Источник

В отношении к детям

Драгоценный плод для родителей суть дети. Но я, родитель, много виновен и в отношении к детям своим! Мое родительское попечение о детях бывает очень легкомысленно и ограниченно, потому что редко начинается ранее их рождения. По этому дрегоценнейшее и высочайшее из благ – жизнь человека часто насаждается не свято, не в надлежащей христианской чистоте духа и тела. Вот где первоначальный зародыш наклонностей к добру и злу! Сюда бы мне надобно внести попечение о детях своих, которым я столь искренно желаю добра.

Начиная поздно свое об них попечение, я выражал его часто ошибочно и греховно, особливо при воспитании и образовании их. Можно и должно воспитывать их с ранних лет, но не иначе как живым священно церковно народным преданием, которое для меня и моих детей есть самое важное; ибо я и дети мои принадлежим Церкви. Но против этого предания, духом коего я должен и сам дышать, и наполнять взоры и слух детей своих, я много грешу, потому что они видят, слышат, перенимают и усвояют в жилище моем часто обычаи не церковнонародные, кои не соединяют их с Церковью и Отечеством, а удаляют; раскрывают не любовь и сердечное сочувствие, а насаждают привычки, не располагающие к церковно отечественному и народному. Например, я не приучаю детей затверживать молитвы и произносить их утром, пред учением, принятием пищи и после, вечером, и при иных обстоятельствах; почаще ходить в церковь к Богослужению; знаменовать себя крестным знамением и поклонением при шествии мимо храмов Божиих, часовень, при встрече с погребальным ходом; чтить дни праздников и постов; читать священные книги; взирать на все непохвальное и порочное как на грех перед Богом, а на доброе как на помощь Божию и проч. По этому дети слыша, что это дурно, а это хорошо, не знают вполне, почему то дурно или хорошо; ибо без Бога и Церкви нет достаточных признаков добра и истинной нравственности. Иногда изгоняю при воспитании детей родное наречие, которое делается чужим для них на всю жизнь. Вообще очень мало воспитываю детей в наказании и учении Господни (Еф. 6:4).

Еще же греховнее мое поведение с детьми, если они с малолетства видят, слышат и перенимают у меня примеры жизни безпорядочной, как то: невоздержания, нехранения уставов веры и Церкви, срамных слов, соблазнительных шуток, пении, зрелищ, изображении, чтения книг празднословных, пересудов, злоречия, насмешек и проч.

Без предварительного нравственного воспитания начинаю учить детей книжно, но часто с их возрастом и упущения моего долга к ним возрастают. Тогда еще более я бываю невнимателен и безпечен к направлению образования их, особенно если я вверил образование их иным. При нравственно неприготовленном сердце детей, мое новое невнимание к их книжному образованию бывает также, как и первоначальное воспитание, причиною образования их более поверхностного и одностороннего, более телесного чем духовного, более ума нежели сердца, – а потому образования более корыстного чем святого. При таком направлении образования целью его бывает, как показывает опыт, более наслаждение чувственное, нежели слава Божия. При таком направлении ученик более стыдится и боится названия глупым, чем безсовестным: – и посему он приучен считать знание выше поведения. А я приучаю его так думать между прочим и тем, что не только не подавляю, но даже пробуждаю в нем чувство гордости, ибо я иногда говорю ему, что он должен иметь благородную гордость, между тем как это только обманчивый призрак благородства, потому что пороку нельзя быть благородным.

Смешивая в понятиях детей чувство долга и благородства истинного с гордостию, я бываю виновником гордости в них особенно по чрезмерно заботливому, так сказать, ухаживанию за ними. Надзор за детьми и попечение об них без сомнения необходимы и важны; но это иногда простирается до излишества. Например, при легкой боли одного из детей суетятся несколько человек, при неосторожности со стороны служащих вопиют несколько голосов. Часто взирая на резвость детей, как на свидетельство обилия их умственных сил, и обращаясь с ними, как равными себе, поселял в них порочную вольность, самонадеянность и даже дерзость. Вообще чрезмерное ухаживание за детьми и потачка им располагают детей думать о себе, что все должно вращаться около их и для них. Между тем истинное образование утверждается на возможной простоте, смирении, уважении ко всем и терпении христианском. Вот запас самый необходимый и важный, особенно при темной мысли о будущем отдаленном и неизвестном, которое предстоит моим детям.


Источник: О говении по уставу православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – [3], 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.)

Комментарии для сайта Cackle