Изъяснение псалма 48-го.
Пс.48:1. Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
«В конец, сыном Кореовым, псалом». Божественный апостольский лик и язычникам повелевал уже возгласить Богу победную песнь, также и теперь подает совет тем же язычникам присовокупить к вере и добродетельную жизнь, и поучает суете богатства и тщете мирской мудрости, предсказывает будущий суд и достойное воздаяние. Потому псалом и надписуется: «в конец», как предвещающий о конце целой жизни.
Пс.48:2. Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной.
«Услышите сия, вси язы́цы, внушите, вси живущии по вселенней». Что Пророки преподавали учение одним Иудеям, известно это всякому, но здесь пророческое слово целую вселенную возбуждает к слушанию; сие же свойственно апостольской благодати, потому что Владыка Христос Апостолам поручил спасение всех народов. Им говорит Он: «шедше научите вся языки» (Мф. 28:19). Посему явно, что от лица Апостолов произносятся слова сии не Иудеям только, и не тем или другим народам, но всему человеческому роду.
Пс.48:3. И простые и знатные, богатый, равно как бедный.
«Земнороднии же и сынове человечестии». Пророк как бы так говорит: внимайте словам моим все жители городов и сел, люди образованные и грубые, все вообще и каждый порознь. Так перевел и Симмах, и вместо слов: «земнороднии и сынове человечестии» сказал: «человечество, а также и сыны каждаго мужа», то есть, весь род вообще да внемлет словам моим, и каждый в частности да извлечет из них пользу.
«Вкупе богат и убог». Приимите совет мой вкупе и изобилующие богатством и живущие в нищете, потому что поучительное слово не различает ни богатства, ни нищеты.
Пс.48:4. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание.
Пс.48:5. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою.
«Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум».
«Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое». Произносимыя мною слова, говорит Пророк, исполнены премудрости. Изучил я сие, вняв слухом моим в глубине сокровенным словесам Господним; и что приял слухом, то, как на органе, изглашаю языком. А сим хочет сказать: не собственное что-либо поизношу я, а служу только органом Божией благодати. Притчами же называет иносказания. Ибо и Господь, с народом беседуя в притчах, объяснял сии притчи Апостолам дома. Пророк сказав сие как бы в виде предисловия, начинает потом увещание.
Пс.48:6. «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»
«Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Боюсь и трепещу дня воздаяния, в который праведный Судия воздаст каждому по делам его. Причиною же моего страха беззаконная жизнь, к которой уклонялся я от пути праваго; потому что пятою иные именовали путь жизни. А я думаю, что Пророк подразумевает обольщение, заимствовав образ речи, как говорили уже мы прежде, от состязующихся в скорости бега, которые часто низлагают противников, подставляя им пяту. Сему научает нас и сетующий Исав. Ибо говорит: «праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое» (Быт.27:36). День же суда наименовал Пророк днем лютым, по утвердившемуся у нас обычаю; ибо многие обыкли называть худым тот день, в который случается им сретить что-либо прискорбное. Так день суда называет и божественный Апостол: «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:5–6).
Пс.48:7. Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
«Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися». Страшусь и трепещу ожидаемаго дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное.
Пс.48:8. Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него.
Пс.48:9. Дорогa цена искупления души их, и не будет того вовек.
Пс.48:10. Чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
Пс.48:11. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
Пс.48:12. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
«Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся»,
«и цену избавления души своея». Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по отшествии отсюда невозможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, «избавление мужа свое ему богатство» (Прит. 13:8). Предложив этот совет тем, которые во зло употреблют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели и говорит:
«И утрудися в век»,
«и жив будет до конца, не узрит пагубы».
«Егда увидит мудрыя умирающия». Кто проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом трудов имеет негибнущую жизнь, и с мудрецами мира, которых апостольское слово именует буиими, не будет разделять вечной гибели и нескончаемаго мучения.
«Вкупе безумен и несмыслен погибнут», потому что сии, так именуемые мудрецы, не нашедши никакой пользы в своей мудрости, подвергнутся одинаковой с невеждами гибели. Так перевел Симмах: «несмысленный и невежда вкупе погибнут». И несмысленным называет он так именуемаго мудреца, потому что не восхотел знать должнаго: а невеждою – и мудрости непричастнаго и живущаго порочно.
«И оставят чуждому богатство свое».
«И гроби их жилища их во век: селения их в род и род». Лишенные не только мудрости, но и владычества и всякаго имущества, приимут они конец жизни, и из пышных жилищ отнесенные во гроб, принуждены будут оставаться в нем на веки.
«Нарекоша имена своя на землях». Правда, говорит Пророк, что их имя носит на себе и принадлежащее им: дом такого-то, поле такого-то, раб такого-то. Но вместе с владычеством изменяется и название. Ибо, как скоро другие стали господами оставленнаго ими, и в наименованиях происходит перемена, и снова даются названия по имени новых господ. Всем же сим научает нас пророческое слово, не полагаться на настоящее, но иметь попечение о будущем.
Пс.48:13. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». Причиною же сего неразумия, говорит Пророк, бывает то, что не хотим разуметь собственной своей чести и достоинства, данных нам Богом, но любим жизнь скотскую и зверскую.
Пс.48:14. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
«Сей путь их соблазн им». А впали в сие несмыслие потому, что с самаго начала имели худые нравы и уклонились в дела лукавыя. Ибо путем Пророк назвал дела.
«И по сих во устех своих благоволят». Прибегнут же к покаянию по отшествии отсюда, и никакой не получат от того пользы.
Пс.48:15. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.
«Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я». Яснее перевел это Симмах: «сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их»; потому что сами на себя навлекали наказания, и смерть предпочли жизни.
«И обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени Быша». Те, которые ныне терпят от них обиды и пренебрежены ими, не в дальнем времени получат власть над ними: потому что, лишившись всего прежняго благоденствия, преданы они будут смерти. Согласна с сим и Господня притча, представляющая Лазаря покоющимся на лоне Авраамовом, а гордаго богача жестоко мучимым и просящим милости у нищаго. Так Пророк, описав конец их, приносит молитву Богу; просит же о том, чтобы не потерпеть одинаковой с ними кончины, выражая это в сих словах и говоря так:
Пс.48:16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
«Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя». После сего дает наставление и совет живущим в нищете и подавленным гордынею богатых.
Пс.48:17. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается.
Пс.48:18. Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его.
«Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его».
«Яко егда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его». Настоящаго благоденствия, говорит Пророк, не почитай чем-либо великим; потому что это, обращающее на себя взоры всех, богатство непостоянно. Те самые, которые, по причине своего богатства, насупливают брови и надувают щеки, вскоре после сего времени, все оставив, будут преданы смерти.
Пс.48:19. Хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе.
«Яко душа его в животе его благословится». Пока обилующий богатством жив, говорит Пророк, иные ублажают его, а как скоро умер, называют его несчастнейшим.
«Исповестся тебе, егда благосотвориши ему». Яснее выразил это Симмах: «похвалит тебя, если будешь благотворить им». Вот и истинная хвала, не при жизни только, но и по кончине быть славным и знаменитым. А таких похвал достоин тот, кто распорядился богатством к собственной своей пользе, потому что благодеяние другим обращается в благо самому благодетелю.
Пс.48:20. Но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
«Внидет даже до рода отец своих: даже до века не узрит света». Вместо: «внидет» три переводчика употребили: «внидешь», то есть, увидишь, что тот, кому говорил я: «не убойся, егда разбогатеет человек», подобно отцам, подвергается смерти и лишается не настоящаго только, но и вечнаго света.
Пс.48:21. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.