§ 138. В книге о Св. Духе; в других сочинениях.
Когда пересматриваю я то, пишет Григорий Богослов, что писал он (св. Василий) о Св. Духе, приобретаю Бога достопоклоняемого, проповедую истину свободным и твердым духом, следуя его богословию»503. Св. Григорий имел при сем в виду конечно и сочинение против Евномия, но преимущественно книгу о Св. Духе, сочинение, писанное св. Василием против Аэтия, которого поборником был и Евномий. Это сочинение написано по следующему случаю: аэтиане504, услышав при одном праздничном богослужении св. Василия, что в славословии Св. Троице пели то: «слава Отцу с Сыном и Св. Духом», то «слава Отцу чрез Сына во Св. Духе», тотчас стали разглашать, что св. Василий вводит учение новое и себе самому противоречащее. Св. Амфилохий, вероятно сам бывший при богослужении и слышавший клеветы аэтиан505, просил св. Василия написать сочинение о Св. Духе, чтобы заградить уста врагам веры, и в 375 г. сочинение было уже готово для Амфилохия506. Объяснив в 1-й главе своей книги случай, по которому пишет сочинение, св. Василий во 2-й и 3-й гл. показывает, почему аэтиане так внимательны к слогам: «Аэтий, говорит он, писал, что несходное по природе и произносится не одинаково, и наоборот. В 4-й и 5-й гл. показывает, что Свящ. Писание не знает подобной диалектической разборчивости, употребляя предлоги с, в и чрез о лицах Св. Троицы не всегда однообразно, но всегда удерживает мысль о равенстве лиц. За тем, сказав в гл. 9-й о наименованиях Духа, в гл. 10-й—11—й заповедью о Крещении обличает лишающих Духа славы равной славе Отца и Сына; а в гл. 12-й объясняет им же, что значит Крещение во имя Иисуса Христа. В гл. 13–15-й решает несколько возражений; в гл. 16-й доказывает из слов апостола (1Кор. 12:4–9), что в разделении дарований духовных Дух Св. действует точно также как Отец и Сын, и тому же повелевает учиться из миротворения: «Познай общение Духа со Отцом и из первоначального творения. Чистые, разумные, премирные духи потому святы и именуются святыми, что получили внутреннее освящение от Духа Святого. Об образе творения небесных сил умолчано потому, что бытописатель мира открыл нам Творца только в видимом мире. А ты, который можешь заключать от видимого к невидимому, прославляй Творца, в котором создана быша всяческая видимая или невидимая, аще престоли и пр. (Кол. 1:16). В творении сего ты представляй себе Отца, как причину предначинающую (προκαταρτικην), Сына как причину зиждительную (δημιουργικην), Духа, как причину совершительную (τελειωτικην) так, чтобы волею Отца назначалось бытие духов служебных, действием Сына производилось, а присутствием Духа совершалось оно. Впрочем, начало – одно, зиждущее Сыном и совершающее Духом. (Μία ’αρχὴ, δημιουργουσα δἰ υιοῦ καὶ τελειουσα εν Πνευματι). Тоже дает видеть св. учитель в устроении спасения человеков – при чем говорит: «Дух уст Божиих есть дух истины, который от Отца исходит». В гл. 17 и 18 обличает тех, которые, как выражались они сами, не хотели сочислять (σοναρειθμεισθαι) Духа Св. со Отцом и Сыном, но настаивали на какое-то подчисление (υπαρθμησιν). Объяснив им, так как они сами худо понимали слова свои, что подчисление бывает напр. неделимого вида, вида роду, он говорит: «Не хочется мне верить, что они могли дойти до такого неразумия, чтобы представлять Бога всяческих, чем-то общим, представляемым только в уме, но не имеющим личного бытия и разделяющимся на неделимые». Потом говорит: «если они думают, что подчисление падает на одного Духа: то пусть знают, что Дух точно также произносится вместе со Отцом, как и Сын (Мф. 28:19), и как Сын относится к Отцу, точно также и Дух к Сыну по порядку слов, преданному для Крещения. Един Бог и Отец, един единородный Сын и един Дух Св.; Его (Духа Св.) соединение со Отцом и Сыном довольно доказывается и тем, что Он не считается в сонме твари, но произносится особо. Он не един из многих, но единственный.... Его природа показывается и в том, что Он от Бога (εκ Θεοῦ) –, так как происходящий от Бога, не рождением как Сын, но как Дух уст Его»507.
В гл. 19 доказывает из Писания, что надобно славословить Духа св., в гл. 20-й на слова еретиков: «ни раб, ни Владыка Он (Дух св.), но свободный», говорит: «чтó больше оплакивать в них надобно? Неразумие ли их, или хулу?» И объясняет им то и другое их достоинство. В гл. 21 и 22-й показывает, что Свящ. Писание именует Духа Св. Господом (2Сол. 3:5; 1Сол. 3:12, 13; 2Кор. 3:17, – 18:61–62), и также непостижимым, как непостижим Отец (Ин. 14:17–19). В гл. 23 объяснив, в чем должно состоять славословие Сыну, в 24 гл. показывает, что по действиям Духа, Дух также должен быть прославляем как Отец и Сын.
В гл. 25 возвращается к возражению: «славословить надобно Отца и Сына во Св. Духе, а не со Духом». Св. Василий отвечает, что, то и другое славословие обыкновенно в употреблении верных, а не определено Свящ. Писанием: «что до меня, я не сказал бы, что сей слог в (в Духе) показывает мысль меньшей важности, но он чаще, если понимают его правильно, возводит ум к величайшей высоте», и доказывает это употреблением Библейским. «Другое славословие – слава Отцу со Св. Духом – употребляется, чтобы заградить уста врагам веры, так как с по употреблению в Писании означает тоже, что соединяющее и; и тогда как последний введен для опровержения Савелиевой ереси, выражая участие различных лиц в одном действии, тот лучшим образом выражает присносущное общение ипостасей». «Но, прибавляет св. Василий, они спорят с нами собственно не о слогах и не о произношении, а о предметах, которые по силе своей различаются между собою... Потому-то они скорее лишатся языка, нежели примут это слово». Чтобы обличить несправедливость их, св. Василий в 26 гл. доказывает, что предлог с, вопреки их словам, употребляется в Свящ. Писании и о Св. Духе. В 27 гл. оправдывает славословие: слава Отцу со Св. Духом – употреблением церковным.
«Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий (δογματων καὶ κηριγμάτων) некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые пряли от апостольского предания, преданные нам втайне. Те и другие одну и туже имеют силу для благочестия, и сему никто не станет противоречить, кто хотя несколько по испытанию знает установления церковные. Ибо, отважимся отвергать не писанные обычаи, как будто не великую важность имеющие: то неприметно повредим Евангелию даже и в главном, или паче от проповеди евангельской оставим одно имя. Напр. упомянем прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил Писанием? К востоку обращаться с молитвою, какое Писание нас научило? Слова призывания в преложении хлеба – Евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде и после произносим и другие, как имеющие великую силу для таинства, приняв оные из неписанного учения». Упомянув еще о нескольких других священнодействиях, (о действиях сопровождающих св. Крещение и Миропомазание, о непреклонении колен в день недельный), св. Василий говорит: «тогда, как предано нам столь много не писанного и имеющего такую важность для тайного благочестия: они и одного словца, дошедшего до нас от Отцов, не хотят уступить нам»508. За тем, кратко показав сообразность славословия Св. Духу с Писанием, в гл. 29 говорит о тех древних учителях Церкви, которые употребляли славословие в том виде и значении, в каком отвергали духоборцы, и именно говорит о епископе, крестившем его самого, о Клименте Римском, о Дионисии и Клименте Александрийских, об Иринее, Оригене, Африкане, о мч. Афиногене, о Григории Чудотворце, о Фирмилиане и Мелетии.
Наконец в 30 гл. живыми чертами изображает бедственное состояние Церкви своего времени, сравнивая это состояние с состоянием корабля, носимого волнами в самую ужасную бурю. Таково содержание книги о Св. Духе!
К догматическим сочинениям по содержанию своему относятся и некоторые беседы, таковы: против Савелия и аномеев о божестве Св. Духа, о божестве Сына Божия, о вере или о Св. Троице, о том, что Бог не есть виновник зла509. В беседе о Крещении, побуждая современников не откладывать Крещения, говорит он о силе Крещения: «О, чудо! тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли... Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души; светлая одежда, несокрушимая печать, колесница на небо, предуготовление царствия, дарование сыноположения»510. б) С догматическими наставлениями и некоторые из писем его; таково напр. (38) к брату Григорию о различии сущности и ипостаси и несколько других, где рассуждает о Божестве Сына Божия и Духа Св., или о личном бытии их511; одно письмо (125) с образцом исповедания веры; несколько писем против учения Аполлинариева о воплощении512; письмо к Кесарии (93) о приобщении Св. Тайн.
* * *
Orat. 20. in land. S. Basilii, p. 363.
О Св. Духе гл. I.
Из 176 писька Василиева видно, что Амфилохий присутствовал в 374 г. при богослужении св. Василия в день св. Евтихия.
См. 231 письмо. О 30-ти главах сего сочинения, говорить св. Дамаскин в 1, 2 и 3 Слове об иконах. Он же в изложении веры приводит (libr. 1. cap. 11, р 131. libr. 4, cap. 16. р. 281): а) слова св. Василия, которые читаются в 18 гл. (р. 38); б) Слова (libr. 4, с. 16. р. 28) о предании относительно моления с лицом, обращенным на восток, относительно креста и другого подобного сему; а это читается в 27 г., книги о св. Духе: в) Слова (libr. 2. с. 3. р. 157) об утверждении Ангелов в добре, зависящем не от природы, а от благодати, что читаем в 16 гл. той же книга Василия (р. 31). На Вселенском Никейском Соборе (ар. Binium 3, 566–567), читали 30 глав книги св. Василия о св. Духе. Потому напрасно сомнение Эразма в том, принадлежит ли св. Василию вторая часть книги, с 15 гл. до конца.
Сл. Испов. веры, послан. Евстафию для подписания. Ер. 125. р. 216.
Все это отделение, как очевидно, весьма важно для учения о предании: но чтобы не понять оного не так, как понимал св. Василий, не надобно забывать след. слов Василия: «Вера есть несомненное согласие на то, что слышим, соединенное с полною уверенностью в истине сказанного по благодати Божией. Отвергать что-нибудь из написанного и вводить что-нибудь из не написанного есть явное отступление от веры и доказательство гордости». Статья предварит. (к наставл. монаш.) о вере, – в Хр. Чт. ч. 10. с. 13. Op. Т. 2. р. 224. Тоже в заключен. нравств. правил. Согласно с сим Св. Василий говорит о догматах: «о догматах молчат, о проповеданиях говорят открыто», давая тем разуметь, что под догматами предания у него не разумеются особые предметы веры, не основанные на слове Божием, а те пояснительные действия и мысли, которые скрываемы были от оглашенных и язычников; св. Василий сам исчисляет нам предметы предания и тем объясняет значение того, что названо у него догматами; известно и то, что от язычников и от оглашенных не скрывали первоначальных понятий о вере, которые известны были по общему смыслу, а частью и по истории; полные же исследования о вере по духу Писания, а равно св. действия, выражавшие собою глубокий смысл таин веры, предлагали созерцанию уверовавших.
Hom. 24, 16, 15, 9. Беседа о вере– в Хр. Чт. ч. 13. Бес. о зле – там же ч. 45.
Т. 2. р. 115–117.
Письмо 8 к кесарийским монахам; 52 письмо к монахиням; 113 к пресвитерам в Тарсе; 210 к неокесарийцам, 189 к Евстафию врачу; 214 к Терентию Комиту; 226 к подвижникам; 236 к Амфилохию Иконийскому; 251 к епископу Епифанию; также ср. 9, 105, 114, 159,175.
Письмо 261 к жителям Сизополя; 262 к монаху Урванию; 263 к Западным; 265 к Египетским епископам.