Источник

§ 157. Св. Амфилохий, епископ Иконийский.

Современник и друг св. Василия и Григория Назианзина, св. Амфилохий7061), был родом из Каппадокии и родился в той же Кесарии, где и Василий707. Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блж. Нонны, матери Богослова Григория708. «Он нашел, говорит св. Григорий, ключ разумения для всякой книги, смертным ли она писана или пренебесна, и некогда превосходил всех каппадокийцев красноречием и добросердечием. Он был счастлив, благороден, силен в слове, служил помощью для всех родных, благочестивых, благородных, ученых, и наставником в слове»709. Если же таким заботливым наставником был он для молодых родственников, в том числе и для племянника своего св. Григория710, понятно, какое образование дал он детям своим: им дано лучшее, блистательное образование того времени. Старший сын его, Евфимий, по окончании образования обручен был с прекрасною и богатою невестою и умер711; дочь Феодосия осталась девственницею и воспитала знаменитую богатством и святостью Олимпиаду712. Молодой Амфилохий вступил в звание адвоката713. Одним из первых дел нового адвоката было защищение диакона Евфалия, которого, по происхождению его из податного состояния, хотели исключить из духовного звания. Св. Григорий просил Амфилохия начать новую службу добрым делом – защитить диакона Евфалия; иначе, писал он, этот потерпит самую печальную участь, один не воспользуется человеколюбием настоящего времени и тою честию, какую воздают цари священным лицам714. Эти слова св. Григория дают видеть и то, что Амфилохий принял на себя звание адвоката при имп. Иовиниане, около 364 г. Занятии адвоката нравились молодому Амфилохию: но они же ввели было его в беду и наделали ему много неприятностей. Один человек, будучи виновен в важном преступлении, умел представиться Амфилохию совершенно невинным и молодой адвокат с жаром защищал его. Первым следствием было то, что на адвоката посыпались самые невыгодные отзывы, а потом ожидала его ответственность пред законом. Св. Григорий в другом случае писал к Амфилохию: «мы не часто бывали вместе, но этому надлежало бы быть и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов»715. Теперь он просил за Амфилохия ипарха Софрония. «Скорее могу, писал он, ожидать чего-нибудь невероятного и необыкновенного, чем думать, что он для денег сделает или подумает неблагородное. Столько общий голос приписывает ему правоты и благоразумия, что это даже превышает возраст его.... Не дозволь же себе равнодушно смотреть, как мучат его клеветами716.

В 372 г. Амфилохий, по убеждению св. Григория717, удалился в пустыню. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост718. Самое место уединения было таково, что иногда и по неволе приходилось поститься. Пустыня богата была зеленью и цветами: но хлеб надлежало ожидать со стороны; св. Григорий посылал хлеб пустыннику и раз с душевною улыбкою писал: «щедрее посылайте нам зелень, или же станем грозить задержать у себя запас хлеба и тогда узнаем, точно ли кузнечики питаются одною росой719».

По смерти Фавста, Иконийского епископа, скончавшегося в 373 г.720 блж. Амфилохий, «уловленный не расторгаемою сетью благодати и мановением Божием приведенный в Писидию»721 поставлен был в епископа Иконии, тогда главного города области Ликаонской, след. с правом управления всеми церквами области722. Это сильно отяготило душу Амфилохия. Св. Василий писал ему в утешение: «если бы самому тебе надлежало нести бремя: то, конечно, оно тяжело и даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою: то возверзи на Господа печаль твою»723. Вскоре после посвящения своего Амфилохий предпринимал путешествие в Кесарию для совещания с Василием и успел заслужить любовь всех кесарийцев. Св. Василий, приглашая его к себе (в том же 374 г.) к кесарийскому празднику св. Евтихия, писал к нему: «Будь уверен достопочтеннейший и истинно любезнейший для меня, что народ мой, узнав многих по опыту, желает твоего прибытия более, чем успеха в чем-нибудь. Так возбудил ты любовь их к себе в короткое пребывание у нас. Потому чтобы и Господь прославился и люди возвеселились, и мученики были почтены, и я старец получил от искреннего сына услугу, благоволи пожаловать ко мне; да предвари дни праздника, чтобы на досуге побыть нам с тобою вместе и утешиться общением духовных дарований. Празднество (памяти св. Евтихия) бывает 5 сентября. Посему прошу тебя прибыть за три дня»724. В это вторичное пребывание свое св. Амфилохий упросил Великого Василия написать о Св. Духе для обличения духоборцев и в прекращение разных толков оскорбительных725. Амфилохий кроме личного совещания, не раз просил Великого Василия и на бумаге разрешить сомнения его о благочинии церковном. И по его-то просьбе написано между прочим «каноническое послание» великого Кесарийского пастыря726. В следующем году св. Василий вновь приглашал к себе Амфилохия и по причине своей болезни поручал ему Кесарийскую Церковь727. Амфилохий, сам будучи болен, но не зная о болезни Василия, приглашал его в Иконию на Собор. Св. Василий просил подождать его, пока выздоровеет728. Но болезнь не прекращалась во весь год. Посему Василий посылал на Собор вместо себя книгу о Св. Духе. На Соборе 376 г. осуждены были духоборцы729. После того блж. Амфилохий, для успешной борьбы с евномианами просил св. Василия разрешить несколько вопросов евномианской диалектики. Василий столько любил истину и Амфилохия, что не взирая на тяжкую болезнь свою написал ему ответы730. В 381 г. св. Амфилохий присутствовал на втором Вселенском Соборе, и отцы Собора поручили ему восстановить чистую веру в областях Азии731. В 383 г. он опять был в Константинополе. По святой ревности к истине и спасению ближних он просил императора Феодосия запретить арианам делать публичные собрания. Феодосий «сначала счел эту меру довольно жесткою». Святитель видел, что еретики пользуются свободою во вред Св. Церкви732. И решился на поступок смелый. Явясь в палаты царские, он видел, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем; он приветствовал царя с должною почтительностью, а сыну его Аркадию не отдал почести должной. Феодосий подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему отдать должный привет Аркадию. Довольно и того, что отдана честь царю, сказал Амфилохий. Император разгневанный признал бесчестье сына за оскорбление себе и велел выгнать Амфилохия. Тогда святитель сказал: «видишь, Государь, как невыносимо для тебя бесчестие сына, ты в сильном гневе на оскорбляющих его: поверь же, что и Отец Небесный, Бог всего, негодует на тех, которые унижают Сына Его». Тогда царь понял все, просил извинения у Амфилохия и выдал указ, согласный с его желанием733. Около того же времени проникли в Ликаонскую область мессалиане, или евхтиты. Св. Амфилохий успел защитить церковь свою от этой заразы734. Он написал книгу против мессалиан735. Потом присутствовал на Соборе Сидском в Памфилии, где была осуждена ересь евхитов и Амфилохий от имени Собора написал о том послание к Флавиану архиепископу Антиохийскому736. Св. Амфилохий столько уже преуспел теперь духом, что мог испрашивать исцеление больным. Об этом св. Григорий так писал к нему: «едва освободился я от страданий, какими отягчила меня болезнь, как обращаюсь к тебе, подателю исцеления: язык, мудрствующий о Господе, восстановляет больных»737. В сент. 394 г. св. Амфилохий присутствовал на Соборе Константинопольском бывшем по поводу распри между аравийскими епископами Багадием и Агапием738. Это был последний подвиг св. Амфилохия, известный по памятникам и он скончался вероятно в следующем году739.

* * *

706

Довольно подробное описание жизни св. Амфилохия – в Прибавл. к твор. св. отцов, М. 1856 г.

707

Иероним Ер. 70. at. 84. § 4. Василия Великого письмо 161.

708

Амфилохий старший называется у Григория (Epist. 30) «великим сыном Фильтата и Горгонии». Нонна – дочь Фильтата (Epist. 415).

709

Стихотворения св. Григория. V, 353–355.

710

Эпитафия 30 оканчивается так: «Это написал я Григорий, слово за слово, которому научился у тебя, Амфилохий».

711

S. Gregorii Epitaphia 19. 20. 21. Epist. 230 ad Theodosium.

712

S. Gregorii ad Olympiadem: «Есть у тебя, милая моя, Феодосия: она живой образец тебе в слове и деле; она – сестра безукоризненного архиерея Амфилохия».

713

Василия Великого письмо 150.

714

9-е письмо Григория.

715

10-е письмо.

716

28-е письмо.

717

Стихотвор. Григ. V, 245.

718

145-е письмо Григория.

719

48-е письмо.

720

Василия Великого письмо 133.

721

Василия Великого письмо 161.

722

Феодорита Ист. дер. 4, и Сократ 5, 8.

723

Василия Великого письмо 156.

724

Письмо 169.

725

Св. Василия кн. о Св. Духе § 1.

726

Письма 180 и 182.

727

Письмо 192.

728

Письма 193, 210.

729

Amphilochii epistola synodica in Patrolog. Т. 39. р. 93–98.

730

Василия Великого письма 223–228.

731

Сократ 5, 8. Созомена 7, 9. Феодорита 5, 8.

732

Созомена 7, 6.

733

Феодорита Ист. 5, 16. Созомен 7, 6.

734

Феодорита 4, 11.

735

Феодорита Haeret, fab. 4, 2.

736

Фотия. Bibl. cod. 52.

737

Стихотв. V, 301.

738

Mansi Concil. 3, 851. 852.

739

Память его Ноября 23.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle