«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.
Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.
В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.
Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.
За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).
По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).
В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.
Изъяснение псалма 27-го.
Пс.27:1. К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
«Псалом Давиду». «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров». Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом, и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобныя бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово «воззову» Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: «не премолчиши от Мене» заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если «премолчиши от Мене», и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что наподобие рва искапывается могила.
Пс.27:2. Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
«Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему». Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нея телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенныя к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется там местом, но зная бывшее там Божественное явление.
Пс.27:3. Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
«Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих». Блаженный Давид молится, чтобы не иметь ему никакого общения с поступающими двоедушно; он говорит: гнусны для меня те, которые одно говорят, а другое думают. По сей-то причине желает, чтобы пожали они возмездия, соответственныя их начинаниям. Ибо говорит:
Пс.27:4. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
«Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им». Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам; потому что сказанное им есть не зложелание, но справедливый приговор. Ибо говорит: «воздаждь воздаяние их им», то есть, пусть впадут в собственныя козни, какия устрояют другим. Сие сказал он и в седьмом псалме: «обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс.7:17). Потом объясняет причину наказания.
Пс.27:5. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его». Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему «разориша я, и не созиждеши я», потому что для худых домостроителей полезно разорение лукаваго домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: «разори», но: «разориши и не созиждеши». Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению.
Пс.27:6. Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
Пс.27:7. Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
«Благословен Господь, яко услыша глас моления моего».
«Господь помощник мой и защититель мой». И показывая причину скорой помощи, присовокупил: «на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя». Надежда на Бога была причиною сего о мне промышления. Почему, избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, разцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия.
«И волею моею исповемся Ему», то есть, не принужденное, но добровольное приношу Ему песнопение. Так и в другом месте говорит: «волею пожру Тебе» (Пс. 53, 8); и еще: «вольная уст моих благоволи же, Господи» (Пс. 118, 108).
Пс.27:8. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
«Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть». Песнословлю же Его, как благаго Владыку, щедро подающаго крепость, силу и спасение царю и народу. Ибо называет себя христом, как царя; потому что имя сие было общее царям, Пророкам и священникам.
Пс.27:9. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
«Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века». Посему преподай, говорит, сие благословение и спасение народу Твоему, управляя им, пася и делая его победителем врагов. И молитва сия о народе прилична царю. Достойно же удивления в великом Давиде, что и гонимый народом (потому что и народ вместе с Саулом вооружался на Давида), приносит за него молитву Богу. Ибо предвидел он будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, а на будущую покорность.
