139. Речь Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, пред вступлением в Успенский Собор, по возвращении Его Императорского Величества из Закавказского путешествия
(Говорена октября 27; напечатана отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Благочестивейший Государь!
Слава Богу. Ты возвращаешься. Ты перешел горы, и горы отнял от наших сердец, озабоченных трудностями Твоих исполинских путей по землям и морям Твоей исполинской державы.
Но конец заботливым помыслам. Осталось с удивлением радоваться.
Продолжая и усовершая начатое Преобразователем России, – давно ли, подобно ему, Ты стоял на бреге Невы, и, под Собственными глазами Твоими созданный корабль, собственным мановением устремлял в воды западных морей? И уже Ты приходишь к нам из того восточного края, где дальновидный Петр едва успел поставить стопу ноги, и где Ты твердо и обширно владычествуешь.
А между тем – там – твердыни, которыми Ты ограждаешь нашу безопасность, становились еще тверже под Твоими стопами. Там – горы, освященныя Апостолом России, смирялись под Твоими коленопреклонениями пред древнею святынею. Там – поля Вознесенския содрагались, там – волны Черноморския трепетали, от Твоих громов, мирных, но сильных, как бранные, мирных, но тем не менее победоносных: ибо Твоим предусмотрительно благоустроенным воинством и среди мира Ты непрестанно побеждаешь и низлагаешь, если не врагов, то самый дух вражды и тревоги, который привык-было колебать Европу.
Благочестивейший Государь! подвиги не утомляют Тебя. Но если, по слову Премудраго, «время всякой вещи» (Еккл.3:1), а следственно должно быть некоторое время и покою: то прииди, много ради нас подвизающемуся Духу Твоему дай опочить – на наших сердцах.
Благословение же Господне, которое одно дает и утверждает истинный мир и покой, да почивает выну на Тебе, и на Твоем Августейшем Семействе, и на Твоей России.