§ 30. Божество Бога Отца и Его личное свойство
В Божестве первого Лица Св. Троицы не сомневался никто и никогда даже из самих еретиков, отвергавших Божество двух прочих Лиц. И это очень естественно: потому что не признавать никого за Бога человек не может, не отказавшись прежде совершенно от здравого разума (Пс.13:1), и вместе потому, что Божество Отца с такою ясностью изображено в св. писании, что не остается ни малейшего повода к каким-либо недоумениям и колебаниям. Сам Христос-Спаситель называет Своего Отца Богом: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имат живот вечный» (Ин.3:16).
Личное свойство Бога Отца заключается в том, что Отец ни от кого не получил бытия, но имеет его Сам в Себе.
В многочисленных местах св. писания первое Лицо Святой Троицы называется Отцом по отношению к Сыну, наприм., «Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» (Мф.1:27; Ин.5:23; Пс.2:7; Исх., и др.); в других – Отец представляется началом по отношению к Св. Духу, как, напр., в словах: «Егда же преидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин.15:26; 1Кор.2:12). Из этих свидетельств ясно, что в Боге есть одно начало Божества – Отец; Сын и Св. Дух от Него единого получают бытие, Он же ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит.