Источник

Ермоген, второй Патриарх Всероссийский

Ермоген, или Гермоген, второй Патриарх Всероссийский, возведен на сие достоинство в 1606 году из Митрополитов Казанских и Астраханских, Царем Василием Ивановичем Шуйским, которого он пред тем Июня 1 венчал на Царство. Сей Пастыреначальник был в числе первых сынов Отечества, спасавших оное от порабощения Полякам, которые мстя России за низвержение Самозванца Отрепьева, ими возведенного на Российский Царский Престол, хотели возвести по нем и другого самозванца, именуемого в Летописях наших Тушинским, и, заняв уже Москву, низложили Царя Василия Ивановича; потом насильно постригли его в Монашество и увезли под Смоленск к Польскому Королю Сигизмунду III, а жителей Московских нещадно истребляли огнем и мечем; наконец принудили было всех Духовных и Бояр избрать на Российский Престол Польского Королевича Владислава. В сих-то несчастных обстоятельствах России Ермоген, с немногим числом верных сынов ее, боролся против насилия врагов и против измены некоторых своих соотчичей из Бояр. Уже положено было наконец предать Россию в полную волю Польскому Королю и присягнуть ему без всякого условия и ограничения. Но Ермоген, сперва принужденный согласиться только на принятие Королевича, не согласился на безусловную присягу самому Королю и не велел Духовным Властям подписываться на сем соглашении; а чрез то самое воспрепятствовал утверждению сего предательства. Между тем Сергиева Монастыря Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий Палицын (см. выше ст. об Авраамии) разосланными по всем почти Российским городам умолительными Грамотами вызывали уже верных сынов Отечества к избавлению несчастной Столицы от завладения врагов. А когда незабвенный Козьма Минин, собрав усердное войско и вручив оное Князю Пожарскому, шел уже с ними к Москве; то Поляки, устрашенные сим ополчением, хотели угрозами смерти принудить Ермогена, чтоб он написал к сему Патриотическому войску Грамоту с запрещением, дабы не приходило оно к Москве и возвратилось назад. Для сего присланы были к нему некоторые из Русских же Бояр, сообщники Поляков и предатели Отечества. «Ты писал еси к ним, – говорили они ему, – чтобы шли под Москву; а ныне ты же к ним пиши, чтоб они воротились вспять; а буде ты не станешь писати, и мы тебя велим уморить злою смертию». На такое вероломное предложение Гермоген с патриотическою твердостию отвечал им: «Что мне вы уграживаете? Единого я Бога боюся. Аз к ним не писывал; а ныне к ним стану писати: будете вы изменники с Литовскими людьми из Москвы выйдете вон, и я им не велю ходити к Москве: а будет нам сидеть в Москве, и я их всех благословляю помереть за Православную Веру». Такой же неустрашимый ответ дал он в другой и третий раз присланным. Но раздраженные Поляки и Русские изменники низвели его с Патриаршества и в Чудове Монастыре под теснейшею стражею томили голодом, от коего он в 1612 году Февраля 17 дня и скончался.

Летописи наши свидетельствуют о сем Патриархе, что «он был мудрословесен; в Божественных Словесях присно упражняшеся и вся книги Ветхия и Новые Благодати и Правила Законные до конца извыче». Но из сочинений его известны только писанные им еще в Казани: 1) Повесть о Гурии, первом Архиепископе Казанском, и о Епископе Варсонофии, первом бывшем Архимандрите в Казани, и обретении Мощей их и чудесах при Царе Феодоре Иоанновиче и Патриархе Иове; 2) Повесть о явлении Чудотворной Иконы Богоматери Казанской. Обе сии книги сохраняются между рукописями в Московской Патриаршей библиотеке.


Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Митрополит Евгений (Болховитинов); [Подгот. текста, сост. и предисл. П. В. Калитина]. - М. : АО "Рус. двор" ; Сергиев-Посад : Паломник, 2002. - 406, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle