Глава VI. О церковной архитектуре
Говоря о Богослужебных зданиях, мы должны сказать о постройке церквей, о начале церковной архитектуры и о связи её с языческим искусством. Нам уже известно, что из разнообразных видов устройства храмов чаще других встречалась, как предписывается в постановлениях Апостольских, фигура продолговатого креста, а корпус его, в соединении с главами или куполами, несколько напоминал корабль. Так строились церкви прежде, так устрояются они и теперь. В настоящее время можно видеть постройку церквей, имеющих главы или круглые (в Византийском стиле), – образцом каковой служит Софийский собор в Константинополе, построенный Юстинианом в 6-м веке, где, кроме главного купола, возвышающегося над срединою храма, было около него еще несколько смежных куполов, – или пирамидальные (в Готическом стиле), или острые с верхушками, на подобие стрельчатых растений – лука (Русско-Византийского стиля).
О различных стилях имеющих отношение к церковной архитектуре
Как строились храмы в первые три века Христианства, об этом говорят нам частью Апостольские постановления. При этом необходимо заметить, что среди гонений Христовой церкви христианам было не до внешнего благоустройства своих храмов. Тогда их Богослужение большею частью отправлялось в уединенных и скрытных местах; храмом для них могло служить, как свидетельствуют отцы церкви, всякое удобное с внутренней стороны место, не имеющее иногда никакого отношения к архитектуре дохристианского мира. Только с 4-го века, со времен Константина Великого, признавшего христианскую церковь господствующей, христианские храмы со внешней стороны устрояются по образцу того или другого дохристианского стиля классического мира. К такому подчинению классической и языческой архитектуре вело христианских устроителей храмов широкая гуманность и общечеловечность, проповедуемая Христианством и допускавшая все человечество к пользованию благами своих просветительных и спасительных учения и учреждений. Далее по времени, при созидании храмов, они обращают особенное внимание на внешнюю сторону их и сообразуются в этом случае с требованием эстетического вкуса, предочищенного христианским учением о служении Богу в духе и истине. Отсюда вырабатывается свой особенный вид архитектуры, творческая деятельность которой увенчалась блестящим успехом в готических постройках, отсюда появляются с самого начала своего возникновения различные по своему характеру стили.
Так как христианская архитектура сначала возникла и развилась на началах до христианского искусства и на первых порах тесно соприкасалась с Греческой архитектурой, элементы которой вошли сюда в большом количестве, затем с Римской; то мы должны прежде всего коснуться древнего Греческого стиля, достигшего, во времена пришествия на землю Христа Спасителя, апогея своего развития, затем древне Римского, предпослав этим обоим Восточно-Египетский, как предшествовавший тому и другому.
1) об египетском стиле
Рассматривая тот и другой древний, дохристианский языческий стиль, нельзя не видеть в каждом из них религиозного миросозерцания тех народов, у которых они процветали; а отсюда делаются понятными для нас и те громады строений вширь храмов, которые явились на Востоке и, в частности, в Египте. Говоря об этом последнем стиле, с уверенностью можно утверждать, что этот стиль есть следствие того умственного развития, когда человек смутно сознавал окружающее его и когда величие природы подавляло его сознание. От того и храмы этого стиля представляют огромные массы камней, в грубом виде, без строгой симметрии и гармонии, ширящихся только, но не возвышающихся. Затем восточный человек видел, что жизнь проявляется в различных животных, – от того и храмы свои он испещрял изображениями этих животных, пользуясь живописью и ваянием. Такова краткая характеристика общего впечатления, происходящего от взгляда на Египетские храмы. Общее впечатление от Египетских храмов таково, что зритель недоумевает, для чего все существует в этих храмах? Они ни жилище богов, ни места для молитвы. Египетские храмы очень малы, но что собственно относится к храмам – это множество колонн, расположенных в виде галерей. Больная часть Египетских храмов начинается аллеями, образуемыми сфинксами, потом открывается вход, в роде наших ворот, за которыми находится огромная, не закрытая площадь, уставленная громадными колоннами, потом следует покрытая. После всего этого виднеется портик, за которым стоить обелиск и сидят львы. Такие фигуры, встречаемые в храме, дают нам понять, что Египетские храмы представляют символическое искусство, служащее восточному жителю напоминанием могучей природы, беспорядка и симметрии, грубо и неестественно.
2) о древней греческо-языческой архитектуре
Хотя древнегреческая архитектура и имела отношение к древнеегипетскому искусству, но в главнейшем она представляет в своих храмах выражение антропоморфизма и стремления человека к сверхчувственному миросозерцанию. Греки не стремились, подобно Египтянам, к природе вообще, а, устрояя свои храмы, стремились к грандиозности, к легкости и живости. От того в греческих храмах замечается удивительная пропорциональность и соразмерность частей, необыкновенная изящность; все в них ни высоко, ни низко, все пропорционально в длину и ширину. В отношении внешней формы греческие храмы имели вид или четырехугольный, или продолговатый, или круглый, смотря по тому, во имя каких богов устроились храмы. В той или другой форме греческих храмов играли главную роль колонны и колоннады, которых можно было видеть ряд только напереди, потом стали прибавлять количество колонн по бокам и наконец окружать ими все здание, как снаружи, так и внутри. По этим колоннам можно было судить о достоинстве Греческой архитектуры в дорийском ордене, ионическом и коринфском.1109 По словам священника Хорошунова,1110 «первая наглядная особенность дорийского ордена состоит в отсутствии базиса,1111 без которого не мыслимы колонны других орденов. Высота колонны от 4-х до 5-ти с половиною диаметров. К верху эта колонна суживается так, что диаметр верхнего конца её на четверть или даже на треть меньше нижнего. При относительно незначительной высоте такое быстрое сужение корпуса колонны дает ей вид усеченного конуса и придает этому ордену характер особенной силы и прочности. Капитель колонны отличается простотой и отсутствием украшений. Тригрифы (три продолговатые надреза в виде желобков, идущие с верху в низ и заканчивающиеся висящими под ними как бы каплями или колокольчиками) – исключительная принадлежность фризов ордена дорийского».
«Колонна Ионического ордена имеет высоту в восемь с половиною диаметров; капитель её украшается двумя завитками по сторонам. Отличительные особенности её: легкость, живость и грандиозность. Эти особенности достигают высшей степени развития в колонне Коринфского ордена. Высота её около десяти диаметров,1112 а капитель имеет форму, опрокинутого колокола и украшается рядами листьев».1113 По этим особенностям в колоннах разных орденов, устрояемых в храмах,1114 Греческая архитектура отличалась от других стилей. Кроме того, в ней преобладали тонкие и прямые линии и симметрия, не замечалось сводов и арок. Общая типичная форма вообще храмов Греческой архитектуры представляется в следующем виде: «все здание храма разделялось на две части: святилище ναός и собственно храм πρόναος. Святилище занимало средину или конец здания и по пространству было незначительно. Здесь: стояла статуя божества, которому посвящен был храм, и жертвенник, – и здесь совершали свои действия жрецы».1115 Сюда народ не входил для принесения жертв. Он отправлял свое Богослужение среди колонн, где стояли и жертвенники, т. е., во 2-м отделении храма. Это отделение, занимая переднюю часть храма, представляло из себя как бы залу и окружалось со всех сторон портиками. В Христианстве памятником подобной архитектуры явился Софийский собор, построенный Юстинианом (с 536–563) во имя Премудрости Божией, где второе отделение представляло лес колонн, а арки путаются, плетутся и выступают все в новых сочетаниях в аллеи и группы колонн.1116 Черты своего устройства Софийский храм заимствовал от греко-римской архитектуры,1117 план же всего здания был предначертан по образцу базилик, устройство коих более представлялось удобным для христианского Богослужения, чем храмы, мало представлявшие места для алтаря.1118 Древние базилики имели следующий вид: «план базилик имел продолговатую форму: широта базилики, обыкновенно, была не менее трети и не более половины всей длины. Внутри базилика состояла из трех продольных зал, отделенных одна от другой колоннами. Средняя зала самая большая, – втрое шире каждой из боковых. Колонны, отделявшие её от боковых зал, длиною равнялись широте последних. Над первым рядом высоких колонн высился другой ряд меньших и образовал сверху боковых зал галереи, окруженные балюстрадою. На ряд этих колонн опирался плафонд галерей и кровля средней залы. Средняя зала завершалась полукругом (абсидом) со сводом, в виде хлебной печи. В этом полукруге заседали судьи; пространство же между абсидом и залами (транзент) занимали ораторы и лица, прикосновенные к суду. Боковые залы назначались для купцов, а галереи или хоры – для публики».1119 Это-то устройство базилик более всего возможно было приспособить христианам к своим храмам. Так, получая в дар от христианских Государей базилики, христиане ставили в них – в абсиде престол или гроб мученика, за престолом устрояли кафедру для Епископа и сопрестолие для пресвитеров; отсюда весь абсид своими частями составлял алтарь, который отделялся решеткой. В транзете и в передней части залы помещались места для высокопоставленных христиан, а амвон – для пения и чтения Священного Писания. У входа в этой же зале стояли оглашенные и кающиеся. Боковые залы и галереи предназначались для верных как мужчин, так женщин, а иногда женщины стояли в галереях.1120
3) о древнем Римском стиле
Если Греки любили линии прямые, от чего их храмы были большею частью четырехугольные, их двери и окна тоже были четырехугольные; за то Римляне, сначала подражая Греческой архитектуре, после мало-помалу усовершенствовали техническую сторону при производстве строений, обратили особенное внимание на круглую форму. Почему их фронтоны имели круглый вид, их портики поддерживались колоннами пред круглыми площадками. Изменить прямые линии, господствовавшие у Греков побудило Римлян то, что форма круглая есть форма более способная к сохранению зданий и, при опасности землетрясений, может выдержать тяжесть при них, затем круглая форма более пригодна была при постройке мостов, водопроводов, которыми занимались часто Римляне. Кроме того, в форме арок Римляне хотели подражать природе, в которой больше круглых линий. Потому-то прочные постройки Римской архитектуры увековечились арками. Еще Тарквиний гордый (в 619 г. до Р. Хр.), устрояя вокруг Рима стены, водопроводы, каналы и другие постройки, прочность которых так велика, что они сохранились и до сих пор, употреблял круглую форму и кривую линии, давал преимущество арке или своду и любимому им куполу. Вообще Римляне, на первых порах своей истории, при частых войнах занимались более такими постройками, которые приносили им практическую пользу. А кривая линия и круглая форма шла в этом случае им как нельзя больше. Позднее, вследствие сношений с Греками, Римляне стали подражать им и в архитектурном искусстве. Так, Помпей выстроил за 100 лет до Рождества Христова здание театра, на котором видимо отразилось влияние Греческого зодчества. Театр был украшен статуями, привезенными из Афин, Сиракуз и др. мест, и (здесь же был жертвенник Венеры) которые ставились в языческих храмах в большом количестве на верху и по откосам фронтонов, под портиками и в промежутках колонн. Все ниши в храмах также были наполнены ими. Подобное влияние продолжалось до Августа. С Августа Кесаря Римская архитектура обнаруживает самостоятельный тип прямых линий с округлостью. За 35-ть лет до Рождества Христова Агриппа построил Пантеон – круглое здание в Римском стиле, без окон; так что свет падал внутрь здания сверху. Тогда это здание посвящено было всем божествам мира.1121 Век Агриппы считается золотым веком Римского искусства, который продолжается до 75-го года по Рождестве Христовом, до Императора Веспасиана, построившего «храм мира» и Колизей без крыши, имеющий овальную форму. В постройках Диоклетиана является испорченность вкуса, и с этого времени прекращается золотой век Римской архитектуры. Падение этого рода искусств застало Христианство, а вследствие отчасти этого христианская архитектура должна была выработать свой особенный стиль.
О Христианском стиле и различном его проявлении как-то: а) о Византийском стиле
История христианской архитектуры показывает нам, что некоторые черты Греческого языческого искусства вошли в неё и, проявляясь здесь в плане, конструкции, украшении и орнаментации зданий, разделяется на несколько периодов, и по месту появления её на Востоке, получает название Византийского стиля, на Западе – Латинского, и первый, как неиспорченный, был преобладающим и на Западе. Особенно с 6-го века влияние Византийского стиля на Западе стало весьма заметным. Здесь Византийский стиль, смешавшись с Римским, составил второй период христианской архитектуры, известный под именем Романо-Византийского, начиная с одиннадцатого века и продолжаясь до тринадцатого. С 13-го века начинается третий перед христианской архитектуры, известной под именем Готической, начиная с возрождения наук. Пятнадцатым столетием оканчивается стиль Готический и наступает смешанный стиль1122 древнеримский в соединении с древнегреческим и христианским.
Замечая совокупность отличительных особенностей в плане, конструкции и орнаментации здания, мы можем ясно указать отличительные черты зодчества и общий тип его в той и другой стране, того и другого времени. Так, о Византии, куда Константин Великий перенес из Рима и столицу, можно сказать, что она тотчас же, под влиянием всепримиряющего духа Христианства, приняла в себя новую жизнь и направление как в общественном, так и в духовно-нравственном организме своем, не исключая и того отпечатка, который отразился и в искусствах этой страны. Совмещая в себе Восточные формы искусств с Западными, в частности религиозной архитектуры, Византия тем самым еще не исчерпала всего прекрасного в язычестве, но должна была дать в это время новое направление в искусстве и, на основании христианских начал, в новом обновленном духе влиять на будущее искусство, служить образцом для сооружения и других храмов. Таким образцом был в Константинополе храм, построенный Константином Великим в честь святой Софии. Он, сначала разрушенный землетрясением, потом, по возобновлении, врагами и, наконец, во время возмущения Константинопольцев, сожженный до основания, в царствование Юстиниана (536–565) является знаменитым памятником, всецело отобразивши в себе все особенности Византийского стиля, и достойным монументом религии и царствования Юстиниана. «Сто архитекторов, как сказано1123 в Литургике Хорошунова, и десять тысяч рабочих, под главным руководством Антемия Тралисского и Исидора Милетского, в продолжении семи лет трудились над сооружением храма св. Софии. Все, что можно было достать драгоценнейшего, употреблено на постройку и украшение его. В плане сооружения и в украшениях храма св. Софии проявились те существенные черты, которые повторяются в последующих монументах Восточной Империи и отличают стиль Византийский от всех других. План церкви был план базилики, но значительно преобразованный. Транзент не только расширен, но и удлинен до размеров средней залы, с которою пересекался на половине её протяжения. Это дало в основании храма крест равноконечный, обыкновенно называемый Греческим или Византийским. Центр креста, вследствие этого, явился центром здания, вокруг его сосредоточились все части храма». К характеристике Византийского стиля в храме св. Софии внутри его относятся: колонны, мозаико-фресковая стенная живопись1124 и купол, высоко поднятый на столбах и арках. «Тяжелая массивность стен и столбов, как поддерживающих купола, так и служащих для них упорами, отсутствие нежности и мягкости в наружных формах здания – суть черты Восточного искусства».1125 «Самая колонна, отличительная черта классических орденов – в монументах Византийского стиля претерпела изменения в духе колонн Восточных построек. Она получила изысканную форму, особенно в устройстве и форме капителей и страдает отсутствием пропорций, так строго соблюдаемых в классической колонне. Самая мозаика, украшения плафондов и стен – чисто классические, измененные в изображения колоссальных размеров и притом по золотому полю обнаруживают чисто Восточный вкус. Зачатки куполов (полукуполов) по сторонам главного Софийского купола переходили часто в отдельные купола, окружавшие главный».1126
Какое влияние имел этот памятник зодчества в других местах Римской Империи, это можно видеть при устройстве столицы абасидов, – Багдада, где особенно проявлялся стиль Византийский. Омаяды, для устройства зданий и храмов, вызвали из Греции архитекторов, и Византийский стиль покрыл собою берега адриатического моря. Не говорим уже о Калабрии и других Западных странах, где в XI веке, напр., в Венеции явилась знаменитая церковь Св. Марка. Много можно встречать зданий в Византийском стиле и в Равенне. Объяснить это можно тем, что иконоборство в 8-м веке выгнало многих православных Греков на Запад и с тем вместе передало последнему Византийский стиль. Что касается влияния Византийского стиля на Западе и после крестовых походов, то об этом нечего и говорить. Этого влияния не отрицают и противники Византийского стиля.
б) о Романском стиле
Какого рода здания были на Западе, об этом можно судить уже потому, что Запад в это время был ниже Востока в архитектурном отношении. Все, что сделали Западные зодчие своеобразного, характерного в своей архитектуре – это только расширение поперечной и боковых зал базилики, не изменяя в тоже время взаимного отношения частей храма Византийского стиля. Вследствие этого расширение поперечной залы дало в основании плана, так называемый, Латинский крест, с коротким верхним и удлиненным нижним концом, как отличительною особенностью его от равноконечного Византийского. Общий же план базилик остался Византийский, и он здесь мог бы свободно развиваться тем более, что Феодорит и Карл Великий способствовали усовершенствованию зодчества. Но эти счастливые времена для христианской архитектуры сменились временами варварства. Отсюда является на Западе не усовершенствование архитектуры, а упадок её. Варвары все церкви и здания предавали разрушению или сожжению. В эту пору Западная архитектура не представляет ничего выдающегося. Храмы там строились: 1) деревянные и большею частью в лесу, которого здесь было достаточно, или ставились на местах языческих храмов. Замечательно в этом отношении распоряжение Папы Григория Великого (9 в.). Он советует Августину освящать языческие храмы и обращать капища в церкви. Папа говорит: «пусть крапят (языческий храм) св. водою, положат мощи, устроят алтарь.» К этому же времени Император Фока подарил Римским христианам языческий Пантеон. Все это говорит о том, что в то время на Западе не так много заботились о церковной архитектуре. Что же касается 2-х, до каменных церквей – базилик, то археологи сознаются, что довольно трудно представить картину архитектурного искусства этой эпохи; потому что каменные церкви не оставили после себя никаких памятников. Единственная церковь, которую археологи относят к 6-му или 7-му веку, имеет такую архитектуру: внутри её две ниши и очень не много колонн. Материал постройки тот самый, какой употребляли и Римляне, это – небольшие камни, кубические или клинообразные. Кирпич же часто употреблялся в своде, карнизах и стенах. С конца 4-го века стали заменять их массивными четвероугольными устоями – столбами с карнизами. Впоследствии вошло в обычай делать полуколонны или четвероугольные столбы, что можно видеть в Ахенской церкви св. Мартена. В ней колонны, употребляемые по сторонам средней залы, соединялись не перемычками, а арками и украшались весьма странно и причудливо – «это грубо сложенный столб круглой формы, говорит Хорошунов,1127 заканчивавшийся капителями кубической формы в виде опрокинутого конуса или трапеции, украшенными грубою же скульптурою, представлявшею людей, животных и т. п. Живопись, как украшение стен, встречается редко, за то часто употреблялись разного рода надписи, над составлениями которых трудились тогдашние поэты». Такой архитектуры требовали на Западе монашеские правила. Окна были весьма малых размеров (от 1½ до 2-х фут. в ширину, от 3-х или 4 ф. в высоту), свод окон делался весьма небольшой и располагался симметрически. Верхняя часть окон сводилась в арку, которая поддерживалась столбиками. Потолок церкви представлял вид довольно неправильный и поддерживался стропилами. Абсид почти не употреблялся до 9-го века, разумея под абсидом купол. Если последний и употреблялся; то всегда почти делался из камешков и устроялся по большей части над алтарем. Паперть состояла из колонн. Здесь стояли два обелиска с водой. Над дверями были украшения из мозаики. Большая арка храма имела много украшений и отделяла алтарь. В сторонних отделениях храма также были своды, которые точно также употреблялись и над воротами храма, имевшими много украшений, почему и явилось выражение: «судить между львами».
О колокольне в Романском стиле
Что касается колоколен, то они появляются уже в 8-м веке, как об этом свидетельствует Анастасий, упоминая о Папе Стефане, как учредителе колоколен. В 770 г. была поставлена колокольня над церковью св. Петра в Риме. Построенный Карлом Великим собор в Ахене имеет две башни, где могли помещать колокола. Временами строили башни для симметрии или удобства входа и выхода.1128 Изолированные башни употреблялись в Италии.
в) о Романо-византийском стиле
Таковы черты Романского стиля до одиннадцатого века, который в одиннадцатом и двенадцатом веках видоизменился и известен был под именем Романо-византийского, служащего в свою очередь зародышем готического стиля, или переходом к последнему. С построением храма святой Софии христианское искусство как бы истощилось на долго. Не говоря уже об общем характере, о свободе и разнообразии украшений, самое название Романо-византийского стиля показывает характеристику его. Соединение круглой лиши с ломаною составляет отличительную черту его. От того в Романо-византийском стиле видим окна остроконечные, двери круглые, в средней зале устрояются своды и транзент. Жители Востока, скрывавшиеся в Италии от преследования иконоборцев, принесли с собой на Запад живопись и мозаику и чрез это способствовали развитию архитектурного искусства в лучшем вкусе и расширению фасада церквей. «Над дверью, говорится у Хорошунова,1129 поднимается галерея, в виде арок, опирающихся на колонки; над нею возвышается oculus – большое круглое окно, с разными наружными украшениями; весь передний фасад завершается углом более или менее острым, смотря по крутизне кровли. Колокольни обращаются в громадные башни в несколько этажей и украшаются, как и фасады церквей. В тоже время они увеличиваются в числе, так что в некоторых церквах бывало их по четыре и больше. Под церквами устраиваются крипты, или подземельные капеллы, в которых ставятся гробы мучеников. Но в этот же период на Западе церкви принимали часто характер не только религиозных монументов, но и военных украшений. Зубчатые стены, бойницы, рвы, подземные переходы обращали их в крепости, пока собор Авильенский (1204 г.) не запретил такой профанации святыни».
г) о Готическом стиле
В готическом стиле с постепенным его развитием округленность арок все резче и резче изменяется, сначала с едва заметным преломлением, а потом уже в верхней части храма, напр., в кровле представляется совершенно острый угол. Когда же совершенно устранена была круглая линия, тогда началась эпоха развития и процветания готического стиля. Самое развитие готического стиля делят на следующие периоды: 1-й период копьеобразный, 2-й лучистый и 3-й цветистый или блестящий. Эти периоды отличаются большею или меньшею легкостью, большим или меньшим обилием украшений и арками, которых три рода: а) арки равносторонние, б) едва преломляющиеся и с) круто-сведённые. Развитие, или переход одних арок в другие был постепенен. Время, когда готический стиль достиг своего полного развития, есть время от 13-го до 15-го века. Самое лучшее произведение этого стиля есть Кёльнский собор, потом собор св. Стефана в Риме и Страсбургский собор. Из этих произведений зодчества можно видеть, что готический стиль, преобразуя романский и делая шаг вперед, заменил круглые своды его стрельчатыми, вместо толстых круглых и вверху усеченных столбов, появились тонкие пальмовидные колонны, капители которых представляют странную смесь символов языческих с христианскими, неуклюжие стены искусственно стали расчленяться контрфорсами, тянувшимися по бокам церкви во все её протяжение, пучками и пилястрами, двери сделались шире и красивее, своды которых, как окон, арок и ниш, состояли из огивов, т. е., двух дуг, взаимно пересекающихся, полукруглые окна заменились стрельчатыми, и стекла их украшались живописью.1130 Все здание готических храмов имело форму пирамиды, необыкновенно высокие главы которых строились выше и число их увеличилось. Отсюда можно сказать, что «высокие и тонкие колокольни, состоящие почти из одних тонких колонн, заостренные арки (огивы), высокие остроконечные окна и кровли, глубокие стрельчатые своды, и всюду изумительное обилие тонкой тщательной резьбы, на порталах, алтарях, сводах, простенках, колоннах всюду розеты, звезды, арабески и фигуры» составляют отличительную черту готического стиля.1131 Так как отстройка готических зданий требовала нередко многих лет; то для каждого большого предприятия составлялись, так называемые, артели, т. е., товарищество художников, каменотесов и кладчиков, которые имели свои уставы, свой независимый суд и пользовались покровительством Императоров и Пап. При помощи этих строительных артелей дубовые и буковые леса Германии с их высокими и стройными стволами, с их роскошными ветвями послужили первообразом величественных готических сооружений. Как прежний языческий Германец покланялся божеству своему в лесу, под сенью какого-нибудь заветного дуба или бука; так точно и в последствии пришлось ему молиться истинному Богу в роще пальмовых колонн. Внутри храма ему представлялись огромные пальмы, которые, образуя пуки колонн, казалось, простирали свои ветви и листья в крестчатым сводам; точно такую же рощу Германец видел и снаружи с бесчисленным множеством святых стражей, то есть, мраморных, бронзовых, гипсовых и деревянных статуй,1132 расставленных на папертях, на колоннах, по карнизам, на алтарях, на оконных впадинах, на колокольнях, на куполах и по нишам лицевого фасада, по бокам здания, отличающихся особенною высотою и крайнею тщательностью. За тем видим всевозможные образы животных и растений, называемых арабесками,1133 то есть, скульптурные и живописные изображения небывалых цветов, ветвей и листьев растений. Этим видам – арабескам Германец научился от арабов, которым Коран запрещал употреблять в архитектуре мечетей всякие изображения людей и животных. Все эти украшения теперь как бы являются вкупе прославить Творца своего. Исполинские стрельчатые окна, с расписанными стеклами, пропускают в церковь какой-то таинственный полусвет, который невольно наполняет душу молящегося трепетом благоговения пред лицом Всемогущего. Первое место между достопримечательнейшими произведениями готической архитектуры занимает Кёльнский собор, который заложен был в 1224-м году при Архиепископе Конраде Фон-Гоxштеттене. Этот собор превосходит все здания в мире, как внешним, так и внутренним достоинством. Он1134 есть необыкновенно изящный представитель готического стиля со шпицами и двумя турами по бокам. Представляя из себя продолговатое здание со шпицами, украшенными стрелами, перевивающимися кружевами, он является взору наблюдателя как бы ощетинившимся. Все здание представляет вид необыкновенной стройности и необыкновенного богатства украшений. Внутри его нет ни мозаики, ни мрамора, все здание только оштукатурено. В средине его 3 аллеи колонн, довольно толстых, не круглых, но четыреугольных. Эти колонны состоять в свою очередь из полуколонн, которых до 30-ти в ряд. Ряды эти сложными колоннами сгибаются острым углом в арку, что производит необыкновенное впечатление. После Кёльнского собора достоин замечания Страсбургский собор, в готическом стиле, начатый в 1015 г. и оконченный в 1439 г. Из этих и других архитектурных зданий можно видеть общий характер готического стиля, который состоит из ломаной лини или остроконечия, и является со своими сквозными башнями, стройными, без труда устремляющимися к небу, пилястрами, с богато украшенными портиками, крестами, статуями и арабесками. Такой храм, при множестве украшений и сочетаний массивного с легким, производит в душе зрителя стремление к бесконечному; с другой стороны он свидетельствует о серьезных благочестивых нравах тогдашних Германцах, которые не жалели ни каких трудов, ни каких издержек, когда дело шло о сооружении храма, достойного их религии. И если архитектура Греческая производит ровное состояние души, усыпляет мысль её, за то архитектура готическая способна пробудить мысль и возвысить человека. Поэтому, если можно так выразиться, готический стиль есть зеркало души взволнованной, стремящейся к самообладанию. От того и понятно, что этот стиль возрождается и процветает в средне века, в века возрождения наук. Для того, чтобы воздвигать такие громадные здания, как Кёльнский собор и Страсбургский, нужно иметь средневековую веру, которая, как нельзя лучше, отразилась в развитии готического стиля, начиная с 13-го и продолжаясь до 15-го века. В 15-м веке явилась охота к новым особенностям, тогда полюбилась прямая линия и четырёхугольник, явилось желание, при изучении лучшими художниками древних классических памятников, восстановить древние классические ордена, видя в последующих после них стилях изуродование гениальных древнегреческих правил архитектуры. С этого времени является стиль смешанный.
д) о стиле возрождения
Господство готического стиля на Западе было не продолжительно. В начале 16-го века он уже почти повсеместно был вытеснен стилем возрождения, поглощающим собой всякую оригинальность, народность и печать века. Самое лучшее здание этого стиля, явившееся в 15-м веке, есть церковь св. Петра в Риме, вызвавшая потом множество подражаний; напр., явилась церковь св. Павла в Лондоне, Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге, столице России. Собор св. Петра представляет смешенный стиль, у него купол Римской архитектуры, а портики Греческой, классические колонны со своими пьедесталами, фризом и карнизом, пилястры, фронтоны, статуи по сторонам. В первое время стиля возрождения употреблялась мозаика и фрески, а потом заменились они живописью и скульптурою более или менее античного характера в пластическом вкусе. Маски, обнаженные дети, крылатые гении в соединении с арабесками, цветами и плодами, листьями в разных сочетаниях, покрывающие своды и другие части здания, затем купол и арка, принимавшие разнообразные виды: овальный, многоугольный, полусферический, – суть характеристические черты стиля возрождения. Таким образом, явившийся в 15-м веке, стиль смешенный – в Римском и Греческом вместе нашел и горячих подражателей, именно иезуитов, которыми, вероятно, он распространился и у нас на Юге-Западе. В Северо-Восточной России является он не прежде Петра Великого, любившего многое Западное. В столице Русской – в С.-Петербурге Исаакиевский собор есть подражание Римскому Пантеону, который в свою очередь есть подражание собору св. Петра в Риме, отразившем на себе смешенный стиль.
е) о Русском стиле
Не смотря на крайнее разнообразие Русских церквей, архитектуру их можно разделить на три разряда: а) Русскую, б) Византийскую и Римско-Византийскую. В доказательство этого можно взять во внимание прежде всего церкви, строившиеся до 17-го века, где на первых порах распространения Христианства образовался на Руси чисто Русский стиль. Некоторые ученые думают, что Русский стиль образовался среди построек деревянных. Снегирев, напр., полагает, что Русский стиль образовался из деревянных построек, где все здания в городах и деревнях были до 10-го и 11 веков деревянные. Кумирни языческих Россов тоже были деревянные. Они в древней Руси представляются зданиями, устрояемыми на столбах, воздвигнутыми на площадях. Каменные же здания в России появлялись после признания христианской веры господствующею. Поэтому еще о церквах, построенных Владимиром, Мстиславом и друг. Русскими князьями, сказано, что, напр., Владимир «повеле рубити церкви, и поставити церковь св. Василия на холме, идеже стояше кумир Перун». Великая княгиня Ольга построила в Новгороде деревянную церковь в честь Софии; деревянные же церкви были построены во Пскове и Переяславле Залесском и других древних городах России. В этих-то деревянных церквах, с самого начала распространения христианской веры в России, образовывались черты Русского зодчества. Вид этих деревянных церквей можно представить следующий: это ни больше, ни меньше, как изба с главами на верху, с крыльцами, резными столбами и решетками, образец каковой церкви можно усматривать и доселе в раскольничьих молельнях. Деревянные храмы на Руси были сначала очень малы и квадратные, а потому неудивительно, что они, как говорится, строились иногда в один день. Впоследствии различные нужды и обстоятельства заставили храмоздателей пристраивать к главному зданию другие пристройки, как-то: кладовые, приделы, паперти, украшая их князьками, балясами, резными полотенцами. В одном месте строили прямоугольный церкви, в другом – круглые. На крышах воздвигали главы числом от 1-й до 3-х, а иногда допускали их и несколько. В этом убеждает нас церковь Спаса на Бору в Москве, имеющая много глав, расположенных как попало. Соборные церкви в городах устроялись, по своей вместимости, сообразно с числом молящихся, более обширные и отличались великолепием. Таким образом Русские деревянные церкви были продуктом чисто Русского вкуса. Торжество этого вкуса, начавшееся во времена Великого князя Иоанна Грозного, обнаружилось, по преимуществу, в царствование Алексея Михайловича. В этом отношении замечательна церковь Василия Блаженного в Москве, заложенная Царем Иоанном Васильевичем в 1555 г. по обету за взятие Казани. На ней, при сохранении Византийского плана, встречается множество князьков, городков и глав, чрезвычайное разнообразие пропорции и пестрота форм и цветов. Эти украшения перенесены с деревянных построек на каменные. Вместе с деревянными церквами на Юге России стали строить церкви каменные во вкусе подражательном – Византийском. Здесь Русское искусство, в отношении к зодчеству, не имело настолько выработанных типов, которые могли бы служить достаточным руководством в устроении церквей. От того Владимир Великий, задумавши построить в Киеве каменный храм, в 989 г., во имя Богоматери, именуемый десятинным, принужден был для этого обратиться к Византийским зодчим; в этой десятинной церкви план, кладка её стен, уцелевшие фрески и надписи, детали гробниц, – все выражает собою тип Византийского зодчества. План этой церкви: широкий четырехугольник с тремя уступами. Средняя часть церкви выдается на 4 сажени. Длина её 20 сажен. В высоту, как догадываются, церковь имела 12-ть сажен. Помост её был выстлан из тёмно-красного гранита. Под иконостасом есть возвышение, похожее на нашу солею. В церкви были и колонны, о чем можно догадываться по существующим обломкам. В алтаре стены были украшены мозаикой. У Западной стороны церкви были палати, составлявшие таким образом двухэтажную церковь. Это место, как в древних Греческих церквах, предназначалось для женщин. По образцу её строились каменные церкви в Ростове, Пскове, и Новгороде. Таким образом десятинная церковь была для Русских каменных церквей тем же, чем и Софийский храм в Константинополе для Византийской Империи Греческих церквей. Другим памятником Византийского искусства на Руси для каменных церквей был храм св. Софии в Киеве, который был заложен в 1017 г. Ярославом Владимировичем в память победы его над Печенегами. План его квадратный, основанием служит равноконечный Византийский крест; купол есть копия купола Софийского, Константинопольского храма, устроен же он не на арках, а на круглой с окнами стенке или трибуне. В нем появились пилястры и пояса в смысле украшения фасада здания, мозаика и фрески. В 16 столетии Киевский Митрополит Петр Могила пристроил к нему придел, а в 20-х годах нынешнего столетия было приступлено к возобновлению его.
ж) о Русско-Романо-Византийском стиле
Видоизменение Византийского стиля на Руси встречается только с 12-го века и притом на севере России, в княжестве Ростово-Суздальском. Благодаря отдаленности края от Греции, искусство здесь стало проявляться по образцу Романо-Византийского стиля. Начало было положено при Юрии Долгоруком, сыне Владимира Мономаха, построившем собор в Переяславле Залесском (1152 г.). Особенности собора – закругление на верху, зародыш пояса, один купол, отсутствие украшений. Очевидно, в этом Русском искусстве отразилось влияние Романо-Византийского стиля. Этот план зодчества получает дальнейшее развитие при Андрее Боголюбском. Этот князь, неслишком дороживший всем отечественным, выписал зодчих для устройства церквей из чужих земель и в 1158 г. заложил храм во имя Успения Божией Матери. Направление в Русском зодчестве, данное Андреем Боголюбским, достигает полного блеска при Всеволоде – Большое гнездо, в построенном Дмитровском соборе 1194–1197 г. Строителями таких памятников были иноземцы не из Византии, а из стран Западной Европы. Их влияние отразилось в церковной архитектуре на детальной орнаментике, а не в типе сооружений. Развитие такого рода зодчества остановлено было Татарским нашествием на Россию в 13-м веке, которое возродилось только в 15-м в Москве, но уже с иным направлением. Московский Успенский собор, построенный в 1439 г. по образцу Владимирского храма, представляет собой некоторое изменение. Сравнивая Московские храмы с Владимирскими, нельзя не убедиться, что все они имели один образец при постройке. Мы уже видели, что в Греции, со времен иконоборства, стали избегать украшений скульптурных; на Западе же такое искусство усилилось, особенно со времени разделения церквей, во имя того мнения, будто бы скульптурные и другие украшения в церквах имеют силу отгонять бесов; поэтому-то тогда на Западе стали появляться изваяния совне и внутри храмов. Думали, затем, что колонна, утвержденная на изваянии льва или быка, будет крепче и дольше простоит. Тогдашняя Ломбардская школа была распространена, её художники появились в Южной Франции, Швейцарии и проч. странах. Эти же художники-ломбардцы были, между прочим, строителями и Владимирских церквей. Отсюда можно заключать, что они допускали при устройстве храмов и украшения своего искусства, чего не могли допускать при устройстве Московских церквей.
Что касается до позднейших зданий, устрояемых в Русской земле, то все они носят характер смешанного стиля, в котором иногда обнаруживались неправильность архитектуры и дурной вкус; почему в 20-х годах нынешнего столетия строительный комитет составил и издал: «собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей, с кратким наставлением как о самом производстве строения, так и о вычислении, потребных к тому материалов». В 1825 г. Св. Синод повелел пересмотреть указанный сборник «планов и фасадов» и соединить Византийский стиль со стилем возрождения; вследствие сего, законом от 25-го марта 1841 г. утвержден древний Византийский стиль господствующим.
О святом кресте, употребляемом при храме
Необходимую принадлежность христианских храмов составляет крест, который ставится на главах их, как единственное украшение церквей. Потому что, по понятию отцов церкви, в Православных храмах ни серебро, ни золото и ни драгоценные камни составляют драгоценнейшее украшение их, а только честный крест Господень, который для иудеев и язычников был орудием позорной казни и предметом ужаса и отвращения; а для христиан, с того времени как на нем распят был Господь наш, Иисус Христос и своею крестною смертью искупил нас от греха, проклятия и смерти, крест сделался знаменем нашего спасения и предметом благоговейного почитания. Учение о кресте находим в Священном Писании1135 и у отцов и учителей церкви. Кроме того, было в обычае у христиан 1-х веков украшать крестом свои молитвенные дома и собственные жилища. В древности некто Олимпиодор,1136 созидая новую церковь, советовался с преподобным Нилом1137 об её украшении. Святой подвижник отвечал ему, чтобы он украсил алтарь только крестом Господним, а стены храма изображениями из истории Ветхого и Нового Завета.
Украшая храмы крестом Господним, святая церковь имеет в виду чрез этот символ страданий Спасителя всегда напоминать нам о том величайшем благодеянии, которое мы получили чрез крест, чтобы тем легче возбудить нас к славословию и благодарению Господа.
О древнем почитании и форме креста
Древность употребления и почитания креста засвидетельствована во 1-х, Едесскими медалями, дошедшими до нас от 2-го и 3-го веков, на которых изображен крест Господень; 2-х, древними крестами, найденными в катакомбах или погребальных пещерах, где верующие, во времена гонений, совершали свое Богослужение;1138 3-х, теми упреками, какие делали христианам язычники во 2-м и 3-м веке за почитание креста Господня, и которые сохранены для нас Минуцием Феликсом,1139 Тертуллианом1140 и Кириллом Александрийским;1141 4-х, карикатурой, открытой на стене одной из комнат дворца Цезарей в Риме, которая показывает, что и язычникам известно было крестное изображение, бывшее для них поводом к насмешкам над христианами. Эта карикатура представляет человека с ослиной головой,1142 пригвожденного ко кресту, по левую сторону которого стоит мужчина и, по-видимому, изъявляет знак благоговения к распятому, целуя, по древнему обычаю, свою руку. Внизу подписано неумелою рукою: «Алексамен чтит своего Бога». Это изображение, сохраняемое в музее Кирхера, служит ясным доказательством того, что в доме Цезаря были христиане и что они подвергались насмешкам. Алексамен, имя которого читается на указанном изображении, был, вероятно, придворный паж, молодой христианин и верный чтитель креста, не могший скрыть своего верования в тайне. Вероятно он был и не единственный христианин при дворе Цезарей: ибо в одной и той же комнате дважды читается имя какого-то Либания, которому дан, без сомнения, в насмешку титул Епископа.1143 Из вышеуказанных памятников и других, предшествовавших 4-му веку, можно видеть, что крест, во времена гонений христиан, редко являлся без прикрытия. В одной эпитафии 2-го и 3-го в., найденной в нижнем этаже Крипта Люцины, христианский кресте вырезан под словом: POVΦINA ΕΙΡΗΝΗ. Кроме того, археологи полагают, что в монограмме, начертанной на надгробном камне (269 или 279 г. по Рождестве Христовом) и имеющей форму Андреевского креста перпендикулярно пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста. И эта монограмма составлена, по-видимому, из соединения начальных букв имени: Ἰησοῦς Χριστός. В памятниках древности встречается еще греческая буква тав, принимаемая иногда за образ креста. В этом значении эта буква встречается в соединении с многими другими символами, напр., буква «Т» стоит на спине агнца, а на верху его голубь с масличною ветвью. Тут же изображены добрый пастырь, якорь и рыба. Эти символы напоминали христианам о Христе распятом и нашем спасении.1144 О Греческой букве «Т» упоминает Тертуллиан, в объяснении места Пророка Иезекииля,1145 говоря так: «Греческая буква тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на ваших челах в истинном Иерусалиме».1146 Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста.1147 Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы, открытой в катакомбах св. Каллиста. Она относится к третьему веку и изображается в гроте Люциллы на саркофаге так: IRETNE. Ту же иероглифическую роль выполняет буква тав – Т в монограмматическом начертании: TVRANNIO, отделяясь от прочих большим видом. Иногда буква Т встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице св. Каллиста1148 в эпитафии. Комбинация букв, известная под именем монограммы Константина (# – см стр. 344), составлена из двух первых букв слова ΧΡΗΣΤΟΣ – X и Р. Эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина. После времен сего Императора эта монограмма подверглась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква I, пересекающая монограмму поперек. Также была в употреблении форма креста гамматического (#), состоящего из гаммы. В монограмме форма (#) есть только незначительное изменение Греческой буквы Р, посредством прибавления поперечной линии, что можно видеть на древних Греческих надписях. Это видоизменение буквы Р было принято христианами и заменило первоначальную монограмму, которую Константин Великий приказал своим воинам вырезать на своих щитах. 1) В катакомбах на гробницах можно встречать монограмму, составленную из комбинации (# – см стр. 345) и буквы Ν – это без сомнения сокращение слов ΧΡΗΣΤΟΣ ΝΙΚΑ. 2) Наконец древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей, и в форме двух равных частей, сложенных под прямым углом +. Последняя форма креста была самая употребительная у христиан, потому что1149 в катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы;1150 древние учителя церкви обыкновенно находили подобие креста в таких предметах, которые изображают крест четвероконечный, напр., в летящей птице, в корабле с распростертым парусом, в судне, идущем на веслах, в Римских знаменах и проч.1151 Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного.1152
Руководясь примерами древности, наша Православная церковь не осуждает ни одного образа креста, но сама большею частью употребляет крест четвероконечный. Форма осмиконечного креста могла явиться из прибавлений к четвероконечному кресту титла или дощечки на верхней части его выше головы Спасителя, как сказано в Евангелии,1153 и подножия, служащего опорою для ног Спасителя.1154 Крест Спасителя в древнее время употреблялся как простой, так и с изображением распятия Господа. Когда вошло в употребление креста с распятием, с точностью решить трудно. Одни полагают, что крест с изображением распятого Господа был в употреблении, по крайней мере, с четвертого века, основываясь на сочинениях: Χριστός πάσχων и de visitatione informarun [infirmorum];1155 другие1156 полагают на основании дошедших до нас вещественных памятников, что такие кресты вошли в употребление только с конца 7-го и начала 8-го века. Во Флорентийской рукописи 580 г. есть, напр., изображение Христа распятого. Со времен Трульского собора мы встречаем запрещение делать на кресте распятие агнца, каковой образ, во времена гонений, церковь могла предлагать своим чадам, символически напоминая о Христе распятом. Этот собор заповедует изображать Христа в виде человека. Григорий Туровский (6 в.) видел картину, изображающую Христа Спасителя распятого и препоясанного лентием. С 8-го века,1157 «по мере того, как христианское искусство мирилось с наготой Спасителя (для чего прежде из чувства почтения изображало Иисуса Христа на распятиях одетым в длинную безрукавную одежду), и одежда Его мало-помалу укорачивается и переходит на конец в простую повязку по средине тела». При том, если допустим, что до 7-го и 8-го в. изображали Христа и Христовы страсти в церквах и в домах;1158 то не будет сомнения, что изображали их не только на картинах,1159 но и на кресте, и тем более, что крест, напоминая о страданиях, само собою приводил уже верующих христиан к этой мысли.
О почитании креста
Имея пред своими глазами образ Распятого, первенствующие христиане с особенным благоговением почитали крест. Еще Ориген пишет:1160 «такова сила креста, что если положим пред глазами и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем созерцать самую смерть Христову; то никакое пожелание, никакая страсть, никакая зависть не одолеют тебя». Св. Ипполит, Папа Римский 3-го века, сравнивая церковь Христову с кораблем среди бурного моря, между прочим, говорит: «и у церкви есть свой трофей над смертью – это крест Христов, который она носит на себе».1161 Св. Златоуст, в рассуждении против Иудеев и Эллинов, не находит слов, чтобы вполне изобразить повсюдное употребление креста, как в частных домах, так и в храмах. «Смотри, восклицает он, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное в древности знамение жесточайших казней».1162 Св. Афанасий Великий называет безумными тех, кои, по гордости своей, не почитают креста.1163 Отцы 7-го Вселенского собора постановили: «по вдохновению св. отцов и по преданию святой соборной церкви, как св. крест Христов, так и образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и нескверныя Владычицы нашея и всех Святых в церкви поставляемы да будут».1164 Благоговея пред крестом, христиане покланялись ему, лобызали его, возжигали пред ним свечи и курили фимиам. Воздавая такое почитание кресту, христиане почитали и почитают не вещество креста, но Распятого на нем. «Мы почитаем крест, говорит Кирилл Александрийский, из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте».1165 «Мы христиане, говорит другой древний святитель, Леонтий Епископ Неокесарийский1166 (пострадавший на 73 г. в царствование Веспасиана), поклоняясь образу креста, не веществу древа покланяемся, но, видя в нем печать, залог и образ самого Иисуса Христа, лобызаем и покланяемся чрез него Тому, который распят за нас».
* * *
Орденом называли ту систему постройки, которая имела специальные правила для своих пропорций и орнаментов, и след. свои отличит. черты.
Правосл. христ. Литург. ч. V, ст. 107. тоже у Лебедева Литург. ст. 107.
Части колонны: базис, корпус и капитель.
Единицею меры служить полудиаметр нижнего корпуса колонны, называемого modulus-ом.
См. Литург. Лебедева ч. I. 1871 г. ст. 122.
Храмы: Марса, Меркурия, Юпитера и Геркулеса, устроенные в честь богов войны и героизма, носят на себе следы Дорийского ордена и выражают собой особенное величие и важность.
Литур. Лебедева стр. 123. ч. I.
Описание этого храма см. журнал Странник 1859 г. март. В 1553 г. Этот храм обращен был Турками в мечеть.
Купол, вошедший в Византийский стиль, был любимою формою Римского зодчества. Но Римский купол по размерам и высоте скромный, напр., купол Пантеона в Византийском стиле высоко и смело утверждается на столбах и арках – это восточное искусство.
См. Литур. Хорошунова стр. 110. ч. I.
См. Литур. Хорошунова стр. 108 ч. I. Литур. Лебед. ч. I, стр. 223.
Об этом сказано выше в понятии о древн. храмах.
Об особенностях в архитектуре Восточных храмов. Смот. Душеп. чтен. за 1885 г.
Литур. ч. 1. стр. 109.
Что живопись была принадлежностью Византийского стиля, об этом можно читать еще в житии святого Анастасия Персянина (22 ген. 628 г.) где сказано, что сей преподобномученик, родом из Персии, по своем обращении из язычества, приготовляясь к св. крещению, не прежде принял его, как достаточно обучившись христианской вере и навыкши в христианском благочестии; непрестанно сопровождая учителя своего христианина Иерапольского, он входил в храм на молитву и, видя там на церковных стенах изображения страданий мучеников, спрашивал: «что это такое?» На что получал ответы от своего учителя, что это изображение страданий и подвигов мучеников, некогда претерпеваемых ими за возлюбившего Иисуса Христа.
Там же стр. 110.
Там же стр. 110.
Литур. ч. 1. ст. 112.
См. у Шотладск. миссион.
Лит. ч. I, стр. 112.
В средние века в храмах готического стиля не было места для живописи, которая любить широкие освещенные плоскости. Они, состоя из одних сводов, столбов и окон, узких простенков, которые почти закрыты скульптурною работой, вызывали искусство живописи на стекле. От того окна старинных соборов Германии, Франции и Англии сохраняют редкие образцы этого искусства. (См. Душепол. чтен. 1886 г. Январь стр. 113).
См. Душен. чт. 1886 г. январь, стр. 112.
Статуя Императоров Феодосия и Юстиниана на коне высились пред вратами Софийского притвора; так точно другие четыре медных коня (увезенные в Венецию) украшали верх притвора. По словам Аббата Мартиньи, в его словаре христианских древностей, пользовалась большим почитанием в Риме статуя св. Апостола Петра, относящаяся ко временам Императора Константина.
Знакомясь с арабской архитектурой Германцы видели в ней стрельчатые формы и узкие, но высокие окна, полюбили в ней изысканность к чрезвычайному и фантастическому и странно перемешали в ней языческие элементы с христианскими.
Он окончен в 1880 г; па его отделку отпускалось из казны ежегодно до 200,000 р. см. Нива № 42 1880 г.
Мучен. при Декии 252 г.
H. Nili Ep. lib. 4, с. 61.
Pe d Ario Rom. h. 3, 23; De s. Mart. р. 353.
Его Апол.
Прот. Цельса.
Прот. Iul. с. 1. р. 134.
Минуц. Фелик. Окт ad. Nat. 1, 14; Ароl. 16. Христиан обвиняли в почитании ослиной головы.
Bulletino de arch. crist. 1863 г, p. 74.
Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во 2-м веке.
Об этом подробно смотри у Фракена Рим.-Кат. ч. 2. Моск. 1871 г. ст. 135 и посл.
S. Barnad. с. IX. ad Hefeli. р. 22.
Roma Soter. t. II. 39, 28.
Lact. de morte pers. с. XLIV.
См. Рук. сельск. паст. 1870 г. Часто возле этой монограммы встречались апокалипсические буквы альфа и омега.
Апол. Иуст. 2.
Иерон. in Marc. с. II.
Если в древности и было мнение, что крест Спасителя имел подножие, то оно не согласно со Св. Писанием, где говорится, что Спаситель висел (см. Деян. 5:30, Гал. 3:13). След. ноги Спасителя не могли опираться на подножие. См; Лит. Леб. стр. 132.
Первое помещается между сочинениями Григория Назианзина, а второе – между сочинениями Августина, где есть ясное указание на изображение распятого Господа на кресте.
Большею частью Немецкие и Католические археологи, напр., Борджио.
См. Литур. Лебедева ст. 132.
Леон. Еписк. Неок. гл. 5 прот. Иуд.
См. Флорен. рук. 580 г. Григорий Туров. 6 века говорил о подоб. картине.
Ad. Rom. с. I.
Str. 14.
Христ. чтен. за 1832 г. ст. 46.
Смотр. к Антиох. вопр. 39 и 40.
См. догмат об иконопочитании.
Contr. lib. I. I.
Гл. 5 прот. Иудеев.