Глава II
Мы говорили выше, что первые шесть глав пророка Исаии должны были быть произнесены при жизни еще прокаженного царя Озии (или Азарии), но так как он со времени поражения своего проказою жил в уединении, то царством управлял сын его Иоафам, и к этому времени надо отнести произнесение пророчеств, заключающихся в трех последующих главах с второй по четвертую включительно. Следующая за ними глава пятая составляет особое пророчество, о котором мы будем говорить в своем месте; а в год смерти Озии Исаия видит величественное видение, раскрывающее человеку горний мир, в виду которого страх и ужас нападает на смертного пророка, чувствующего все недостоинство плоти. Первая глава вероятно была произнесена в первые годы царствования Озии и может быть вслед за поражением его проказою; она стоит совершенно отдельно в ряду пророчеств; но независимо от воли пророка, который не мог знать будущих откровений и видений, она как бы заключает в себе вступление в ряд пророчеств, имеющих раскрыться позже. Мы видели, что он произносит обличения и угрозы, но в конце главы (ст. 27) говорится о спасении Сиона, и это спасение в связи с гибелью нераскаянных грешников, составляет содержание следующих трех глав. Ср. Ис. 2:2–3 с Ис. 4:3–6.
1. Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
Это надписание служит доказательством, что следующие слова составляют особое пророчество, произнесенное позже законченного пророчества первой главы. Оно произнесено очевидно во время спокойствия и богатства и благоденствия страны (Ср. Ис. 2:6–16, 3:2,16–22). Это вполне согласуется с сведениями о царствовании Озии, которые мы находим в 4Цар. 14и 2Пар. 26:2,6–15. Точно также царствовал благополучно и Иоафам, сын Озии, как видно из 4Цар. 15и 2Пар. 26:3–6.
Пророчество Исаии обращено не ко всему Израилю, но исключительно к Иудее и преимущественно к городу Иерусалиму. Царство Израильское в это время было настолько сильно, что позже Иоафама Факей, царь Израильский, в союзе с Рецином, царем Дамаска, при царе Ахазе задумали разрушить царство Иудейское. Но между тем приговор Божий был уже произнесен над царством Израильским, так как ранее Исаии Амос (Ам. 5:2) восклицал во дни правнука Ииуя: „упала, не встанет более дева Израилева“, а об Иудее прибавляет: „горе беспечным на Сионе“ (Ам. 6:1). И Осия ранее Исаии говорил, что опустошена будет Самария (Ос. 14:1). В то время, когда при Озии и Иоафаме Исаия произносил свое пророчество, ничто не указывало на грядущую опасность царству Израильскому, а между тем пророческий глас Исаии в этом пророчестве267 не ведает вовсе царства Самарийского; пророк видит для Иерусалима и Иудеи только далекое будущее; он видит вдали счастие верных Господу, и несчастие отступников; он видит создание общины верных Господу, которая символизируется „горою святою“, „Сионом“.
2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
Стихи 2–4 главы II Исаии совершенно тожественны с стихами 1–3 главы IV пророка Михея. В типическом языке пророка Исаии (прозванного ветхозаветным Евангелистом) община верных, называемая Сионом, противополагается Вавилону, царству греха (Ср. Ис. 14:4). Он видит, как в „последние дни“ язычники потекут к источнику истины и добра. „Последние дни“ связуются в мысли пророка с 27 стихом I-й глава, когда „Сион спасется правосудием“; эти последние дни суть последние дни ветхозаветной церкви268.
Пророк глаголет слова, сказанные ему в видении, и пророчество ясно рисует тот момент, когда взоры всего мира начали обращаться к Иерусалиму, где явилось во плоти Слово Божие и проповедывало милость и прощение и мир и где Богочеловек понес наши немощи и болезни и Сам Себя отдал на страдание и смерть и совоскресил с Собою человечество, погибавшее в грехах и язычестве. Уже в Кн. Бытия (Быт. 3:15, 49:1,10 и пр. в Св. Летописи) мы видели обетование Божие Адаму и пророчество Иакова о семени, имеющем стереть главу змия, и о Примирителе. В последнем даже указано, что появление Его будет тогда, когда Израиль не будет иметь более царя и самоуправления. Вот в эти „последние дни“ „гора дома Господня“, или „гора дома Божия“ будет поставлена во главу гор. Этот образ выражения напоминает откровение Иакову, родоначальнику Израильского народа, то величественное видение лествицы, которое он видел в Лузе, после которого он дал название месту тому Бет-Ель (Вефиль), то есть дом Божий 269 . Поэтому-то,-как думаем мы,-в следующем стихе сказано: „войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева“, с явным напоминанием этого видения. Это же сближение объясняет, что надобно разуметь под словами изучаемого нами стиха 2-го: „гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами“. Очевидно, что здесь нет мысли о каких-либо физических или государственных земных переворотах (толкования талмуда). „От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“ (ст. 3). Здесь разумеется возвышение души человеческой от плоти и мира к духу и небу; возвышение в дом Божий по лестнице, на которой стоит Господь и восходят и нисходят Ангелы Божии. Вот к этой горе духовной „потекут народы“. Эта гора высится над человеческими мудрованиями и философскими системами, символизированными под образом холмов; и в этой горе стремятся измученные служением миру народы, чтобы испить живительной влаги Духа Божия, истекающей от краеугольного камня на Сионе: „камень же есть Христос“270.
3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.
„Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?“ спрашивает Псалмопевец. (Пс. 23:3–5)271. „Тот, – отвечает он, – у которого руки неповинны и сердце чисто“. И далее: „....он получит благословение от Господа и милость от Бога Создателя своего“. Таким образом еще для ветхозаветного человека выяснялось, что „на гору Господню“ духовную (а не земную) призываются не члены известной нации, а люди с чистым сердцем и руками, не оскверненными насилием и кровью брата. Для члена же будущей церкви Христовой в 23 Псалме стихе 5 произносится то имя Божие, которое ближе всего в его сердце рисует ему возлюбленный образ Господа нашего Иисуса Христа,-имя Спасителя.
Имя горы Господней, горы Иеговы, принадлежит и той горе, на которой Авраам готовился принести в жертву Исаака. (См. Быт. 22:1–18 и все пр. в I т. Св. Летописи). Здесь Аврааму сказано, что за веру его: „благословятся в семени его все народы земли“. Событие это происходило на горе Мори-Иаг, (Мориа), на которой чрез много веков воздвигнут был храм Вечно- Живущему, и которая вместе с другой прилежащей горой названа общим именем Сион: „это град Давидов“ (2Цар. 5:7) Сион есть от того времени вечно типическое имя победы правды и добра над ложью и злом.
Совокупность всех древнейших пророчеств и преобразований, и пророчества Исаии в настоящем 3 стихе, доказывает, что пред нами несомненно Мессианское пророчество, глаголющее о царствии Божием, принесенном на землю Господом нашим Иисусом Христом. Горой Божией была и гора Синай (Исход XXIV),. но она представляла собою закон, „ завет от горы Синайской, рождающий в рабство“ (Гал. 4:24). Во время дарования закона приказано было: „Моисей один пусть приблизится к Господу.... народ пусть не восходит с ним“. (Исх. 14:2). Не так в Христианстве: „Гора же Божия Сион есть вышний Иерусалим.... матерь всем нам“ (Гал. 4:26). Сион свободен, говорит Апостол, и вот почему в пророчестве Исаии к нему свободно текут народы и „восходят на святую гору Господню, в дом Бога Иаковлева, для того, чтобы научиться путям Господним“.
„От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“; еще яснее в главе LI, 4: „Послушайте Меня народ Мой.... ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю во свет для народов“. Это последнее воззвание, принадлежащее к проповеди утешения Сионской общины после проповеди о Мессии (в главах 42, 49 и 50; в посл. гл. см. в ос. ст. 6)-очевидно уже слышит духовным слухом глас воплощенного Сына и Слова Божия, и видит духовным оком свет великий. (См. Ис. 9:1; Мф. 4:16). „Суд Его, как восходящий свет“, говорит пророк Осия Ос. 6:5.
4. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
„Ты прекраснее сынов человеческих, благодать излилась из уст Твоих“. Так восклицает в XLIV Псалме („песнь любви“) начертатель этого Мессианского пророчества; „воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды“272.-„И утвердится престол милостию“,-говорит Исаия XVI, 5,-„и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, Судия, ищущий правды“273. Мы видим, как велико и обширно поле видения ветхозаветного Евангелиста Исаии: оно объемлет даже последние дни земли и жизни человечества и сливается с видением начертателя Апокалипсиса (Откр. 20:12, 22:12), перед которым открывается второе великое пришествие Господа нашего Иисуса Христа, „Которому дана вся власть на небе и земле“ (Мф. 28:18) и „Который есть определенный от Бога Судия живых и мертвых“ (Ин. 5и Деян. 10:42).
5. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
Этих стихом начинается увещание народу, происходящему от Иакова. Не без причины напоминается народу об этом патриархе, который видел небесную лествицу и пророчески назвал то место, где он видел таинственное видение, „дом Божий“. К духовному дому Божию, к горе Божией к Сиону должны были устремиться по пророчеству Исаии язычники. Но народ обетования не должен ли был быть во главе этого движения? Израилю дан был свет десяти заповедей и закона. „Заповедь есть светильник“, говорим Соломон, Притч. 6:23; „откровение слов Господних просвещает“, говорит Псалом 118, стих 130. С этим светом Израилю легко было идти на встречу свету великому, имеющему осветить мир. Но дом Иакова не любил света, потому что дела его были злы (Ин. 3:19–20). Потому то они как народ не только не потекли к горе Божией, но и остались позади общего движения язычников к свету и правде во времена Господа нашего Иисуса Христа, и после Его славного воскресения, когда создавалась всемирная церковь Христианская, ибо „Свет Господень светил язычникам“ и „он распространился до концев земли; суд Господень осветил все народы“ (Ис. 42:6 и Ис. 2:4). Поэтому ревнитель отеческих преданий, которого облистал высший свет Христов, Павел, глубоко тоскуя о том, что Израиль остался позади движения к Господу, видит однако в этом особый промысл Божий и говорит о народе Израильском: „от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность“.... „ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О бездна богатства и премудрости и ведения Божия!“ (Рим. 11:11,32–33).
Пророк Исаия не ведает еще исторического будущего, но Дух Божий открывает ему вечные законы милосердия Всевышнего и в настоящем читаемом нами пророчестве Исаия побуждает дом Иакова идти к свету Господню, как позже Апостолы Петр и Иаков и Иоанн и Павел побуждали к тому же своих современников, братьев своих по плоти.
Заметим еще по поводу выражения дома Иакова, что оно необычайно важно. Когда Ангел Гавриил предстал пред чистою Девою, избранною Богом быть Матерью воплощенного Бога, и через Него стать Матерью всех нас, молящихся ей, то он именем Всевышнего вещает ей, что Ему, имеющему родиться на земле от плоти и крови Давида подобает царствовать „над домом Иакова и царству Его не будет конца“ (Лк. 1:31–33). Но дом Иакова уже будет заключать в себе все народы восходящие на гору Господню: а гора сия-лествица к небу, виденная Иаковом.
6. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
Горе слышится в словах пророка, сознающего, что воззвание его к дому Иакова бесплодно. Тогда Исаия вопиет к Богу и пред Ним изливает тоску свою. Из читаемого пророчества мы знакомимся с некоторыми из преступлений народа обетования: „Сыны Всевышнего ходят во тме“, говорит 81-й псалом (ст. 5 и 6). Псалом этот Асафа; по-видимому, псалом этот начертан уже в то время царствования Соломона, когда в Иерусалиме появились капища. С Востока и с Юга, из Сирии и Финикии и земли Филистимской и Аравии, но преимущественно из Вавилона переданы были приемы магии и формулы заклинаний, которые найдены во множестве на плитках библиотеки Ассурбанипала, но которые переведены с Аккадского, времен Саргона I, (Халдейского), с указанием что они хранились в древнем городе Агане. Отсюда то распространилась, – сколько нам известно, – магия и шаманство, принесенные из далекой Азии не Семитами и Кушитами, а племенами с приклеевающими наречиями, которые изобрели и гвоздеобразное письмо и врачевство и гадание и магию274.
Перейдя еще в Вавилоне, от шаманов к Кушитским жрецам, шаманство вел. Азии распространилось под формой магии на Сирию и Аравию и Финикию и землю Пелешет, и привилось ко всем культам, как бы они ни рознились между собою, (хотя имели и много общего). Очевидно, что и во Израиле магия и гадание и многие верования Вавилона275 привились в Иудее и царстве Израильском даже при культе Иеговы, потому говорит Исаия в ст. 6, что „они (Израильтяне) с сынами чужих в общении“. Но это был первый только шаг по пути падения Израиля; от языческих гаданий он переходит к идолопоклонству.
7. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями и нет числа колесницам его.
8. и наполнилась земля его идолами; они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
Почти нет сомнения, что эти два стиха относятся во времени Соломона, и что пророк Исаия его имеет в виду, говоря об изобилии золота и серебра и об умножении коней и колесниц и об появлении идолопоклонства во Израиле. Уже Моисей во Втор. 17:16–17 (см. пр. в Св. Летоп. т. III) предупреждал будущих царей не умножать коней и драгоценных металлов в стране и не брать многих жен. Мы знаем из истории Израиля (3Цар. 4:26, 10:21–29, 11:4–8), как Соломон преступил эти повеления и впал в идолопоклонство. Это было начало падения всего народа, от этого времени неизменно мы видим идолопоклонство среди народа завета, предавшагося оргиям плоти языческого культа, и обаянию магии, завлекавшей его воображение и наконец кровожадности, которая всегда сопутствует растлению языческих культов, которые в безумном желании возбуждения растроенных нервов требуют новых сильнейших потрясений, доходящих даже до предания детей своих Молоху276.
9. И преклонился человек, и унизился муж, – и Ты не простишь их.
В этом воззвании пророка глубокая тоска. Он видит, что Образ Божий померк в сооттичах его и он сознает, что в этом состоянии тмы и растления правосудие Божие не может простит их, да и сам человек не может восприять действие благодати и прощения277. Поэтому:
10. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
Израиль пал и не сознавал своего падения; Израиль грешил и не чувствовал необходимости покаяния. Вот почему пророк восклицает: Господи, Ты не простишь, а современникам своим говорит, что настает день гнева Божия, пусть скрываются в отчаянии в скалы и под землю. Но пророк,-как мы видели в I-й главе, знает силу покаяния в виду Милосердия Божия. Приходит помощь Божия к грешнику, но только раскаянному, желающему исправиться и стать лучше, и встречает идущего на полупути. И Господь наш Иисус Христос, пришедший дополнить и исполнить и осветить все пророчества глаголал: „грядущего ко Мне не изжену вон“. (Ин. 6:37). Но Господь глаголет это не стоящему на месте, не коснеющему в грехе, а грядущему. Сам гряди, чтобы Господь встретил тебя и помог тебе. Но Израиль во дни благоденствия своего вследствие близких сношений своих с иноземцами, отдавши себя всецело торговле и накоплению богатств и идолопоклонству и распутству не оставил в сердце своем воспоминания о Едином Боге благодетеле его, и не хотел идти и возвратиться к Нему, когда об том напоминали ему пророки: потому приговор справедливости Божией должен был свершиться278. Для Израиля, закоснелого в неправде близился гнев Господень: грядет Господь и куда скрыться от гнева Его? В пещерах под землею скрывались люди от неприятелей (ср. Суд. 6:2; 1Цар. 13:6) – но вот грядет Сам Господь. Куда идти?
От гнева Божия есть одно бегство: бежать к Богу.
Кей (комментатор Исаии в Speaker’s Commentary), указывает, что в стихе 10 этой главы лучше переводить слово скала, словом твердыня (цур), как во Втор. 32:4, а вместо слов: „сокройся в землю“, переводить: сокройся в прах или в персти смертной, как это выражено в Пс. 21:16. Тогда стих 10-й второй главы Исаии получает новое освещение. Слово твердыня во Втор. гл. 32-й (см. прим. в III т. Св. Лет.) есть имя Божие: Он твердыня; и в этом же смысле оно стоит и у пророка Исаии Ис. 17:10: „Скала прибежища твоего“; и Ис. 30:29: „твердыня Израилева“. То же выражение употреблено в Исх. 33:21–22 об расселине скалы, в которой стоял Моисей, когда слава Господня проходила мимо его. Если с этой точки зрения рассматривать стих 10: „Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его“, тогда он будет иметь такое значение: беги к Богу милосердому и сокройся под сению Его могущества, и смирися в прахе перед ним и пережди, и Господь помилует тебя279. Очевидно, что это увещание может быть обращено лишь к верующим, тем, кои могли с чистым сердцем укрыться под сению Божия милосердия, ибо как говорит Ис. 26:20–21: „Пойди народ Мой.... запри за собой двери.... укройся, на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот грядет Господь.... наказать обитателей земли зa их беззакония.... „Подобный по мысли стих мы находим и у Иова ХIV, 13: „О если бы Ты Господи.... сокрыл меня, пока пройдет гнев Твой“280.
11. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, –
„Высок Господь, живущий в вышних!“ восклицает пророк Исаия (Ис. 33:5). „Восшумели народы, говорит Псалмопевец, – двинулись царства: Всевышний дал глас Свой и растаяла земля.... познайте, что Я-Бог, буду превознесен в народах, превознесен на земле“. (Пс. 45:7,11). Несомненно, что в 11 и 12 стихах пророк видит уже и падение Ассирии и восстановление силы и падение Вавилона; или лучше сказать он видит унижение всякой силы и гордости человеческой, ибо как увидим мы ниже, и Ассур и Вавилон суть типы, противупоставляемые церкви Божией Сиону, и эта борьба мира против царства духовного есть борьба вечная, доколе не приидет Судия мира судить вселенную.
Человек забывается и кичится, и гордится, пока „страх Господень и слава величия Его“, не напомнит ему его ничтожества. И день страха Господня есть день великий и плодотворный и для человечества и для всякого человека: „О какой день!“ восклицает пророк Иоиль,.... день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он“281. Тогда поникнут гордые взгляды человека; и то, что в человеческом муравейнике считалось высоким, чем оно станет, когда все земное рушится? День Господень грядет не на верующих и смиренных сердцем: они привыкли ждать его, как день избавления от лжи и многих скорбей плоти; день этот грядет на все высокомерное и гордое, – которое повержено будет в прах, из которого вызвал человека Творец мира, – и перед Творцем останется одна душа, забывшаяся во временном безумии мнимого величия. В следующих 13–16 стихах перечисляются некоторые предметы, как символы и образы гордости человеческой.
В стихе 24 первой главы мы в первый раз в книге пророка Исаии читали священное имя Господа Саваофа. Кроме некоторых указаний, которые мы сделаем ниже, встречая это священное имя, – мы заметим, что вообще в Библии оно впервые произносится в смиренной молитве Анны, матери пророка Самуила (1Цар. 1:11) и второй раз в ответе Давида надменному, кичащемуся своею силою Голиафу (1Цар. 17:45).
13. и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14. и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15. и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16. и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
„Грядет день Господень на все гордое.... (гов. 12 стих) и на.... (ст. 13–16).
Пророк перечисляет все, что в человеческом уме представляется высшим и сильнейшим, чтобы в этих образах,– частию природных предметов, частию созданных руками человеческими, – изобразить все земное могущественное и сильное и сравнить его слабость с могуществом Господа Саваофа.
Кедры Ливанские и дубы Васанские издавна славились на востоке: кедры доставлялись из гор Ливана не только через Иаффу в Иерусалим для храма во времена Соломона и Хирама, но нам известно из надписей Месопотамии, подтвержденных остатками кедровых брусьев во дворцах Ассирии, – что Ассирийские цари вывозили эти кедры с Ливана в безлесную Месопотамию.
Горы и холмы 14-го стиха, по всей вероятности, суть символы великих и малых царств этого времени, и это значение подтверждается и другими местами Св. Писания, напр. в Пс. 75горы названы хищническими; а у пророка Иеремии LI, 25 произнесена угроза Вавилону: „вот Я на тебя гора губительная, разоряющая всю землю, говорит Господь“. В этом величественном пророчестве Вавилон представляется не только горою, но еще „горою обгорелою“, т. е. вулканом, которому суждено потухнуть навсегда.
В стихе 15 человеческая сила уподобляется и крепкой стене, и высокой башне. Но очевидно не высказанная мысль заключается в том, что всякое колебание почвы, всякое землетрясение и даже сильная буря или циклон могут разрушить дело рук человеческих.
В 16 стихе под именем „корабли Фарсисские“ надо разуметь всякие корабли дальнего плавания, а не только корабли, плававшие по определенному направлению до устьев Гвадалквивира в Испанию, в город Тартес или Фарсис. Напомним, что корабли, строившиеся при Соломоне в заливе Аккабы и предназначенные для плавания по Чермному морю и Индейскому Океану, также названы во 2Пар. 20Фарсисскими кораблями, хотя они не могли попасть в Средиземное море, иначе, как обогнув Африку.
Под именем „вожделенных украшений“ стиха 16 мы разумеем не только украшения и оснастку кораблей (часто великолепную, как мы знаем из Египетских памятников. См. Уилькинсона), – но и самый торговый груз кораблей. О нем см. у Иезекииля чрезвычайно поучительные главы XXVII и XXVIII и в особенности угрозы Тиру и Сидону.
17. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18. и идолы совсем исчезнут.
19. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
Стих 17-й повторяет мысль стиха 11-го. Пророчество это, и другие ему подобные (как мы не раз говорили) в предведении будущего заключает в себе целый ряд типических или прообразовательных событий, которых окончательное исполнение есть: „последний день“; „великий день“; „день суда Божия“, когда „будет Бог все во всем“. (1Кор. 15:28).
Во дни Исаии для Иерусалима ближайшее историческое событие, прообразовавшее день суда Божия было пленение Вавилонское и разрушение храма и града. Первым последствием суда Божия должно было быть исчезновение идолов; или как яснее еще выражается позже пророк Иеремия (Иер. 10:11): „исчезнут боги с земли и из-под небес“. Заметим, что это исполнилось для всей Азии, когда в Азию вдвинулись Арийские расы, ненавистники идолов Мидяне и Персы282. Что же касается не только Иудеев, но и жителей царства Израильского, то это замечательный феномен, что с минуты плена нет нигде намека, чтобы потомки Иакова служили в плену идолам. Они как бы внезапно отрезвились и с той минуты никогда и нигде не впадали в идолопоклонство. Мы между прочим отсылаем ко второй части IV т. Св. Летописи (стр. 5–6; 12–14; 179; и мн. др.) о подготовлении пророками Илией и Елисеем Израиля, который был предназначен к плену, из которого не возвратилось ни одно из десяти колен, и который должен был унести с собою как святыню догмат о Едином Боге, Творце мира283.
Но мы еще хотим указать на одну сторону пророчества и для разъяснения глубокого смысла этого пророчества мы обратимся к пророку Захарии, который видит исчезновение вместе с идолами и нечистого духа с земли: „когда откроется источник.... для омытия греха и нечистоты“ (Зах. 13:1–2). И видит Захария некоего „покрытого рубцами, битого в доме любящих Его“ и еще видит, что: „поражен Пастырь и рассеются овцы стада“. „И скажет Господь: это Мой народ и они скажут: Господь Бог мой!“ (Зах. 13:6–9).
Таким образом пророчество Исаии, (как позднейшее пророчество Захарии) об исчезновении идолов, заключает в себе пророчество об очищении земли от власти духов злобы поднебесных, что и совершилось властию и милостию Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа284.
И в стихе 19 мы видим пророческое видение не только о разрушении Иерусалима Вавилонянами, но и о разрушении Иерусалима Римлянами и далекое предвидение великого судного дня. Вспомним, что Господь, ведомый на пропятие, глаголал дщерям Иерусалимским: „плачьте о себе и о детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные,.... и начнут говорить горам: падите на нас“.... (Лк. 23:25–30). В этих словах Господь указывал на грядущее разрушение града, но и это разрушение Иерусалима было преобразованием последнего великого дня суда Господня. В нашем труде „Опыт изучения Евангелия Св. Иоанна Богослова“, (ч. I, стр. 161 прим. 2-е), мы говорили, как во всех Евангелиях суд над Иерусалимом прообразует великий день судный.
20. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21. чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
Пророк видит и настоящее, и будущее: в настоящем он обличает грубое идолопоклонство своего времени, в будущем он клеймит всякое идолопоклонство, будет ли то обожание себя или другого человека, или разума человеческого, ставимого превыше всего, или наслаждения плоти: когда настанет тот день все исчезнет, как дым пред славой Господней. Но время, когда откроется „тот день“, только Богу известно, (Мф. 24:36) хотя многие прообразовательные события посылаются Господом Богом, чтобы приготовить человечество к последнему великому дню.
Об идолах надобно напомнить, что самое имя их по-еврейски означает ничто, нечто не существующее, ложь. Ср. в Псалме 95 ст. 5: „все боги народов суть ничто (идолы)“. Прекрасно говорит пророк Аввакум: „горе тому, кто говорит дереву: встань; и бессловесному камню: пробудись! “ (Авв. 2:19). День Господень есть день просвещения неумирающего человеческого я; идолопоклонники внезапно пробуждаются от безумия своего, как от тяжелого сна, и при свете правды Господней видят пред собою то, что они чтили и содрогаются безумию своему.
Чтобы забыть свое безумие, они бросают своих идолов в места темные, и пораженные ужасом сами стараются скрыться в пещеры и расселины скал. Так рисует образно пророк то чувство, которое овладевает теми, которые, увлеченные миром и ложью его, кланялись ему, а не вечной правде.
Конец 21-го стиха повторяет заключительные слова стиха 19, возвращаясь к провозглашению суда Божия. Те же мысли мы встречаем в Пс. 7:7, 9:20. „Восстань Господи!... да не преобладает человек.... наведи страх на народы, да знают, что они человеки!“ Не попусти Господи, чтобы безумие вытеснило с лица земли истину! Другая добавочная мысль также заключается в этом пророчестве, как в Пс. 11по ср. с Ис. 1:17–23. Господь восстает, ради страдания нищих и угнетенных,-восстановить правду.
22. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?
„Дыхание в ноздрях его (человека) очевидно есть напоминание об откровении в книге Бытия о сотворении человека. (Быт. 2:7; см. пр. в Св. Лет. т. I). Поэтому пророк говорит здесь не о каком-либо известном лице или царе, а о человеке вообще. Эта же мысль о ничтожности человека, как земного животного и о силе его, когда он, как духовное существо обратится к Богу, высказана у пророка Иеремии (Иер. 18:5–8). „Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека.... и которого сердце удаляется от Господа;.... благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование Господь“. Только душа, носящая в себе образ и подобие Божие и способная подняться выше мира и плоти и молиться Творцу, может понять, что без Его помощи она бессильна, и в сознании этом чувствовать великую радость, отдавая себя и свою волю Тому, который сотворил и любит ее.
Поэтому то Исаия и вызывает в сердце человека сознание бессилия своего и всех других, как бы они не казались могущественными. „Что значит человек?“ говорит он своим современникам, проникнутым языческим страхом и пред фараонами, и пред монархами Месопотамии и Сирии, которых язычники чтили как богов, и которые сами начертывали об себе хвалебные надписи, приравнивая себя богам. К этому поклонению царям он возвращается и в нижеследущих главах; см. в особ. в главе XIV.
Главы третья и четвертая
День суда Господа сил, Господа Саваофа, грядет для всех народов285, но суд начнется с того народа, который получил обетование; поэтому пророк объявляет приговор Господа Иуде и Иерусалиму, тем именно людям, которые стали неверными Господу, а между тем считали себя мудрыми и сильными и славились умом своим и красотою и изяществом.
Пророк с поразительною меткостию рисует то состояние общества, до которого довела его неправда286, царствовавшая в нравах и умах Иудейского общества. Там где ум человеческий не хочет подчиняться вечным неизменным истинам и настойчиво ищет новых взглядов и решений древних, решенных откровением Божиим вопросов,-там начинает царствовать ложь и софизм и парадокс, а проводниками этих новых необдуманных и недозрелых взглядов являются обыкновенно неопытные в жизни, но ни в чем не сомневающиеся юноши, деспотически навязывающие другим свои вновь приобретенные идеи. Когда это движение достигает значительного развития и умудренные опытом мужи начинают чувствовать свое бессилие в борьбе с этим приливом новых идей, – тогда они умолкают287, а народ начинает клониться к падению, так как едкий яд лжи легко разлагает неподготовленные к борьбе невежественные умы. Тогда Господь „отнимает у народа храброго вождя и старца и мудрого советника и дает народу в начальники отроков и детей“288.... „и женщин“289.... и это явление всегда повторяется в государстве и обществе, клонящихся к падению. В это время, как говорит пророк: „юноша будет нагло превозноситься над старцем и простолюдин над вельможею“290. Но такое управление не может долго держаться и народ, сознавая наконец, что он идет к полному падению начинает искать себе вождя среди зрелых людей, умоляя хоть несколько состоятельных из них взять на себя бремя управления291.
Между тем в обществе, в котором царствуют юноши и женщины, брак, как священное учреждение и начало семьи очевидно теряет свою силу. Он заменяется свободным блудом, как в гетерических племенах292, который находит себе формулу в изречении: „свободной женщине свободная любовь“. Но так как одна женщина несет все тягостные последствия блуда, не подкрепляемая как в браке силою семьи и честию быть матерью, то вскоре женщина возмущается против такого положения, понимает, что она только забава, и что на нее передовой „идейный“ мужчина под видом свободы кладет печать позора. Это состояние общества рисуется пророком Ис. 4:1, когда: „семь женщин ухватятся зa одного мужчину.... и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем,-сними с нас позор“.
В конце четвертой главы пророк говорит о том, как Господь спасает это общество.
* * *
Он говорит несколько раз об царстве Израильском, предсказывая его гибель, но в позднейших пророчествах.
Так понимают эти слова Св. отцы церкви, Кирилл Александрийский и Ефрем Сирин. См. в объяснении книги Св. Пр. Исаии Епископа Петра его ссылки на стр. 38 I-го тома (1887). Ср. еще „Толкование на Паремии“ из кн. пр. Исаии стр. 30, 32, (1890) у Епископа Виссариона.
О значении лествицы, соединяющей небо и землю ср. наши замечания в Св. Летописи на Быт. XXVIII и в особенности в другом сочинении в изучении Евангелия Св. Иоанна Богослова: замеч. на I главу на стих 51 (часть I стр. 107).
См. Ин. 7:37–38; 1Пет. 2:6; 1Кор. 10:4; см. еще Ис. 28:16.
Псалом Давида; надписан: „в первый день недели“, т. е. в день, соответствующий нашему Воскресению. См. об нем в IV т. Св. Летописи часть I, стр. 210.
Стихи 3–6 этого Псалма. См. его разбор в IV т. Св. Летописи часть I. стр. 225–237.
См. ниже на месте ближайшее изучение слов XVI главы Исаии. Сблизит с этими вышеуказанными текстами еще Пс. 75:7,9–10.
См. по этому вопросу о древнейшей туранской культуре, воплощенной в Греции в мифе Прометея, нашего Promethée, со ссылками на многих писателей.
Как например, что каждая болезнь есть действие особого злого духа, нагоняемого заклинаниями. (ср. Magie Ленормана и талмудические сказания).
О близкой связи разврата с кровожадностью см. Тацита, Суетония, Елия Спартиана, Ю. Капитолина, Е. Ламприда и других описателей жизни Римских Императоров. (То же указывают новейшие психиатры).
О словах подобных стиху 9, но совершенно другого значения, см. ниже заметку на V, 15.
См. милосердие Божие в отмене Его приговоров вследствие покаяния у Иеремии ХVIII, 7–10; Иезекииля ХVIII, 21–28 и XXXIII, 11–16.
Ср. Мф. 24:15–16.
Надо постоянно памятовать, что человеческие выражения по слабости человеческого языка выражают поверхностно лишь видимые явления, а не сущность их. Гнева нет у Милосердного и Вечного, а есть время испытания для покаяния, которое Он дарует человеку для его спасения.
Иоил. 1:15; ср. Иоил. 2:1,31; ср. Ис. 13:6.
Передача Богом власти на земле Иафетидам, вместо Семитохамитов была великим моментом жизни человечества. Об этом мы говорим подробнее в следующей главе.
Иер. 10„исчезнут боги с земли и из-под небес“, конечно заключает в себе указание на те же существа, которые в Еф. 6названы: „духи злобы поднебесные“.
Все это относится до всех обществ прошедшего и будущего.
Ср. Притч. 28:28.
Ср. Геродота IV, 180–189 и см. в нашем Promethée etc.: „les Amazones“, pp. 134–135 и в особ. pp. 162 sq.; a также заметки на стр. 233–34 и ссылку на Геродота.