Источник

В отношении супружеском

Супружество, Богом установленное и Таинством утвержденное, есть коренной и начальный союз всякого союза – церковного, родственного, народного и гражданского, источник нравственности, порядка, здоровья и распространения славы Божией. Чем обширнее влияние супружества на благоустройство жизни семейной и общественной, тем глубже и постояннее требуется от меня внимание, усилие и самопожертвование. Но я очень неблагоразумен и виновен в отношении к своей супружеской жизни. До вступления в брак я не готовился к нему воздержно и свято, в чистоте и целомудрии, чтобы служить благословенным, творческим орудием благословения, чистоты и здоровья для своих потомков. При вступлении в брак не дорожили советом и благословением родителей, коих благословение утверждает домы чад. Не внимал внушениям и уставам Церкви, но стремился и следовал по слепому влечению своих страстей и разсудка.

Греховно было приготовление мое к браку, греховно и брачное сожитие. Я забывал, что тела христиан суть члены Христовы и храмы Святого Духа, и обращал их в орудие чувственного и порочного удовольствия. Не избегал того, что может возбудить в сердце нечистые чувствования и омрачить чистоту супружества, как то: сладострастных песен, телодвижений, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ и изображении, чтения соблазнительных книг, невоздержания в пище и питии и проч. Не наблюдал времени, указанного Словом Божиим и Церковию для супружеского соединения (1Кор. 7:5).

Священную крепость союза супружеского часто колебал я недостатком своею особенного внимания к многоразличным условиям сего теснейшего союза. Ибо чем теснее союз, тем ощутительнее и оскорбительнее бывает всякое к нему невнимание. Еще чаще унижал я супружество малодушием при лишениях и скорбях, особенно при неудачах и огорчениях мнимых и маловажных. Малодушие, особенно недостойное христианина, призванного взирать на все обстоятельства жизни настоящей в отношении к вечной, переходит в ропот, тоскливость и угрюмость: все это совокупно очень колеблет и омрачает супружество. Оно есть союз, на коем, как на опорах утверждается общее благо семейства, и если одна из них колеблется, то и все здание союза сотрясается. Твердость нравственная есть венец и украшение супружества.

От недостатка терпения и благоразумия происходят во мне иные грехи, колеблющие и разрушающие счастие супружеской и семейной жизни, таковы: леность и безпечность в делах моего звания и хозяйства, – от чего я в семействе своем часто не имею приличного и даже необходимого. Расточительность, при которой мне мало даже достаточного и обильного достояния на мои мнимые нужды и прихоти. Эти недуги воображения и тела влекут за собою множество греховных последствий.

Нечистота чувств, леность, безпечность и расточительность предполагают во мне порочную наклонность и жажду к удовольствиям, и что опаснее, – к удовольствиям сторонним, вне семейства и дома моего. При жажде к удовольствиям, веселостям и разсеянностям сторонним я привыкаю быть вне своею дома, семейства и занятий по своему званию. В следствие этой греховной привычки скучаю пребыванием в своем доме; бегу из него тратить и время и силы тела и души, достояние, супружескую верность, честь и спокойствие. И чем сильнее эта сторонняя, ненадобная и порочная трата, тем страшнее становится для меня мое тихое семейное жилище, коего и один вид вонзается в сердце мое острым болезненным обличением, что я член для семейства ненадежный, безполезный, даже вредный и опасный. Так из супружества, Богом благословенного, я делаю иногда то, что оно меня неуслаждает, а бременит, потому что я не живу в нем и для него. Я часто не умею, часто не могу, а ещё чаще не хочу жить в нем и для него! С нарушением чистоты и целомудрия до вступления в супружество и особенно с попранием союза супружеского много страждет и союз родственный и гражданский. Сии пороки падают тяжким бременем на целое общество, у коего отнимаются достойные члены чрез нецеломудрие. Им часто совершенно пресекается рождение, или сопровождается болезнями, коими заражены бывают и рождающие и рождаемые, – чем постепенно ослабляются силы общественные, и вообще уполномочивается соблазн и разврат во вред супружества.


Источник: О говении по уставу православной церкви / [Прот. Григорий Дебольский]. - Санкт-Петербург : Печатано во Французской типографии, 1850. – [3], 92 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по 2-му изд.)

Комментарии для сайта Cackle