Период второй. Введение в церковную историю
Необходимость казни первого мира
К целому миру отнести можно то, что сказал Пророк о народе Израильском; семя свято стояние его46 . Мир дотоле стоит и процветает, доколе питается и возрастает в нем семя избранных. Когда сие семя оскудевает, тогда и основания мира потрясаются. Посему, когда первый мир подвергся крайнему расстройству по всем состояниям: по церковному – от нечестия и безбожия; по гражданскому – от преобладания исполинов, по семейственному – от сладострастия и роскоши, тогда Бог употребляет страшное превращение и всеобщую казнь, как последнее средство, с одной стороны прекратить успехи злых, а с другой предотвратить совершенное истребление добрых.
Ее распространение на тварь несмысленную
Вместе с развращенными человеками осуждается на погибель и несмысленная тварь. Ея страдания должны усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства.
Предвозвещение потопа
Прежде совершения сего мщения, Бог троекратно возвещает людям суд Свой. Сперва Он повелевает проповедать им, что не вечно могут они употреблять во зло Его милосердие, и что Он оставляет им на покаяние сто двадцать лет, в течение которых мера Его долготерпения должна исполниться47 . Потом, когда сей кроткий зов к исправлению не имел успеха, Он хотел подвигнуть сердца страхом, повторив уже не условно, а решительно Свое определение об истреблении всех живущих на земле48. Наконец, когда пренебрежено и сие; тогда Бог обратился от всего рода человеческого к одному Ною; и, подтвердив ему о приближении времени Своего мщения, заповедал устроить ковчег для сохранения его и каждого рода животных от потопа.
Доказательство упования Ноева
Ной показал в сии страшные времена опыты своей веры и надежды на Бога. Тогда, как Он предсказывал общую гибель, столько был уверен о безопасности своей и своего потомства, что вступил в супружество, и дал жизнь трем сынам Симу, Иафету и Хаму. Строение ковчега, им совершенное, предполагает в нем твердое мужество в преодолении препятствий, и терпение в перенесении оскорблений со стороны неверующих.
Понятие о ковчеге
Ковчег Ноев не был подобен судну, а имел простую правильную Фигуру, от которой и получил свое имя. Он построен был из дерева, которое в Еврейском, тексте бытописания называется гоферь, а в переводе семидесяти четырехугольным и негниющим. Вероятно, это кипарис, что доказывается и сходством имен и свойством негниющего, которое преимущественно принадлежит сему дереву, и его способностью к корабельному строению, и обилием в странах лежащих около Вавилона49, в которых полагать можно строение ковчега. Он имел триста локтей в долготу, пятьдесят в широту, и тридцать в высоту. Все здание, по высоте своей, разделялось на три палубы, а сии снова, по длине и широте, на многие гнезда или преграды, которых число и мера долженствовали быть приспособлены к числу и потребностям разнородных обитателей. Для безопасности от воды, ковчег, как снаружи, так изнутри, покрыт был смолою. Он имел одну дверь в стороне, и отверстие вверху, или для принятия света, ила более для сообщения с внешним воздухом. Прочие подробности сего великого дела, по причине молчания Св. Писания, которое описывает только особенности его, не могут быть определены с точностью.
Содержимое в ковчеге
В ковчеге должны были поместиться, кроме восьми человек семейства Ноева, чистого скота по семи мужского и женского пола, и по паре нечистых животных, живущих на суше, и сверх сего годовое количество нужной для них пищи.
Примечания против недоумений о вместительности ковчега
Дабы представить, как могло все сие вместиться в ковчеге, приметить должно, что, кроме животных, обитающих в водах, не нужно было принимать в него земноводных, и таких, которые могли сохраниться под водою в семенах, и после возродиться от теплоты солнечной; что примечаемое ныне в животных разнообразие не всегда означает различие родов, но происходит также от их смешения, от свойства стран, в которых они обитают, и многих других причин; что для остающихся за сим исключением, по счету Геснера, около 130 родов четвероногих, 150 птиц и 30 гадов, уже не тесно будет в пространстве 1600000 кубических футов, которое, по скудной мере, составляет вместительность ковчега. Что сие пространство усугубляется, если ли в исчислении, вместо обыкновенного локтя, принять египетский, как древнейшую и ближайшую к еврейской меру. Наконец, что касается до пищи, не должно думать, чтобы для плотоядных животных надобно было приготовить других животных: если не по естеству, то по нужде, и, будучи без движения, они могли довольствоваться легчайшею пищею, и опытом изведано, что сие не совсем несовместно с их природою.
Потоп
По новому непосредственному повелению Божию, Ной заблаговременно входит в ковчег, дабы совершить сие тем беспрепятственнее. По его же манию животные следуют за своим хранителем. Сам Бог затворяет потом ковчег, и делает неприкосновенным вход его. Вскоре начинается потоп. Причиною его полагается отверстие хлябий небесных, чрез которые можно разуметь облака, и разверстие всех источников бездны, или устремление морских, а может быть, и подземных вод на сушу. Сорок дней продолжается дождь, и вода восходит на пятнадцать локтей над вершинами гор. Через пять месяцев от начала потопа ковчег останавливается на горах Араратских. По прошествии некоторого времени, Ной, чтобы узнать о состоянии земли, пускает ворона, но без пользы; потом голубицу, троекратно, и с успехом; наконец и сам оставляет ковчег, пробыв в нем окало года, и выходит на опустошенную землю в шестьсот первое лето своей жизни, в конце второго месяца, который соответствует началу нашего ноября.
Всеобщность потопа
Потоп называют всемирным в двояком разуме: одни, в отношении к целой земле, а другие, только в отношении к роду человеческому. Если рассмотреть выражения, в которых изображает оный Слово Божие50, обширность и необходимость строения ковчега, и удивительное возвышение вод потопных: то можно увериться, что сие наводнение не заключалось в пределах некоторых областей Азийских. Мы не можем сказать, чтобы всеобщий потоп не нужен был для наказания человеков, которые в сие время, по заключениям некоторых, не занимали еще обширных стран. Когда Бог являет крепкую руку Свою, тогда мы не должны назначать Ему конец действования, но замечать тот, который Он нам открывает. Конечно потребным находил Он показать примером потопа, как Его правосудие исполняет свои законы, не смягчаясь множеством виновных; как легко Ему карать преступление, и как невозможно преступлению избежать гнева Его. Мы не должны также сомневаться в возможности всеобщего потопа не только со стороны всемогущества Божия, но и по причинам естественным. Те, которые находят невозможность во множестве потребной для сего воды, забывают, что они еще не исчислили всего количества ее, находящегося на поверхности и во внутренности земного шара.
Ноево обновление мира
Вера представляет первое явление нового по потопе мира. Ной празднует обновление его; созидает жертвенник, и возносит всесожжение от всех чистых животных. Жертва его была не только благодарственная за сохранение себя и остатка других тварей от общей гибели, но и умилостивительная. Ею он засвидетельствовал, что мир сохраняется и восстановляется для великой жертвы Агнца закланного прежде сложения его; и что в сей единой жертве имеющего прийти в исполнение Времен Примирителя, он полагает и безопасность настоящей и надежду лучшей жизни. Сие открывается из того, что Бог обонял воню благоухания от жертвы Ноевой, а сия воня не иная могла быть, разве Христова51 .
Примечание о жертвеннике
При сем жертвоприношении Священная История в первый раз упоминает о жертвеннике. Но поскольку обряды жертвоприношения, как установление Божественное, не допускали никаких произвольных прибавлений, и как алтарь составлял важную принадлежность оного, потому что знаменовал тайну вознесения Христа от земли52, то нельзя отвергать употребления его и прежде потопа.
Божественное обновление мира по всем состояниям
Умилостивленный верою Ноя, Бог отъемлет проклятие, которым земля отзывалась еще после своего наказания, Он посылает Слово Свое восстановить устройство и права тварей; и дает обетование и заповеди, которыми утверждает и обновляет как порядок мира вообще, так в особенности состояние человеков семейственное, гражданское и благодатное.
Обновление мира вообще
Обновляет мир, повелевая природе восприять свое правильное течение, а животным населять землю, и обещая, что за грехи человека не допустит более общего истребления тварей во вся дни земли, то есть, до предопределенного конца времен53.
Обновление рода человеческого
Обновляет род человеческий, повторяя благословение многочадия, утверждая за ним с новою силою господство над тварью, и дая ему в пищу не только растения, но и животных54.
Закон о крови животных
Позволение питаться животными Бог ограничивает запрещением вкушать кровь их. Сей закон научает уважать в крови жизнь, и внушает кротость. В книге Левит55 находят еще основание к таинственному его изъяснению. Думают, что кровь освящается им, поскольку она в жертвоприношениях служит прообразованием той божественной крови, в которой заключается истинное освящение и духовная жизнь человеков.
Обновление общества человеческого
Далее, Бог обновляет состояние общественное, ограждая безопасность его, и заграждая вход прежним насилиям законом, которым определяет смертную казнь за человекоубийство. Чтобы вдохнуть больший ужас сего преступления, Он присовокупляет, что Он Сам изыщет преступника, который избежит человеческого правосудия, и что зверь подвергнется в сем случае, мщению наравне с человеком56.
Обновление Церкви
Наконец и Церкви нужно было свое обновление, и подтверждение великого ее обетования, которого исполнение столь давно уже ожидаемое, по видимому, со дня на день отдалялось. К сему обновлению, кроме узаконения о крови животных, относится завет, который Бог постановил с Ноем. Видимый предмет сего завета есть сохранение царства натуры, так что в нем допускаются участвовать и бессловесные твари. Но внутренняя цель этого находится в царстве благодати. Радуга, принятая знаком сего завета, есть изображение царства Сына Божия, нисходящего с неба на землю – так представляется она в видениях Иезекииля и Иоанна57.
Предание о законах сего времени
Книга Бытия не показывает нам других установлений и законов Божественных, относящихся к сему времени. Но предание Иудейское сохраняет некоторое сокращение Божественного права, состоящее из семи Заповедей, известных под именем Ноевых. Они суть следующие: 1) о идолопоклонстве, 2) о Богохулении, 3) о человекоубийстве, 4) о прелюбодеянии, 5) о татьбе, 6) о суде, или гражданском благочинии, и наконец 7) о неядении животного живого. Некоторые следы сих заповедей находятся в древней книге Иова58.
Затмение Церкви Ноевой
Обновленная Церковь Ноева недолго сохраняла свой мир и славу своих членов. Будучи для своих детей примером трудолюбия в земледелии, Ной сделался также для них примером слабости человеческой, неосторожно испытав силу вина, которое довело его до забвения себя и нарушения благопристойности. В тоже время открылось между детьми его разделение. Хам обнаружил столько бесстыдства и презрения к отцу своему, сколько Сим и Иафет оказали почтения к нему и целомудренной скромности. Ной узнал в младшем сыне своем Патриарха нечестивых, Каина второго мира.
Пророчество Ноево
Сие происшествие подало Ною случай к проклятию и благословениям, которые он разделил между своими детьми, и в которых предсказал им судьбу их потомства; потому что потомство также удобно наследует казни или награды предков, как их добродетели или пороки. Пророчество Ноево имеет такой смысл: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета; истинная Церковь сохранится в потомстве Симa, в определенные времена оно покорит себе землю и племя Ханаанское, и в его селениях явится Мессия, Искупитель человеков. Потомки Иафета также войдут, наконец, в селения Симовы, то есть, как в землю Ханаанскую, так и в Церковь истинную59.
Столпотворение и рассеяние народов
Мысль о предстоящем рассеянии людей по земле распространилась между потомками Ноя, и наипаче заняла их по умножении племен. Многие из них приняли намерение или совсем воспрепятствовать сему, или если сие не удается, по крайней мере воздвигнуть памятник, который бы свидетельствовал об их силе и славе; и для того заложили в земле Сеннаар город и столп, или огромную башню. Св. Писание, называя их уничижительным именем сынов человеческих, дает через то разуметь, что лучшие из племени Симова не имели участия в сем безрассудном предприятии. Напротив того не удивительно, если племя Хамово показало в нем особенную деятельность, потому что ему наиболее угрожало пророчество Ноево. Бог для прекращения сего всемирного заговора употребляет такое средство, которое служит в одно время и к наказанию дерзости и тщеславия человеческого, и к исполнению Его намерения распространить род человеческий по всей земле. Чудесное смешение языков разлучает и рассеивает строителей Вавилона.
Происхождение народов
По рассеянии рода человеческого разделение получило перевес над его единством. Фамилии сделались нациями, коих различие, сперва нравственное и политическое, действием климата и образа жизни впоследствии простерлось и на физическое их состояние. Старейшие или сильнейшие и знаменитейшие в племенах основали различные правительства, и оставили имена свои народам и странам. Множеством сих имен, последовавшими в них переменами, переселениями и смещениями поколений затмеваются древности народов, однако Св. Бытописание обращает наше внимание на первоначальное их происхождение, как на особенное дело Промысла. Подробность, в которую оно входит о ближайших потомках Ноя, должна руководствовать к разумению пророчества его в его событии.
Народы от Иафета
Старший сын Ноев имел многочисленнейшее потомство. Гамер, Магог, Мадай, Иован, Фовел, Мосох и Фирас были сыны Иафета. От Гамера Иосиф производит Гоморян, древних жителей Галатии, а другие Фригию, коея имя однознаменательно с именем Гамера, и, наконец, Кимров и Германцев. Магог почитается родоначальником Скифов, которые обитали сперва близ Кавказа60, и отселе рассеялись к северу по Европе и Азии. Имя Мадая наследовали Мидяне, как видно из книг Даниила и Есфири. От Иована произошла Ионяне, и потом европейские греки. Народы, происшедшие от Фовела или Тувала и Мосоха вероятно суть древние Тибаряне и Мосхии, обитавшие между Ивериею и Каппадокиею. Фирас есть отец Фракиан. Народы европейские вообще могут считаться потомками Иафета.
Народы от Хама
Из четырех сынов Хама, Хус дал бытие мадианитянам и некоторым другим народам Аравии; Месраим и Фуд населили Египет, и ближайшие к нему части Африки; Ханаан занял с одиннадцатью сынами своими Палестину, Финикию и часть Сирии, которыя вместе назывались его именем.
Неврод и первое царство
Но никто из сего племени не усилился так скоро, как Неврод или Нимврод, сын Хусов. Он столько прославился мужеством и искусством в звероловстве, что его имя вошло в пословицу. Сия слава открыла ему путь к обладанию людьми. Должно думать, что он имел самое деятельное участие в столпотворении Вавилонском, ибо и после рассеяния народов он удержал за собою сие место. Его царство состояло из нескольких городов, между которыми Вавилон был столицею.
Народы от Сима
Сыны Сима были: Елам, Ассур. Арфаксад, Луд и Арам. Потомки Елама, которых Св. Писание часто соединяет с Мидянами, и описывает как народ воинственный, могут отчасти почитаться предками Персов. Ассур, сам ли он, вышед из земли Сеннаар, в которой сперва обитал, создал Ниневию и некоторые другие города, или сие сделал Неврод в земле обитания его61,, может почитаться родоначальником Ассириан. Племенем Луда Иосиф полагает, Лидян, обитавших близ реки Меандра. Селения Арама с большею основательностью полагаются в Сирии и окрестных странах: Пророк Исаия называет Дамаск главным городом его племени62.
Род Арфаксада
Не видно, чтобы какой народ назывался от имена Арфаксада. Ему предоставлено было Провидением другое преимущество – сохранить и продолжить род избранных. За ним следовали Каинан, Сала, Евер. Сей был последний гражданин мира в сем племени. Он видел рассеяние народов, и в память сей великой перемены назвал сына своего Фалеком, что значит разделение. От него произошли Рагав, Серух, Нахор, Фара – отец Аррана, Нахора и Аврама. Имя Евера сделалось национальным наипаче в племени последнего.
Предание и первоначальный язык
Непрерывным преданием в сем поколении сохранились: учение веры, память благочестивых предков и самые древние обыкновения. Будучи свободно, и не смешиваясь с прочими народами, оно удерживало в наибольшей чистоте первоначальный, бывший прежде всеобщим язык, который также отличен именем Евера. Смешение языков тем менее касалось до сего племени, чем больше сие удалено было от преступления, от которого родилось оное. Первенство еврейского языка доселе видимо в том, что древнейшие имена, которые должны были существовать до происхождения новых языков, и которые не могли быть переменены после сего, в нем одном находят свое начало; что из сего изъясняются имена самых древних народов; что его образование чище и проще, нежели образование других восточных языков, к сему близких; и что не только сии, но и другие языки, очевидно, истекают из него, как разделенные потоки из одного источника.
Начало идолопоклонства
Печальным следствием смешения языков и рассеиния народов было то, что учение веры не могло повсюду за ними следовать. Ее истины затмились и смешались с предрассудками и заблуждениями. Вместо слова Божия желания и страсти развращенного сердца давали законы в богослужении и жизни. От своевольства и суеверия дошло до многобожия и идолопоклонства63. Оно началось, вероятно, боготворением солнца и других светил, которые как величеством, так и влиянием своим на земные вещи привлекали благоговение. Неизвестно, кто сотворил сии новые божества. Лактанций согласно с Диодором Сицилийским, полагает Египет их колыбелью. После небесных обоготворены земные вещи, от которых люди или надеялись пользы, или опасались вреда. Слабые остатки познания об Ангелах, испорченные повествования о древних знаменитых мужах, уважение к благодетелям рода человеческого и честолюбие сильных, породили многие меньшие божества, и смешали с ними человеков. Желая приблизить к себе сии божества, и так сказать, иметь их в своей власти, люди воздвигли сперва столпы, а потом разнообразных идолов, к которым думали привязать их присутствие. Сие суеверие поддерживалось искусством, которое питалось сим суеверием. Число богов умножилось от множества имен, которые даны им от их свойств, мест и народов. Крайняя степень нечестия была та, что в сих божествах освятили человеческие пороки и злодеяния. Нет сомнения, что не вдруг оно достигло сей крайности; впрочем еще пред рождением Аврама столько распространилось и усилилось, что слово Божие самого отца его упрекает служением богам иным64; и что посему Бог судил нужным соделать его произвольным изгнанном и всегдашним странником, дабы его сохранить от царства тьмы, и в нем обновить Свою Церковь.
Летоисчисление
Время, протекшее от потопа до рождения Аврама, составляет по нынешнему тексту еврейскому 352, а по счислению Иосифа Флавия, исправленному Воссием65, от которого и перевод семидесяти немного разнится, 1192 года.
История сего периода у язычников
Сведения о происшествиях сего периода, сохранились у язычников, по большой части обезображенными невежеством, или суеверием. Хотя известные им потопы, Огигов в Аттике и Беотии, и Девкалионов в Фессалии, по всей вероятности, кажутся частными; однако Лукиан66 описывает последний из них такими чертами, которые совершенно приличествуют всеобщему потопу Ноеву. Тоже делают стихотворцы. Плутарх упоминает о голубице, пущенной из ковчега Девкалионова. Бероз свидетельствует, что в его время сохранились еще остатки Ковчега на горах Армянских. Басня Сатурна, (хотя ее относят и к первому человеку), имеет великое сходство с историей Ноя. Его почитают сыном Океана и дают ему символом корабль. Три сына его соответствуют трем сынам Ноя: Хаму – Юпитер, сходствующий с ним и именем Гаммона, и дерзостью против отца своего; Нептуп – Иафету, коего потомству достались приморские страны и острова; Плутон, владыка жизни будущей, – Симу. Ноя находят также в Янусе, которого два лица старое и юное, взирают на старый и новый мир. Славное у стихотворцев брань Гигантов есть увеличенное изображение Столпотворения. Многие памятники сих времен остаются в именах, которых, впрочем, свидетельство не всегда может почитаться решительным.
* * *
Исаии VI, 13.
Арриан в книге VII пишет, что Александр построил здесь целый флот из кипариса.
Иоан. XII, 32; Евр. ХIII, 10.
Быт, IX, 1 – 3.
Левит, XVII, 11.
Быт. IX, 5, 6. Закон не показывает, кто между человеками должен наблюдать за его исполнением. Гроций думает, что сие право дается здесь каждому; и находит остатки сего права даже в законе Моисеевом, Числ. XXXV,21. Но закон Моисеев позволяет мщение 1) не каждому, а родственнику убитого, и притом 2) только тогда, если убийца не скроется в граде убежища, Числ. XXXV, 12: а сии обстоятельства уже делают мстителя уполномоченным от правительства. И как вообще частное мщение не есть лучшее средство к прекращению убийств, то должно думать, что и первый закон об убийцах вверен был обществу человеческому и начальствующим в нем, а не каждому человеку в особенности.
Иов. XXXI, 26 – 28, 2) I, 11, 3) XXXI 29, 4) XXXI, 9, 5) XXXI, 7, 6) XXIX, 12 – 17.
Жители древней Колхиды и Армении называли сию гору GogChasan, то еcть укрепления Гога. Греки, смягчив сие имя, назвали ее Καύκασος.
Бытия Х, 11.
Исаии VII, 8.
Некоторые догадываются, что помять наказаний, постигших безбожие и нечестие первого мира, некоторым образом способствовала тому, что люди бросились в противоположную крайность: то есть в суеверие. См. Jurien hist crit. dogm. et cult. p. III, c. 2.
Inc. XXIY, 2.
L. De Septuaginta Inlerpr.
De Syria Dea.