с этим рода человеческого? Этого вопроса касаются и слово Божие и наука, показания которых, в некоторых других случаях неудобосогласимые, могут быть по данному вопросу удачно примирены между собой. Священное Писание весьма кратко говорит о занимающем нас предмете: из наиболее ясных мест, в которых говорится об образе кончины мира и разрушения настоящего мирового порядка, мы укажем два – Мф. 24и 2Пет. 3:7–12.

«Солнце померкнет, – говорит Христос Своим ученикам о последних днях мира, – и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба (т. е. потеряют свой блеск, а не обрушатся на Землю, потому что далее (ст. 30) род человеческий представляется ещё существующим на земле и после этого), и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Если Господь не сказал, что произведёт окончательное разрушение и неба, и земли, то у апостола Петра об этом говорится довольно ясно; «нынешние небеса и земля, – говорит, апостол, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3:7–10). Изображённое в первом месте прекращение жизни Солнца должно естественно повести за собой и прекращение существования человеческого рода, что будет составлять первую половину ужасного события – кончины мира; слова же апостола Петра относятся к разрушению земли и вообще теперешнего мирового порядка, что последует за страшным судом и совершится действием огненного элемента.

Вот то немногое, что сообщает нам Библия об образе кончины мира. Что касается естествознания, то оно предоставляет нам очень большой выбор способов погибели, из рассмотрения которых мы, однако, приходим к тому заключению, что наиболее вероятными в науке признаются те мнения, которые в нашем вопросе сходятся со словами св. Писания.

Знаменитый Бюффон утверждал, что Земля первоначально находилась в разгорячённом состоянии и только по истечении 74,832 лет с момента её появления она охладилась до настоящей своей температуры, при которой на ней стало возможно жить человеку. Охлаждение Земли, по мнению Бюффона, не окончилось; наша планета продолжает охлаждаться всё более и более и через 93,291 год она охладится до того, что всякая жизнь на её поверхности должна будет угаснуть. Бюффон основывал эту гипотезу на том, что температура земного шара по мере углубления в его недра постепенно возвышается; именно, углубившись на 30 метров внутрь Земли, мы нашли бы, что там температура выше на 1° по Цельсию температуры земной поверхности. Это значит, по словам Бюффона, что охлаждение Земли началось сверху и идёт постепенно к центру, по охлаждению которого Земля обледенеет и не будет уже в состоянии питать людей.

Но основания гипотезы этой нетвёрды. По известному физическому закону, все тела от тепла расширяются, а от холода сжимаются. Прилагая этот закон к земному шару, мы, проводя последовательно мысль Бюффона, должны допустить, что и радиус земного шара и весь объём его вследствие охлаждения уменьшаются. Но известно, что с уменьшением объёма тела увеличивается скорость его вращения (это можно видеть, например, когда вертят громадный глобус и глобус не более яблока), а потому вопрос об охлаждении Земли превращается в вопрос астрономический, который можно для большей определённости выразить таким образом: за двести лет до Рождества Христова (к этому времени можно относить начало точных астрономических вычислений), за двести лет до Рождества Христова обращалась ли Земля с той же скоростью, с какой обращается она в наше время? Луна, говорит Араго990, во все времена проходила в звёздные сутки одну и ту же дугу; следовательно, надобно заключить, что и эти сутки в продолжение двух тысяч лет ни мало не изменились, а как звёздные сутки измеряют скорость обращения Земли, то эта скорость имеет величину постоянную, и потому объём Земли также не изменился. Если же объём Земли не переменился, то не переменилась и температура всей её массы. Итак, значит, Земля не охлаждается... Далее, если бы внутренняя теплота Земли имела влияние на температуру её поверхности, то с предполагаемым охлаждением Земли и климат должен бы делаться холоднее. Между тем, перемены климата не замечается. Араго, на основании того, что в долинах Палестины, которые наименее потерпели перемен от рук человека, финики и виноград росли и зрели как при Моисее, так и тысячи лет спустя, – на основании этого заключает, что в промежуток этих двух эпох климат Палестины не изменился991.

Далее, астрономы говорят, что род человеческий может исчезнуть с лица Земли вследствие столкновения последней с кометой. Даже прохождение Земли через кометный хвост многими астрономами признавалось достаточным для того, чтобы жизнь на Земле угасла совершенно. Если бы хвост какой-нибудь кометы, – говорит Грегори992, или какая-нибудь часть материи, которая образует этот хвост, разлитой в небесах, упала бы сюда (в нашу сферу, приблизилась к нашей Земле, то испарения её причинили бы изменения очень чувствительные для животных и растений, ибо очень вероятно, что пары, принесённые из стран отдалённых и столь чуждых и произведённые величайшим жаром, были бы пагубны для всего того, что находится на Земле и причинили бы самые ужасные бедствия.

Но, как показывают новейшие наблюдения, мы не должны особенно бояться столкновения с кометой или приближения её к Земле. Теперь доказано, что самая сильная комета, низвергнувшись на нашу Землю, доставила бы последней не более вреда, чем сколько причиняет муха, ударившаяся на несущийся локомотив. Дело в том, что даже центр кометы имеет незначительную плотность, и поэтому-то они не могут вредить слишком плотным массам. 29 июня 1861 года, Земля оставалась в продолжение нескольких часов в хвосте кометы, которая в этом случае показала, что кометы – вещи безобидные. Значит, хвост комет не содержит в себе столь пагубных газов, которые бы могли задушить всё живое на земном шаре.

Далее, геология со своей стороны даёт указание на то, каким образом может прекратиться на Земле существование человеческого рода. Именно, некоторые геологи говорят, что центральный огонь нашей планеты может совершенно разрушить её, и Фламмарион находит в этой гипотезе долю вероятия993. «Можно почти наверное предположить, – говорит он, – что поверхность шара, на которой мы строим свои города и жилища, имеет не более десяти лье в толщину, и что, за этим тонким слоем все минералы находятся в расплавленном состоянии». С другой стороны доказано, что эта поверхность постоянно колеблется, и что не проходит 30 часов без того, чтобы не было более или менее сильного землетрясения, мы, следовательно, живём на таком плоту, который с минуты на минуту может пойти ко дну. Минутного колебания почвы достаточно для уничтожения целых городов, чему уже не раз бывали примеры. Если заткнуть вулканы, эти предохранительные клапаны земного шара, то разве шар не может лопнуть и подбросить в пространство обломки своей исковерканной поверхности?.. Но эта гипотеза не довольно основательна и доказательства в её пользу, приводимые Фламмарионом, недостаточно вески. Внутренний жар Земли может выйти через старые вулканы или образовать новые; для этого нет надобности взлетать на воздух всей Земле... При том, расширительная сила воспламенённой массы, по наблюдениям геологов, всё уменьшается и уменьшается, так что ей трудно будет поднять такую громадную массу, какую представляет собой земная кора.

Более вероятности представляет гипотеза о погибели Земли от огня внешнего. Кроме указанной уже выше возможности столкновения или сближения Земли с кометой, мы можем опасаться того, что наша планета при своём движении по мировому пространству попадёт в страну очень жаркую, или же того, что наша планета приблизится к Солнцу и даже совсем упадёт на него.

В пользу первой гипотезы говорит то обстоятельство, замеченное астрономами, что звёздные системы не кружатся постоянно на одном и том же месте, а стремятся непрестанно вдаль. Точно также и наша солнечная система переходит из одной части неба в другую и во время этого путешествия наша Земля может попасть в такую жаркую область, что род человеческий не вынесет её и погибнет. И вторая гипотеза также имеет основания. «Кометы, – говорит Гильемен, – так же, как и планеты, притягиваются Солнцем. Если они не падают прямо на Солнце, то это вследствие того, что они подвержены силе вержения, которая, будучи соединена с силой тяготения, производит эллиптическое движение вокруг центра притяжения. Сопротивление эфира, который наполняет межпланетные пространства, уменьшает эту силу вержения, действующую в направлении касательной к орбите кометы. Тогда сила тяготения начинает действовать с большей интенсивностью и приближает в известной степени комету к Солнцу... Таким образом, сопротивление среды должно иметь результатом то, что комета в более или менее отдалённую от нас эпоху погрузится в воспламенённую атмосферу Солнца994. Так комета, известная под именем кометы Энке, замедляется в своём течении вперёд сопротивлением эфира; в 33 года она теряет 1/100 долю своей скорости и со временем должна упасть на Солнце. Не может ли это сопротивление эфира и планеты приближать к их центральному телу, сделать более короткими их обращения и, наконец, низвергнуть их на Солнце? Впрочем, это случится не ранее, чем пройдёт несколько миллионов веков, потому что планеты несравненно плотнее комет, и сопротивление эфира несравненно менее для них чувствительно. Далее, однородность материи, из которой состоят все планеты, а также одинаковость тех законов, которыми эти планеты управляются, дают основание думать, что все эти планеты суть не что иное, как куски одного первоначального тела. Но, по общему закону природы, в конце концов, всё возвращается туда, откуда произошло: аэролиты, составленные из тех же элементов, как и наша Земля, падают на Землю и возвещают ей, что и она некогда будет аэролитом Солнца, возвратится туда, откуда она вышла. Далее, опытами Араго и Бабинэ доказано, что Земля постепенно сгущается. Но замечено также, что отношение между плотностью планет и их расстоянием от Солнца таково, какова быстрота их бега и вращения. Так Меркурий, самая плотная по отношению к своему объёму и в то же время более близкая к Солнцу планета, имеет самое быстрое двоякое вращение. Отсюда можно заключать, что и Земля, по мере своего сжимания, будет всё ближе и ближе подходить к Солнцу, вследствие чего жизнь на ней угаснет, и сама она, наконец, упадёт на то тело, которое её прежде оживляло...

Есть ещё много гипотез о кончине жизни человеческой на земном шаре.

Но самой вероятной гипотезой о прекращении человеческой жизни на Земле есть гипотеза, по коей эта жизнь погибнет вследствие истощения животворной силы Солнца. Солнце есть сердце мира, совершенно верно сказал один древний астроном; а с прекращением деятельности сердца прекращается и жизнь во всём организме. Но может ли этот источник тепла и света погаснуть?

Что касается до оснований, представляемых в пользу этой гипотезы наукой, то они довольно тверды. В небесной сфере, кроме светлых звёзд, находят и такие, которые, так сказать, истощились, угасли и совершенно потемнели. Есть звезды, у которых меняются или блеск, или цвет. Астроном Леверрье, сравнив карты звёздного неба, нарисованные в начале и в средине текущего столетия, нашёл, что на новых картах нет многих звёзд, которые были обозначены на старых, и заключил, что эти звёзды исчезли у нас из виду. Значит, свет звёзд иногда погасает, а вместе с этим должна погасать жизнь на зависящих от них планетах. Не может ли таким образом угаснуть и наше Солнце, которое есть также небесная звезда? Далее, случалось иногда, что Солнце помрачалось в такое время, когда не было ни облаков, ни затмения (так было, например, по Кеплеру, в 1547 г.). Не может ли это служить предзнаменованием совершенного помрачения Солнца? Затем не менее грозными предзнаменованиями являются солнечные пятна. По мнению одних астрономов,995 эти пятна, число коих из века в век увеличивается, служат знаком того, что Солнце охлаждается; другие, на том основании, что тела более горячие дают менее света, говорят, что образование пятен на Солнце сопровождается удвоением его жара, и что Солнце, следовательно, может со временем испечь всё живое на Земле. Последнее объяснение хотя и говорит против охлаждаемости Солнца, однако сообщает не менее печальное пророчество...

Далее, по механической теории теплоты английского физика Томсона и немца Гельмгольца, Солнце должно делиться своей теплотой со всеми небесными телами, её неимущими, например, с Луной. Если мировое целое, говорит эта теория, будет предоставлено спокойному течению своих физических процессов, то, в конце концов, весь запас сил перейдёт в теплоту, т. е. все тела, через взаимное лучеиспускание, получат одинаковую температуру. Когда же всякая возможность к дальнейшему изменению будет исчерпана, мировое целое предастся вечному покою. Какого рода будет этот покой – об этом один физик сказал следующее: «последнее положение теории теплоты таково: вся жизнь в мире идёт навстречу своей смерти»996, и Фламмарион в добавление к этому говорит: «вследствие уменьшения солнечной теплоты, дальше раздвинутся области ледяных поясов; моря и земли этих частей земного шара не будут в состоянии поддерживать жизнь, и жизнь незаметно сосредоточится около экваториальных стран... Собравшись около экватора, последние дети Земли вступят в последний бой со смертью, и именно тогда, когда начнёт приближаться вечный мрак; человеческий гений, укреплённый учёными приобретениями прошедших веков, засияет самым ярким светом; это будет как бы песнь лебедя, как бы последнее божественное дыхание на развалинах мира. Кто возможет изобразить чудеса этой колоссальной борьбы, когда земное человечество, стоя обеими ногами в могиле, подобно могущественному преступнику, будет употреблять все усилия, чтобы откинуть роковую крышку, которая готова его прихлопнуть? Наконец, Земля бессильная, иссохшая, бесплодная будет представлять собой только громадное кладбище»997. Таким образом, наиболее вероятными в науке являются те гипотезы, которые обещают людям и всему мировому порядку такой же конец, о каком говорит и Библия. Исчезновение с лица Земли рода человеческого по угасанию Солнца, и великий мировой пожар, который произойдёт от столкновения нашей планетной системы с другой или от иной причины, – вот то будущее, которое предстоит всему миру, по словам Библии и науки998.

* * *

990

Магазин землеведения и путешествий, издано Фроловым т. 3, стр. 182.

991

Ibidem, стр. 188–190.

992

Цитир. у Камилла Фламмариона.

993

История неба, стр. 519.

994

Миры. Популярная астрономия, перевод Пальховского. 1866, стр. 313.

995

Фламмарион, История неба стр. 523.

996

Zech в А. Aleg. Zeitung. 1869 № 57.

997

История неба, стр. 523.

998

См. Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1881 г Часть 2.


Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. / сост. Дьяченко Г.М. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 784 с.

Комментарии для сайта Cackle