Источник

Глава XVII. О любви

1. Авва Антоний сказал: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо совершенная любовь вон изгоняет страх (1Ин. 4:18).

2. Опять сказал: от ближнего – живот и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то согрешим во Христа.

3. Говорили, что некто из старцев просил Бога показать отцов и увидел их всех, кроме аввы Антония. Тогда говорит он тому, кто показывал: где же авва Антоний? Тот ответил: в том месте, где Бог, там он.

4. Авва Агафон сказал: я никогда не засыпал, имея что-либо на кого и по силе моей не попускал никому уснуть, имея что-либо на меня.

5. Он же говорил: я никогда не давал вечери любви, но давать и принимать советы было для меня вечерею любви, полагая, что приобретение брата есть для меня плодоприношение.

6. Когда братия говорили о любви, авва Иосиф сказал: мы видели, что есть любовь, – и рассказал об авве Агафоне следующее: имел он нож; брат, пришедший к нему, похвалил его, и он не попустил ему выйти от себя иначе, как только взявши нож.

7. Авва Агафон говорил: если бы можно было мне найти прокаженного и дать ему тело мое, а его взять, я охотно бы сделал то. Ибо это есть совершенная любовь.

8. Говорили еще о нем, что некогда, придя в город продавать вещи свои, нашел он больного странника, брошенного на площади, за которым некому было ходить, и, наняв комнатку, остался с ним; от рукоделия своего платил наем, а остальное употреблял на нужды больного. Так прожил он там четыре месяца, пока не выздоровел больной, и потом с миром возвратился в келлию свою.

9. Рассказывали об авве Агафоне, что он тщательно исполнял всякую заповедь: если садился в лодку, первый брался за весло; когда приходили к нему братия, тотчас по молитве рука его поставляла трапезу, ибо он был исполнен любви Божией.

10. Шел некогда авва Агафон в город продавать вещи и на пути нашел одного прокаженного. Прокаженный говорит ему: куда ты идешь? Авва Агафон ответил: в город продавать вещи. Тот сказал ему: сделай милость, возьми меня туда. Он поднял его и принес в город. Тот говорит: где будешь продавать вещи, там и меня положи. Он сделал так. Когда он продал одну вещь, прокаженный спросил: за сколько ты продал ее? Он ответил: за столько-то. Тот сказал: купи мне какой-нибудь пирог! Он купил. Опять продает другую вещь. Тот спрашивает: за сколько? Сей отвечает: за столько. Тот говорит: купи мне то-то. И он купил. Когда таким образом продал он все вещи и хотел идти, говорит ему прокаженный: идешь? Он отвечает ему: иду. Тот сказал: сделай милость, опять снеси меня туда, где нашел. Он поднял его и принес на прежнее место. Тот говорит ему: благословен ты, авва Агафон, от Господа на небеси и на земли. Но, подняв очи свои, старец никого не увидел, ибо то был Ангел Господень, пришедший испытать его.

11. Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: я подъемлю больший твоего труд, почему же имя твое возвеличено в людях больше моего? Авва Антоний ответил ему: потому что я люблю Бога больше твоего.

12. Был один старец в Келлиях по имени Аполлон, который, когда приходил кто просить его на какое-нибудь дело, ходил с радостию, говоря: со Христом я ныне буду работать ради души своей, ибо Он есть мзда ее.

13. Авва Исаия сказал: любовь есть приседение Богу с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, и оно есть знак упокоения.

14. Авва Феодор Еннатский рассказывал: когда я был моложе и жил в пустыне, пошел в хлебню испечь себе два хлеба и нашел там брата, который тоже хотел печь хлебы, но не имел никого, кто бы пособил ему. Я оставил свое и пособил ему, но только освободился, пришел другой брат, я пособил и ему и приготовил ему хлебы; потом пришел третий, я и ему тоже сделал. Так делал я для всякого приходящего и приготовил шесть хлебов. Наконец, когда уже перестали приходить, я испек и свои два хлеба.

15. Некогда авва Иоанн шел с другими братиями из Скита и провожавший их сбился с дороги, ибо была ночь. Братия сказали авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат сбился с дороги, не умереть бы нам, заблудившись? Старец говорит им: если скажем ему, – он опечалится и устыдится, но я притворюсь изнемогшим и скажу: не могу идти, останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но сядем с тобою. Так просидели они до утра, не смутив брата.

16. Авва Иоанн Колов говорил: нельзя строить дома сверху вниз, но от основания до верха. Говорят ему: что значит слово сие? Он ответил: основание есть ближний – его прежде всего должен ты приобрести, потому что на нем висят все заповеди Христовы (Мф. 22:39, 40).

17. Рассказывали об авве Иоанне: у одной девицы умерли родители, и она осталась сиротой. Имя ей Паисия. Она вздумала сделать дом свой странноприимницею для отцов скитских, проведя так довольно долгое время, странноприимствуя и упокоевая отцов. Но истощилось имущество ее, и она стала оскудевать. Прилепились к ней развратные люди и отвратили от доброй цели, так что она стала жить худо, дойдя до блудодейства. Отцы, услышав о том, очень опечалились и, призвав авву Иоанна Колова, сказали ему: слышали мы о сестре оной, что она живет худо, но она, когда могла, оказывала нам любовь свою, а теперь мы должны показать любовь свою к ней и помочь ей. Итак, потрудись сходить к ней и по дарованной тебе от Бога мудрости устрой дела ее. Авва Иоанн пришел к ней и говорит старице-привратнице: скажи обо мне госпоже своей. Но она отсылала его, говоря: вы сначала объедали ее, а теперь она бедна. Авва Иоанн говорит: скажи ей, что я могу много помочь ей. Все, бывшие здесь, усмехнувшись, спросили: что ты можешь дать ей, домогаясь так видеться с нею? Он ответил им: откуда вы знаете, что я могу доставить ей? Старица пошла и сказала о нем. Девица говорит ей: эти монахи всегда ходят около Красного моря и находят жемчужины. Потом, убравшись, говорит: приведи его сюда. Когда он вошел, она, упредив его, села на постель; авва Иоанн, подойдя, сел подле нее и, смотря в лицо ее, сказал: почему презрела ты Иисуса, что дошла до этого? Услышав сие, она вся как бы обдана была морозом, а авва Иоанн, преклонив главу, начал сильно плакать. Она спросила его: авва! Что ты плачешь? Он приподнял было главу, но опять опустил ее с плачем и ответил: вижу, что сатана играет лицом твоим, и как не буду плакать? Услышав это, она говорит ему: есть ли мне покаяние, авва? Он сказал: есть. Тогда она говорит ему: возьми меня, куда хочешь. Он сказал: пойдем. Она встала и последовала за ним. Авва Иоанн заметил, что она нисколько не распорядилась и ничего не сказала о доме своем, и удивился. Когда пришли они в пустыню, было уже поздно. Он сделал из песка небольшое возглавие для нее, а на малом расстоянии и для себя, перекрестил его и сказал: усни здесь. Потом исполнил молитвы свои и сам преклонился. Проснувшись около полуночи, увидел он светлый путь, простирающийся от неба до нее, и Ангелов Божиих, возносящих душу ее. Он встал, подошел к ней, толкнул ногою и, увидев, что она умерла, повергся на лицо свое, молясь Богу, и услышал, что один час покаяния ее принят паче покаяния многих, долго кающихся, но не показывающих такой горячности в покаянии.

18. Авва Иоанн сказал, что отец наш Антоний говорил: никогда не предпочитал я полезное мне пользе брата моего.

19. Авва Иларион пришел из Палестины в гору к авве Антонию. Авва Антоний говорит ему: добре пришел ты, денница, восходящая заутра! А авва Иларион сказал: мир тебе, столп света, освещающий вселенную!

20. Пришел некто из старцев к авве Лоту на небольшое озеро Арсеноитское, попросил у него келлию, и он дал ему. Старец был нездоров, и авва Лот покоил его. Если кто приходил к авве Лоту, он посылал их зайти и к больному старцу. Но старец предлагал им учение Оригеново, и авва Лот скорбел о том, чтоб не подумали отцы, что и они таковы же, а выслать его из того места боялся ради заповеди. Однажды авва Лот пошел к авве Арсению и сказал ему о старце. Авва Арсений говорит ему: не изгоняй его, но скажи ему: вот, что Бог дал, ешь, пей, сколько хочешь, только не говори таких слов. Если захочет, – исправится, а если не захочет исправиться, то сам собою будет проситься уйти оттуда, и уже не от тебя будет повод к тому. Авва Лот, возвратясь, сделал так. Старец, выслушав его, не хотел исправиться, а стал просить: ради Бога вышли меня отсюда, потому что не могу боле сносить пустыню. Итак, он удалился, и авва Лот проводил его с любовию.

21. Авва Петр говорил об авве Макарии, что, придя некогда к одному отшельнику и найдя его больным, выведывал, чего бы тот хотел покушать, потому что в келлии у него ничего не было. Когда тот сказал – пастилы (душистой лепешки), то добрый муж не поленился сходить в Александрию и принести ее болящему. И это чудное дело никому не было известно.

22. Прежде прихода в Египет аввы Пимена с братиями своими был там один старец, имевший известность и великую честь, но когда пришел туда из Скита авва Пимен, люди оставили его и начали ходить к авве Пимену, так что тот оскорбился. Авва Пимен сказал братиям своим: что нам делать с сим великим старцем, ибо люди вовлекли нас в оскорбление, оставив старца и обратившись к нам, ничего не знающим? Как нам успокоить старца? Потом говорит им: приготовьте несколько кушанья, возьмите сосуд вина и пойдем к нему, чтоб вкусить вместе. Может быть сим мы успокоим его. Итак, взяли кушанье и пошли. Когда они постучали в дверь, отозвался ученик его и спросил: кто вы? Они ответили: скажи авве, что Пимен желает принять благословение от него. Когда ученик сказал о том, тот ответил: пойди, мне недосуг. Те же, стоя на жару, говорили: мы не отойдем, пока не удостоимся видеть старца. Старец, умилившись их смирением и терпением, отворил им. Они вошли и, когда вкушали, он сказал им: поистине, не одно то, что я слышал о вас, но во сто крат более увидел я теперь в деле вашем. И сделался их другом со дня того.

23. Авва Пимен сказывал, что если брат приходил к авве Иоанну Колову, то он преподавал ему любовь, о которой говорит Апостол: любы долготерпит, милосердствует (1Кор. 13:4).

24. Опять говорил: больше сей любви никому нельзя обрести, да кто душу свою положит за ближнего своего (Ин. 15:13), ибо если кто услышит слово оскорбительное и, имея сам сказать подобное, подвизается не сказать, или если, будучи олюбоимствован, перенесет то и не воздаст тем же, то таковой полагает душу свою за ближнего.

25. Брат спросил авву Пимена: я нашел место, в коем есть всякое утешение для братий. Хочешь, чтоб я поселился там? Старец ответил: пребудь там, где будешь не вреден ты для брата своего.

26. Брат спросил авву Пимена: если у брата будет несколько моих денег, хочешь, чтоб я спросил его? Старец ответил: спроси его однажды. Брат сказал: что же мне делать, ибо я не преодолею помысла своего? Старец говорит ему: оставь помысл свой волноваться, только не оскорби брата своего.

27. Говорили об авве Пимене: когда жил он в Ските с двумя братиями своими и меньший огорчал их, сказал он другому брату: расстраивает нас меньший брат; уйдем отсюда. И, выйдя, оставили его. Тот, заметив, что их долго нет, вышел и, увидев их уже на далеком расстоянии, начал бежать вслед за ними с криком. Авва Пимен сказал: подождем брата, ибо он утомится. Догнав их, брат положил метание, говоря: куда вы идете и оставляете меня одного? Старец сказал ему: ты смущаешь нас, потому мы и удаляемся. Он ответил: правда, правда, но куда хотите, пойдем вместе! Старец, видя незлобие его, говорит другому брату: возвратимся, брат, ибо он ненамеренно сие творит, но диавол делает ему то. И, возвратившись, пришли в свое место.

28. Случилось некогда авве Памво идти с братиями в пределах Египта. Увидев сидевших мирян, он сказал им: встаньте, приветствуйте монахов, чтоб благословиться, ибо они часто беседуют к Богу и уста их святы.

29. Говорили об авве Пафнутии, что он не пил вина. Некогда, идя путем, нашел он на шайку разбойников. Они пили вино. Атаман их знал его и знал, что он не пьет вина, но видя, что он сильно утомлен, наполнил чашу вином и с мечем в руке сказал ему: если не выпьешь, убью тебя. Старец, видя, что он хочет исполнить заповедь Божию, и желая его приобресть, взял и выпил. Тогда атаман поклонился ему и сказал: прости мне, авва, что я оскорбил тебя. Старец ответил: верую Богу, что за чашу сию Он сотворит с тобою милость и в нынешнем веке и в будущем. Атаман сказал: и я верую Богу, что отныне не сотворю никому зла. Таким образом, старец приобрел всю шайку, оставив волю свою ради Господа.

30. Пришли некогда сарацины и ограбили авву Сисоя и брата его. Они вышли в пустыню, чтоб поискать что-нибудь себе в пищу. Старец напал на остатки верблюжьего корма и, раскопав его, нашел два бобовых зерна. Одно он ел, а другое держал в руке. Брат, придя в ту пору, застал его ядущим и сказал: это ли любовь? Нашел ты пищу и ешь один, не позвав меня?! Авва Сисой говорит ему: я не обделил тебя, брат! Вот я сберег часть твою в руке своей.

31. Говорили об авве Силуане, что он сидел в скрытной келлии, где сработал сто решет, имея немного гороха и питаясь им. Однажды пришел из Египта человек с ослом, навьюченным хлебами, и, постучавшись в келлию его, сложил их при ней. Старец взял решета, положил их на осла и отпустил его.

32. Авва Иперехий сказал: разреши брата от грехов его без тяжкого укора, ибо Бог обращающихся не отвергает. Слово же злобы и лукавство да не водворяются в сердце твоем против брата твоего, чтоб ты силен был сказать: остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашым (Мф. 6:12).

33. Некто рассказывал, что один магистриан-агент, молодой, красивой наружности, служил по царским экономическим делам. В одном городе он имел друга – одного из знатных, у которого была молодая жена, и когда магистриану случалось бывать в том городе, друг принимал его, помещал в своем доме и вкушал с ним в присутствии жены своей по дружеской любви к нему. Так как магистриан учащал к нему, то жена друга приняла помыслы на него, между тем как он не знал того. Она же, по целомудрию, не открывала ему того, но терпела, страдая, а когда магистриану случилось надолго отойти в путь, она от помыслов заболела и слегла. Муж ее призвал врачей, и они, исследовав ее, сказали ему: нет ли у нее какого душевного страдания, потому что телесной болезни никакой нет! Муж ее, неотходно сидя подле, умолял, говоря: скажи мне, что с тобою? Она от страха и от стыда сначала не открывалась, но потом открылась, говоря: знаешь ли что, господин мой? От любви или от простоты, ты приводишь сюда юношеские лица, и я, как женщина, пристрастилась к магистриану. Услышав сие, муж ее успокоился и, когда спустя несколько дней пришел магистриан, вышел навстречу и сказал: ты знаешь, брат мой, как я люблю тебя, по любви принимал тебя и ты бывал за столом вместе с женою моею? И вот жена приняла помыслы на тебя. Услышав сие, магистриан не только не принял помыслов на нее, но сильно восскорбел по любви к мужу ее и сказал ему: не скорби! Есть Бог – Помощник! Потом пошел, снял свою хорошую одежду и, взяв свечу, опалил себе голову и лице, чем уничтожил всю свою прежнюю красоту, уподобившись как бы древнему прокаженному. Затем одел простую одежду и пришел в дом друга своего. Жена его лежала, а друг сидел подле нее. Магистриан открыл свою голову и лице и, показывая их, сказал: так сотворил мне Господь! Та, видя его после такой красоты в таком безобразии, удивилась, и Бог, ради делания его, взял брань от нее. Она тотчас встала, отвергши все те помыслы свои. А магистриан отвел мужа ее в особое место и сказал: вот, Божиею помощию, жена твоя не имеет никакого зла и отселе не узрит более лица моего. Вот что значит положить душу свою любви ради и воздать добром за добро!

34. Два брата были взяты на мучение и после первых мук брошены в темницу. Они имели между собой неудовольствие, и один из них, положив метание, сказал брату своему: завтра мы должны окончить жизни свои; итак, отвергнем вражду нашу и восстановим любовь. Но брат не соглашался на мир. Когда на другой день привели их на мучилище, то не принявший примирения тотчас отвергся Христа, и архонт спросил его: почему ты не отвергался вчера, при таких муках? Тот ответил: я злопамятствую на брата своего и не захотел примириться с ним, потому лишился Божией помощи.

35. Был в одном городе меняльщик монет. Один из жителей принес ему билет на пятьсот златиц и сказал: возьми этот билет и, если будет у меня нужда, выдавай по частям. Когда он отдавал ему билет, там не было никого, но один из знатных, проходя мимо меняльни, слышал и видел, как был отдан билет меняльщику, между тем как сам остался незамеченным. Спустя несколько дней приходит давший билет и говорит меняльщику: дай мне часть денег, ибо я имею нужду. Тот, надеясь на то, что не было свидетеля, отрекся, говоря: ты мне ничего не давал, – и он вышел в великом смущении. Встречается с ним тот знатный человек и спрашивает: что с тобою? И узнает о случившемся. Говорит ему: точно ты дал ему? Он отвечает: точно. Тогда знатный человек говорит ему: скажи меняльщику: поди удостоверь меня пред святым Андреем и довольно с тебя. (А там была церковь на месте мученичества святого Андрея). Когда меняльщик должен был прийти божиться, тот знатный человек берет отрока своего, говоря ему: не смущайся тем, что буду я теперь делать, но потерпи, – идет в церковь, сбрасывает одежду свою и начинает представлять себя бесноватым, крича и издавая нелепые звуки. Когда вошли и те, он заговорил: вот этот безумец взял пятьсот златиц у человека сего и хочет теперь клясться, что не брал. Потом схватил его и начал душить, крича: святой Андрей говорит тебе: отдай пятьсот златиц этому человеку. Тот испугался и в страхе признался, пообещав: я принесу их. Тот говорит ему: сейчас же принеси их. Он пошел и тотчас принес. Тогда притворившийся бесноватым сказал владельцу златиц: говорит святой Андрей: положи на трапезу шесть златиц. Тот положил их с радостию. Когда те удалились, он оделся прилично и вышел, направляясь к меняльщику, который, увидев его, стал осматривать сверху донизу. Он сказал ему: что ты на меня так смотришь? Поверь мне, благодатию Христовою, я не имею демона, но когда тот человек давал тебе билет, я, проходя мимо, слышал и видел то ясно. Если б я просто сказал тебе, ты говорил бы: один свидетель не силен. Потому я представил сию драму, чтоб ты не погубил души своей и человек тот не лишился своих денег.

36. Один весьма христолюбивый и благочестивый монах имел любимого отшельника. Когда отшельник скончался, брат, войдя в келлию его, нашел пятьдесят златиц, изумился и начал плакать, боясь, не оскорбил ли отшельник Бога монетами сими. После долговременной о нем молитвы увидел он Ангела Божия, который сказал ему: что скорбишь ты так об отшельнике? То, о чем ты просишь, предоставь человеколюбию Божию, ибо, если б все были совершенны, на чем бы явилось человеколюбие Божие? Брат, удостоверившись тем, что отшельник прощен, сделался благодушным и славил Бога от всего сердца своего.

37. Один старец послал ученика своего в Египет за камилом23, чтобы отвезти туда корзины. Когда ученик вел камила в Скит, встретился ему другой старец и сказал: если б я знал, что ты идешь в Египет, попросил бы, чтоб ты привел камила и для меня. Брат пошел и сказал о том отцу своему. Старец говорит ему: возьми камила и отдай старцу, сказав: мы еще не сготовились; забери камила и исполни нужду свою. Сам же пойди с ним в Египет и приведи опять камила, чтоб свезти наши корзины. Брат пошел к тому старцу и сказал, как повелел авва его. Старец взял камила и навьючил его. Достигши Египта, они сняли корзины и брат, забрав камила, сказал старцу: молись обо мне. Тот спросил: куда ты идешь? Брат ответил: в Скит, чтоб привезти и наши корзины. Старец умилился и, положив метание, сказал со слезами: простите мне, ваша великая любовь взяла плод мой.

38. Старец сказал: если кто попросит у тебя чего и ты тотчас дашь ему, да благоволит и помысл твой на даяние, как написано: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два (Мф. 5:41). Это значит: если кто попросит у тебя чего, дай ему от души и тела.

39. В Келлиях были два брата, и старший из них просил младшего: будем жить вместе, брат. Сей говорит ему: я – грешник и не могу жить с тобою, авва! Но тот сказал ему: нет, можешь. Старец был столько чист и целомудрен, что не хотел даже слышать, что монах имеет помыслы блудные. Брат говорит: оставь меня на эту неделю, и потом опять поговорим. Через неделю пришел к нему старец, и юнейший, желая испытать его, сказал: в великое искушение впал я в неделю сию: пошел в селение на послужение и пал с женою. Старец спросил: есть покаяние? Брат ответил: есть. Старец сказал: я понесу за тебя половину греха. Брат говорит ему: теперь мы можем жить вместе. И пребыл с ним до самой кончины его.

40. Говорили об одном брате, что, закончив корзины и приделав к ним ушки, он услышал, как сосед говорил: что мне делать? Вот близок торг, а у меня нет ушек к корзинам. Тогда брат, отвязав ушки с корзин своих, принес их брату и сказал: это у меня лишние, возьми для корзинок своих, – и сделал тем то, что корзины брата разошлись, а его собственные остались.

41. Рассказывали о некоем старце в Ските, что он болел и захотелось ему поесть свежего хлеба. Услышав о том, один из братий-подвижников взял милоть свою, положил в нее сухих хлебов, пошел в Египет и, переменивши их на свежие, принес старцу. Братия, увидев, что они еще теплы, удивились, а старец не хотел вкусить их, говоря: это кровь брата моего. Но старцы упрашивали его: ради Господа скушай, чтоб не всуе была жертва брата. Тогда он склонился на прошение и съел.

42. Брат спросил старца: почему и ныне многие трудятся в подвигах, а не получают такой благодати, как древние? Старец ответил ему: тогда была любовь и каждый влек вверх ближнего своего, а ныне – охлаждение любви и каждый влечет долу ближнего своего. Потому и не получаем мы благодати.

43. Некогда три брата пошли на жатву и взяли себе шестьдесят арур (мера земли). Один из них заболел в первый же день и возвратился в келлию свою. После сего один из оставшихся сказал другому: видишь, заболел брат наш; понудим немного помысл свой и веруем, что молитвами его сможем сжать и его часть. По окончании работы, идя за получением платы, они позвали и брата, говоря: пойди возьми плату свою, брат! Но он говорил: какую буду я получать плату, не жавши? Они сказали: молитвами твоими окончена и твоя часть жатвы, потому пойди возьми плату свою. После долгого между собою спора, когда один говорил: я не возьму, а другие не соглашались попустить ему не взять, пошли все на рассуждение к великому старцу. Брат сказал ему: отче! Пошли мы трое жать. Когда пришли на поле, в первый же день я заболел и возвратился в келлию свою, не жавши ни одного дня, а братия принуждают меня взять плату, которой я нисколько не нажал. Другие два говорили: отче! Трое мы взяли жать шестьдесят арур. Если бы мы работали даже все, то едва ли закончили их, а молитв ради брата мы очень скоро окончили жатву. Потому говорим ему взять плату свою, но он не хочет. Услышав сие, старец удивился и сказал брату своему: ударь в било, чтоб собрались все братия. Когда все пришли, он сказал им: подите, братие, выслушайте ныне праведный суд! И рассказал им старец все. Все присудили брату взять плату и сделать с нею, что захочет. Брат взял и пошел с плачем и печалию.

44. Старец говорил: отцы наши имели обычай приходить к новоначальным братиям, решившимся подвизаться уединенно, и назирать их, не повредился ли кто в помысле по искушению от демонов, и, если кто из них оказывался поврежденным, приносили его в церковь, поставляли умывальницу, и по молитве о болящем умывались все братия, а затем возливали на него воду ту. И он тотчас очищался.

45. Два старца жили вместе много лет и никогда никакой не имели между собой ссоры. Потом один из них сказал другому: сделаем и мы одну ссору, как люди. Тот отвечал: я не знаю, как бывает ссора. Первый сказал ему: вот я положу посреди кирпич и буду говорить, что это мой, а ты говори: нет, это мой, и тем положится начало. Положили кирпич посредине и один говорит: это мой, а другой сказал: нет, это мой. Тогда первый сказал: если твой, то возьми и ступай. Так и разошлись, не умевши поссориться друг с другом.

46. Старец сказал: никогда не желал я дела, полезного мне, но причиняющего ущерб брату моему, ту имея надежду, что польза брата моего есть и для меня дело, приносящее плод.

47. Один подвижник, найдя бесноватого, который не мог поститься, по любви Божией, как написано: не своих си точию, но яже ближняго смотряйте (Флп. 2:4), молился, чтоб демон перешел в него, а тот был от него освобожден. Бог услышал молитву его, и подвижник, отягченный демоном, терпел, пребывая в посте, молитве и подвиге. За это, а паче за любовь его, в немногие дни Бог избавил его от демона.

48. Брат спросил старца: есть два брата: один из них безмолвствует, постясь по шесть дней и подъемля великий труд, а другой служит злостраждущим. Чье дело лучше примет Бог? Старец говорит ему: если брат, постящийся по шесть дней, даже повесит себя за ребро, то и тогда не может быть равен тому, кто служит злостраждущим.

49. Брат служил одному больному отцу, тело коего начало гнить и испускать злосмрадный гной. Тогда помысл сказал брату: убеги отсюда, ибо нельзя тебе снести зловония сего. Брат взял черепок и собрал в него гнойные помои от болящего. Помысл опять начал говорить ему: убеги, но он сказал помыслу: если захочу уйти, то выпью вот это. Тогда помысл сказал ему: не убегай и не пей такого зловония. Так брат трудился и терпел, служа старцу, и Бог, видя труд брата, исцелил его.

50. Некто из отцов пошел в город продавать рукоделие свое и, увидев нагого нищего, сжалился над ним и отдал ему свой левитон. Нищий пошел и продал его. Старец, узнав о том, что он сделал, опечалился и пожалел, что отдал ему одежду. В ночь ту предстает старцу в сновидении Христос в левитоне его и говорит: не печалься, ибо вот Я ношу то, что ты дал Мне.

51. Старцы говорили: всякий должен все, касающееся ближнего, присвоять себе и сочувствовать ему во всем: радоваться и печалиться вместе с ним, и вообще быть так расположенным, будто носит его тело, и как бы о себе скорбеть, когда случится тому скорбь, о чем и написано: яко едино тело есмы о Христе (Рим. 12:5) и народу же веровавшему бе сердце и душа едина (Деян. 4:32).

52. Старец сказал: послушай, что говорит Господь наш Иисус Христос: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, – и, показывая: о чем? – не сказал о чудесах, но о чем? – аще любовь имате между собою (Ин. 13:35). И опять Отцу Своему сказал: о сем познают, яко Ты Мя посла, если вси будут едино (Ин. 17:21). И говорит ученикам: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:34). Таковый честнее и светлее воскрешающего мертвых, ибо то есть дело благодати Божией, а сие – и твоего труда и усердия; сие есть дело собственно христианское; сие показывает учеников Христа распятого; без сего и самое мучение не может принести пользы.

53. Один монах имел над собою другого монаха, который жил в келлии на расстоянии десяти миль от него. Помысл сказал ему: позови брата, чтоб он пришел и взял хлеб. Потом еще помыслил: ради хлеба хочу я потрудить брата на десять миль. Снесу я лучше сам ему полхлеба. Взял и пошел к келлии брата. Идя, споткнулся он, повредил палец ноги своей, потекла кровь и он начал плакать от боли. Тогда пришел Ангел Господень и спрашивает его: что ты плачешь? Тот отвечает: я зашиб палец, и мне больно. Ангел сказал ему: от этого ли плачешь? Не плачь, ибо шаги, которые ты сделал для Господа, исчислены и суть многоценны пред лицом Божиим. И не усомнись в том. Вот пред тобою возьму я часть крови твоей и вознесу ее пред Бога. Тогда с благодарением пошел он к тому монаху и, отдав ему хлеб, рассказал о человеколюбии Божием и возвратился в келлию свою. Спустя один день, взял он другую половину хлеба и опять пошел к монаху, но тот сам шел к нему, и они встретились на дороге. Сотворивший добро начал говорить ему: я нашел сокровище, а ты хочешь похитить его. Тот сказал ему: тебя ли одного вмещают тесные врата? Оставь и нам войти вместе с тобою. Еще говорили они, как явился им Ангел Господень и сказал: спор ваш как благовонное курение восшел к Богу.

54. Жили вместе два брата. Случилось, что тот из них, кто исправлял потребы, стал приносить меньше обыкновенного. Остававшийся в келлии начал думать, что он или употребляет то на худое, или обманывает его. Итак, желая узнать причину, пошел вслед за ним и увидел, как тот вошел в непотребное место. Тогда он самому себе представил, будто сам ходил в непотребное место, и, припадая к брату, просил о покаянии. После того, как брат частым прошением у согрешившего молитв о себе, как согрешившем, обратил того к покаянию, пришел час призвания его, и он, приближаясь к кончине, исповедал брату: чист я от греха сего, но ради тебя принял его на себя, чтоб ты покаялся. Когда брат почил, согрешивший еще более увеличил подвиг покаяния.

55. Некто другой, узнав о подобном грехе брата своего с отроковицею, не обличал его, но воздыхал молча и умножал молитвы свои, прося также и жившего с ним брата молиться о себе, приговаривая, что много согрешил и хочет покаяться прежде смерти. Удивленный согрешивший, поражаясь покаянию брата, сам покаялся и стал делать то же. Когда несогрешивший брат был позван, то в час кончины своей открыл о сем брату.

56. Некто другой, когда брат его, оставив монашество, вернулся в мир, представил себе, будто имеет то же намерение, и начал каяться. Чрез это, наконец, и тот покаялся и возвратился, и они еще строже стали подвизаться.

57. Некие братия пришли на гору Диокийскую и выучились изготовлять бумагу. Они работали по найму, но так как были неискусны, то никто им не заказывал. Пришел к ним один старец и спросил: почему вы не работаете? Они, будучи добросовестными, ответили: потому что худо работаем. Старец, зная одного делателя Божия, говорит им: подите к такому-то старцу, и он доставит вам работу. Они пришли к нему, и старец с радостию согласился доставлять им работу. Братия говорят ему: мы худо работаем, отче. Старец ответил им: верую Богу, что прилежанием своим вы преуспеете на лучшее. Так богатый любовию старец возбудил у них ревность к работе, и вскоре дело пошло хорошо. Воистину, нуждницы восхищают царствие Божие (Мф. 11:12).

58. Брат спросил старца: почему, совершая малое мое служение, я вижу, что иногда не имею в сердце своем теплоты, а иногда усердия? Старец говорит ему: как же бы иначе оказалось, что человек любить Бога!? И еще сказал: а что касается до меня, то тело мое никогда не выносило, чтоб вполне исполнить мое сердечное желание.

59. Некий брать пошел купить льна у одной вдовы. Продавши ему, она воздохнула. Брат спросил ее: что с тобою? Вдова ответила: Бог послал тебя ныне устроить братий твоих и сирот моих. Брат, услышав сие, восскорбел и, взяв лен, бросил его в лоно вдовы, и тем сотворил ей милость.

60. Старец сказал: не требуй любви от ближняго и, любя кого-либо, не смущайся, если не встретишь соответствия, но лучше сам оказывай любовь к ближнему и будь покоен, ибо тем приведешь и ближняго своего к любви.

61. Еще сказал: то, что ты слаб в любви к братиям, бывает с тобою оттого, что ты принимаешь помыслы подозрения, веришь собственному сердцу и ничего не хочешь потерпеть, что не по воле твоей. Потому тебе должно с помощию Божиею главным образом нисколько не верить собственным подозрениям, со всем старанием и всею силою смиряться пред братьями и отсекать ради них собственную волю.

62. Опять говорил, что любовь по Богу сильнее естественной любви.

* * *

23

Камил – верблюд.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle