Источник

§ 158. Сочинения его.

И по тем извлечениям из сочинений св. Амфилохия, которые сохранены древними учителями, или в древних рукописях, видно, что св. Амфилохий оставил после себя весьма много сочинений и сочинений разнообразных. Он писал книги, стихи, письма, слова. К сожалению, до нас дошло очень немногое.

Книга его о Св. Духе, которую читал блж. Иероним740, равно как и книга против евхитов741, совсем потеряны. В книге о рождении Господа по плоти, которую читали на Вселенских Соборах, св. Амфилохий писал: «истина узнана, пришла благодать, явилась жизнь Божия, Слово и Сын Божий воплотился для нас. Творец всего, Бессмертный, кто существовал с Отцом и Духом Святым прежде всякого творения видимого и невидимого, вот ныне рождается от Девы, без всякого греха, без всякого содействия мужа.... Христос для того истощил себя, чтобы мы обогатились из полноты Его. Его смерть стада для тебя бессмертием, страдание Господа стало славою для раба. А ты обращаешь благодеяние в повод к хуле»742. Из книги на Исаию Дамаскин приводит только несколько слов743.

До нас дошло обширное письмо в стихах в Селевку744, племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна. Сочинение – педагогическое, для молодого богатого человека. В славу Св. Троицы написаны 333 стиха, так говорит сам сочинитель. Конец ямбов к Селевку, где перечислены канонические книги Свящ. Писания, Трулльский Собор причислил к каноническим творениям отцов, назвав ямбы посланием св. Амфилохия745. Св. Амфилохию приписывают эти стихи Козьма индийский плаватель 6 века746, св. Дамаскин, св. Косма Маиумский и др.747. В одном древнем списке ямбов замечено: «Мне кажется, что это – плод ума Богослова, и только писано от имени Амфилохия». Но это частное мнение позднего лица ничего не значит пред приведенными свидетельствами древности, тем более, что ямбы к Селевку по содержанию не могли быть плодом св. Григория: в стихотворении св. Григория «подлинные книги боговдохновенного Писания»748 не так перечисляются, как в ямбах. У Григория в числе св. книг семь Соборных посланий и не упомянуты Апокалипсис и Эсфирь; в ямбах поставлены в каноне и Соборные послания и Апокалипсис, и Эсфирь, но с прибавлением сомнения. Так нет сомнения, что ямбы – произведение Амфилохия. В них предлагается наставление Селевку соединять успехи в науках с успехами в чистой святой жизни. Селевк предостерегается от пристрастия к богатству, от связей с худыми людьми, от посещения театра и других светских зрелищ. За тем убеждают его заниматься «стихотворными книгами, историческими сочинениями, изящными произведениями витий и тонкими рассуждениями философов», но при этом поступать осмотрительно, отклонять от души, что есть вредного в писателях языческих. Всего более, учит наставник, надобно находить удовольствие в тех книгах и науках, которые способны научить всему полезному для вечности, изучать Писания богодухновенные, где предлагается высокое учение о Св. Троице; наконец перечисляются самые богодухновенные книги Ветхого и Нового Завета.

По извлечениям древних известно «послание св. Амфилохия к Селевку, внуку военачальника Траяна». Здесь говорится о Св. Троице и о воплощении Сына Божия. Здесь же св. Амфилохий учит об исхождении Св. Духа не так, как Западные. «Говорю» что истинный Бог – един, пишет св. учитель, и убегаю многих богов язычества. А чтò Бог познается в трех лицах, тем уничтожается иудаизм.... Сына именую рожденным без времени, без начала; как Бог сосуществует Он Отцу всегда. Верую что Дух Св. исходит от Бога и Отца вечно. Не называю рождения Сына исхождением»749. Довольно значительны уцелевшие извлечения из «письма Амфилохия к сударийцам о Св. Троице»750. Соборное письмо 394 г. где также рассуждается о Св. Троице и в частности о Св. Духе, сохранилось в полном виде751. Из «догматического послания к Панхарию диакону Сидскому», писанного конечно против евхитов, известно очень немногое752; а послание к Флавиану о том же совсем потеряно753.

По сохранившимся извлечениям из Слов св. Амфилохия одно слово начинается так: «Пусть ныне коснемся состязательных слов (certativos attingamus sermones)754; другое извлечение с такою надписью: «из первого слова на слова: о дни же том и часе; два у него сочинения о том»755; третье извлечение надписывается так: «блж. Амфилохия из слова на слова: Господь созда мя; четвертое слово»756. По этому уже видно, что св. Амфилохий, по долгу пастыря, говорил весьма много слов и они были догматико-полемические, хотя и не все. Тоже самое видим и по содержанию каждого отрывка слов его. Извлечения из семи слов на слова Евангелия Иоаннова все направлены против евномиан757. Слово на слова: Отец Мой болий Мене есть, иначе прямо называется Словом против ариан758. Таково же сохранившееся целым Слово на Рождество Христово759. В слове на слова: от Моего приимет (Ин. 15:4.), св. учитель учил: «Ты предсказал, что от Твоего приимет и самым ясным образом изложил ученикам учение о всех твоих наставлениях. Это благодать Параклита и Начальника жизни. Он, говорю, Дух истины, о котором сказал ты, что исходит от Отца безвременно»760. Вот и еще опыт тому, как учил св. Амфилохий об исхождении Духа Св. В слове на слова: не может Сын творити о себе ничесоже, доказывалось, что плоть Иисуса Христа не принесена с неба761. Это против Аполлинария. Заслуживает внимания объяснение слов: Иисус же преспеваше премудростию762. Сохранившееся слово на день Великой субботы – образец слова по изяществу слога и по силе мыслей763. Таково же целое Слово на расслабленного, где между прочим читаем: «Один Сын – Слово Отца и один Дух Св. – Дух Отца764. Слова неприятные для западников.

Чтò касается до жизни св. Василия, известной с именем Амфилохия: то она писана без сомнения не св. Амфилохием, а, по всей вероятности, Амфилохием Кизическим, другом П. Фотия765.

* * *

740

) De vir. illustr. § 133.

741

Фотия Bibl. cod. 52. Феодорита Ист. 4, 11. Haeret, fab. 4, 11.

742

Отрывки собраны и изданы Комбефизом: Opera S. Amphilochii. Paris. 1644. Более того издано у Миня Patr. Т. 39. р. 99–102.

743

Patr. 39, 102.

744

Ямбы с латинским переводом изданы Ценером, Schleusingae 1609. Комбефизом: Ор. Amphilochii р. 117–135.

745

Трулль. 2 правило. Книга правил. Саб. 1843. стр. 347.

746

Topographia Christ. р. 292, in Montfauconii vet. auct.

747

Св. Косма в схолиях на св. Григория: «этой-то Олимпиады племянник был тот Селевк, к которому Амфилохий писал письмо ямбами». Maii Specil. rom. 2, 107.

748

Стихотвор. Григория V, 49. Книга правил стр. 345.

749

У Миня Patr. 39, 111–114. Zernicav. Tractat. de S. Spiritu. 1, 69.

750

У Миня р. 115.

751

У Миня Patr. 39, 93–98.

752

Ibid. р. 114.

753

Фотия Biblioth. cod. 52.

754

Факунд у Миня р. 111.

755

Миня Patr. 39, 103.

756

Ibid. р. 102.

757

Ibid. р. 104–110.

758

Ibid. р. 199–200. 100.

759

Ibid. р. 35–44.

760

Ibid. р. 110.

761

Ibid. р. 106–108.

762

Ibid. р. 45.

763

Ibid, р.90–94.

764

Ibid. р. 119–130.

765

Она у Комбефиза (Op. S. Methodil. Amfilochii, graec. lat. Paris. 1644). В конце IX в. Урсий перевел ее на латинский язык. Сл. Lambecii Comm. Vind. 8, 475–787.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle