Глава IV
Благодать дается человеку для всякого праведного действия
12. Итак, благодать Божия не заключается в природе свободного решения, а также в законе и учении, как злоумствует пелагианская превратность, но она подается для каждого действия (ad singulos actus) волей Того, о Ком написано: Вольный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое35. Ведь свободное решение, [служащее] для любви к Богу, мы потеряли из-за тяжести первого греха; также учение и закон Божий, хотя он свят, праведен и добр36, однако он лишь убивает, если не оживотворит Дух37, благодаря Которому бывает так, что закон исполняется не в слушании, но в послушании, не в чтении, но в любви. А потому, чтобы мы веровали в Бога и жили благочестиво – это [зависит] не от желающего и не от стремящегося, но от милующего Бога38. Не потому [это так], что мы не должны желать и стремиться, но поскольку Он Сам производит в нас и желание, и действие39. Поэтому и Сам Господь Иисус, отделяя верующих от неверующих, то есть отделяя сосуды милосердия от сосудов гнева40, говорит: Никто не приходит ко Мне, если не будет ему дано от Отца Моего41. И известно, что когда сказал Он это, соблазнились в отношении Его учения те из Его учеников, которые после этого перестали следовать за ним42. Итак, не будем говорить, что учение – это благодать, но станем исповедовать благодать, которая делает так, что учение приносит пользу. А если отсутствует эта благодать, то мы легко можем увидеть, что и учение [только] вредит.
Мы молимся, чтобы воля была исправлена и природа исцелена
13. Потому Бог, предузнав все будущие дела Свои в предопределении (in praedestinatione praesciverit), распределил таким образом, что некоторых неверующих Он обращает к Своей вере, внемля молитвам верующих о них. И благодаря этому опровергаются и, если Бог будет благосклонен к ним, исправляются те, кто полагают, что благодать Божия – это природа свободного решения, с которой мы рождаемся, или же что благодать Божия – это учение, сколь полезным бы оно ни было, которое проповедуется с помощью языка и букв. Ведь не о том мы молимся для неверующих, чтобы образовалась их природа, то есть, чтобы они были людьми, или чтобы им было проповедано учение, которое они слушают только во зло себе, если не веруют, более того, мы молимся и о тех, кто, читая или слушая его, не желают веровать, – но мы молимся, чтобы воля была исправлена, в ней появилось согласие с учением, а природа была исцелена.
3ачем молиться о том, чтобы человек пребыл до конца в добре
14. Да и о самих себе также молятся верующие, чтобы им пребыть в том, в чем начали быть. Ибо полезно для всех или почти для всех, чтобы ради спасительнейшего смирения [люди] не могли знать, какими им предстоит стать. Потому и говорится: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть43. Ради этой пользы от страха, [служащей к тому], чтобы мы, будучи возрождены и живя благочестиво, не стали высокомудрствовать44, как бы находясь в безопасности, некоторые из тех, кому не дано пребыть, по Божию изволению, или же устроению и определению, смешиваются с теми, кто пребудут. А мы, устрашенные из-за их падения, со страхом и трепетом45 должны продвигаться по праведному пути, пока из этой жизни, которая является искушением на земле46, мы не прейдем в другую, где уже не будет необходимости в подавлении превозношения или в борьбе с его внушениями и искушениями.
Пребывание до конца сокрыто от всех
15. Но в отношении этого вопроса, то есть почему некоторые из тех, кому не суждено пребыть в христианской вере и святости, все же получают на время эту благодать, почему им дозволяется жить здесь, пока они не падут, хотя они могли бы быть восхищены из этой жизни, чтобы злоба не изменила разума их47, как это написано в книге Премудрости о том святом, который умер в раннем возрасте, – пусть каждый разыскивает [истину], как сможет, и если найдет помимо того, что изложено мной, некое иное возможное основание этого, не отступающее от правила истинной веры, пусть придерживается такого [мнения], да и я готов согласиться с ним, если он не скроет этого от меня. Однако чего мы достигли, в том станем и ходить, пока, как убеждает нас апостольское послание48, не откроет нам Бог [чего-то иного], если о чем-то мы мыслим иначе, [чем нужно]. А мы достигли того, о чем со всей уверенностью знаем, что это принадлежит к истинной и кафолической вере; и в этом, с помощью и по милости Того, Кому мы говорим: Наставь меня, Господи, на путь Твой, и я буду ходить в истине Твоей49, нам надлежит ходить так, чтобы никоим образом никуда не уклоняться от этого.
* * *
CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425
Ср.: Рим 7:11–12.
Ср.: Рим 9:22–23.
Ср.: Флп 3:15–16.