Источник

Изъяснение псалма 6-го.

Пс.6:1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

«В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду». Осмым пророческое слово называет будущее состояние. Поскольку настоящая жизнь круговращается в седми днях недели; время, начинаясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню, и таким образом доходит до седмаго; то век, который вне сего седмидневнаго числа, слово Божие справедливо наименовало осмым. Упоминается же в сем псалме о смерти и о суде. Почему Пророк и сделал такое надписание. Ибо говорит: (Пс.6:6) «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» То есть, дверь покаяния заключена для отшедших отсюда. И тем, которые в настоящей жизни не воспользовались врачевством покаяния, невозможно исповедание о грехе своем принести Богу там. Слова сии подтверждает и притча о девах. Ибо узнаем из оной, что юродивыя девы с угасшими светильниками остались вне дверей брачнаго чертога, и хотя ударяли в двери, но были отосланы и лишены входа в чертог. Жених сказал им: «идите прочь, не вем вас» (Мф.25:12). Посему-то блаженный Давид, по совершении сугубаго онаго греха, приносит Богу сию молитву, прося исцелить его, потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния.

Пс.6:2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Умоляет не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не яростию обличил его Бог, просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева Божия терпеть наказание. Накажи меня, говорит, отечески, а не как судия, как врач, а не как истязатель. Не соразмеряй наказания со грехом, но раствори правосудие человеколюбием.

Пс.6:3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены.

Пс.6:4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

Пс.6:5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.

«Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Подобныя слова приличны согрешившим. Если предшествует немощь; то преодолевает нас грех. Если не будет немоществовать наш разум: то не возмятутся страсти. Когда возница крепок, искусно поворачивает и правит коней; они не будут метаться в стороны.

«Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело». Костями Пророк называет здесь помыслы. Поскольку кости по природе тверды и поддерживают собою тело; то в переносном смысле наименовал костями помыслы, которыми водится живое существо. Смятение их, говорит Давид, возмутило и поколебало меня. Потому умоляю, даруй мне изведать Твое человеколюбие и от Него получить исцеление.

«И Ты, Господи, доколе?»

«Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея». Не в виде жалобы говорит: «доколе», а как страждущий умоляет поспешить помощию. Но весьма прилично присовокупил: «ради милости Твоея». Не на себя уповаю, говорит он, не своей праведности приписываю Твою помощь, но молю сподобить ея по милости Твоей. Сказано же: «обратися, Господи» в значении: внемли мне, и не отвращай лица Твоего от меня. Образ речи заимствован от тех, которые, когда гневаются, отвращаются и не хотят смотреть на провинившихся.

Пс.6:6. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

«Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» Посему умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет уже подано никакого врачевания; потому что для них не имеет места врачевство покаяния.

Пс.6:7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

«Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу». Знаю, что велико и тяжко, в чем прегрешил я, но непрестанно проливаю слезы, и оплакиваю грехи, на которые отважился, и оскверненное беззаконием ложе мое омываю всегда слезами, стараясь очистить оное ими, даже, если получу и прощение, не перестану делать сего. Ибо это значат слова: «измыю» и «омочу на всяку нощь ложе мое».

Пс.6:8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

«Смятеся от ярости око мое». От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке.

«Обетшах во всех вразех моих». Всего тягостнее для меня, говорит Пророк, укоризны врагов. Оне-то изнуряют, расслабляют меня, причиняют мне преждевременную старость.

Пс.6:9. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего.

Пс.6:10. Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

«Отступите от Мене вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего».

«Услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият». Да не издеваются более надо мною те, которые не видят собственных своих беззаконий, но посмеваются моим прегрешениям. Ибо сподобился я Божия благоволения, и что́ испрошено мною, тем удостоверен, что Бог не воззрит на прегрешения мои, но дарует мне прощение.

Пс.6:11. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

«Да постыдятся и смятутся вси врази Мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Поэтому зная сие, перестаньте наносить мне укоризны, но, приведя себе на мысль собственныя свои беззакония, исполнитесь стыда, смущения и смятения; потому что суд Божий праведен и весьма страшен.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle