Изъяснение псалма 5-го.
Пс.5:1. Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
«В конец»3 «о наследствующем»4, «псалом Давиду». Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в Священном Евангелии: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34). И божественный Павел говорит то же: «Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим.8:16–17); и еще: «темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом» (Гал.4:7). Но в Божественном Писании можно найти и иныя многия подобныя места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма.
Пс.5:2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
Пс.5:3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
Пс.5:4. Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать.
«Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое».
«Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой». Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: «глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего». Слово: «звание» должно понимать, не как взывание, и слово: «уши» не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение – очами, слышание – ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: «внуши» значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь.
«Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя». В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: «предстану Ти, и узриши мя», но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: «жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь» (3Цар.17:1).
Пс.5:5. Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой.
Пс.5:6. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
Пс.5:7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй».
«Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:
«Возненавидел еси вся делающия беззаконие».
«Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена восставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.
Пс.5:8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
«Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем». Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.
Пс.5:9. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
«Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой». В некоторых списках читается: «предо мною путь мой»; но то и другое чтение заключает в себе благочестивую мысль. Ибо, если наш путь будет исправлен пред Богом, то не изведаем опасности заблудиться; и если Божий путь исправится пред нами, то с готовностию притечем к нему, и пойдем сим путем. Посему наследствующая просит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смысл дал словам сим Симмах; потому что вместо: «исправи» сказал: "уравняй». Да и сам Христос, как слышим, говорит чрез Пророк Исаию: «будут стропотная в право, и острая в пути гладки» (Ис. 40, 4). И блаженный Давид сказал в другом псалме: «от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» (Пс.36:23). Речь же наследствующей исполнена смиренномудрия; потому что просит она исправить путь не ради ея правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих. Потом Пророк подробно описывает лукавыя их начинания.
Пс.5:10. Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.
Пс.5:11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
«Яко несть во устех их истины», то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.
«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.
«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.
«Языки своими льщаху. Суди им, Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.
«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.
«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.
Пс.5:12. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
Пс.5:13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
«И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них». А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.
«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи». Поскольку Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведают могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: «хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1, 31).
«Яко оружием благоволения венчал еси нас». Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: «благоволил еси Господи землю Твою» (Пс.84:2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: «по благоволению хотения Своего» (Еф.1:5), то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.
* * *
По Слав. переводу в надписании сего псалма недостает сего выражения: «в конец».
В греч. переводе седмидесяти читается: «ὑπὲρ της κληρονομούσης – «о наследствующей».