Алексий
Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий. – Богатые и знатные римляне – патриций (сенатор) Евфемиан и жена его Аглаида (или Агласея), жившие при благочестивых царях Аркадие и Гонорие (395–423 гг.), люди набожные, необыкновенно добрые и щедрые в отношениях к бедным и ко всем, вообще, нуждавшимся в помощи, покровительстве и содействии, – не имели одного лишь утешения в жизни – не имели детей и усердно молились Богу, чтобы он даровал им детище, – «утеху в житии» и «вожда в старости» их. Господь услышал их молитву – у них родился сын, которого они нарекли Алексием. Понятно, все заботы приложили благочестивые, богатые и горячо обрадованные Бож. милостью родители, чтобы дать своему сыну возможно лучшее воспитание и образование, какое только возможно было в то время (в V в.), а затем, когда исполнилось ему совершеннолетие, нашли невесту – «отроковицу из рода царска», обручили и обвенчали «в церкви св. Вонифатия» (в Риме). Но когда окончилось брачное пиршество, молодой супруг вошел в опочивальню новобрачной – «сидевшей на кресле злате», вручил ей золотой обручальный перстень и некоторые другие подвенечные драгоценности и, прощаясь с нею, сказал: «сохрани сие, и Бог да будет между мною и тобою, дóндеже благодать Его в нас нечто новое устроит». Сказав это, св. Алексий оставил ее, зашел в свое помещение, где взял некоторые ценные вещи, и – «изшед нощию отай (тайно) из палат своих и из града», – направился к морю, сел на корабль и отъехал в Лаодикию, а отсюда ушел в Едессу Месопотамскую, прославленную тем, между прочим, что в ней «хранился Нерукотворенный образ Господа нашего Ииисуса Христа, егоже Сам Господь прежде вольные своей страсти посла Авгарю, князю Едесскому». Увидев этот образ св. Алексий «возрадовася зело» и после усердной молитвы, возблагодарив Бога, раздал все, что имел при себе, нищим, «сам облекся в рубище нищих и бысть един от просящих милостыни», пребывая на паперти церковной, в храме преч. Богородицы. Так прожил он 17 лет (в Мен. В. 18 л., в печ. Прол. и у Дим. Рост. 17 л.), среди нищей братии, при дверях церковных, питаясь подаянием богомольцев и всегда, что получал больше нужного для пропитания, – раздавал другим нищим. Тщетно опечаленные родители и молодая супруга св. Алексия искали и старались что-нибудь узнать об нем: для них он был совсем потерян. 17 лет прожил св. Алексий в Едессе при церкви св. Богородицы и – «бысть возлюблен Богу» (отсюда, вероятно, и наименование его – «человек любимый Богом» – «человек Божий», хотя возможны и другие объяснения). Он становится известен и почитаем – не сам собой (становится известен святостию жизни), но особым чудесным явлением (явлением и извещением Богоматери о нем одному из прислуживавших при храме), и вот – «бегая славы человеческие и почитания», садится он на корабль, намереваясь отправиться в Киликию, где его никто не знал и не мог знать. Но «смотрением Божиим, не хотя» – вопреки желанию, был привезен в Рим и, также по особому устроению Божию, нашел приют в доме отца, как никому неведомый, никем незнаемый бесприютный нищий, безропотно претерпевая всяческие оскорбления, поношения и издевательства от многочисленных слуг и прислужников при богатом доме, имея вблизи себя и подле себя горячо любивших и постоянно оплакивавших его родителей, живя как раз против окон их и его осиротевшей, опечаленной супруги. В таком положении при доме отца, св. Алексий прожил также 17 лет, являя до конца жизни изумительный пример христианского смирения и терпения в подвиге добровольной нищеты Господа ради и спасения своей души: за это он прославлен церковью и прославляется в песнопениях (в кан. Иосифа Песноп.). Дивная жизнь св. Алексия, сделавшая его известным на всех языках христ. Востока и Запада, в церковных и народно-поэтич. пересказах, – была открыта только по его кончине. Пам. его 17 мар. в Прав. Мес., в Рим. Март. 17 июля.
Житие св. Алекс. Челов. Божия имеет очень обширную литературную историю и было предметом многочисленных и разнообразных, старых и новых, исследований и изучений. Древнейшая редакция его жития – Сирская, V–VI в., недавно изданная, вместе с другими сирскими списками, в подлиннике и в франц. перев., – Амио (La Legende Syriaque S. Alexis, l'homme de Dieu, Paris, 1889 г.), затем греческая IX–X в., вместе с каноном святому Иосифа Песноп., также IX в., латинская IX–X в. и – переводы с греч. и латин. списков на разные восточные и западно-европ. яз., уже позднейшие, – наш славян. перев. жития св. Алексия, сделанный по тому греч. списку, который считается Метафрастовским, сохранился в рукоп. от XII в. и вошел в Макар. Чет.-Мин. (см. у Срезневского, Сведения и Заметки, XXXI). Амио, вместе с изданием сирских текстов жития св. Алексия, исследует и самое житие, в разных его редакциях, и приходит в своем исследовании к тому заключению, что первоначальная и основная редакция жития св. Алекс. – изданная им, Сирская V–VІ в., сохранившая местное Едесское предание о Бож. человеке, все другие, на греч. и др. языках, были лишь дальнейшим развитием и распространением этой основной (см. о работе Амио в нашей статье: «Легенда о св. Алексее в сирийской и славяно-рус. редакциях его жития» – в журн. «Живая Старина». 1890 г., вып. II, стр. 196–200, – здесь же указаны и новейшие издания и изследования жития св. Алекс., иностр. и русск.). – В Тип. вел. Констип. цер. IX–X в. пам. 17 мар., с наименов. его просто «Алексий Человек», без прибавл. сл. Божий (у Дмитр.), в Мен. В., как и у Иосифа Песноп. именуется – «челов. Бож.», в Рим. Март. он называется «исповедником» (см. у Барония). Служба ему в греч. и слав. Служ. Мин. 17 мар. В христианском искусстве он изображается нищим, со странническим посохом в руках или, большею частью, представляется лежащим под лестницей; как служанка или слуга дома, в котором он жил, выплескивает нечистую воду на него, и – в других сценах из его жития – Detzel, Christl. Iсоnogr., 53 (см. еще об Алекс. чел. Бож. под слов. Духовные стихи).
А.Пономарев