Источник

О вере Христовой и Церкви

108. К Е.М.В

Несомненно мы удостоверены в том, что без Господа ничтоже бысть, еже бысть. Благодарим всещедрого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, дарующего нам недостойным жизнь вечную на небеси и одерживающего на земли победу над смертью и адом, чтобы грешников спасти.

О небесных очень нужно помышлять и молиться в смирении души своей к Вседержителю, чтобы свободнее, благоизволительниe и охотнее уклоняться от сует земных, подлежащих смерти и тлению... Конец же временной нашей жизни есть в деснице Вышнего.

Слава Богу! завтрашний день празднует Божия Церковь по плоти Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за нас до последней капли крови... Ныне прейде сень законная; явился Спаситель миpa и проповедуется новая заповедь Христова, да любим друг друга. Слово Божие-Сын Божий и Сын Пресвятыя Девы всего себя предал нам-в пищу и питие: смотрите, что делает любовь!.. Любовь Божественная, неизреченная, всеобъемлющая, непостижимая, упоевающая мучеников созерцательною сладостью вечных благ; любовь, с превыспренных небес сошедшая к возбужденно грешников на покаяние; любовь, смирившаяся до уничижения величествия своего, и между двумя разбойниками распятая от грешников и испрашивающая им отпущение грехов!... ужаснися небо!

Радуйся о Господе, возлюбленная сестра и мать! Христос посреди вас, всегда спасающий вас от неприязни и избавляющий от лукавого.-Господи, буди милость твоя на нас, якоже уповахом на тя. Исповедание и велелепие дел его и правда его пребывает в век века! Да утешит вас Господь благодатию своею.

Декабря 31-го 1835 г.

116. К Е.М.В.

Матушка! Победа наша-вера наша в Господа и Бога нашего Иисуса Христа, свидетельствуемая делами и чудесами.-Истинно верующим вся возможна суть о Господе; Церковь верующих свидетельствуется Св. Духом. Глава Церкви сам Бог и Господь Иисус Христос. Как был един ковчег Ноев, во время потопа плавающий по водам: так и Церковь Божья едина есть. Отпавшие же от церкви утопают в водах всяких ересей, суеверия и расколов, а обращающихся с сознанием своего заблуждения Господь приемлет и вводит в свою истинную Церковь, которой он сам управляет. Господь смиренным дает благодать: гордым же противится... Ему одному, нас спасти и помиловать могущему всегда да предаемся. Слово его Святое да светит нам, да руководствует нас от временных ко вечным и да подкрепляет нас, немощных и слабых, в пути нашем.

н. р. Е. 9-го Мая, 1836 г.

79. Марии Петровне Колычевой

Верою и любовию все побеждается, и горестнейшая душа услаждается. Повсюду благословен грядый во имя Господне! Пpиидите и видите, яко благ Господь призывающим Его во истине; приидите, вкусите, сколь сладка гортани нашему словеса уст Его. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое! заступник мой и избавитель мой, и уповаю на него! Хваля, призову Господа, и от враг моих спасуся. Гряди, жаждущая душа моя, и пий чашу утешения с радостворною любовию животворящего слова! Воистину Христос воскресе, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Прииди и виждь что есть чаемое вечное, неимущее конца! От Безначального Отца Безначальный Сын и Дух Святый, от Отца исходящий и на Сыне почивающий, триедино невидимо, непостижимое, бeсконечное, вездесущее Существо Бог! никак не испытаемое, но веруемое. Его Святым промыслом и благодатию спасается весь род человеческий. Изволяющий спастися да спасается самым тем путем, который есть Иисус Христос, Сын Божий, пострадавый плотию. Сей есть путь нашего спасения. Имеяй уши слышати, да слышит! Аминь.

92. К М.П. Колычевой

Мы здесь едино в вере во Христа.

Апостольские так вещают нам уста.

Различий пола в вере нет, –

И вам, как мне, сияет свет!

Я жду, терплю и уповаю.

К Всемогущему взываю:

Благий утешитель в скорбех!

Сподоби нас Твоих утех.

95. К М.П. Колычевой

Благослови, Господи, писать в просвещение сердца моего и сестры моей, в радование духа, Тобою в нас просвещаемого. (Выписываю из выписки моей )

«Веруешь ли? – спасешься. Это есть оный наш Спаситель-Богочеловек, о котором Исаия говорит: Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча. Для чего издалеча?– для того, что естество Его невидимое. Для чего узрят землю?– для того, что там гавань, лоно, залив, пристань обуреваемым. А что то за такие чудные очи? – очи оной голубицы, почившие на холме, возникшем из-под потопа; око веры, тайное естество видящие. А же со славою? – то, что сей Царь не осязается, а только славится, верится и памятуется. А что же значит: Царь? – то, что Христос есть начало, сила, глава, Господь, камень веры, надежды доброй остров, холм среди потопа плоти, свет во тьме, второй человек, Господь с небес, о котором Иоанн:

Посреди вас стоит, Его же вы не знаете. Для чего стоит?– для того, что все скверное и тленное течет, проходит и нас оставляет; истина же Господня стоит и с нами, а мы с нею и в ней во веки пребываем: да воскреснет и внутри нашего духа Бог! да расточится мудрование плоти и да исчезнет! Все то не наше, что нас оставляет; все вихрь и прах, что покоит плоть: а наше то, что в нас, среди нас. Святое и любезное всегда есть с нами; все же прочее проходит. Бог любовь есть. Что же, навел ли Господь меч святой и великий? Убил ли в тебе дракона, сущего в море? Не ползает ли еще сердце твое по плоти, и не кушает ли прах со змием? Пожерта ли смерть? Отъял ли Господь всякую слезу от очей сердца твоего? Добрый виноград произрос ли на земле твоей? Прозябнет и процветет Израиль; отнимется беззаконие Иаковлево. Господи Боже наш, соедини нас; рассыпалось сердце наше по воде, – не видя Тебя в себе, блаженной гавани своей.

Наведу слепых на путь, его же не видевших. Ныне узнал ли ты себя? видишь ли в себе второе естество? Знаешь ли человека? знаешь ли, что жив еще? Или только веруешь: веселись о Господе. «И ныне это говорит Господь Бог, сотворивший тебя, Иаков: не бойся, так как избавит тебя. Мой есть ты. Если проходишь сквозь воду, с тобою есть: и реки не покроют тебя». О, Мария! Мария! Видишь ли ты гавань священную в море тления твоего? Если один тлен видишь, слепа есть. Плоть ничто же; рассыплется сплоченная плоть; есть она многое вместе: но ничто же, и пустыня, и тень... Ищи одно, но доброе, и довлеет; во времени оно будет не слепая Марфа, но прозорливая Мария, узревшая и избравшая в себе едино: но се едино есть та гавань, где Израиль почивает. Господь пасет мя... поем Господу!.. Под сень Его возжелали и сидели. Радуйтесь со мною, так как обрели погибшую драхму. Пойдем ко Христу! Сего-то Младенца подъял в старости Симеон верный. Сей-то есть свет в откровение слепым языкам, а прежде всего, для блаженной славы любезнейшего Богу Израиля».

В сем числе вас полагая, и поручив невечернему нашему и тихому Свету-Христу Богочеловеку, пребываю вам покорнейший в Господе

друг и слуга Г..... Ноября 1-го, 1826 г.

120. Марии Петровне Колычевой

Христос нам крест сияет!

Ах, что ж меня смущает?

Во мне любовь пылает,

Которая чрез скорби, чрез страданья,

Чрез слезы, чрез рыданья,

Приводит верные сердца

В любовь Небесного Отца!

В сердечной вере нет сомненья;

В любви небесной-нет конца!

С соблюдением священной преданности веры и любви к воз-любившему нас Господу нашему Иисусу Христу пребываю навсегда

непотр. раб. Г...... Июня 1-го, 1827 года.

158. Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Кто верой Бога зрит перед собой,

Тот в страхе пребывает: –

Всевышняго закон святой

С благоговеньем почитает;

Страшится, чтоб ничем в словах,

В желаньях, мыслях и делах

Творца не оскорбить и не прогневать.

Июля 15-го, 1828 г.

228. Марии Петровне Колычевой

Господь с тобою, располагающий судьбою! Да хранится в вашем сердце слово Божие! Приношу вам искреннее поздравление с праздником Рождества Христова. Как только, уклонившись от сует мира, мысль сердца углубится в размышление о Божием смотрении во спасение человеческого рода, то подлинно нельзя не удивляться тому, какое открывается в сем таинстве благоволение, какая слава, какое смиренное снисхождение и неизреченная радость! Избавитель от вечной смерти и Спаситель мира родился в мир. Коль сладкое чувство внушает каждому благоговеющему христианину Христово изречение: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят! Радуйтесь о Господе! Да возрадуются верующие во имя Его! Сподоби Господи, в день сей славословити имя Твое: яко Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сорадующийся вам о Господе,

недостойный Георгий.

14-го Декабря, 1831 г.

302. Екатерине Васильевне Даниловой

О, как вы и по сие время нетвердо выражаете свою веру, как будто находясь в не-доумении! Вам ли, принявши просвещение от слова истины, говорить с таким сомнением: «Есть в бренности человечества что-то вечное, неумирающее?» Вы верная христианка и не языческого духа; вам было преподаваемо учение о познании Бога и самих себя; вам ли так гадательно говорить: «Что-то вечное есть в бренности человечества».

Вам надобно говорить с твердым познанием истины: не «что-то», но именно душа бессмертная, разумная, самовластная, сотворенная по образу и по подобию Божию Самим Богом – вот что возвышается над бренностью плоти; не гадательное нечто, а существо, достоверно известное и познаваемое в истине. А тело есть одежда души: как мы снимаем с себя телесную одежду и тело наше остается тогда наго, так и душа, совлекшаяся плоти, или тела своего, совершенно обнажается и бывает нага до того времени, когда то же самое мертвенное тело ее воскреснет и обестленится; тогда она, как новую одежду, приимет его, соединится с ним и более никогда с ним не разлучится, но вечно пребудет или в теле, прославленном с Господом своим, в бесконечной Его радости, или в теле омраченном, от-лученная от Бога, за непокаянное сопротивление Ему в сей жизни, на муки вечные, которым не будет конца. Тогда все будет поздно: за гробом нет исповедания и покаяния о грехах своих; но доколе остаемся еще здесь, дотоле не лишены надежды, что всякое время благоприятно ко спасению.

Спасайтесь, возлюбленная сестра моя о Господе, и пребывайте под покровительством Матери Божией.

43. К П. И. В.

Мир, как море, а Церковь Божия посреди мира, как обуреваемый корабль; кормчий ее – сам Господь Иисус Христос. Не подражайте тем мудрым, которые хотят вне корабля спа-стись; но соблюдайте все предания Святой Церкви, как необходимые средства к достижению вечной жизни: и будете благополучны.

18-го Ноября, 1834 г.

45. К П. И. В.

Слава Богу.

Христос воскрес! Радуйтесь о Господе!

И мы воскреснем по смерти нашей, несомненно. Вас смущают находящие помыслы, а вы не внимайте им; пусть они как псы, лают, вы не бойтесь их; а когда вносят вам вопрос: кто Бога сотворил? отвечайте: Бог все сотворил видимое и невидимое, а Его никто не сотворил: Им же все было, без Него же ничто не может быть, если есть, Бог невидимый – все видящий, непостижимый, всемогущий, везде пребывающий и все исполняющей и обо всех промышляющий неизреченно! Он верою приемлется нами, а не видением: и чины Ангельские не смеют на Него взирать, а не только испытывать! Его существо превыше всякого существа; вся тварь работает Ему со страхом и радуется ему с трепетом. Мы, несомненно, веруем слову Его, вочеловечшемуся ради нашего спасения. Читайте Символ веры, православно исповедуемый Святою Апостольскою Церковью, и утверждайтесь против злых духов и против зломудрствующих еретиков. Святой Ангел- хранитель да хранит вас от искушений лукавого духа! Не смотрите на то, что пристрастившийся к сей временной жизни мир делает, но внемлите, чему Христос учит: Он есть совершенный человек, приявший человечество ради нашего спасения; не тварь, но Творец твари. Веруйте и не смущайтесь!

70. К М.М.

В письме вашем я заметил неправое мнение, но уверен совестью вашею, что оно никогда не было вашею мыслью; это мысль набежавшая, или находящая. Враг спасения любит всевать свои плевелы; кажется, это его внушение, будто бы Бог не удостаивает устраивать души грешных. Ах, как часто мы, по нерассмотрению и неосторожности, принимаем такие от него наносимые мысли! Теперь прошу вас внять гласу Божиему и познать, как противно оному диавольское внушение. Вот что Иисус Христос глаголет: «не требуют здравии врача, но болящии... Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф 9, 12–13); а в другом месте Господь сказал: «прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк 19,10). И еще Господь чрез пророка говорит: «хотением не хощу смерти грешника, но обратитися и живу быти ему» (см. Иез 33,11). Теперь разумно вам строение Господне о душах грешничих. Не верьте ж возмутителю. Бог кающихся грешников принимает, а некающиеся сами удаляются от Него и за свое произволение будут судимы. Веруйте всем сердцем Иисусу Христу! Во имени Его наше спасение.

Не ласкайте матушку А.: монашеские правила запрещают изъявлять наружные неумеренные ласки; довольно одной учтивости и должного почитания. Молчанием и терпением всех ее прекословий можете и весь гнев потушить по милости Божией. Ведь временное изменяется – помышление ж человеческое суетно и ложно, как непогода, которая иногда и целую неделю продолжается, а потом переменяется на хорошую погоду.

Вашему сердцу говорю Господне слово: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс 145, 3); проклят человек, иже надеется на человека. Только одни надеющиеся на Господа не постыдятся и, как Сионская гора, пребудут непоколебимы. Надежда на человека лишает надежды на Бога. Также и любить должно со свободою духовною, а не по пристрастию души. «Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас» (Мф 5, 44)! Так повелевает Иисус Христос. Любите друг друга, горяще духом, но все творите со страхом Божиим.

Иоанн Златоуст молился: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». Так и нам должно молиться и часто повторять сию молитву: из оной видите сами, что страх Божий есть корень всех благих дел.

Ни малого нет сомнения следовать воле Господней. Бог вас вознаградит стократно за ваше безропотное терпение. Только вы терпите ради претерпевшего за вас Самого Господа Иисуса Христа, с благодарностью к Нему, что Он удостаивает нас такового терпения, и храните все это в глубине сердца своего. Когда бы кто спросил из любопытства: «Каково вам? Не скучно ли?», – следует отвечать: «Слава Богу! Очень хорошо мне за вашими святыми молитвами». Святые Ангелы каждую минуту наблюдают терпение смиренного сердца. Ежели сердце к чему привязалось, вы скажите себе: «Почто ты, сердце, привязалось не к Богу? Ведь ты погибнешь без Бога! Смертные сегодня или завтра могут умереть, и вещи изменятся в прах; только вечный Бог силен спасти тебя вовеки». Так, возлюбленная сестра, отвечайте своему сердцу – и злая скорбь, отойдет от вас.

109. К Е.Я.Т.

День Святого Иоанна Богослова.

Поздравляю вас с радостным празднованием Св. Апостола по всей вселенной. Да вселится в нас слово Божие, спасающее от суетных слов человеческих! Евангелист Иоанн Богослов возвещает о Слове Божием, которого и Ангельские языки изъяснить не могут; ибо оно есть неизреченное, непостижимое, и нет ума, которым бы можно объяснить, что есть сие слово – безмолвное, и вместе во всех сердцах, верующих в него, гласящее и гремящее страхом на противящихся ему. Сим словом все было и создалось! Следуя сему слову и мы, горя духом, любим друг друга духовно и обязываемся неизменно любить. Нежно касаясь сердца, посвященного любви, сладчайшее слово, Иисус Христос, восхищает всего человека, и не сопротивляющегося приводит в неизъяснимое видение небесных красот. Понятие об этом мы имеем из многих описаний Св. Отцов, благоугодивших Господу.

Всякое праздное слово отдаляет нас от слова животворящего. Ах! Сколь много я утешаюсь, когда вижу, что наше сердце сокрушается о своих немощах и преступлениях пред Господом, и все погружается в слово Божие, занимаясь искренним молитвословием от внутренних благих мыслей... Скажите, сколько можете вы в сутки посвящать времени уединению для размышления о вечности и о будущем суде? После такого занятия тяжело будет вам слышать, или сказать праздное слово. Душа, ощущающая таинство небесной радости и не радующаяся о суетном утешении, и сама уже не может терпеть медлительности во временных сего мира удовольствиях, но охотно будет оставлять их и удаляться от них. Поистине приятно для меня слышать, что вы любите более быть в своем доме, нежели выезжать к другим, с которыми может повредиться душа, и совесть претерпевает смущение. Вот ударили в колокол к обедне; он зовет слышащих в церковь молиться и внимать Слову Божьему, благоговейно поспешим и мы к тому же вниманию. Истинное утешение и покой наш в совершенной преданности сердца Слову Божьему!

26-го Сентября, 1825 г.

116. К Е.Я.Т.

Сегодня двух Иаковов, по-русски: запинателей. Они действительно запинали врага, оклеветывающего святую истину. Первый, Св. Апостол, по плоти брат Господень, запинал дьявола проповедью Св. Евангелия и учением Христовой вере; второй, Боровицкий чудотворец, чудотворениями святыми всячески прогонял тьму бесовскую. И чем более клеветник покушался нападать на них искушениями своими, тем больше посрамлялся сам, и посрамлен был до конца. Несовместимое с лукавством и с коварною хитростью простое слово чисто назидающее душу в спасительную предосторожность; может ли быть не благоприятно сердцу, любящему правду и жаждущему пить любовь Христову? – Каждый же носит в себе осуждение, или оправдание от словес своих.

23-го Октября, 1825 г.

127. К А.Т.Б.

Пусть все смертное, изменяемое истребится из памяти нашей и вселится едино бессмертное, свойственное душе бессмертной благо! Да будет в нас свет истинного разума, просвещающий нас, Иисус Христос, итак обрадованные в Господе, радостью будем благодарить Господа...

«Оставившие плотоугодное и беззаконное житие, суеты и пышность мира сего, и возлюбившие смиренное и добродетельное житие Христово, взявши всякий свой крест, за Христом Спасителем своим пошли. Свет вышеестественный в сердцах их блеснул и привлек вслед Христа. Чрез кого бесчисленные народы, яко дикие звери, в веру христианскую обращены? Чрез двенадцать Апостолов. Чем обращены? Не оружием, но словом. Кто они были? Невежды и препростые. Уму человеческому непонятно дело сие; и не иное что, как сила распятого Христа все сие действовала. Сколько дьявол препятствия налагал растущей вере христианской, и сам, чрез служителей своих – то проповедникам слова, то прочим верным! Каких не изобретал мучений! Но ничего не успел; рассыпался весь совет его злой силою распятого Христа Бога нашего. Чем более мучили и убивали христиан, тем более умножалось число их; и премногие из них на мучения за Христа, как на пресладкий пир, спешили, и сквозь огнь и воду входили в вечный покой. Удивления достойное дело! Видели люди тягчайшие мучения, каковые тогда были христианам, но дерзновенно шли в веру христианскую, и на все дерзали мучения; вечных благих не видели, но к ним, как видимым, стремились, и друг друга к подвигу тому и вечным оным благим поощряли. Не человеческое, но Божие то дело было: сила Божия то действовала. Бог, которого они познали и прославляли, подавал им свет свой, крепость и силу свою, по писанному: Господь крепость людям своим дает. И так все козни и тягчайшие мучения одолели и победили». Сии строки списаны со строк Св. Тихона: видите, как убедительно мысль сердца его действовала на прохождение спасительного дела; и мы, принимая оную с любовью, сколь приятно наслаждаемся созерцанием назидательного и возбудительного к святой ревности слова! Господь, хотя всем спастись и в разум истины придти, да дарует нам непрестанно молиться Ему и просить себе всего спасительного и полезного, чтобы, по великой милости Его, благоугодить Ему. Господи, не лиши нас небесных Твоих благ; удиви на нас милость Твою: до самого конца жизни нашей временной на сердца наши положи непрестанное желание проходить любезно тесный и прискорбный путь ради любви Твоей. О, сладчайший в сладостях небесных Иисусе Христе, Сыне Божий, Боже наш! влеки нас к Себе: да будет в нас едина душа, едино сердце, едина мысль, едина надежда наша и любовь-Спаситель!

13-го Февраля, 1827 г.

132. К А.Т.Б.

«Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя.»

Ах, как приятно псалмопение царя Давида! Оно объемлет все наши нужды, проникает в душу и сердце пленяется Словом Божиим. – Предадимся же ему всей душой, пусть оно обладает нами: в нем живот наш,

в нем царство!

в нем веселие

и радость вечная!!

Захотим ли пить воду непостоянную, волнующуюся от духа ярости и кипящую словесами мира сего? – Это от нашего изволения зависит; во благом нет невольников... Причастник я есть всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданиям Твоим научи мя. Благость сотворил если с рабом твоим, Господи, по словеси Твоему. – Благости и наказанию и разуму научи мя, так как заповедям Твоим верую. Благ если Ты, Господи! и благостью Твоею научи мя оправданиям Твоим.

Благо мне, яко смирил мя еси, яко научуся оправданием Твоим.

Благ мне закон уст Твоих, паче тысяч злата и сребра. Щедроты Твои многи, Господи: по судьбе Твоей живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша.

Виждь смирение мое, и изми меня, яко закона Твоего не забых. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне.

Слово Божие свободно. Небесная сила спасительным призыванием Слова любезно содействует нашим сердечным желаниям на изыскание царствия Божия внутрь нас.

Человеческое сердце, по извольному своему уклонению во благо, благоустрояется и утверждается Богом, делается благонравным, простым и бывает вместилищем царствия Божия. Долготерпением преодолеваются препятствующие причины.

1827 года. (о силе Слова Божия)

189. К А.Т.Б.

Когда веруете, что Премудростью Божиею все благоустрояется ко спасению, то не сомневайтесь, возлюбленная сестра о Господе, припомните слово Священного Писания: «смирихся, и спасе мя» Господь» (см. Пс 114, 5). Вам угодно вооружиться против смертного страхования: вооружитесь; все святые свидетельствуют, что ни на земле, ни на небеси нет крепче сего оружия – имени Христова: оно не привешивается наружно, но свидетельствуется внутренне – сердечною верою и устным исповеданием. Непрестанное повторение молитвы сей: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» – не будет тщетно. Да будет вам милость Божия!

Октября 24-го, 1834 года

193. К А.Т.Б.

Обозревая, сколько можно, круг земной и воззрев на небо, неуклонно убеждаешься произнести от всей души: Слава Богу за все!

Душеспасительные размышления Сильвестра получены мною от вас 24-го числа Апреля. Это вы мне подарили в неожиданный час ради моего Ангела: он, конечно, вознаградит ваше усердие. Приношу вам благодарность... Поистине пища, укрепляющая душу в подвиге спасения, есть слово Божие: оно скорбящим приносит радость, а болящим утешение; оно внимающую душу очень приятно руководствует и возводит от земного к небесному, и чрез кратковременную сию жизнь нашу сопровождает к будущей жизни-вечной... А здесь покуда скорби и болезни для претерпевающих с благодарностью очень полезны.

Апреля 26-го, 1885 г.

287. К В.В.Г.

О Господе возлюбленная сестра В. В.! По истине и по всем испытаниям, которые во все время жизни моей Промыслом и попущением Божиим до меня доходили к познанию, к постижению и к просвещению души моей и душ многих, по всем испытаниям, – как в пространном поле мира сего, и в уединении, я совершенно уверен, что одно только истинное утешение наше – Христос посреди нас, и нет другого истинного утешения, – нет ни в чем, – нет нигде; но повсюду, везде и неизреченно; вся наша радость, сила и надежда – Христос посреди нас, словом и делом свидетельствуемый; се есть истинное утешение мое и ваше и всех верующих?! Уклоняется же Христос, где молва, празднословие, споры и ссоры, зависть, ненависть и всякое подозрение. Христос посреди нас, если мы день и ночь о Нем говорим, о Нем размышляем, о Нем поучаемся и живем, как Он научает нас. Христос посреди нас, когда мы все, что ни делаем, ради Него делаем. А дела, которые ради Него де-лаются, происходят от правой веры в Него. И теми ж делами свидетельствуется и самая вера: и добрые дела без веры, и вера без добрых дел, как тело без души, мертвы.

Июля 28-го, 1829 г.

329. К П.И.А.

Мирные, благие мысли да покрывают ваше сердце от находящего смущения: Христос посреди нас – прибежище наше, спасение наше и утешение наше! Се время благоприятно, се день спасения! Сегодня, а не завтра Господь дарует нам спасение: радуйтесь таковому благоволению Господню. Благодарение Господу, дарующему нам спасение; слава премудрости Твоей, Господи, слава милосердию Твоему, слава неизреченному человеколюбию Твоему! Дивный Господи во святых Своих, удиви милость Твою и на нас грешных; призри на изнемогающих и спаси нас имени Твоего ради.

Возлюбленная сестра моя о Господе! Искреннейшей друг души вашей есть благая совесть, – когда благо творите ради Господа, она веселит и утешает; она же томит и опечаливает за преступление заповеди Господней. Благо нам прилеплятися Господеви и петь имени Его в вышних-день и ночь.

В Псалтири читаете: милость и истина сретостеся: правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша дает плод свой. Не то ли означают слова сии, что благоволением Отца и осенением Св. Духа слово Божие плоть бысть во чреве Пречистой Девы Марии, и вочеловечися: и принесе плод спасения нашего, то есть, смертью смерть поправ, дарует всем воскресение в жизнь вечную?

Какое неизреченное блаженство ожидает тех, которые всей душой и всем сердцем своим и всем помышлением своим любят более всего, более души своей, Господа Бога своего и заповеди Его хранят?! Иго Спасителя благо, и бремя Его легко есть: и заповеди Его тяжки не суть. Не тяжко то, что повелел? Господь, Который ведает всю немощь нашу и молящимся Сам помогает. Божией милостью прошу вас: будьте всегда заняты добрым делом, да не обкрадывается праздностью время ваше. Не задумывайтесь; радование о Господе просвещает душу, а уныние умерщвляет. Прочь уныние, прочь от сердца! Да приидет на сердце ваше радование о Господе, и исполнится сердце веселья небесного!

Июля 18-го, 1832 г.

339. К П.И.А.

Одно истинное наше утешение – Слово Божие Иисус Христос! Он пременяет печаль на радость; Он исцеляет больных; Он воскрешает мертвых; Он животворит и укрепляет расслабленных. Слово Божие есть наша жизнь временная и вечная. Радуйтесь о Господе!

29-го Декабря, 1832 г.

350. К П.И.А.

Солнцем озаряется день, а словом Божиим озаряется верующее сердце.

Тело питается от земли, а душа питается с небеси. Телесные силы укрепляются хлебом и водою, а душевные силы укрепляются словом Божиим и верою.

Как рыба без воды, так и душа без молитвы мертвеет. Рыба погружается в воду и иг-рает; душа погружается в молитву и утешается.

Любящим мир множится злоба; «любящим же Бога вся споспешествуют во благое» (Рим 8, 28).

364. К П.И.А.

Мирный Ангел, дух небесный,

Благовестник бестелесный,

Да внушит вам мысль благую –

Рая дверь в душе златую!

Крест Христов – держава.

Похвала и слава!

Крест – непобедимая победа всем носящим его с любовью!

25 июня 1825 года


Источник: Георгий Затворник Задонский. Жития, письма и записки. – Екатеринбург : Изд. Дом «Ажур», 2021. – 960 с. / Письма. 66-876 с.

Комментарии для сайта Cackle