251. Беседа при торжестве о рождении Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича
(Говорена в Чудове монастыре Генваря 7-го; напечатана в Моск. Вед. и Губерн. Вед. 1850 г. и в собр. 1861 г.)
1850 год
Пророк Псалмопевец, в одном из Псалмов, смотрит на человека, в котором находит признак благословения Божия; и, как бы радуяся тому, что нашел, указывает его всем: «се тако благословится человек бояйся Господа». Что значит: «тако благословится?» Где видит Пророк светлое знамение благословения? Он видит его в благочадии. – «Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа» (Пс. 127:3–4).
Видели мы, Россияне, как окрест трапезы Царя нашего являлись умножаясь, от дней до дней «сынове, яко новосаждения масличная», и возрастали до того, чтобы приносить вожделенный плод Царскому Семейству и Отечеству. Теперь видим, как и «окрест трапезы» первородного Сына Царева возникают одни по другом «сынове», и уже достигли того числа, какое окружает трапезу Державного Родителя Его. Радостно видеть благочадие державного рода, как плод цветущей природы: но еще радостнее вразумиться, что это есть благословение, сходящее свыше, «яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския» (Пс.132:3). Благословение Царю и Его Наследнику есть благословение и Царству.
Предмет нынешнего торжества ознаменован особенными чертами, приятно и назидательно вразумляющими. Вам известно, что Государь Наследник Всероссийского Престола родился в сем древлепрестольном граде, под сению молитв и благословения Святителя Алексия; здесь в храме сего Святителя, приял Святое крещение; и, по крещении, положен был в раку почивающаго Святителя, как бы на руки ему, как бы в объятия его. Нужно ли изъяснять мысль и чувство, заключенныя в сем знаменательном действии? Памятование о сем вера Благочестивейших Родителей передала вере Благоверного Сына, между тем как время в Нем оправдало веру великих к Святому. То же чувство сообщилось и Его Благоверной Супруге. Во дни прошедшей весны, которые они провели под сению Святителя Алексия, и в которые неоднократно притекали к Святым мощам его, видно, благодать его, с Их верою, особенным образом встретилась в Их сердце: и вот оне, к общей радости, встречаются в открытом событии. Новое благословение свыше явилось Им в благополучном рождении Сына: и в то же время Их вера и благодарность к Святителю Алексию, и надежда на Его молитвы, явились в том, что, как знамение и залог благословения Его, Они взяли Его Имя для Своего Высоконоворожденного.
Я сказал, что предмет нынешнего торжества ознаменован чертами не только приятными, но и назидательно вразумляющими. В самом деле, теперь не от нас, но из Царского Дома, посредством примера, приходит вам поучение: в Боге и благословении Его полагать источник блага, которое имеем или получаем, и надежду блага, котораго желаем, – возвышать и освящать дела природы духом благодати, – встречать рождение детей не только с радостными чувствованиями, но и с помышлениями благочестивыми, – искать для них счастливой будущности не только в благоприятных видах земных, но и в союзе их земного бытия с небесным, – давать имена детям не без разбора, либо с поверхностным разбором приятных или неприятных звуков и тому подобного, но с мыслию о благочестивых предках, которых души способны преподать действенное благословение потомкам, а еще лучше с верою к Святым, которых молитвы и благословения, без сомнения, благотворны.
Наречение имен не так маловажное дело, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношения предметов. Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой. В наречении имен Патриархами, не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, – как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: «не наречется к тому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положих тя» (Быт.17:5). Святая Церковь, зная, что не многие способны от себя нарекать имена, приносящия с собою благословение, учредила прекрасный обычай от Святых заимствовать имена, которыя по благодати Святых, всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя Святаго не по обычаю только, но по вере и любви к Святому.
По сей вере приглашаю всех здесь присутствующих, сказать вместе со мною единое общее слово к Святителю Алексию: Благословен Бог и Его благодать, тобою, Святителю Алексие, споспешествовавшая вере Благочестивейших, и исполнившая молитвы и надежды России в Благоверном Первенце Царевом. Призри ныне и на веру Его и Благоверной Супруги Его; и благослови, и благословляй Новорожденное Чадо Его, и не переставай Богоприятными Твоими молитвами низводить выну небесное благословение на Благочестивейшаго Самодержца Нашего и на весь Дом Его, «яко росу Аермонскую, сходящую на горы Сионския». Аминь.