§ 9. Ислам
Возникший в 7-м веке по Р. Хр. в недрах Аравийской пустыни, ислам (по другим названиям – мусульманство и мохаммеданство), как внезапный и грозный ураган, пронесся по обширным пространствам старого света и на пути своем огнем и мечом сокрушал все созданное вековыми трудами культурного человечества. В течение нескольких столетий кровавое знамя ислама широко н шумно развевалось во многих христианских странах Азии, Африки и Европы и держало в порабощении и смертном страхе миллионы народов. В наше время существуют уже только жалкие остатки прежнего могущества мусульман, однако ж, ислам держится между ними очень крепко и продолжает заявлять себя в их жизни, как могучая и, по-видимому, непреодолимая сила. Многие из 170 миллионов нынешних исповедников ислама находятся в подчинении у христианских народов, живут и вращаются среди чуждого им мира, – мира, при том же, сильного своим материальным и духовным орудием, – тем не менее, не только не поддаются его влиянию, но еще и сами ведут постоянную и не всегда безуспешную пропаганду своей веры.
Ислам признает единого Бога, Творца и Промыслителя всего, бессмертие человека и будущую загробную жизнь с её наградами и наказаниями. Но эти здоровые религиозные истины, заимствованные частью из древнего Иудейства, частью из христианства. Основатель ислама, Магомет, сильно исказил и обезобразил, примешав к ними много чуждых к ним элементов из Талмуда, из христианских апокрифов, из арабских и других языческих преданий и, наконец от своего собственного измышления.
Самый первый и основной догмат магометанства – о единстве Божием. Слова Магомета: «нет другого Бога, кроме Бога», не только устанавливают собою единство Божие против языческого многобожия и христианского учения о троичности, но содержать еще и тот смысл, что один только Бог есть деятель всего существующего, единственная действующая сила во вселенной, а все творения Его суть только Его слепые орудия, не имеющие никакого самоопределения, никакой свободы.
«Бог, – говорится в Коране, – предопределяя, предопределил бытие всего сотворенного, к вы каждого человека привязали птицу его» (т.е. судьбу), предопределил каждый шаг человека, одних поставляет на прямой путь, долею других делает заблуждение; Он на то и сотворил некоторых, чтобы исполнилось Его слово: «наполню геенну гениями и людьми вместе». Бог может, когда хочет, низвергнуть праведника в ад и, напротив, может осужденного на мучения ада нечестивца, как скоро захочет, возвратить от ворот ада и поселить в раю.
Магомет приписал, таким образом, Богу произвол азиатского деспота, у которого милость и кара сменяются одна другою безотчетно.
Если люди являются только слепыми орудиями Аллаха, то, казалось бы, что в Коране не будет учения о загробном воздаянии; потому что не за что же, в самом деле, награждать, или наказывать того, кто не имеет своей воли и кому, поэтому, не должны быть нравственно вменяемы никакие действия и поступки. Тем не менее, однако ж, Магомет, как будто именно для того, чтобы еще больше показать чудовищность своего Аллаха, учить и о райских наградах и об адских наказаниях в будущей жизни.
После всеобщего суда, все неверующие будут подвергнуты вечным мукам в геенне, или в аду. Они будут жариться на страшном огне, который будут постоянно мешать, чтоб лучше горел. Когда сгорит на них одна кожа, им будет дана другая, чтобы заставить их сильнее чувствовать боль, и т. д. В самом верхнем отделении геенны (в ней 7 отделений) будут мучиться и грешники из магометан, но – не вечно; по прошествии некоторого времени они, по ходатайству Магомета, будут выведены отсюда в рай, где присоединятся к остальным магометанам, чтобы вместе с ними вечно наслаждаться райскими утехами.
Что такое рай Магомета – более или менее известно, так как рай этот обратился даже в пословицу. Это – сады, мускусная почва которых орошена потоками воды, катящимися среди зеленых берегов, усеянных цветами. Кроме водных источников, здесь текут реки молока, меду и вина. Тут (растут также деревья с прекрасными плодами всех родов и сортов, и ветви их сами гнутся к руке, чтобы легко было срывать с них эти плоды, и даже ко рту, чтобы можно было прямо есть их. В таких-то садах устроены великолепные шелковые беседки, в которых собственно и живут праведники. Им даны будут в жены особые красавицы, с большими черными глазами, вечно юные и притом вечно девственный, подобный гиацинту и кораллу (гурии).
Из нелепого представления о Боге вытекает у Магомета и нравоучение, далеко не безукоризненное.
Так как нельзя любить Бога – деспота, то Магомет почти вовсе и не учить о любви к Богу, а внушает своим последователям один только страх к Нему. «Достойнейший пред Богом тот, кто более боится Его», говорить Магомет. Далее: так как Аллах слишком самолюбив и ревнив к Своей единодержавной власти, то Ему, конечно, могут быть более или менее угодными только люди, исповедующие Его безусловное единство (каковы мусульмане), и не может быт никого противнее тех, которые так или иначе умаляют Его единодержавие, присоединяя к сему другие божества (каковы все прочие народы). Отсюда – самая первая и священная обязанность всякого мусульманина и вместе самая приятная жертва Богу – распространение ислама между неверующими, хотя бы то и насильственное, соединенное с жестокостями и даже убийством. Такое распространение ислама Магомет называл святою войною. Кроме этой войны за ислам Магомет предписал еще своим последователям: а) общественные молитвы, который они должны совершать ежедневно по 5 раз, в определенные часы, и пред которыми всякий раз должны омываться водою, или, за неимением воды, вытираться пылью; б) подайте милостыни «родным, ближним, сиротам, бедным» (из магометан); в) соблюдение поста в месяц Рамазан и г) путешествие в Мекку.