Источник

О милостыне и благотворении

51. Коломенскому купцу Якову А.К.

Почтеннейший о Господе!

Мысли и обстоятельства житейские, по разным приключениям, иногда так сильно стесняют сердце, что тяжело вздохнуть, – вот что приключается в жизни нашей!! Пожалуй, кто изволит, может сказать себе: вот, душа, тебе – золотые горы! утешайся бессмертными сокровищами их; но нет! душе несвойственно сие предложение к утешению; она отвращается от неподобающего ей, смущается и томится вся за лишение свойственного ей покоя: а истинный покой души есть дар свыше всех вещей, и сие даруется Божиею милостью. Милостивый же несомненно удостаивается сего дарования, и тогда сердце его утешается в Господе. Лиши его всего удовольствия земного, всякого богатства и сокровища, только не лиши небесного, внутрь действующей благой мысли, – душа его покойна и сердце пленяется в любовь Божию.

Кажется, сие чувство не чуждо вашей душе: что перо мое пишет, то мысль ваша читает и поверяет в сердце своем, что такое написано; и тем достовернее, когда и поверка, и поверенное есть от сущей истины. Утешительно слышать о вас, что вы питаете питающего вас Господа нашего Иисуса Христа ежедневно печеным хлебом! Вы это щедрой рукой вашей подаете нищим людям; а в них приемлет от вас сокры-вающийся втайне Христос – Царь славы; потому что они о имени Его приемлют, а вы о имени Его подаете ради самой заповеди Божией. Тайна же сия в день Страшного Суда Божия и воздаяния «комуждо по делом его» (Пс 61,13) откроется пред всеми и всем будет явна. Тогда какая радость обымет благотворителя, угодившего Господу милостынею, – радость бесконечно великая и неизреченная! Прошу вас, носите ныне это воздаяние в памяти вашей, умножайте повседневные благодеяния ваши – и вы самым делом дознаете великую к вам милость Божию. Поистине совершенно милостив тот, кто ни одному просящему не отказал в милости; а вы мне и непросящему подали на масло золотую денежку: да даст вам Господь пресечение дел враждующих на вас, чтобы вы могли победить благим злое и распространиться добрыми делами в славу Божию до самого конца дней ваших, и будут поминать вас в церкви Божией самые дела ваши, свидетельствующие веру вашу. Сия награда – выше всех наград.

Ваше душевное благорасположение к нашей обители, благоустраивающейся под покровительством Божией Матери Владимирской, очень утешает спасающихся о Господе и убеждает чувствовать и соответствовать взаимно тою же нелицемерною, святою любовью к вам, по которой Иисус Христос признает Своими. Даже и самый слух о добродетельном человеке очень приятен, веселит и радует душу, и не иначе, как себе, желаем таковому всякого поистине благополучия, а в скорбях терпения и совершенных успехов по касающимся до житейских обстоятельств отношениям. Да поможет вам Господь Бог, мирно проведши все дни жизни сей, достигнуть жизни вечной, для которой мы и сотворены, и призываемся Спасителем нашим.

Ныне Святая Четыредесятница: «се время благоприятно! се день спасения» (см. 2Кор 6,2) всем истинно кающимся грешникам, со страхом Божиим и верою приступающим к причастию Тайной Вечери Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Поздравляю вас и желаю вам Встретить благополучно – и с истинною радостью праздников Праздник – светлый день Воскресения Христова. Тогда, вспомнивши обитель нашу, с веселым сердцем скажите: «Христос воскресе!!!» – и мы торжественно повторим вашему радостному приветствию: «Воистину воскресе!!»

Искренностью слова соучаствующий вашему спасению,

непотр. р. грешн. Е. Февраля 11-го, 1835 года

74. Александре Николаевне Ильиной

Отрада души вашей есть милость Божия. Милостыня избавляет от смерти! Любовь покрывает множество грехов (см. Притч 10, 12). Иисус Христос животворит умирающих греху, чтобы жили по сей заповеди Его: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф 5, 44); поэтому следует, сколько возможно, со всеми мирствовать и ни на кого не держать гнева. От усердия вашего с радостью утешайте, матушка, милостынею нищих; а в лице нищего Сам Христос принимает милостыню от верующих и воздаст им сторично щедротами Своими; и вам воздаст Господь милостью Своею. Молитесь Господу и Матери Божией, да будет это вашим утешением!

Августа 30-го, 1826 года

176. К В.А.С.

Слава Богу за все! Добродетель, которую вы сообщаете в пользование немощи моей, имеет свою награду у Господа. Благодарю вас за искренность сердца, соболезнующего больным: потому благотворения ваши верные спутники вам-вам, следующим в царство вечности. Благодарю вас радостно за исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Ах! Я много награжден приятным послушанием вашим слова Божьего! Мне здесь нечего желать более. Когда вы вверенное вам имение со страхом Божьим и несомненною верою предпошлете щедрою рукою ко всещедрому Богу руками бедных: то достоверно, при разлучении души от тела узрите, увидите, как все оно умножилось за одно доброе ваше изволение благостью Божьей; познают и те души свою тщетность, которые здесь сами вяжутся скупостью или, поучтивее сказать, чрезмерным сбережением вещей, которые Господь даровал в щедрое подаяние требующим здесь. Тайна – она будет явной на суде Христовом, когда при собрании всей твари, будет сказано Иисусом Христом, называющим меньшею братиею бедных нищих. Потому сотворив единому сих братьев моих меньших, мне сотворите. Тогда каждый увидит на самом деле, что сам Христос в лице нищего принимал милостыню от скупой руки, или от щедрой, или и обижен был. О, какая слава тем благотворителям, которые разумно и несомненно во имя Христово благотворили! Это произнесется пред всеми силами Ангелов небесных. Радостно сознаюсь вам, матушка, утешаюсь неизреченно, когда бываю очень слаб телесными силами. Тогда виднее мне, что для души ничего не потребно в здешней жизни, только одни добрые дела и верное исполнение заповеди Христовой, или совершенное покаяние и исповедание грехов на прошение милости Божьей; прочее же все, что ни есть в мере, остается как непотребное. Больной человек, здраво и право верующей, любезно может сносить скорбь, болезни для оставления грехов, и тем умолять благость Божью, да не лишен будет небесных вечных благ, да избавится от вечных мук. Итак, между страхом и надеждою смиренно ожидает разлучение души от тела... Царствия небесного желаю вам милостью Божьей. «Мая 27-го дня, 1827 года».

33. Марии Петровне Колычевой

Что у кого на сердце, то и в наружность выходит. Но мудрость мира сего поглощается буйством о Господе Иисусе Христе. Стократно радуюсь быть в глазах мира сего дураком и осмеянным всеми мудрецами, даже и друзьями, мудрствующими земная, но только чтобы быть рабом воли Божией и всегда мудрствовать небесная. О искра небесного огня! Разгорись и воспылай в нас любовию небесных красот.

Вы говорите: «ежели будут сторонние видеть необходимое ваше благотворение и будут вас осуждать, как им покажется, всякий по всяким мыслям, то все будет причиною их соблазна и греха». Прошу соединить вашу мысль с сею истиною: комуждо воздастся по делам его. Вы делаете не с тем намерением, чтобы других соблазнять и тщеславиться, но чтобы не опустить случая подать бедному руку помощи: этот пример, побуждающий и других к благотворению, не обвиняет, но оправдывает вас по сущей истине; а люди с худыми мыслями, как вы ни живите свято, не престанут о вас худо мыслить, и всяко осуждать. Вся цель наша-не внимать суетным предрассудкам суетно-мудрствующих людей, но все сердце и душу иметь только к единому добру, и стараться, сколько можно, другим, особенно бедным и страждущим в нищете, простирать во славу Божию свои благотворения; не смотря на то, что шумит мир и веет противным ветром, да не с миром осудимся. Так-то вредят несчастным Грекам несчастнейшие во веки противоборцы Христиан! Во всякое время нужны предусмотрение и осторожность. Впрочем, и кроме того, есть ближе случаи благотворить. Не достойно ли сожаления видеть мучимых до пролития крови людей! Спросим их: за что вас мучат? За бедность; не имеем, чем заплатить подушных;-из такого состояния выкупать страждущих – есть дело важнейшее.

69. К М.П. Колычевой

Радуйтесь о таинстве Христовом. Христос с нами! погрузимся в благоприятную тишину безмолвия, и проведем время, по крайней мере, до вечера, в святых молитвах и чтении Псалтири: тогда обед будет сугубо благословен. Так поступить советую только вам; а другим предоставьте свободу.

Мы сегодня пришли в обновляющую нас вечную жизнь. Господь сил с нами!

Декабря 25-го, 1825 г.

146. Марии Петровне Колычевой

Замечается из обыкновенного повсюду употребления, что число почтеннейших и любезнейших батюшек и матушек ныне до чрезвычайности размножилось; также и милых братолюбцев, -кому сколько представится и понравится... От таковых обыкновений мне приятнее уклоняться под крест спасительный. Кроме сего, мне желательно повсюду свидетельствовать по справедливости, что истинным и верным другом может быть одна лишь непорочная совесть; и сия есть дар Божий.

Пусть в добром сердце вашем часто повторяется сие Господнее слово: «милости хощу, а не жертвы». Возлюбленная сестра о Господе! взгляните со мною сострадательною мыслью на страждущее семейство: вы увидите их обливающихся слезами, преклоняющих колени; спросите безмолвствующих, что это значит? Сострадательная в сердце вашем мысль отвечает вам: они рабы того же Господа, что и мы; теперь умоляют и испрашивают Самим Богом, который не презирает в скорби воздыхающих к нему, прощая их вся согрешения. Представьте, человеколюбнейший мой друг! они еще испрашивают милости у подобных себе: бедственность их состояния довела их до самой крайности, столько огорчены! ищут купца на последнее свое состояние, чтобы облегчить тяжесть своей участи – и не находят. Вот слезами обливающееся семейство С....х у ваших ног повержены не могут скоро заплатить вам долг свой; убеждают меня именем Христовым просить вас о терпении на них долга... Потерпите им о имени Христове! они плачут, что вы взыскательную бумагу передали N. N. к непременному с них взысканию. Ах! они не могут в скорости удовлетворить требованию. Вы можете видеть на глазах моих слезы от трогательности сердца. Взгляните на стоящего под спасительным крестом: видите держимую в руке бумагу с пламенною надписью, которую свыше свидетельствует Бог! По сей истине прошу вас умиленно: не жертвуйте такою слезною жертвою бедной N. N. чтобы она и они не огорчались и не роптали по нетерпению в такой с обеих сторон крайности... За спасительный страх, чтобы не оскорбить вашу совесть сим моим ходатайством всей душой и сердцем прошу милости Божией, просветить нас, делать и мыслить всегда по его заповеди. Нужно иметь «со всеми мир и святыню: ибо кроме сих никто же узрит Господа», свидетельствует Св. Апостол Павел.

Мая 7-го, 1828 г. Угоднее пред Господом простой смиренный простолюдин, нежели ученый без духа смиренномудрия.

208. Марии Петровне Колычевой

Посетил Господь меня в лице смиренного Своего раба, преосвященнейшего Антония, утешительною беседою и благословил словом радования духовного. Слава Богу!

В третийнадесят день августа началась среди монастыря трапеза для меньшей братии Иисуса Христа и продолжается вот уже пятый день. Представьте себе: только что окончит архипастырь в церкви Богоматери свое служение, шествует на гроб святителя Тихона, и, по совершении вечной памяти, идет к нищей братии Христовой, и, благословивши торжествен-но трапезу, начинает благословлять господ всякого достоинства, преклоняющих главы свои под его благословение, и каждого оделяет от уготованного стола, во имя Христово, ча-стичкою хлеба. Ежели бы в это время были вы здесь и видели сие святое благословенное зре-лище, восхитилась бы душа ваша на небо, к Самому Творцу, благодатно покрывающему всю землю.

Посмотрите со вниманием хотя мыслью, я вам покажу два предмета: архипастыря и народ. Архипастырь стоит при нищей братии; народ толпится и окружает его со всех сторон; и, как одно семейство в своем доме, подходят, каждый в свою очередь, как дети, и приемлют из рук отца благословенную пищу. Наконец собрание богатых отступает; приветствуются нищие и садятся за трапезу Христову. Видите, что делается под небом и в нынешнее время: самим делом прославляется Христос в лице нищей братии и благословляет благодетелей Своих: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя» (Мф 25, 35). Мир вам, возлюбленная сестра, покойтесь в Господе!

Августа 17-го, 1830 года

291. Екатерине Васильевне Даниловой

Чтоб в Боге пребывать,

Обычаи мирские нужно отвергать.

Тебе я предаюсь, мой Бог,

Тебе вручаюсь,

Тобой живу и просвещаюсь.

Господь мой свет,

Спаситель мой,

Все исполняющей Собой!

Он сердце очищает,

Надежду укрепляет.

Чтоб не блуждали мы во тьме,

Он светит всем, и всех влечет к Себе...

Спешите же Ему предаться!

Сегодня надобно спасаться,

А завтра снова начинать,

Чтоб всяко Богу угождать;–

О том просить, того желать.

Прошу, напишите мне, что особенно напечатлеется в вашей памяти из слова Ефрема Сирина о блаженствах.

Сотворите милостыню нищим, ради Христа, -в темнице, в больнице, странноприимнице, где только есть они, требующие ежедневного пропитания: Сам Иисус Христос приимет ваше усердное даяние и сторицею воздаст вам. Не кормите сытых довольных, но алчущих, жаждущих, безпокровных-всех к себе введите ради заповеди Христовой, и они-то вас сами доведут до престола Божия, где вы все то получите, чего по воле Господней просите. Да возрадуется душа ваша о Господе и уповает на Него!...

Да скажите, поминаете ли вы в молитвах своих того от кого не хотели терпеть ничего?

Марта 28-го, 1835 г.

319. К Екатерине Александровне Маркович

Повторяю прошение ваше к Богу! да покроет вас Своею благодатию и отделит сердце ваше от земных к небесным!

Верующим во Всемогущего отчаиваться не можно; а грусть, печаль и уныние мимо идут: всесладчайший Иисус Христос да усладит сердце, горестьми покрытое! – Жертва сердца вашего свидетельствовалась в тот же час моего получения особенною благотворительностью в отраду страждущих душ, и горькие слезы пременились в радостные: сын бедной вдовицы выкуплен из залога за подушные деньги! И истаявающие гладом получили хлеб спомоществующими молитвами Святителя Тихона! Да благоустроится, по сердцу Вашего Превосходительства, благоприятное предприятие ваше!

По взаимной обязанности и любви, которою сердца наши сближает сам Бог, взаимно испрашиваю св. молитв ваших о Господе!

Слабый и непотр. раб Егор. 4-го Марта, 1825 г.

5. К А.П.Р.

Милостивая матушка! Простите меня, что я оскорбил вас непринятием пищи, вами мне посланной. Да утешит вас святой Ангел во имени Христове! Бог мира, всех мирных сердцами и единомысленных да вселит в дом Свой, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная радость! Там торжественное воскликновение! там Херувимы Животворящей Троице воспевают Трисвятую песнь: Свят! Свят! Свят! – без конца... Дай, Господи, и нам там быть! Здесь же, в суетном мире, куда ни пойдем и с кем ни поговорим, повсюду встречаем всяко, и всяк человек есть ложь. Сегодня ласкают, а завтра бранят; теперь ублажа-ют, а после винят. Нет постоянства ни на час! Всё суета и всяческая суета! Всё временное то цветет, то меркнет и превращается в ничто!.. Когда Господь станет судить живых и мертвых, тогда скажет: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти» (Мф 25, 35). Надобно заметить, что Господу угодно только одних алчущих питать; мне же, насыщенному братскою трапезою, доставлять пищу – какая вам похвала? И от кого оная будет вам – за пищу, присылаемую тунеядцу? Ежели я скажу: «Какая добрая госпожа! она всегда мне присылает сладкую пищу»,– может ли воспользовать вас такая похвала от суетного сластолюбца? Никак! Или если скажу пресытившися: «Дай Бог ей здоровье», – то послушает ли Господь пожирающего ту пищу, которая более принадлежит беднейшим, не имущим хлеба? Ваша присылка в целый год может составить немалый счет. Отнимите у меня насыщенного и подайте требующим, алчущим: тогда верную восприимите похвалу от Господа. Ежели вы лишитесь от некоих почитания, то другие слезами обмоют ваши ноги, вознесут ваше имя к Престолу Божия милосердия и испросят вам вечное Царствие. Любовь чистейшая подала мне дерзость это вам написать, простите, матушка.

Желающий вам спасения и истинных приятностей

грешник, Егор непотребный

Р. S. Да оставим мы человеческие суждения! Каждый судит по своим мыслям, кто что любит. Послушайте-ка лучше: «вот царь настраивает гусли – пророк сыграть хочет для нас песнь, глас Божий ему гармонирует: «Бог рассыпа кости человекоугодников» (Пс 52,6).

Октября 3-го, 1822 года

11. К А.П.Р.

Радуйтесь о Господе! Настал крылатый пост, возносящий от тяжестей земных к небесным созерцаниям своих любителей. Ангелы радуются, а диаволу печаль. Православная Церковь проповедует о посте вот что: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отчуждение, оглаголания, лжи и клятвопреступления, сих оскудение: таков пост истинен есть и благоприятен Богу». Самопростейшая пища и в той умереннейшее воздержание научают нас таковому благоугодному посту. Я не хочу со-мневаться, что вы это все знаете, но ищу утешить вас спасительными повторениями, которыми душа может приближаться к Богу.

Простите! – вы плакали, читая мое слезливое письмо? Когда сердце сокрушается о грехах и о том, что прогневляет невоздержанием Всещедрого Господа, тогда очень полезно плакать, и душа, как в источнике, омывается в слезах благодатью Божиею. Иисус Христос повелевает нам оставить суетное и ложное, желая всем спастися и в разум истины прийти. Жизнь нашей плоти подлинно суетная и ложная: лабиринт с пестрыми площадками, вымыш-ленные дорожки, кругом да около блуждающие и опять на то же место приходящие. Повсюду разбросаны цветы – это прелесть чувств. Под сим приятством кроется до времени змий, чтобы внезапно поглотить душу, отлученную от Бога и уклонившуюся к суетным и ложным удовольствиям. Когда вам скучно, а может быть, и оскорбляетесь чем-нибудь, вы можете иметь компанию для препровождения времени и в том получите большую отраду. Кто не любит хороших и славных гостей? Когда вам угодно, утешайтесь ими ради Господа и имейте надежду воздаяния здесь и в вечности: нет славнее и преимущественнее тех гостей, которых вам назначает Царь царей – Царь славы! Извольте же слушать из Евангелия Его устное повеление: «егда твориши пир, зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя... воздастся же» тебе сие «в воскрешение праведных» (см.: Лк 14, 13). Бог сие назначил, Он и воздаяние за них обещал, – и что вернее быть может? Страшно же и ужасно против воли Господней поступать! И горе тому, кто иначе умствует или иначе поступает! Скажите, бывали ли у вас столы для таких гостей и имели ли вы счастье кушать с ними? Разве стыдно? Не известно ли вам о штате-даме Рогозиной? Она это делает. Некогда, по случаю, в летнее время собираются к ней превосходительные и высокие по достоинству мирскому особы и видят на дворе странность для парящих умов. Тут были набраны столы и – собрание нищих. Госпожа дома, сделавши пристойное приветствие обществу превосходительных лиц, тотчас испрашивает извинения, что она приняла себе за правило прежде своего стола угощать гостей, любимых Иисусу Христу. И так сама она с радостью занималась усердным угощением нищих, и высокое общество наслаждалось приятным зрелищем. Она не стыдилась бедность и нищету предпочесть генералитету, и высокие особы за сей поступок еще более стали уважать ее. Видно, госпожа Рогозина помнит, что Христос сказал: «аще кто постыдится словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе... со Ангелы святыми» (см. Мк 8, 38). Истинно! нет несчастнее того, кто стыдится людей, уклоняющихся в развращение, и потому не исполняет заповеди Господни. Да озарится ваше сердце зарею истинного света! Спасайтесь, матушка.

3-й день Великого поста 1824 года

12. К А.П.Р.

Иисус Христос спасение наше! Исполнение Его велений есть совершенство наше в жизни сей, а в будущей-славная награда пред всеми Ангелами, и ныне славословящими Господне в человецех благоволение. Позвольте мне открыть вам усердную мысль в общую нашу пользу-не в обременение, но на изволение ваше: не угодно ли будет вам в неделе один средний день посвятить в славу Божию для нищих, по возможности и силе вашей, без отягчения себя?-Ежели возродится в вас желание, ради прославления Иисуса Христа, посвятить себя на сию службу, то можете определить на cиe каждой недели четверг.-Ах! сами Ангелы призирали бы на ваш благодетельный стол, и на своеручное служение ваше по любви ко Иисусу Христу!-Может быть иногда и моя худость, по призрению Господню, удостоилась бы вкушения от таковой милостивой о Господе вашей усердной трапезы. Нет сомнения! О Господе вся возможна суть любящим Его. Не оскорбитесь, матушка, сим предложением: я вас не обременяю; но искренно желал бы вам посредством такого милостивого благотворения достигнуть того, чтобы участвовать в царствии небесном, где угощает Сам Иисус Христос. Да будет Он и ныне соединением душ наших во едино сердце, во едину мысль. И такая радость наша о Нем да не отымется от нас во веки!

Марта 18-го дня, 1824 г.

23. К А.П.Р.

Слава Богу о всем. О Господе радующимся сердцем радостное поздравление приношу вам с Ангелом вашим. Я утешаюсь, внемля сугубому празднованию: сегодня четверг; нищие и странные, обычно в сей день приветствуемые вашим усердием ради Христа, сегодня же особенным для Ангела вашего угощением утешенные, мню, побуждены будут в сердцах своих прославить Господа и молить о вас благость Его, да воздаст вам за призрение ваше небесными щедротами Своими...

О, когда б я удостоился услышать, что вы из своих рук сами предлагали пищу на стол братии Христовой, – которых презирают гордые люди, не представляя того, что в лице ни-щего и странного, худого видом, посещает страннолюбцев краснейший всех сынов челове-ческих Иисус Христос, Господь и Бог наш. О глубина таинства Господня!.. Будьте радостны ради Господа и ради святых Божиих о имени Христове. Сорадуюсь вам и я –

недостойный, непотребный раб Егор 25 июля 1827 года

26. А.Н.Ш.

Упование ваше на Господа Бога ни в какой болезни не посрамит вас. Об этом говорит писание: уповающии на Господа не посрамятся. Любящим Бога вся споспешествуют во благое. На сие Св. Златоуст пишет: «не говори мне о выгодах мирских, и воображай не только приятность в душе, или безопасность, но и противное тому – тюрьмы, огорчения, озлобления и повседневные нападки, и тогда ты силу речи Апостола уразумеешь. – Все, говорит, споспешествуют во благое. Счастье нас слабейшими творит, а несчастье бодрственнейшими делает. Бога истинно мы любим тогда, когда, ради любви к Нему, оказываем и сослужителям нашим многую любовь. Итак, помня рекшего сие: сотворивый единому из сих меньших, мне сотвори, и, рассуждая, что оказанную тобою сослужителю услугу сам Бог относит к себе, ты будешь с великою охотою делать все доброе, станешь оказывать великую щедрость в подаянии милостыни, смотря не на пользу убогого видимого нами, а на величество того, который обещался принимать как бы ему самому учиненное то, что учинено было бедному. Да не пренебрегаем же, молю, пользы душ наших и лекарства наших ран. Сие же преславное лекарство так излечит и исцелит раны душ наших, что ни следа, ни пятна, остающегося от раны, не будет видно».

Сообщая вам сие вещание Св. Златоуста и благодаря вас за ваше благоприятное ко мне расположение, испрашиваю и ваших молитв о мне недостойном.

Мая 18-го, 1829 г.

89. Е.П.

Благословляя благие предприятия и дела, Иисус Христос посреди нас! Услаждаюсь, когда читаю следующие слова ваши: «всячески стараюсь доставлять спокойствие людям, от меня зависящим; имею маленькую аптечку и пользую своих деревенских мужичков; утешаюсь, когда им чем помогу в болезни или нуждах их, и прошу Господа, да утвердит Он меня в правде и делании добра до конца дней моих». – Благоустрой, Господи, сердце, внимающее глаголам Твоим, и жаждущее во всякое время благоугождать Тебе; утверди нас, Крепость всесильная, крепко и постоянно до самой смерти нашей всеми силами послужить на прославление имени Твоего!.. Смотрю на выстроенные ваши келейки и утешаюсь намерением вашим прославить имя Господне. Слава Богу! Счастливы те, которые, пользуясь чрез земные средства нашим попечением, могут питать и душу небесною пищею: к такому пропитанию силен Господь изобильно обогатить ваше сострадательное сердце словом Своим. Катехизис и Священную Историю прошу вас усерднейше, сколько можно, тверже выучить, чтобы совершеннее вразумиться святыми истинами; таким образом, вы, ныне маленькая ученица, будете ревнительницей слова Божьего и подражания Христу. Христос да просвещает вас!

Желаю вам всего спасительного и милости Божией, всегда сохраняющей вас и награждающей труды ваши о Господе.

20-го Августа, 1826 г.

97. К Е.Я.Т.

Давно ли это слышали вы, будто я помогаю бедным и болящим? А между тем я сам нездоров и беден!.. Велика сила благости Небесного Царя, благотворящего всем, якоже хощет. Почто же вы возвратить хотите мне, что не мое и не от меня? Когда я не имею ничего, тогда все имею.

Августа 15-го (1825 года)

123. К Е.Я.Т.

Слава Богу за все! Удиви, Господи, милость Твою на нас; влеки к Себе и управляй нами, подавая нам всегда благую мысль на сердце, да благоугождаем пред Тобою!

Ваша мысль о призрении сиротствующих мне приятна; обнажаю вам и действующую во мне мысль: вам стоит доплатить 4000 рублей и тогда дом Хл... будет вашим; желал бы я в славу Божию, чтобы и дом Кодр. к нему присоединился; ежели мысль ваша усердно ищет благоугодить пред Богом и посвятить сии дома единственно на славословие имени Божьего и непрестанную молитву и на всякие богоугодные труды благочестивых девиц, стариц и бескровных, и жаждущих спастись в имени Христовом. Здесь-то, матушка, под вашим руководством обучению их закону Господню, приличным трудам и святому смиренномудрию не будет тщетно, но приятно Святым Ангелам и похвально пред благочестивыми человеками. Сия малая святая община, благословенная Господом, очень может милостью Божиею исходатайствовать вам, как состраждущей матери, как истинной начальнице и попечительнице, благость Господню и венец блаженства вечного. Мы не радуемся о временном, не ищем его, не льстимся им! Что невозможным кажется у человек, то возможно есть у Бога. Любящим Бога все споспешествует во благое. За временное – можете приобрести благо предпринимаемыми трудами, при помощи Божией, вечное воздаяние. Смиренное же предначинание благого дела зиждется и устрояется Самим Богом, не мечтательно, а истинно и свято, во всякое назидание души и в славу Бога, все привлекающего к Себе, в Царство царствующих без конца. Матерь Божия-покров нам, и Св. Ангел да сохранит вас от наветов человеческих и вражеских.

369. К П.И.А.

Радуйтесь о Господе!

С наступающим? праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоизволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у нас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах! для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете втайне, за то Господь воздаст вам явно милостью и щедротами неизреченными.

18-го Декабря, 1835 г.

без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной

Татьяна Григорьевна! Когда произволяете более и более прославлять имя Христово, вот средства: попросить Преосвященного письмом, чтобы испросил от губернатора верную справку «сколько по всей губернии содержащихся более года по тюрьмам честных людей, по причине единственной бедности за долги?» И именно: «кто за какое количество?» И по получении вашем такового сведения, ежели не будете в силах искупить добрых страдальцев из неволи по всей губернии, то можете, сколько вам угодно, по вашему произволению.

Но какова есть сия добродетель! В самом деле познать ее только могут честные страдальцы, освободясь от тяжкого ига вашим материнским попечением и милостью. (Хотя, по мнению некоторых, и явна будет такая милостыня, но вас оправдит сама совесть, что не ради явления на миру сие делаете, но, истинно, ради Самого Бога и сострадания к несчастным.)

Если я, непотребный, обременяю вас сим предложением, то, как непотребного, простите меня великодушно.

без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной

Как вообразил вас в памяти моей, так и говорю вам запросто:

Матушка Татьяна Григорьевна! Я прочитал письмо ваше, благодарю за снисхожде-ние. За счастье имею продолжать вам.

Ежели устами Господа произнесенная заповедь требует от нас взаимного и особого исполнения, или любви к ближнему, то, по завещанию Имеющего по делам нашим воздать нам, не угодно ли вам, матушка, принять себе за священный долг к прославлению имени Христова, чтобы по всей возможности вашей войти в положение живущих на вашей земле поселянок, – слышно, что они очень жаждут душевного спасения. Все они содержат себя собственными трудами, поэтому и не требуют иного содержания, разве только помощи, но требуют ради душевного спасения за ними назидательного призрения.

Не мала добродетель обнаженному дать одежду, алчущему хлеб! Но самой душе дать назидательное призрение, без сомнения, превосходнее всяких добродетелей, касательных только внешнего призрения. Глас Божий повелевает каждой душе: «Благоугождай предо мною!» – сей глас не приветствует ли теперь в сердце вашем вас к благоугодному делу пред Богом???

Матушка Татьяна Григорьевна! Прошу вас именем Иисуса Христа и всех Покровительницею Матерью Божией: из подражания Владычице и из послушания ко Господу не оставьте вашим вниманием – по любви к Богу – в доказательство искреннейшего усер-дия вашего к Нему приимите сих бедных поселянок в свое покровительство, благоволите им быть матерью и защитницей! При сем, верую Богу Всемогущему, что нет ни малейшего ответа уклониться вам от сего спасительного призывания; если бы в сем случае кто-либо отрывался и самою смертью, и тогда Всевидящий, призирая на одно только произволение сердца, верно – Всесильный возвратил бы от самых дверей гроба! Еще верую: когда действительно вступите в сие звание покровительницы спасающихся бедных, то со временем, при устраивании вашем назидательного порядка в церковном благоговении, в частном их поведении и келейном молитвословии, благоустроеннем Божиим имеют прибыть вам в помощь благороднейшие особы. Как за веру и упование все зиждется о Господе, так за неверие и самомнение разоряется и уничтожается. Но ныне и самое ваше присутствие может быть для них спасительным назиданием и страхом, ограждающим своевольность. Сие угодно Богу, спасительно вам и изыскательно Царствия Божия для всех, ищущих спастись. Таковое ваше последование может еще пользовать о Господе и душу покойного Алексея Федоровича.

В прочем свидетельствуюсь моим Хранителем Ангелом, укрепляющим меня в терпении и в следовании истине.

Непотребный раб Георгий Утро 26 апреля 1824 года Суббота

без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной

Матушка Татьяна Григорьевна!

Именем Христовым испрашиваю милости вашей: приятно Господу, когда вашим материнским снисхождением помилованная вами просительница оботрет горькие свои слезы для праздника Рождества Христова, с которым имею счастье вас поздравить и пожелать наиприятнейших дней к препровождению настоящих и окончанию будущих.

Непотребный раб Егор 23 декабря 1824 года


Источник: Георгий Затворник Задонский. Жития, письма и записки. – Екатеринбург : Изд. Дом «Ажур», 2021. – 960 с. / Письма. 66-876 с.

Комментарии для сайта Cackle