Источник

Глава XXXV

1. Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс;

2. великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся eй, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам1169. Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня.

Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза1170, называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2(см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. (Ин. 1:16–17). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки (Лк. 2:13–14): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение.

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие;

4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

Последние слова стиха 4-го пророчествуют о пришествии Сына Божия, хотя заключают в себе и утешение жителям Иерусалима, слушающим это пророчество. Оно в общем смысле обращено ко всем людям всех народов и племен, начинающим отчаяваться в спасении, жаждущим правды, но не видящим еще воцарения правды на земле. Не впадайте в уныние, говорит пророк; пути Божии неисповедимы. Хотя зло еще торжествует, и даже среди народа Божия нет искренней веры и чистоты, но Бог так милосерд, что спасет людей своих, спасет так, как они не ожидают. Мы опять видим, как пророчество о гибели царя Ассирии переходит в пророчество о том времени, когда „низвержен будет древний змий, называемый диаволом и сатаною...“1172 а именно: „когда настанет спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его“. (Откр. 12:9–10). Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше“. (Лк. 21:28). Следующие стихи еще яснее раскрывают, по откровению Духа Божия, признаки пришествия Сына Божия.

5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки.

7. И превратится призрак вод в oзepo, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.

Евангелия отвечают пророчеству стихов 5-го и 6-го. И когда Иоанн Креститель посылал спросить Господа: „Ты ли тот, который должен придти?“ то Господь отвечал: „пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат“. (Мф. 11:4–5). Все признаки пришествия Господа, указанные Исаиею, исполняются, но Евангелия добавляют еще два важных признака не открытые пророку: „мертвые воскресают и нищие благовествуют“ (Id. ibid) т. е. победа жизни над смертию и владычество духа над миром. „И узрит всякая плоть спасение Божие“ (Лк. 3:4–6 и сс. на Ис. 40:3–5).

Стихи 6–7 изучаемого пророчества говорят об оживляющей стихии, возрождающей иссохшую землю. На пророчество Иоиля указывал в речи своей Апостол Петр в великий Священный день сошествия Св. Духа1173 и Сам Господь уподоблял воде вечно текущей благодать Святого Духа1174. И здесь, в этом, несомненно Мессианском пророчестве, „воды, пробивающияся в пустыне и потоки в степи“, знаменуют дарование новой жизни заглохшему человечеству, становившемуся бесплодною пустыней, по отсутствию в нем живительных начал.

Прекрасное разъяснение слову „призрак вод“ дает толкование на Исаию, издававшееся при Христ. Чтении1175: „Евр. слово шараб, которое означает мираж, есть тот призрак воды, который в раскаленной степи мучит жаждущего путника и повергает его в отчаяние. С исполнением пророчества, мираж превратится в озеро; оно напоит жаждущего путника“. Призрак превращается в действительность; раскаленная степь оживает; внутренний человек обновляется; исчезают лживые божества, манящие к преступлению; исчезают прельщения идолопоклонства и плоти, воздвигавшиеся сатаною; степь превращается в сад, ибо Господь сказал: „кто жаждет, иди ко Мне и пей“; и „кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век“1176.

Мы обязаны сказать несколько слов о второй половине стиха 7-го, не одинаково всеми переводимой и понимаемой1177. Толкование Спб. Дух. Ак. указывает, что блаж. Иероним, соединяя разные значения текста масоретов и текста LXX, переводил: „в логовищах, в которых прежде обитали драконы, появилась зелень камыша и тростника“. К этому надо присовокупить, что в кн. Иова VIII, 11 и у Исаии XIX, 6 с понятием о постоянной влаге соединяется и упоминание о произрастании камыша, тростника и папируса. Поэтому и здесь появление камыша, там где его не было, означает превращение унылой, засохшей степи в оживляемую присутствием зелени землю. Здесь нет более места драконам или шакалам (в переносном смысле бесам. Ср. Лк. 8:29 с Мф. 12:43). В видении Исаии место, где покоятся шакалы, начинает зарастать зеленью: это еще не сад Божий, это приуготовление к нему, начавшееся в ветхом завете; это подготовляется почва нивы Божией, на которую: „выйдет Сеятель сеять“1178.

8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.

В главе XIX, по поводу стиха 23-го (ср. и XI, 16 и прим.) мы говорили о значении великого пути, соединяющего разные страны, доселе совершенно отчужденные одна от другой. Это единение разных стран совершилось не только духовно, но и материально. Святый путь, соединяющий разные народы, есть братство о Христе. Общая вера во Христа и любовь к Нему, всех Христиан делала братьями и заставляла их всякому иноземцу-Христианину оказывать помощь и любовь: таким образом весь мир открывался членам Христовой церкви. Но к единению народов способствовало и Римское владычество, которого одною из главных забот было создание превосходных дорог во всех странах, куда простиралось владычество Рима, а также суровая государственная дисциплина, каравшая беспощадно всех, осмелившихся нарушить законы об общественной безопасности. Но этим не исчерпывается значение пророчества стиха 8-го. В высшем значении оно прорекает о том „свете истинном, который просвещает всякого человека1179, приходящего в мир“; (Ин. 1:9); ибо Сам Господь сказал: „Я есмь путь и истина и жизнь“ (Ин. 14:6). Это есть путь по которому идя „и неопытные не заблудятся“, говорил Исаия, а Иоанн Богослов в I Посл. III, 6 сказал: „всякий пребывающий в Нем не согрешит“, ибо не мудрости требует, Господь от человека для его спасения, а веры, любви, простоты сердца, покорности и упования, дабы сердцем восприять те слова любви, которыми воплощенный Сын Божий призывал к Себе Свое создание: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные!“ (Мф. 11:28); „верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь“ (Ин. 5:24); „приходящего ко Мне не изгоню вон“ (Ин. 6:37) и многие другия слова, пролившие великий свет на жизнь человеческую; „ибо в Нем была жизнь и жизнь была свет человеков“ (Ин. 1:4). Христианство создает совершенно новый духовно-нравственный мир из совершенно новых людей, освещенных Солнцем правды и любви.

9. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него 1180 ; его не найдется там, а будут ходить искупленные.

10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием: и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

В высшем значении произносимого Мессианского пророчества, – в образе льва, которого не будет на святом пути, мы конечно должны признать духовного врага, о котором Апостол (1Пет. 5:8) говорил, что „он ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить“. Под этим же образом можно разуметь и всех врагов церкви Христовой, которые были орудиями того же дьявола. Но все они пали силою честного животворящего Креста, дарованного Господом как оружие христианина и память и символ Его победы над адом, и смертию. Некоторые комментаторы видят еще в стихе 9 указание на церковь торжествующую на небесах1181, а не борющуюся на земле, и основывают это мнение на двух выражениях стиха 9-го а именно: „хищный зверь не взойдет на него“ (путь) т. е. не может подняться на высоту; второе выражение говорит об „искупленных“1182, т. е. о спасенных. Вечная радость избавленных Господом, на Сионе, изображенная в ст. 10 то же говорит в пользу этого мнения.

В приложении пророчества, ко временам Езекии, должно сказать, что временно и частно можно его понимать, как спокойное радостное житие народа Иудейского, после освобождения от грозившей Иерусалиму опасности. Наум в гл. II, уподоблял льву Ассура, предрекая его гибель. После гибели его армии, хищные звери не грозили пути Израиля, до нашествия Навуходоносора.

Главы: с тридцать шестой по тридцать девятую включительно

В общем вступлении в этот том, в главах: второй и третьей, мы изложили вкратце ход событий, записанных в 4 Царств ХVII-XX, которых содержание соответствует предлежащим нам главам книги пророка Исаии1183. В том же вступлении мы упомянули о некоторых хронологических недоумениях, вызываемых тем обстоятельством, что 14-год Езекии совпадает с днями царствования Саргона, отца Сеннахерима, и что возмущение против Ассирии Меродах-Баладана и попытка его отделить Вавилон и царство Халдейское от Ассирии предшествует по Ассирийским памятникам восшествию на престол Сеннахерима1184. Вследствие этого во всех западных комментариях мы встречаем предположение, что в книге Исаии пророка болезнь Езекии и посольство временного царя Вавилона, Меродах Баладана (т. е. главы 38 и 39 Исаии) должны были предшествовать главам 36-й и 37-й, в которых рассказаны: поход Сеннахерима, обложение Иерусалима отрядом Рабсака и поражение Ассирийской армии1185.

Покойный профессор Якимов с профессорами: Елеонским и Троицким в предисловии к историческим главам Исаии в комментарии на пророка, в прилож. к Хр. Чтению (стр. 551– 556) подробно разбирают этот вопрос, и к этому превосходному разбору отсылаем мы желающего основательно познакомиться с настоящим ученым трудом, замечательным и своею ясностью и прекрасным изложением. Здесь достаточно, если мы,– опираясь на авторитет этих ученых, скажем, что по всей вероятности пророк записывал особые события на отдельных свитках, и перестановка их легко объяснима.

Вероятно, до самых времен Ездры дошли в отдельных свитках сказания о болезни Езекии и Меродахе и о походе Сеннахерима. Но почему эти отделы не поставлены в хронологическом порядке, на это мы ответим словами профессоров Спб. Дух. Ак. (стр. 555): „Так как следующий зa настоящим отделом отдел (см. гл. 40-ю) начинается предвестием об освобождении из плена.... то непосредственно пред этим отделом естественно было, приводившему книгу в настоящий ее вид, поставить: повествование о том событии, по поводу которого Исаия предсказал плен Вавилонский“ (см. Ис. 39:5–8). Приводимый нами комментарий указывает еще, что и главы 36–37-я, о нашествии Сеннахерима следуют непосредственно за обещанием Господа, объявленным чрез пророка, что Иерусалим не будет взят, а Ассур падет (Ис. 34:2–8)1186.

С точки зрения духовного поучения и развития духа человеческого, долженствующего с покорностию и упованием взирать на подателя всех благ, Бога, хронологический вопрос не представляет особой важности для старающихся из чтения священных книг уразуметь пути Божия милосердия. Поэтому мы будем читать главы: XXXVI-XXXIX в том порядке, как они дошли нас в тексте Еврейском и Греческом1187.

* * *

1169

Сравни и другие пророчества, напр. сопоставляя Ис. 24:1, с Ис. 29:17.

1170

Так Лейпцигская Лат. Библия 1822 и фр. Библ. 1731 (печ. в La Haye) и Англ. Узак. текст. Вульгата перев. flos, цветок.

1171

В русском тексте, местоимение относится к местностям, перечисленным во 2 стихе; но в греческом и Славянск. переведено: „они люди Мои увидят“ и пр. Таргумы (указ. Кея в Sp. Com.) читают: „дом Израилев... “ Очевидно, что ст. 2 обращен ко всем ждущим спасения.

1172

Об Ассуре как типе сатаны см. выше наши замечания и в общем вступлении, и в гл. XIV.

1173

„Излию от Духа Моего на всякую плоть“ – Иоил. 2:28; Деян. 2:17.

1174

Ин. 7:37–39 и ср. Ин. 3:5, 4:10–14 и наши мысли in loco в Опыте изучения Евангелия Иоанна. См. еще посл. 1Ин. 5:6–8, и 1Кор. 10:4.

1175

Стр. 539–540. Впрочем, подобные же объяснения дают Шмидер, Витринга, Епископ Петр и др.

1176

Ин. 4:14, 7:37–38. Господь в обоих случаях прибавляет: „Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой“; и „вода, которую Я дам ему, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную“.

1177

Полный разбор этого места см. на стр. 540–542 тол. на пр. Ис. в прил. к Хр. Чтен. изд. СПБ. Дух. Ак. Мы должны прибавить, что за кончиною проф. Якимова, окончившего разбор 34-й главы, толкование приняли на себя Профессора Елеонский и Троицкий.

1178

О подготовлении всей земли к восприятию Слова Божия, см. наши мысли по поводу миссии пророка Илии и Елисея и Ионы в 2 части 4 т. Св. Летописи (passim). См. также выше в наст. труде наши мысли о значении Иафетидов. Все более чистые учения, появлявшиеся среди язычников, суть приуготовление к проповеди Христианства.

1179

Христианина.

1180

На путь (ст. 8).

1182

Откр. 5:9; Еф. 1и мног. друг.

1183

Кроме смерти Езекии и воцарения Манассии, событий, которых нет у Исаии.

1184

См. Масперо, Роулинсона, Ленормана (см. его Un patriote Babylonien).

1185

Ту же перестановку следовало бы было в этом случае сделать и в 4 Кн. Царств, а именно: глава XX, кроме стихов 20–21, должна бы предшествовать главам: ХVIII, 13-XIX, 37.

1186

И см. выше ряд обетовании; Ис. 30:19,27–33, 31:8–9. 33:1–4,20.

1187

Прибавим к этому мнение проф. Елеонского (стр. 555–556), что хронологический вопрос не на столько разъяснен, чтобы безусловно согласиться на перестановку глав Исаии и 4 Царств.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle