Исповедь VII. духовные беседы о спасении. по беседам с сестрами Иверской Выксунской обители преподобного Варнавы Гефсиманского (1831– 1906)
1. Лествица на небо
Убеждая сестер учиться молитве Иисусовой и денно и нощно прославлять Пречистую Богородицу, старец нередко приводил следующий замечательный рассказ.
«Один благочестивый инок, – рассказывал старец, – старался научиться молитве Иисусовой и наконец после великих усилий приобрел себе этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова, коим всю жизнь нещадно поражал невидимых духов злобы. Не имея возможности лично приступить к подвижнику, лукавый враг поселил ненависть к нему в сердце другого брата-инока, который с той поры всячески старался повредить и досадить своему брату.
Стоя однажды в храме за утреней, этот брат взглянул в сторону ненавидимого им инока и увидел, что возле него стоит прекрасная Жена в черном одеянии инокини и плетет венок из цветов, которых подле Нее лежит весьма много. Берет Она девять роз белых и десятую пунцовую и вплетает их в венок. При возгласе иеродиакона: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» – Жена вдруг поднялась на воздух и увенчала инока сплетенным венцом.
В ужасе брат этот пал на помост церковный. Затем, подойдя к иноку, увенчанному от руки Прекрасной Жены чудным венком, он падает перед ним на колени и умоляет открыть ему, чем он так благоугодил Богу и Царице Небесной, что заслужил такую награду от Нее. Благочестивый инок-молитвенник с удивлением и смирением отвечал, что ничего за собой доброго не знает, кроме навыка к безмолвному творению молитвы Иисусовой. Он молился постоянно так: девять раз произносил молитву Иисусову, а десятый – песнь Богородице.
Понял тут брат, почему Прекрасная Инокиня вплетала в венок через каждые девять белых роз одну пунцовую. Умилился он душой и просил благочестивого инока принять его к себе в ученики».
Господи, мы не научены безмолвному творению молитвы Иисусовой и не прилагаем великих усилий приобрести себе этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова. Мы не настроены нещадно день и ночь поражать невидимых духов злобы. Прости нас, Господи, что в рамках обычной жизни мы не приносим Тебе, Господи, достойной молитвы и Твоей Пречистой Матери не воздаем достойную честь.
Здоровье – Божий дар. Оно по воле Божией может быть отнято у нас ради спасения душ наших. Принимая эту волю, нам не следует нарушать правила иноческого жития, установленного святыми отцами, и ради болезни вкушать мясо. Нам следует заботиться о том, чтобы, укрепив силы телесные, в то же время не расслабить сил душевных.
Господи, мы знаем, что здоровье – это дар Божий, и что его Господь может у нас отнять ради спасения души. Воля Божия будет выявлять, в этом случае, нашу готовность не отступить от правила иноческого жития, установленного святыми отцами. Господи, прости нас, что во время болезни желаем положиться на лечебные свойства недозволенной пищи и, укрепляя силы телесные, расслабляем силы душевные.
Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье тела; должно стараться посильными трудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они – лествица на небо.
Господи, как же важно нам научиться заботиться о душе, не поставляя во главу угла заботы о здоровье и покое тела. Нам должно посильными трудами и терпением изыскивать путь ко спасению. Господи, прости нас, что в это время мы зацикливаемся на скорбях и лишениях, а труд и терпение устраняем от пути спасения. Прости нас, Господи и за то, что мы не готовы благодарить Тебя за скорби и различные лишения, ниспосланные нам от Тебя, а ведь они – лествица на небо.
Мне самому врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, я проживу не более двух дней. Это было в первое время по вступление в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии.
Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его, и вот остался жив.
Ведь Сама Матерь Божия, указывая одному иноку путь ко спасению, заповедала ему не вкушать мяса. Усердно просил инок Царицу Небесную указать ему этот желанный путь, и Она, Владычица, явившись ему, сказала: «Не ешь мяса, не пей вина, чаще молись Богу и будешь спасен».
Итак, сестры, еще раз повторяю вам: не думайте получить себе здоровье только от питания себя мясом, ибо без воли Божией не поможет вам и мясо, а, пожалуй, и повредит еще. Поэтому убедительно прошу вас: всегда и во всем полагайтесь на волю Божию, а не на свой человеческий разум, советующий вам, как и в сем случае, нарушением постановления Святой Церкви принести себе якобы некоторую пользу. Святой апостол говорит: «Когда я немощен, тогда силен»; также сказано, что «сила Божия в немощи совершается» (2Кор. 12, 9).
Как же важно нам все делать с благословения и согласия старцев, особенно в желании исполнять иноческие уставы. Здесь от нас потребуется и вера установлениям Церкви, и доверие старцам, и мужество не уклониться с пути спасения, как это было у самого старца Варнавы. Прости нас, Господи, мы уставы монашеской жизни не сделали еще своим законом, по которому мы призваны жить, мы часто свои рассуждения и мысли ставим выше старческих, и не являем мужества в перенесении болезненных скорбей. Господи, помоги нам возыметь веру, что здоровье приобретается не кормлением себя мясом, а исполнением воли Божией, полагаться на нее, а не на свой человеческий разум, говорящий нам, что нарушением постановлений Святой Церкви можно принести себе якобы некоторую пользу. Господи, помоги нам познать в своей немощи Твою силу, ибо сила Твоя в немощи совершается.
Нам необходимо всегда прибегать под защиту святого Креста и к силе крестного знамения, – говорил отец Варнава.
Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который так же желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир. Но и после этого девица осталась непреклонной в своем намерении до конца дней своих служить одному Господу. Она решилась жить в монастыре, мужественно побеждать врага, действовавшего через этих людей. Видя ее твердость, решился сатана на последнее средство к совращению ее с доброго пути. Явившись к инокине в образе ее дяди, он стал прямо-таки упрашивать ее возвратиться из монастыря в мир. Обольститель говорил, что она может получить спасение и в миру, как спаслись многие великие пророки, апостолы и некоторые святые жены. Юная девица смутилась, слыша такие доказательства правоты слов и убеждений мнимого своего дяди. Но не поколебалась она и при этом в своем намерении не оставлять обитель и, призывая на помощь Пресвятую Богородицу, оградила себя крестным знамением. Мгновенно с шумом исчез обольститель, не терпя силы крестного знамения, и девица увидела, что она одна. Тут бедная инокиня ясно познала, что совершилось с ней.
Господи, мы виноваты пред Тобой, что не дорожим силой крестного знамения и не прибегаем под защиту Твоего, Господи, Креста. В результате мы не распознаем козней врага нашего спасения и его приражений, смущающих нас. Прости нас, Господи.
Избегайте, сестры, в своих обычных разговорах всяких пересудов, укоров и иногда совершенно неправильных обвинений в чем-либо греховном посторонних. Мы часто поступаем в данном случае легкомысленно. Судить ближних не имеем власти, да и судить-то правильно весьма часто не можем.
Господи, мы не держим под контролем наши обычные разговоры и поэтому впадаем в пересуды, укоры и иногда совершенно неправильные обвинения в чем-либо греховном посторонних. Прости нас, что поступаем в этих случаях легкомысленно: ибо судим других, на что у нас нет права, да часто и судить-то правильно не умеем.
«Один брат, – рассказывал батюшка сестрам, – живя в монастыре много лет, был невнимателен к обязанностям монашества: то к обедне опоздает, то утреню проспит… Все почитали его нерадивым. При кончине же его все с удивлением заметили какую-то необыкновенную радость, светившуюся на его лице, и спросили его: «Что ты так весел? Разве тебе не страшно умирать? Ведь ты всегда жил в небрежении». «Нет, не страшно, – отвечал он. – Со времени моего вступления в монастырь я никого не осуждал и ни на кого злобы не имел. Жил я все время с полной верой в слова Спасителя: не осуждай – и не будешь осужден, прощай – и будешь прощен. Теперь же я видел Ангелов Божиих, разорвавших рукописание грехов моих. Поэтому я радостно отхожу в вечность».
Из этого видно, поясняет старец, что не должно спешить с обвинением и тех, кто, по-видимому, действительно виноват, потому что всегда можно осудить невинного. И действительно, не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся. Каждая из сестер должна усиленно следить за собой, замечать и искоренять собственные погрешности и дурные наклонности. Тогда никто не станет судить ближнего – не только судить, а будет считать его гораздо даже лучшим себя.
Господи, как же часто мы составляем о ближнем осудительное мнение и ошибаемся. Ибо видим его согрешающим, но не видим его кающимся. Прости нас, Господи.
Господи, прости нас, что усиленно не следим за собой, не замечаем и не искореняем собственные погрешности и дурные наклонности. И потому не можем считать ближнего гораздо лучшим себя. Прости нас.
Если кто из вас, замечая свои грехи, внимательно следя за своими сокровенными мыслями, впадет в уныние и отчаяние, тогда вдвойне погрешит, ибо самая эта безнадежность есть величайший грех. Помните ли видение святого Пахомия? Видел он великий ров и в нем множество иноков, которые стремились выйти из него, но сталкивались с другими встречными иноками, обрывались со стен рва и падали в бездну, исчезая во мраке; только некоторые из них с великим усилием выходили из мрачного рва в место света. Проснувшись и размыслив о виденном, святой Пахомий стал со слезами взывать к Богу:
– Господи Вседержителю! Если так, то для чего Ты попустил устраиваться монастырям? Помяни завет Твой, которым Ты обещал хранить до скончания века служащих Тебе! Ты знаешь, Господи, что с тех пор, как принял я монашество, всегда смирялся пред Тобой и не вкушал хлеба, не пил воды досыта!
– Пахомий, – услышал он голос с неба, – не хвались: ты человек, проси прощения! Моим милосердием монастыри устоят, и семя духовное не оскудеет до скончания века! Из тех, кто будет после тебя, многие Моей помощью спасутся из глубины рва мрачного и станут выше древних подвижников, потому что они без наставников вырвутся из мрака греховного, собственным лишь трудом, и пойдут усердно путем иноческих добродетелей и угодят Мне. Иные же получат спасение за благодушное перенесение скорбей.
Вот, дети, как Господь наставлял и утешал Своего раба Пахомия, великого наставника монахов. Помните поэтому, что, так как мы немощны и не в силах понести трудов и подвигов древних иноков-подвижников, то наша обязанность – быть терпеливыми в перенесении скорбей, всем довольными в жизни. Главное же – вы не должны давать какого-либо повода приразиться к нам темным духам. Это да будет вашим подвигом: не храните злобы на ближнего в своем сердце, как сказано: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 6). Обуздывайте язык свой, чтобы не говорить злого во гневе на ближнего. Сказанного слова не возвратишь, а оно, произнесенное во гневе, острее ножа поражает сердце ближнего».
Господи, мы сознаем свою немощь и не в силах понести трудов и подвигов древних иноков-подвижников. И наша обязанность – быть терпеливыми в перенесении скорбей, быть довольными всем в своей жизни. Мы же таковую обязанность себе не вменяем в подвиг, остаемся нетерпеливыми, недовольными своей жизнью. Прости нас, Господи, что не делаем главного – даем приразиться к нам темным духам, когда храним злобу на ближнего в своем сердце, когда не обуздываем своего языка, когда говорим злое на ближнего во гневе своем. Прости нас, Господи, что сказанным во гневе словом мы, как острым ножом, наносим раны сердцу ближнего.
2. Избранничество
Поступив в обитель, не думайте, сестры, что вы, оставя мир и вся «яже в мире» (Ин. 2, 15): богатство, почести, удовольствия мирские, – чего-либо лишились в этом мире. Нет, сестры, все это, что представляют собой все радости и удовольствия мирские – мутный призрак, за которым следует пустота, уныние духа и недовольство. Вы благодарите Бога, что водворились в тихом пристанище святой обители и теперь являетесь уже избранницами Царя Небесного. Поэтому да будут все ваши мысли в Боге, и Господь поможет вам во дни скорби. Одно только нужно в обители: молитва, отсечение своей воли, труд и терпение. Не забывайте, дети, что без скорбей и искушений невозможно нам и спасение. Велико искушение – тут-то и борьба: проси помощи у Подвигоположника Господа, от Которого великая награда готовится потерпевшим искушение.
Поступив в монастырь и оставив мир и все, что в мире – не будем думать, что мы чего-либо лишились в этом мире. Прости нас, Господи, что таким мыслям в себе не отказываем и не научились еще благодарить Тебя, Царя Небесного, за честь быть Твоими избранницами. Осознаем теперь, что все наши мысли должны быть в Тебе, Боге нашем, и тогда Ты поможешь нам в дни скорби. Как избранницам Твоим, Господи, нам к лицу только молитва, отсечение своей воли, труд и терпение. Прости нас, Господи, что жестоко ошибаемся, когда думаем, что без скорбей и искушений возможно наследовать спасение. Верим, что только Ты, Подвигоположниче наш, можешь помочь нам преодолеть искушение и подать награду тем, кто потерпит до конца.
Старайтесь, сестры, стяжать смирение и послушание. Помните, что Сам Господь говорит нам: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2). Смиренный всецело предает себя воле Божией, ничем не гордится, всякий успех в деле приписывает не своим способностям, а благости Божией, ни в чем не доверяет своему разумению, во всем беспрекословно следует повелению настоятельницы или рассуждению своего отца духовного.
Господи, приобрести смирение и послушание – это Твое нам задание на всю монастырскую жизнь. Это задание имеет огромное значение и для жизни приходской. Задание это как закваска, как дрожжи для теста, связано с памятованием слов Господа, говорящего, что Он останавливает Свой взор на тех, кто кроток, молчалив и трепещет от Его слов. Господи, прости нас, что наш нрав еще не соответствует этим словам Твоим, и мы всецело не предаем себя воле Твоей, бесконечно гордимся, всякий успех в деле приписываем своим способностям, забываем о благости Твоей, Боже, слишком много доверяем своему разумению, с недоверием и не спеша следуем желанию настоятельницы или рассуждению своего духовного отца. Прости нас.
Также, сестры, прошу вас, не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано вставать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа. Неопустительное присутствие при богослужениях со вниманием и усердной молитвой будет возгревать в вас любовь к Богу и к тщательному исполнению Его святых заповедей. Свободное от богослужений и от послушаний время, советую и даже с усердием прошу, не проводите праздно, более читайте душеполезные книги, делайте из них выписки для большей памяти, удаляйтесь, как можно, от разговоров о мирском, шуток и смеха. Это для инока нетерпимо. Мы шли в монастырь не за этим, а чтобы упражняться в богомыслии.
Господи, без церковных служб невозможно нам утвердить в себе монашеское житие. Каждая служба испытывает нас, готовы ли мы получить награду от Господа? Часто нам не хочется идти или трудно рано вставать, но необходимо себя к этому понудить, ибо присутствие на богослужении со вниманием и усердной молитвой будет возгревать в нас любовь к Тебе, Богу и Спасителю нашему и к тщательному исполнению святых Твоих заповедей. Господи, прости нас, что пропускаем церковные службы, не понуждаем себя к ним, а присутствуя на службах, теряем внимание к богослужебным текстам, оставляем усердие в молитвах и поэтому не возгревается в нас любовь к Тебе, Господу нашему, и к исполнению святых Твоих заповедей. Прости нас, Господи, и благопоспеши нам свободное от богослужений и послушаний время не проводить праздно, читать душеполезные книги, делать из них выписки для большей памяти, удаляться от разговоров о мирском, шуток и смеха. Господи, буди нашим Помощником и Покровителем во спасение.
При первом ударе в колокол, сестры, у кого есть в руках рукоделие какое, откладывайте в сторону (кроме послушания) и тщательно спешите в церковь. Придя, встав на своем обычном месте, помолясь, испроси у предстоящих благословения; став прямо, не переступай с ноги на ногу, глаза и руки имей опущенными вниз, не смотри по сторонам, не разговаривай и отнюдь не смейся, тщательно блюдись, чтобы мысли не рассеивались чем-либо посторонним, помни, что место сие есть свято, храм Божий – рай земной, и устремляй ум свой горé к Богу, из глубины души взывай к Нему: «Боже, очисти мя, грешную!» или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Со вниманием слушай поемое и читаемое, и тогда Господь не оставит вас, согреет Своей Благодатью сердца ваши к тщательному исполнению Его святых заповедей.
Господи, Ты – Пастырю наш добрый, Ты делаешь для нас храм земной раем. Поэтому при первом ударе колокола нам следует отложить все свои дела и спешить в церковь. Господи, прости нас, что показанным образом мы не настраиваем себя на благоговейное стояние в храме и молитвенную сосредоточенность. И пошли, Господи, нам Свою Благодать со вниманием слушать поемое и читаемое, чтобы обрести в своем сердце теплоту умиления к тщательному исполнению святых Твоих заповедей.
Вы, певчие и чтецы, подобно Ангелам на небеси, всегда славословите Бога, а посему и старайтесь быть примером для всех предстоящих, будьте кротки, смиренны, избегайте ссор. Молодые послушницы, чтобы без старших, уставщицы и регентши, не могли распоряжаться в пении и чтении; при Аллилуиа, Приидите поклонимся, и при Трисвятом неопустительно класть по три поклона.
Господи, прости нас, что, будучи певчими и чтецами, мы не стремимся в славословии Тебя, Бога нашего, уподобляться Ангелам, и посему не стараемся быть примером для всех предстоящих. Мы позволяем себе не быть кроткими, смиренными, не избегаем ссор. Прости нас, Господи, за несоответствие уставным требованиям монастырского устава и помоги помнить о неопустительном требовании делать по три поклона при пении Аллилуиа, Приидите поклонимся и при Трисвятом и тем выполнить старческий наказ.
За новопреставленных молитесь, сестры, усерднее; по разлучении души от тела каждая душа очень нуждается в молитве, и с усердием возносимые за новопреставленных молитвы много помогают и делают утешительного и отрадного каждой душе, а я вам замечу, сестры, что у вас молитва за усопших охладевает; вот вам мое завещание – по двенадцать поклонов каждое утро и вечер за усопших.
Господи, прости нас, что и мы мало уделяем времени помнить об усопших, особенно новопреставленных, и усердно молиться о них. Господи, сохрани в нашей памяти завещание старца и помоги утром и вечером молиться за усопших с двенадцатью поклонами.
Келейное правило неопустительно каждое утро и вечер исправляйте: от тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа.
Господи, прости нас, что, опуская совершение домашнего правила, мы лишаем свою душу просвещения и укрепления благодатью Божией.
Во время трапезы, и входя и выходя из нее, разговоров не имейте; когда вкушаете пищу, со вниманием слушайте читаемое вам, а мысленно творите молитву Иисусову, по сторонам не смотрите; если кушанье вам не понравилось, не ропщите, а говорите каждая про себя: это за мои грехи сегодня такой плохой обед; если и хорош обед, опять не думай, что это за твои молитвы, а говори смиренно, что за сестринские молитвы Господь послал нам сегодня такой хороший обед, а я, грешная, этого недостойна.
Господи, трапеза всегда рассматривалась иноками как продолжение богослужения. От этого и требования к поведению на трапезе соответствующие: при входе, во время трапезы и при выходе разговоров не иметь; при вкушении пищи со вниманием слушать читаемое, а мысленно творить молитву Иисусову, по сторонам не смотреть. Пока же мы замечаем за собой бесконечные нарушения этих требований. Прости нас, Господи. И в оценках кушаний мы теряем смиренное благоразумие. Прости нас, Господи, что вкушение пищи мы не употребляем для стяжания смиренномудрия.
Старайтесь, сестры, при встрече со священником принять от него благословение, особенно же когда он бывает служащим Божественную литургию. Отец Серафим Саровский всегда после каждой литургии стоял на паперти, выжидая выхода священника, чтобы принять благословение.
Господи, прости нас, что мы не дорожим по примеру преподобного Серафима, благословением служащего священника и не всегда его берем.
Без крестного знамения из кельи никуда не выходите, и не начитайте никакого дела, и вы всегда будете хранимы Богом от врага.
Господи, прости, что забываем это и выходим из кельи и дома без крестного знамения; без него же начинаем свои дела и, тем самым, теряем страх перед вражескими нападениями. Прости нас.
Без четок никогда не бывайте: если руки заняты делом, можете на шею надеть, – это меч духовный, им побеждайте врага.
Господи, бывают у нас моменты, когда четок с нами не бывает, и мы, оставаясь без меча духовного, не сможем победить врага. Прости нас, Господи, Иисусе Христе.
При встрече сестры с сестрой предваряйте друг друга поклоном, это дело великого смирения; а у вас, у некоторых есть привычка говорить: прежде ей кланяться нужно мне, я постарше ее летами, да и побольше в монастыре живу – это глупое слово и произносимое от гордого сердца. Почитайте образ Божий и Ангела-хранителя тем, чтобы прежде другой поклонится при встрече и тем принять от Господа благословение.
Господи, прости нас, что при встрече с другими сестрами мы не первыми кланяемся и тем удаляем от себя смирение и благословение Господа, ибо благословение Господа достается тому, кто поклонился первым.
Сестры, еще есть у вас привычка: соберетесь вместе несколько человек и начинаете судить, кто хорошо живет, кто плохо; старайтесь, сестры, Бога ради, никого никогда не осуждать, вы видите только согрешающих, а покаяния их не видите, покаяние же чистосердечное есть второе крещение: как бы велик ни был грех, он после сокрушения и чистосердечного покаяния прощается, и этот человек делается чистым и приятным Богу. Не на начало смотрите, сестры, а на конец, что покажет.
Господи, старцем подмечена наша недобрая привычка: собираться вместе и судить, кто хорошо живет, кто плохо. При этом мы забываем, что видим этих людей согрешающими, а покаяния их не видим. Прости нас, Господи, за привычку осуждать. Прости, что забываем напомнить себе, что чистосердечное покаяние есть второе крещение и тот человек, кто так кается, делается чистым и приятным Богу. Прости, Господи, что любим смотреть на начало и ослабеваем вниманием к его концу.
3. Истинное житие с Богом
Берегитесь, сестры, почасту оставлять кельи ваши и ходить без крайней нужды к другим сестрам, хотя и будете кем призываемы, дабы не согрешить празднословием, которое вместе есть и празднолюбие, помятуя, что за каждое праздное слово мы воздадим Богу ответ; аще себя не понимаем, то можем ли рассуждать или учить других? Лучше нам претерпеть временную скуку, чем за наше нерадение впоследствии терпеть нескончаемую вечную муку, от чего да избавит вас Господь. Помни последняя твоя – исход и Страшный Суд, – вовеки не согрешишь.
Господи, мы часто согрешаем празднословием, которое выявляет в нас празднолюбие. Прости нас, Господи, что этим мы нарушаем Твой закон: за каждое праздное слово давать Тебе, Боже, ответ. А тянет нас в кельи других сестер временная скука и желание порассуждать о других и поучить их. Прости нас, Господи, за эти скверные привычки и избави нас от нерадения в этой жизни и от нескончаемой вечной муки в будущей.
Сестры, если иногда по вражескому искушению найдет на вас скука, уныние, спешите открыться в этом старшей по летам и опытной монахине или матери игуменье, а в особенности перед своим духовным отцом не скрывайте ничего; если зародится в мыслях какое-либо греховное желание, не соизволяйте и не принимайте к сердцу, а, повергшись пред Богом, просите Его всесильной помощи, боритесь и увенчаетесь венцом нетленным; при усердной молитве, трудах и заботах некогда мыслям развращаться и страстям бушевать. «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
Господи, конечно же, у нас случаются искушения, когда по вражескому наваждению нападет скука, уныние. Закон монашеской жизни повелевает открыться в этом старшей по летам и опытной монахине или матушке игуменье. И еще перед своим духовным отцом ничего такого не скрывать. В этом открытии помысла – секрет преодоления искушения. Господи, прости, что не сразу по приходу искушения, открываем его опытным в духовной жизни; прости, Господи, что греховное желание, зародившееся в мыслях, не встречаем «в штыки», соизволяем ему, принимаем к сердцу. Не повергаем себя перед Тобою, Богом нашим, чтобы от него избавиться, не просим для себя Его всесильной помощи, не боремся с искушениями и имеем слабое желание получить нетленный венец в виде награды за победу. Прости нас, Господи, и помоги усердной молитвой, трудами и заботами не давать мыслям развращаться и бушевать страстям.
Каждое утро и вечер, сестры, поверяйте свою совесть, уделяя на это благое дело, хотя по десять или пятнадцать минут ежедневно, и вы со временем получите большую пользу. Встав утром, благодарите Господа за прошедшую ночь и просите, чтобы Господь помог и день провести безгрешно. Вечером молитесь со слезами и с сокрушенным сердцем умоляйте Господа о прощении ваших согрешений, молитесь усердно за благотворителей вашей обители, которые, надеясь на молитвы ваши, ради Царствия Небесного не оставляют вас своими милостями, молитесь о своих сродниках, живых и умерших, и о всех православных христианах. Мы, иноки и инокини, затем и шли в обитель, чтобы в чине ангельском служить непорочно пред Богом и умолять Его Благость о всем православном мире. Не ропщите, сестры, и не падайте духом, если кому из вас придется потерпеть недостаток, скудость в чем-либо: нам, монахам, богатство вовсе не на пользу, это дело мирян, а мы иноки. Наше богатство, при помощи Божией, должно состоять в приобретении всех добродетелей и неуклонном исполнении Его святых заповедей. Господь знает, что нам нужно, то и посылает. Нестяжательность – это первая ступень ко спасению, будьте всем и малым довольны, о всем благодарите Бога, и Господь вас не оставит.
Господи, и нам надлежит каждое утро и вечер поверять свою совесть, соотносить ее с нашей верой в Господа. Уделять на это благое дело надо хотя бы по десять или пятнадцать минут ежедневно. Господи, прости нас, что не сверяем ежедневно свою совесть с нашей верой и что не ожидаем со временем получить от этого большую пользу.
Господи, встав утром, мы забываем благодарить Тебя за прошедшую ночь и просить Твою Благость излиться на нас, чтобы с ее помощью и день провести безгрешно. Прости нас, Господи, что каждый день мы так не поступаем.
И вечером у нас не получается молиться со слезами и с сокрушенным сердцем, умолять Тебя о прощении наших согрешений. И еще: нет у нас навыка каждый вечер усердно молиться за благотворителей обители, или храма, которые, надеясь на молитвы наши, ради Царствия Небесного, не оставляют нас своими милостями. Прости нас, Господи, за небрежность в таких молитвах или оставление их совсем. Забываем мы молиться о своих сродниках, живых и умерших, и о всех православных христианах. Прости нас, Господи, что в чине ангельском мы обязались служить непорочно пред Тобою и умолять Твою Благость о всем православном мире, а мы этого не делаем. Нет-нет, Господи, а вырывается из уст наших ропот, мы переживаем упадок духа от того, что приходится когда-то потерпеть недостаток, скудость в чем-либо. Прости нас, Господи, ибо богатство нам, монахам, не на пользу. И помоги, Господи, нам хорошенько помнить, что наше богатство должно состоять в приобретении всех добродетелей и неуклонном исполнении святых Твоих заповедей, помоги нам быть довольными во всем и в малом и о всем благодарить Тебя. Господи, не остави нас.
Сестры, у каждой из вас в келье есть Псалтирь и Евангелие, в трапезе вы ежедневно слышите чтение о дивных житиях угодников Божиих и их наставления о пути ко спасению, – и оправдаться, что не знаем мы, не можем. Вот, каким тесным и скорбным путем достигали себе спасение угодники Божии! А пространный путь ведет к вечной погибели. Скорби, теснота, труды и болезни сближают нас с Богом и готовят нам за безропотное перенесение их венцы нетленные.
Господи, имеем мы и Псалтирь, и Евангелие, и жития святых слушаем за трапезой, и из их наставлений знаем о пути спасения. Знаем мы, каким тесным и скорбным путем достигали они себе спасение. И нечем нам оправдаться, что мы не подражаем им, когда с пристрастием смотрим на широкий путь, ведущий к вечной погибели. Прости нас, что ищем способы избежать скорби, тесноту, труды и болезни, сближающие нас с Тобой, Господи, и готовящие нам за безропотное перенесение их венцы нетленные.
Вот вам пример, сестры, – житие преподобного Симеона Нового, и вы постарайтесь положить начатки жития такого: молитва в устах и сердце его была непрестанная, нрав кроткий, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душой чисто, девство непорочно, нищета истинная, нестяжание пустынническое, послушание безропотное, повиновение тщательное, делание терпеливое, труд усерден. В чем и вам да поможет Бог!
Мы виноваты пред Тобой, Господи, что не знаем житие и подвиги преподобного Симеона Нового, и сами положить начатки такого жития не можем. Прости нас, Господи, и помоги главную суть его жития и главные добродетели вписать на скрижали своего сердца. Господи, мы просим Тебя Духом Твоим Святым сделать доступными нашему пониманию молитву в устах и сердце непрестанную, нрав кроткий, уста молчаливые, сердце смиренное, дух умиленный, тело с душой чистые, девство непорочное, нищету истинную, нестяжание пустынническое, послушание безропотное, повиновение тщательное, делание терпеливое, труд усердный. Прости нас, Господи, что не размышляем о добродетелях сих, не знаем их суть и, потому, не полагаем начатки жития такого. Господи, не откажи нам в милости и помоги эти начатки нового жития возыметь.
Сестры, будьте готовы отвечать на всякое слово, которое слышите: прости меня; этим стяжете смирение, которое разрушает все козни врага.
Господи, нам надлежит уразуметь, что часто козни врага приходят в нашу жизнь через слова, сказанные в наш адрес людьми. Ты ждешь от нас на каждое такое слово один ответ: простите меня. Сказав так, мы приобретаем смирение, разрушающее козни врага. Господи, прости нас, что и готовности произносить такие слова нет, и дефицит смирения испытываем, и легко от услышанных слов побеждаемся кознями врага.
Сестры, внимайте себе и имейте страх Божий, как бы нам не обмануться: избрав жизнь подвижническую ради любви к Богу, как бы не совратиться на пространный путь, который ведет в вечную погибель. От чего да избавит вас Господь!
Господи, всем нам необходимо вести жизнь внимательную по отношению к себе и быть бдительными с помощью страха Божия к крадущемуся за нами обману: предпочесть пространный путь, ведущий в вечную погибель, жизни подвижнической ради любви к Богу. Господи, прости, что часто мы не видим обмана из-за потери страха Божия и совращаемся на путь погибели. Господи, избави нас от этого.
«Если вступление твое в обитель, – говорил старец, новоначальной монастырской сестре, – поистине только ради любви к Богу и спасения души, то сие соблюди: во-первых, постарайся понудить себя на все доброе, будь добра, благочестива, кротка, смиренна и приветлива со всеми; встретившись с сестрой, поклонись ей, испроси благословения; если что спросит, ответь со смирением, потом испроси прощения и молитв и уходи; походка чтобы была неспешная, скромная, глаза имей опущенные вниз, представляй себе, что из земли взята, в землю и отидеши; свою совесть каждый вечер поверяй и очищай ее искренним покаянием, отнюдь никого не осуждай, не гневайся и никого не уничижай, на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением и в простоте сердца своего принимай всех как Самого Христа, всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно, люби бесчестие и считай себя хуже всех, – и будешь поистине жить с Богом!»
Вступление в обитель совершается ради любви к Богу и спасения души. Эту цель надо соблюсти, подтверждая ее наличие всей своей жизнью: надо стараться понуждать себя на все доброе, быть доброй, благочестивой, кроткой, смиренной и приветливой со всеми. И все остальные указания старца стараться выполнять, чтобы поистине быть с Богом. Господи, прости, что все эти добрые установки мы не готовы ежедневно поверять своей совести и добиваться, чтобы они оживали в наших мыслях, желаниях и делах.
4. Победа над вражескими искушениями
«Юность, – говорил старец, – если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения; ты же, чадо, подвизайся, держи уста твои во многом молчании, будь медленна на беседу и скора на молитву, укоряй себя ежечасно, говори себе всегда так: «Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никакого не делали, и горе нам будет, – какой ответ дадим мы в День Судный?» Во все течение жизни твоей постарайся всегда содержать в себе молитву сию и с сокрушением сердца повторяй мысленно на всякое время: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» и «Боже, очисти мя, грешную!» Повторяй в себе и эти слова: «От тайных моих очисти мя, и от чуждúх пощади раба Твоего» (Пс. 18, 13–14). А посему, чадо, уповай всегда на помощь Божию, а себя всегда считай за бесполезный прах – отсюда и последует исправление».
Всем нам полезно знать, что от юности Бог требует только чистоты и смирения. Господи, прости нас, что не упражняемся в подвиге, необходимом юности. Прости, Господи, что не стараемся содержать в себе молитву Иисусову и мысленно не повторяем ее на всякое время. И еще просим Тебя, Господи, очистить нас «от тайных согрешений и пощадить рабов Твоих от чуждих». Помоги, Господи, всегда уповать на Твою помощь, считая себя бесполезным прахом. И помоги наследовать исправление.
Победа вражескому искушению состоит в молчании, смирении и преданности себя воле Божией; все дела смиренномудренного благоугодны Богу и похвальны пред святыми Ангелами Его, грозны же и страшны бесам.
Господи, мы мало упражняемся в молчании, смирении и не умеем предавать себя в Твою, Боже, волю. Потому и вражеские искушения не побеждаем. Прости нас, Господи, за это и помоги, чтобы наше смиренномудрие, укрепляемое Твоей благодатью, было благоугодно Тебе, похвально пред Ангелами и грозно для демонов.
Чадо мое! Понудь себя на все доброе, будь смиренна сердцем, дабы Дух Святый возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение. Знай и то, что без борьбы и принуждения никому ничего не достается, а тем более душевное спасение, что и должны мы всеми силами стараться достигнуть, тогда и будем истинные монахи не по одежде только, а по душе и сердцу. В чем да поможет тебе Бог!
Господи, прости нас, что мы не понуждаем себя на всякое доброе дело и, тем самым, не показываем Духу Святому, что мы нуждаемся в Его присутствии в нас, в Его силе для отвержения от себя всякого житейского попечения. Без борьбы и понуждения мы не сможем достигнуть душевного спасения, а это значит, что мы должны показать себе, что мы монахи не по одежде только, но по душе и сердцу. Господи, прости нас, что таких доказательств о сути монашеской жизни у нас совсем мало.
Матери и сестры! Вы, живя в обители, знайте, что она охраняет вас от многих соблазнов. Жизнь в монастыре удобно ведет ко спасению; тут непрестанно можно слышать Святое Евангелие, апостольские и святых отец поучения, а посему должны пребывать всегда в молитве; которые же допускают в этом леность, у тех закосневает сердце и доходит до неверия, и тяжко согрешают они пред Богом. Ибо и Спаситель говорит: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41).
Господи, живя в монастыре, (неся определенные послушания в храме), мы охраняемся от многих соблазнов. Жизнь в монастыре удобно ведет ко спасению через слышание Святого Евангелия, апостольских и святых отцов поучений. Поэтому мы должны всегда пребывать в молитве. Но должны, безусловно, еще не значит, что пребываем. Прости нас, Господи, что неохотно слушаем Евангелие, апостольские и святоотеческие поучения, с ленцой занимаемся молитвой. Прости, Господи, что от этого сердце наше закосневает до неверия, и мы тяжко согрешаем пред Тобой.
Также, сестры, советую вам во все святые посты, а также, если приключится какая болезнь, как можно чаще с верой, с умилением и сокрушением сердца приобщаться Святых Таин, потому что приобщение Тела и Крови Христовой отгоняет все искушения, просвещает сердце и соединяет дух со Христом, оно есть исцеление души и тела.
Господи, прости нас, что мы регулярно не приобщаемся Святых Твоих Таин с умилением и сокрушением сердца. Прости, что результат этого Причащения – отгнание искушений, просвещение сердца, соединение духа со Христом и исцеление души и тела – мы в своем духовном опыте не всегда связываем с приобщением Твоих Святых Таин.
Матери и сестры! Об одном прошу вас всегда – понуждайте себя на все доброе, да не нерадите о своем спасении. Сказано и в Священном Писании: горе нерадивым монахам, горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога Живого. Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати человек мертв, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя летать без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси, Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов.
Господи, говоря честно, мы не стремимся все время делать доброе и о спасении своем не радеем. Поэтому над нами нависает угроза; горе монахам нерадивым и богатеющим златом, горе от того, что не увидим мы лица Бога Живого. Прости нас, Господи, за нерадение и потерю желания лицезреть лицо Твое, Боже. Старание стяжать благодать Святого Духа в нас крайне замедленное, это видно из того, что нет у нас молитвы теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Прости, Господи, нас за отсутствие таковых молитв в поиске благодати Святого Духа. Господи, мы не находим в себе сил молиться за творящих нам напасть. Мы не всегда читаем молитву Иисусову, ум наш не пребывает в Боге и потому наше приближение к Тебе, Богу нашему, весьма затруднено. Прости нас, Господи, за это.
Сестры! Постарайтесь приобрести смирение нелицемерное в душе и сердце вашем, считая себя всегда самой последнейшей из всех и грешнейшей пред Богом, помня то, что лучше быть грешником смиренным пред Богом, нежели праведником горделивым, имейте послушание безропотное и строго наблюдайте, дабы не исполнять своей воли и желаний, да будет вам известно, что с нашей волей часто соединяется воля врага душ наших – диавола, а потому без совета и спроса старших ничего не делайте.
Господи, вот мы смотрим на себя и не видим, что мы стараемся быть нелицемерно смиренными, что считаем себя самыми последними из всех людей и самыми грешнейшими пред Богом. Прости нас. Отцы говорят, что лучше быть грешником смиренным пред Богом, нежели горделивым праведником. Мы же охотнее, на погибель себе, подражаем второму, нежели первому, прости нас, Господи. Безропотно нести послушание и строго наблюдать, чтобы не исполнять своей воли и желаний, к большому нашему огорчению, у нас пока не получается. Прости нас, Господи, и помоги крепко помнить, что часто с нашей волей соединяется воля врага душ наших – диавола, и мы незаметно начинаем творить волю его.
Еще, матери и сестры, «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите прощения взаимно друг у друга, потому что Господь не принимает ни молитвы и ничего от гневающихся; кто терпит много в здешней жизни, в особенности понапрасну, то, о, как близок к тому и с какой любовью смотрит на того Сам Подвигоположник Господь и Его Всепетая Матерь и как радуются о нем все святые Ангелы, и невидимо возлагают на того райский пресветлый венец, и приуготовляют нескончаемое вечное блаженство в Будущей Жизни! А как кратковременна здешняя жизнь! Как сон пройдет вся слава, все почести и богатство, а будущность наша бесконечна! Спасайтесь о Господе!
Господи, когда обстоятельства подадут случай разгневаться на кого, то нам следует со смирением испросить друг у друга прощения, потому что Господь не принимает молитвы гневающихся. Господи, прости, что не можем потерпеть в здешней жизни недостатки других и гневаемся на них. Помоги, Господи, помнить, что проявляющему терпение в здешней жизни, Ты, Подвигоположниче наш, и Матерь Твоя и Ангелы будете близки, особенно, терпящим понапрасну.
Сестры, берегитесь почасту без крайней нужды оставлять ваши кельи или часто выезжать в мир в гости к родным; берегитесь, да не рассеетесь между людьми: редко бывает, чтобы человек такой же возвратился в келью, каким вышел из нее. Пустыня и уединение собирают добро, а соблазны мира расточают его. Ничем, сестры, не грешим так, как языком, в уединении же избегаем того греха. Келья соблазнить не может и соблазна не приемлет. Юным же наипаче должно держаться уединения, да не подадите и да не приимете соблазна. Полюбить же уединение вы тогда только можете, когда реже будете оставлять келью, и когда будете принуждать себя к уединенной жизни; впоследствии, сестры, найдете в ней сладчайшее утешение. Очень похвально для инокини как можно реже выезжать в мир и даже совсем не делать этого. Как свято ваше тихое убежище, неужели возможно сменять его на суетный мир, где сама мудрость бессильна? Оставьте суетное людям суетным, а вы занимайтесь тем, к чему вас Господь призвал, и тогда да ничто же не нарушит спокойствие вашего сердца и ваш душевный мир.
Господи, мы не очень-то бережемся выходить из своих келий. Нас очень тянет выехать в мир в гости к родным, нет у нас осторожной бережливости получить изрядную дозу рассеянности и это нас ничуть не пугает. Прости нас, Господи. Мы не напоминаем себе наблюдение отцов-подвижников: уединение собирает добро, а соблазны мира расточают его. Так, кто согрешает языком, в уединении избегает этого греха. Юные среди нас, не держась уединения, будут подвержены испытанию подать или принять соблазн. Прости нас, Господи, что мы не приучаем себя к уединению, ибо покидаем келью и не принуждаем себя к уединению. Мы замечаем в себе желание выехать в мир суеты и лишиться за это похвалы от Тебя, Бога нашего. Мы теряем ощущение святости нашего тихого убежища, где не нарушается спокойствие нашего сердца и не ослабевает наш внутренний мир. Господи, прости нас, что не дорожим уединением и не занимаемся тем, к чему Ты нас призвал: чистотой сердца и спасением души.