Источник

Изъяснение псалма 27-го.

Пс.27:1. К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.

«Псалом Давиду». «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров». Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом, и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобныя бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово «воззову» Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: «не премолчиши от Мене» заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если «премолчиши от Мене», и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что наподобие рва искапывается могила.

Пс.27:2. Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.

«Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему». Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нея телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенныя к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется там местом, но зная бывшее там Божественное явление.

Пс.27:3. Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.

«Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих». Блаженный Давид молится, чтобы не иметь ему никакого общения с поступающими двоедушно; он говорит: гнусны для меня те, которые одно говорят, а другое думают. По сей-то причине желает, чтобы пожали они возмездия, соответственныя их начинаниям. Ибо говорит:

Пс.27:4. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.

«Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им». Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам; потому что сказанное им есть не зложелание, но справедливый приговор. Ибо говорит: «воздаждь воздаяние их им», то есть, пусть впадут в собственныя козни, какия устрояют другим. Сие сказал он и в седьмом псалме: «обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс.7:17). Потом объясняет причину наказания.

Пс.27:5. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.

«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его». Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему «разориша я, и не созиждеши я», потому что для худых домостроителей полезно разорение лукаваго домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: «разори», но: «разориши и не созиждеши». Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению.

Пс.27:6. Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.

Пс.27:7. Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.

«Благословен Господь, яко услыша глас моления моего».

«Господь помощник мой и защититель мой». И показывая причину скорой помощи, присовокупил: «на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя». Надежда на Бога была причиною сего о мне промышления. Почему, избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, разцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия.

«И волею моею исповемся Ему», то есть, не принужденное, но добровольное приношу Ему песнопение. Так и в другом месте говорит: «волею пожру Тебе» (Пс. 53, 8); и еще: «вольная уст моих благоволи же, Господи» (Пс. 118, 108).

Пс.27:8. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.

«Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть». Песнословлю же Его, как благаго Владыку, щедро подающаго крепость, силу и спасение царю и народу. Ибо называет себя христом, как царя; потому что имя сие было общее царям, Пророкам и священникам.

Пс.27:9. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!

«Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века». Посему преподай, говорит, сие благословение и спасение народу Твоему, управляя им, пася и делая его победителем врагов. И молитва сия о народе прилична царю. Достойно же удивления в великом Давиде, что и гонимый народом (потому что и народ вместе с Саулом вооружался на Давида), приносит за него молитву Богу. Ибо предвидел он будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, а на будущую покорность.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle