328. Речь Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу, по совершении Священного Коронования Его Императорского Величества
(Говорена августа 26; напечатана в Твор. Св. От., в Москов. и Губерн. Вед. 1856 г. и в собран. 1861 г.)
1856 год
Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!
Благословен Царь царствующих! Он «положил... на главе Твоей венец от камене честна» (Пс. XX. 4). С уверенностию говорю сие, потому что из уст Пророка беру слово, изображающее судьбу Царя, праведно воцарившегося.
Бог венчал Тебя: ибо Его провидение привело Тебя к сему законом престолонаследия, который Он же положил и освятил, когда, прияв Царя в орудие Своего Богоправления, изрек о нем Свое определение: «от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. CXXXI. 11).
Бог венчал Тебя: ибо Он «дает ...по сердцу» (Пс. XIX. 5), а Твое сердце желало не торжественного только явления Твоего Величества, но наипаче таинственного осенения от Господня «Духа владычнего, духа премудрости и... ведения, духа совета и крепости» (Ис. 11:2). Мы слышали Твою о сем молитву ныне: Сердцеведец внял ей ранее; и когда Ты медлил приять Твой венец, потому что продолжал защищать и умиротворять Твое царство, Он ускорил утишить бурю брани, чтобы Ты в мире совершил Твою царственную молитву, и чтобы венец наследия был для Тебя и венцом подвига.
Итак, «Господа силою... возвеселися», Боговенчанный «Царь, и о спасении Его возрадуйся зело!» (Пс. XX. 2).
Возрадуйся такожде и Ты, Благочестивейшая Государыня, о славе Твоего Всепресветлейшего Супруга, свыше освещаемой и освящаемой, и лучем священным и Тебя озаряющей.
Утешься и возрадуйся Благочестивейшая Матерь Царя. Се уже зрел плод чрева Твоего, и сладок для России.
Светло возрадуйся Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к престолу Всевышнего, когда Он на «Избранного от людей» (Пс. 88:20) Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделенного первенца твоих сынов, на твоего верного и крепкого защитника, на преемственного исполнителя древнего о тебе слова судеб: «будут царие кормители твои» (Ис. XLIX. 23).
Светися радостию, Россия. Божие благоволение воссияло над тобою в священной славе Царя твоего. Что может быть вожделеннее, что радостнее, что благонадежнее для царства, как Царь, Который полагает «сердце свое в силу Божию» (Псал. XLVII. 14), Которому царский венец тогда приятен, когда принят от Царя небесного, – Который царские доблести, намерения, деятельность желает освятить и освящает «помазанием ...от Святаго» (1Ин. 2:20)?
Поистине, Благочестивейший Государь, чтобы от венца Царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет «честнейшей ...камений многоценных» (Прит. III. 15) мудрости правительственной, – чтобы мановения скипетра Царева подчиненным властям и служителям воли Царевой указывали всегда верное направление ко благу общественному, – чтобы рука Царева крепко и всецело объимала державу Его, – чтобы меч Царев был всегда уготован на защиту правды, и одним явлением своим уже поражал неправду и зло, – чтобы царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, – чтобы труда и бдения Царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности, и для обеспечения покоя их, – не высший ли меры человеческой потребен для сего в Царе дар? – Но посему-то наипаче и радуемся мы, что Ты, будучи рожден царствовать, будучи приснопамятным Родителем Твоим уготован царствовать, действительно царствуя, еще взыскуешь свыше дара царствовать. И верен «Вознесший Тебя от людей Своих» (Пс. LXXXVIII. 20), по вере Твоей и Твоего народа, в приемлемом Тобою ныне видимо священном помазании даровать Тебе невидимо помазание благодатное, светоносное, пребывающее, действующее Тобою к нашему истинному благополучию, к Твоей истинной радости о нашем благополучии, – подобно как древле, по царском помазании, благодатно и благотворно «ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом» (1Цар. XVI. 13).