Порядок погребения монашествующих

Когда отходит к Господу кто-либо из монашествующих, то тело его не обмывают, чтобы не видеть его обнаженным, но один из монашествующих, для этого поставленный, взяв губку, обтирает теплой водой только лоб, грудь, руки, ноги и колена умершего, изображая перед этим на них губкою крест. Потом приносит чистую одежду и одевает его, снимая с него старую так, чтобы не видеть его наготы. Одевши его, возлагает на него куколь, если же умерший в схиме, то куколь поверх покрывает шлемом, который свешивает ниже подбородка, так, чтобы не видно было лица умершего. Затем одевает на него, соответственно его чину, параман и паллии, опоясывает его кожаным поясом и обувает в новые сандалии. На принявшего же малый ангельский образ надевается власяница, параман, ряса, монашеская шапочка (а на монахиню апостольник) и камилавка. Затем под тело умершего от ног до головы расстилается мантия, а поставленный для этого монах обрезывает ножем оба края мантии и, обвив тело мантией, двумя связанными отрезанными концами крестообразно обвивает тело, изобразив три креста: один у головы, другой на груди и третий у колен, двумя же оставшимися концами связывает ноги. После этого приглашают очередного священника и он, облачившись в епитрахиль и фелонь и взяв кадило с фимиамом, возглашает обычное начало:

«Благословен Бог наш...».

Братия – «Трисвятое» по «Отец наш...» и обычные тропари: «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83).

Диакон: «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84).

Священник: «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84).

Братия: "Аминь». Отпуст.

После этого братия переносит тело умершего в храм и ставит посреди храма. Пред началом отпевания звонят в самый большой колокол. Вся братия собирается и всем раздаются зажженные свечи.

Диакон: «Благослови, владыка».

Священник: «Благословен Бог наш…».

Братия 90 псалом: «Живущий под кровом Всевышнего…» (стр. 85).

Затем великая ектения (стр. 86) и молитва (стр. 84).

Аллилуйя, гл. 8. Стихи:

1. Блажен, кого ты избрал и приблизил, Господи.

2. Память о нем в род и род.

Тропарь гл. тот же: «С глубочайшею мудростью...» (стр.86).

Слава и ныне: «В Тебе, Девственная Богородица, мы имеем…» (стр. 87) и тотчас же: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим» и 118 псалом (стр. 87) с разделением на три части: первая часть с 1 – 93 стих, припев после каждого стиха: «Благословен Ты, Господи». После 1-й части – ектения (стр. 94) и молитва (стр. 84) затем поется вторая часть с 94 – 131 с припевом: «Твой я, спаси меня». А со 132 стиха поется: 3-я часть на 3 гл. с припевом: «В Царстве Твоем, Господи, вспомни раба Твоего». И тотчас же: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим» и тропари: «Все святые нашли источник жизни…» (стр. 93). Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже (трижды). Затем ектения и молитва и тропарь 5 гл.: «Упокой, Спаситель наш…» (стр. 95).

Слава и ныне: «Христе Боже…» (Стр. 95). После чего читается 50 псалом (стр. 28) и поются антифоны.

Первый антифон 1 гласа :

1. Во время моих несчастий услышь мою скорбь, взываю к Тебе, Господи.

2. Живущим в уединении людям, как находящимся вне суетного мира, постоянно присуще стремление к Божеству.

Слава и ныне: Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и вместе Сыну; поэтому воспоем Единовластительной Троице.

Стихиры св. Феофана гл.1.:

1. Молимся Тебе, Спаситель, удостой, по Своему милосердию, сладостного общения с Тобою переселившегося раба Твоего и посели его в обители праведников, в небесных селениях и жилищах Твоих святых, прощая ему согрешения и даруя упокоение.

2. Никто из людей не безгрешен, кроме Одного Тебя, Бессмертного, поэтому, Щедрый Боже, по Своему милосердию, прости Твоему рабу его беззакония и даруй ему упокоение, вселяя его во свете там, где соборы Твоих ангелов.

3. Обещанные Тобою, Спаситель, блага, превосходят все видимое, их глаз не видел, ухо не слышало и на сердце человеку того не приходило. Благоволи же, Владыка, наслаждаться ими переселившемуся к Тебе, даруя ему вечноблаженную жизнь.

Слава и ныне: Умоли, Дева – Мать, рожденного Тобою Христа, чтобы Он даровал прощение грехов и удостоил света святых и радости в Своем Царстве Твоего раба, благоговейно проповедывавшего Тебя Богородицей и засвидетельствовавшего это словом истины.

Второй антифон 2 гласа :

1. На небо устремляю взоры сердца моего к Тебе, Спаситель, спаси меня Твоим сиянием.

2. Помилуй нас, ежечасно во многом согрешающих пред Тобою, о, Христе мой, и прежде кончины даруй нам способы покаяния пред Тобою.

Слава и ныне: Святому Духу принадлежит царствование, освящение, жизнь и движение твари, ибо Он – Бог, Единосущный с Отцом и Словом.

Стихиры 2 гласа:

1. Своей животворящей смертью Ты, Владыка, уничтожил власть смерти и тления и источил всем вечную жизнь, даровав смертным воскресение из мертвых. Поэтому молимся Тебе, Спаситель, упокой с верою переселившегося к Тебе и удостой его, Человеколюбец, Твоей сладчайшей красоты.

2. Ты, Господи, претерпел страдания и принял добровольную смерть, чтобы сделать людей участниками Твоего Божественного Царства; поэтому молимся Тебе, Милосердному: яви, Человеколюбец, участником Твоего Царства с верою переселившегося к Тебе и удостой Его Твоей сладчайшей красоты.

3. Все от начала мира умершие, объятые ужасом и страшным трепетом, предстоя пред Твоим судом, Спаситель, ожидают Твоего справедливого определения и Божественного правосудия. Пощади же тогда, Владыка – Спаситель, с верою переселившегося к Тебе Твоего раба и удостой его Твоего вечного блаженства и наслаждения.

Слава и ныне: Ты, Пречистая Дева, отдала долг праматери Евы, зачавши Бога, дарующего верующим нетление и воскресение и венчающего славою бессмертия прославляющих Тебя. Не переставай же, Богоневеста, ныне молить Господа, чтобы Он поселил скончавшегося Твоего раба во свете Своей славы.

Третий антифон 3 гласа :

1. Ты, Слово Божие, освободил Сионских пленников из Вавилона, – привлеки же и меня от страстей к жизни.

2. В знойное время сеющие божественными слезами с радостью будут собирать колосья вечной жизни.

Слава и ныне: Святому Духу принадлежит всякий совершенный дар, ибо Он сияет вместе с Отцом и Сыном, и Им все живет и движется.

Стихиры 3 гласа:

1. Славлю, Господи, Твой Святой Крест, Которым дарована жизнь и воспринятие Божественной пищи всем, с верою и любовию воспевающим Тебя, Единый Многомилостивый. Поэтому взываем к Тебе, Христе Боже: упокой там, где жилище всех радующихся о Тебе, переселившегося от нас, чтобы он прославлял Твое Божество.

2. Молим Тебя, Один Милостивый и Милосердный, имеющий неисследимую глубину благости и знающий человеческую природу, сотворенную Тобою, упокой, Христе Боже, там, где жилище всех радующихся о Тебе, переселившегося от нас, чтобы он прославлял Твое Божество.

3. Уснувший в гробе, как человек, Ты, Спаситель, как Бог, Своею непобедимою силою, воскресил спящих в гробах, непрестанно воспевающих Тебе песнопения, поэтому взываем к Тебе, Христе Боже: упокой там, где жилище всех радующихся о Тебе, переселившегося от нас, чтобы он прославлял Твое Божество.

Слава и ныне: Мы все знаем Тебя, Богородица, духовной свечей, носящей свет Божества, соединенный с веществом человеческой природы. Поэтому, Пречистая, моли Твоего Сына и Бога, да упокоит Он в райском блаженстве там, где жилище всех радующихся, переселившегося от нас, чтобы он прославлял Тебя, Всенепорочную.

Четвертый антифон 4 гласа :

1. С юности моей многие страсти поборают меня, но Ты Сам защити и спаси меня, Спаситель мой.

2. Ненавидящие Сион, будете посрамлены Господом, ибо вы, как трава от огня иссохните.

Слава и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется, чистотою возвышается и священнотаинственно просвещается Единосущною Троицею.

Стихиры 4 гласа:

1. Воистину непостижима тайна смерти; каким образом душа, по повелению Бога, насильственно разлучается с телом и расторгается союз природного соединения и сочетания? Поэтому молим Тебя, Человеколюбивый Жизнеподатель, упокой переселившегося раба Твоего в обителях Твоих праведников.

2. Смерть для верующих является сном, так как Ты, Владычествующий над всеми, будучи положен в гробе, разрушил могущество смерти и уничтожил ее долговременное насилие. Поэтому молим Тебя: посели переселившегося раба Твоего в обителях Твоих святых, во свете праведников.

3. Ты, Христе, явился для нас оправданием, освящением и спасением наших душ, ибо, приняв на Себя определенное нам наказание. Ты привел нас к Отцу оправданными и спасенными. Поэтому ныне мы молим Тебя, Благодетель Спаситель наш, упокой переселившегося раба Твоего в свете и радости святых.

Слава и ныне: Последуя учению проповедуюших о Боге, мы разумеем Тебя, Всенепорочная, Богородицей, ибо Ты родила непостижимо воплотившегося Бога, спасшего нас, плененных грехом. Поэтому ныне молим Тебя, Пречистая: Своими сияниями просвети переселившегося Твоего раба.

Пятый антифон 5 гласа :

1. Во время скорби моей словами Давида воспеваю Тебе, Спаситель мой: избавь мою душу от языка лукавого.

2. У пустынников, окрыляемых Божественною любовью, жизнь блаженна.

Слава и ныне: Святой Дух владычествует над всем видимым и невидимым; Он самодержавен и есть поистине Один из лиц Троицы.

Стихиры 5 гласа:

1. Светом Твоего лица, Христе, как Милосердный, озари переселившегося, вселяя его в местах блаженства, на водах Твоего чистого и Божественного покоя, в желанных обителях праотца Авраама, где пребывает Твой чистый свет и текут источники любви, где светло торжествуют радующиеся о Твоем милосердии соборы праведников, с которыми посели и Твоего раба, даруя ему великую милость.

2. Даруй, Щедрый Господи, Твоему рабу, прославлявшему Твое могущество и переселившемуся из временной жизни к Тебе, Владыке всех и Человеколюбцу, освящаться красотою Твоей славы и воспринять и свято насладится блаженным и желанным общением с Тобою там, где вокруг Твоего престола торжествуют ангелы и радуются соборы святых, с которыми и удостой его воспевать Тебя, даруя ему упокоение и великую милость.

3. Там, где собор пророков и чины апостолов и мучеников и всех, от начала мира оправдавшихся Твоими спасительными страданиями и Кровью, которою Ты искупил плененного человека, упокой, Господи, с верою переселившегося, прощая его прегрешения, как Человеколюбец, ибо Ты Один пожил на земле Безгрешным, воистину Святым, и Ты Один Свободный между мертвыми; поэтому даруй и Твоему рабу упокоение и великую милость.

Слава и ныне: Ты, Владычица, освободила нас, порабощенных законом греха, так как Ты Единственная Матерь – Дева зачала во чреве Законоположителя и Царя Христа, даром по благодати Которого мы оправдываемся. Умоли же ныне Его, Богоматерь, вписать в книгу жизни души прославляющих Тебя, чтобы мы, защищаемые Твоим ходатайством, Всенепорочная, получили желаемое спасение от Твоего Сына, Которому поклоняемся, как Подающему миру великую милость.

Шестой антифон 6 гласа :

1. К небесам возвожу взоры мои, – к Тебе, Слово, умилосердись надо мною, чтобы я жил для Тебя.

2. Помилуй нас, униженных, Слово, и сделай Твоими благоугодными сосудами.

Слава и ныне: Святой Дух виновник спасения всех людей; если Он кого-нибудь из них коснется Своим дуновением, сообразно достоинству, того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает.

Стихиры 6 гласа:

1. Имея неиссякаемый источник Божественной любви и непостижимое к нам милосердие, посели, Многомилостивый Владыка, в земле живых пришедшего к Тебе, даруя ему вечный удел в желанных и возлюбленных селениях; ибо Ты, Христе, пролил за всех Свою Кровь и живоносною ценою освободил мир.

2. Ты, Господи, добровольно перенесши животворящую смерть, источил жизнь и даровал верующим вечное блаженство, которого удостой и скончавшегося с надеждою на воскресение, прощая ему, по Своему милосердию, все его прегрешения, как Один Безгрешный, Один Милосердный и Человеколюбивый, чтобы все воспевали, Христе, Твое имя, а мы, спасаемые, прославляли Твое человеколюбие.

3. Зная Тебя, Христе, как владычествующего по Своей безначальной власти над живыми и мертвыми, мы молим Тебя, Человеколюбец: упокой с избранными Твоими в месте покоя, во свете святых верного Твоего раба, отшедшего к Тебе, Единственному Благодетелю, ибо Ты, будучи сострадательным, спасаешь, как Бог, Тобою созданных по Твоему образу, Единый Многомилостивый.

Слава и ныне: Ты, Пречистая Богородица, явилась Божественным жилищем, ибо Ты, Непознавшая брака Дева, вместила Бога и родила Бога в двух естествах, но в Одном Лице. Моли же Его, Единородного и Первенца, сохранившего Тебя и после рождения Непорочной Девой, чтобы Он упокоил во свете, в вечном сиянии и блаженстве душу, скончавшегося в вере.

Седьмой антифон 7 гласа :

1. Возвративший Сионских пленников от блуждания, Ты, Спаситель, оживи и меня, избавляя от рабства страстям.

2. Кто в знойное время сеет скорби со слезами и постом, тот с радостью будет собирать колосья, доставляющие вечную жизнь.

Слава и ныне: В Святом Духе источник Божественных сокровищ; от Него – мудрость, разум, страх; Ему принадлежит хвала, слава, честь и власть.

Стихиры 7 гласа:

1. Ты, Один Бессмертный, явившись умерщвленным на кресте, возлег, как смертный в гробе, избавляя этим людей от умерщвления, тления и смерти. Поэтому, как безконечная глубина милосердия и источник благости, упокой, Господи, душу Твоего раба, переселившегося от нас.

2. Удостой, Милосердный Господи, переселившегося к Тебе, просвещаться лучами Твоей красоты, Твоей вечной славой и блаженством и ликовать с ангелами в духовном свете Твоего сияния о Тебе, Владыке – Царе славы и Господе.

3. Как имеющий неистощимое богатство даров, как неоскудевающее сокровище бесконечной благости, Ты, Милосердный Бог, посели переселившегося к Тебе в стране Твоих избранных, в месте покоя в доме Твоей славы, в райском блаженстве и в чертоге девственников.

Слава и ныне: Ты, Богородица, родила исполнившего закон Спасителя, ставшего человеком, ибо никто из прежде живших в законе не оправдывался перед Богом, но ныне Христос, распявшись, оправдал нас. Поэтому, всеми Воспеваемая, как имеющая материнское дерзновение, моли Твоего Милосердного Сына упокоить душу переселившегося в благочестии.

Восьмой антифон 8 гласа :

1. С юности моей враг искушает меня и наслаждениями воспламеняет меня, но я, возложивши всю надежду на Тебя, Господи, побеждаю его.

2. Ненавидящие Сион, да будут прежде исторжения, как трава, ибо Христос мучительными ударами рассечет их шеи.

Слава и ныне: Все живет Святым Духом, Он Свет от Света, Бог Великий. Прославляем Его вместе с Отцом и Словом.

Стихиры 8 гласа:

1. Ты, как Царь, подписал мне освобождение, окровавивши красными красками Свои руки и обагрив их Своею Кровию. Поэтому и ныне мы с верою молим Тебя: присоедини к Твоим первородным перешедшего к Тебе, Милосердному, и удостой его получить радость Твоих праведных.

2. Священноначальствовав как человек, Ты заклавшись, принес Себя в жертву Отцу, избавляя людей от гибели. Поэтому, как Человеколюбец, посели скончавшегося раба Твоего в стране бессмертных, где льются потоки блаженства, где текут неиссякающие источники.

3. Глубиною Твоей неизъяснимой мудрости Ты, Господи, определяешь срок жизни человека, провидишь его смерть и переселяешь его в другую жизнь. Поэтому ныне принятого Тобою посели на водах покоя в сиянии светов Твоих святых, где песнь радости и славословия.

Слава и ныне: Как зачавшая Безначальное Слово, Сына Божия и Бога, Ты, Богородительница, усердно, с Твоим материнским дерзновением моли Его о вселении Твоего раба там, где вечный свет и усладительное пение торжествующих.

Диакон – ектению: «Еще в мире...» (стр. 94).

Священник – молитву (стр. 84).

Затем на 8 гл.: «Со святыми упокой...» (стр. 98).

Икос: «Сам Ты Один Бессмертный...» (стр. 98) и блаженны 2 гл.:

«В Царстве Твоем, когда придешь, вспомни нас, Господи». 1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». 2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». 3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». 4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». 5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Вспомни, Милосердный, и нас в Небесном Царстве, как вспомнил Ты разбойника». 6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят». «Все, боящиеся Бога, возвеселятся о Нем там, в Небесном Царстве”. 7. «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся». «Прославь на небе, Христос Спаситель, послужившего Тебе на земле в православии и подвигах». 8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». «Прославь на небе, Спаситель, пожившего на земле богоугодно с верою надеждою и любовию». 9. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Милосердный Боже, упокой Твоего раба в Небесном Царстве». 10. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Прославь на небе, Спаситель, оставившего мир и благочестиво проведшего богоугодную жизнь».

Слава: «Все благочестиво верующие, благоговейно прославим Одно Божество в трех лицах.

И ныне: «Мы все прославляем Тебя, Чистая Дева, ибо Ты бессеменно по плоти родила Бога, Небесного Царя.

Затем прокимен (сгр. 102), Апостол (стр. 102) и Евангелие (стр. 103), Ектенья: Помилуй нас, Боже...» (стр. 84) и молитва (стр. 84). После чего прощаются с умершим при пении следующих стихир 2 гласа:

1. Приидите, братья, и, принося благодарение Богу, дадим последний поцелуй…».

2. «Что это за разлука, братья...».

3. «Ныне расстраивается все лукавое торжество…».

4. «Что наша жизнь…».

5. «Все члены тела являются теперь праздными…» (стр. 104–105).

Слава и ныне: «Мы молим Тебя, Матерь Незаходящего Света…» (стр. 105).

6. гл.8. С верою переселившийся раб Твой, перешедши всегда волнующееся море жизни, теперь достиг Твоей пристани. Упокой же, Христе, его душу, направляя к Твоему миру и вечному блаженству со святыми.

7. Самогласен, гл. 4. Ныне исполняется всегда воспеваемая песнь Святого Давида, возвещающая: Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет. Ибо вот тот, которого мы прежде короткое время видели живым и говорящим, теперь лежит мертв, недвижим, бездыханен; он, отойдя из этого мира, ушел туда, где награда за труды, где радость всех святых, с которыми, как Милостивый и Человеколюбивый Бог, упокой и скончавшегося раба Твоего.

8. гл.8. Господи Вседержитель, Один Многомилостивый, упокой душу Твоего раба в обителях праведников, где Твой свет ласкает всех достойных.

9. Ушедши от своих родных и оставив все остальное в моей жизни, я прибегаю к Тебе, Господи, спаси меня.

10. По молитвам Богородицы, умиротвори, Господи, жизнь нас, восклицающих Тебе: Жизнеподатель, слава Тебе.

После прощания поются тропари: «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83).

Диакон – ектению: «Помилуй нас, Боже» (стр. 84).

Священник: «Боже, Создатель невидимых духов» (стр. 84).

Отпуст и разрешительная молитва, (см. стр. 106).

Затем, взяв тело умершего, несут к могиле при пении следующих стихир – (самогласны): «Какая житейская радость не смешана с горем…» и т. д. все стихиры до конца (стр. 100).

На пути к могиле трижды останавливаются, совершая ектению и молитву. Придя к могиле, священник, взяв земли, бросает ее крестообразно на тело умершего, произнося: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней». Потом крестообразно льет на умершего елей, произнося следующий тропарь: Образом Креста Твоего, Человеколюбец, умертвилась смерть, пленеи ад и в древности умершие воскресли, воспевши Тебе песнь. Поэтому взываем к Тебе, Христе Боже: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся о Тебе, чтобы и он прославлял Твое Божество.

После этого гроб закрывают, опускают в могилу и погребают умершего при пении тропарей 8 гл.:

1. «Расступись, земля, и прийми созданного вначале рукою Божией из тебя…».

2. «Как сказал Ты, Господи, Марфе…».

3. «Духовные братья мои…» (стр. 107).

Затем диакон: «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84).

Священник «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84) и отпуст.

После отпуста, положив за умершего по 12 поклонов со словами: «Упокой, Господи, душу раба Твоего», вся братия расходится по келиям, благодаря Бога.

Комментарии для сайта Cackle