Источник

4. Благочестие и добродетель – свидетельство присутствия в нас Св. Духа

Дух Святой, сошедши на Божественных Учеников и Апостолов, уже не взимался от них, но пребыл в них, а чрез них и во всех верующих словеси ради их. По обетованию Господа, Ему подобает пребыть с нами во веки, как Духу истины, просвещающему нас ведением, н Духу святыни, укрепляющему на всякое добро. Посему изобильно изливается Он на всякую душу верующую, чрез Божественные Таинства, и при самом вступлении в число верующих и во все время жития и действования среди них; так что одуховление и духоносность составляют отличительную черту Христиан. Вот почему Апостол Павел всех верующих называет приявшими обручение Духа (2Кор.1:22), и духоносцами, говоря: «или не весте, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16).

Великое, братья, имеем мы в сем преимущество пред всеми, неведущими Господа, – Духа не иметь есть то же, что быть мертвым, а иметь Духа, значит быть живу. – Мы из мертвых живы; ибо нас, мертвых прегрешеньми, Бог милостивый оживляет во Христе дарованием нам Духа Святого. – Слава Тебе, человеколюбче Господи!

Но возьмите, братья, во внимание и другую сторону сего великого преимущества! – Дух жизни не может оставаться несвидетельствованным и тем паче Дух жизни, о Христе Иисусе нам даруемый, яко Дух Божественный. Имеем ли мы Духа, о сем не следует удостоверять словом; о сем должно говорить без слов все наше существо, наш взор, движение, дело, мысль, чувство. Объясню вам это таким подобием. – Есть ли, напр., в колокольчике медном и серебро, – узнают по звуку, и продавцу не бывает нужды говорить о том: в сем удостоверяет сам звук. Равно как, если-б звук не давал знать, что есть серебро, никто бы не поверил тому, сколько бы ни уверял в том продавец. Так и у нас. Свидетельство о нашей духовности должно быть не внешнее, а наше внутреннее, отражающееся во внешнем. Почему и заповедует Апостол: «Аще живем духом, духом и да ходим» – (Гал.5:25).

Вот смотрите, как о сем пишется: «Плод духовный есть – любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» – (Гал.5:22–23). Если есть в нас такие плоды Духа, то есть и Дух, в нас обитает и в нас действует. Если же нет сего, а есть, напротив, «прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, вражды, рвения, зависти, ярости, распри, пьянства, безчинны кличи и подобная сим» (Гал.5:19–21); то нет места в нас Духу Святому. – Мы Его угасили. Вот первое свидетельство о нашей духовности – совокупность добрых чувств и расположений!

Далее говорит Апостол: тот не Христов, кто Духа Христова не имеет (Рим.8:9). Христов же есть тот, кто распинает плоть свою со страстями и похотями. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5:24). Распинание плоти означает все подвиги самоотвержения и самоумерщвления и все труды, подъемлемые для угождения Богу. Кто так стесненно живет и сим тесным и прискорбным шествует путем, тот имеет Духа, Духом умерщвляя в себе деяния плотская – (Рим.8:13). Вот второе свидетельство о нашей духовности – подвиги самоумерщвления и самоотвержения!

Третье свидетельство о сем есть отрешение от всего земного и устремление к небу и небесному. Если в нас Дух с неба, то естественно нам всеми желаниями и мыслями быть на небе и в духовном, а не на земле и в плотском. – Если в вас Дух Господень, говорит Апостол, то вы не должны уже жить по плоти (Рим.8:12–13).

Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас, говорит тот же Апостол, и наводит из сего в другом месте: «ищите же вышних... Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол.3:1–2).

Не буду собирать новых свидетельств: сокращу указанные! – Итак, если кто, разлюбив земное и возлюбив небесное, обрекает себя на труды самоотвержения для умерщвления плоти и всего плотского, и посредством сего воспитывает в сердце все разнообразие благих чувств любви и благочестия, – тот несомненно есть духоносец. А кто живет только для земли и земного, кто не любит не только подвизаться, но и отказывать себе в чем бы то ни было, и не заботится о благоустроении своих сердечных чувств; в том есть ли Дух, сами судите.

Сие привожу вам на память, чтоб или порадовать вас, или возбудить усыпленную заботу о себе и душе своей. Ибо что говорит Апостол: «Сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал.6:8). Изберите же себе лучшее. – Думаю и сами все сие разумеете и сами себе о том проповедуете: ибо что значит пук цветов в руках наших? – Сим мы свидетельствуем другим и себе напоминаем, что Дух Божий дохнул в нас, обновил поле сердца нашего, и оно произрастило приятные цветы добрых чувств и расположений... Сделаем же так, – чтоб, как показываем, так и было.

Если есть в нашем пуке цветов незабудочка, этим показываем мы другим, что помним Бога и небесное, говоря в себе: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. – Смотрите же, чтоб так и было.

Если есть у нас лилия, этим показываем мы, что помним заповедь Господа о том, чтоб не заботиться о нарядах и хранить чистым сердце свое от всякой суетности и всякой нечистоты. – Смотрите же, чтоб и было так.

Если есть у нас васильки, этим мы показываем, что царствуем над плотью своею и всеми страстями своими и не попускаем, чтобы грех царствовал в мертвенной плоти нашей. – Смотрите же, чтоб и было так.

Так разумейте и о других цветах. – Всякий из них означает какую-либо добродетель. Держа сей цвет, мы показываем, что имеем ту добродетель и любим ее. Так и сделаем, как показываем, чтоб не было лицедейства в поступках наших. Поступая так, мы и пред лицом неба и земли засвидетельствуем, что живем Духом; ибо и ходим Духом.

Так да будет в нас, – и тако да славится нами Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.

В день Сошествия Св. Духа.


Источник: Богоугодная жизнь вообще. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859—1866гг.) Издание второе Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Москва, типо-литография И. Ефимова, 1899 г. 108 с. От Московского Духовно - Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. 26 октября, 1898 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle