Изъяснение псалма 139-го.
«В конец, псалом Давиду». Блаженный Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих.
Пс.139:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
«Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя». Неправедный есть Саул, неблагодарный и благодетелю; потому что старался убить блаженнаго Давида, который не только ничем не обидел его, но и делал ему много добраго.
Пс.139:2. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя.
«Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани». Не только водился он лукавыми помыслами, но к помыслам присовокуплял и дела. Вместо: «весь день» Симмах перевел: всякий день.
Пс.139:3. Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань.
«Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их»; потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных.
Пс.139:4. Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
«Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя». Молитва, – приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения.
«Иже помыслиша запяти стопы моя». Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они же были злочестивые и делатели всякаго беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия.
Пс.139:5. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
Пс.139:6. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
«Скрыша гордии сеть мне, и у́жы препяша сеть ногама моима» : «При стези соблазны положиша ми». «Гордым» называет Пророк самаго Саула, а «сетию, ýжами» и «соблазнами» – различныя злоумышления, подстережения и засады. Сказал же сие иносказательно, переносный образ речи заимствовав от ловцев, употребляющих силки, западни и сети.
Пс.139:7. Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
«Рех Господеви: Бог мой еси Ты». А я, пренебрегши все человеческое, Тебе предал себя, Тебя знаю Господа и Бога, и от Тебя ожидаю помощи.
«Внуши Господи глас моления моего».
Пс.139:8. Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
«Господи, Господи, сила спасения моего». Усугубление сие показывает в молящемся верующаго и любящаго. В Тебе, говорит, имею надежду спасения, потому что Ты один можешь даровать спасение.
«Осенил еси над главою моею в день брани». И это дознал я опытом. Ибо, когда принял на себя единоборство с Голиафом, и когда вступал в сражение с иноплеменниками, Ты, как бы щитом, ограждал меня Своею помощию.
Пс.139:9. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
«Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику». Симмах перевел сие так: не дай Господи пожеланий законопреступнаго; а подобно сему перевели Феодотион и Акила, то есть, желающему умерщвления моего не дай увидеть исполнение пожелания. По переводу же Седмидесяти должно понимать так: да не получит чрез меня, чего желает; потому что я желаю спастись, а он желает убить меня; поэтому не предай ему моего желания.
«Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся». Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе.
Пс.139:10. Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
«Глава окружения их: труд устен их покрыет я». Здесь Пророк предсказывает им будущия бедстия. Яснее же это перевел Симмах: ожесточение окружающих меня, утруждение уст их да закроет их. Пусть впадут в то, что сами злоумышляют; пусть потерпят, что́ устрояют мне, и пусть ожесточившаяся злоба покроет совершенно тех, которые водятся ею. Сие подобно сказанному в псалме седьмом: «ров изры, и ископа и́, и падет в яму, юже содела» (Псал. 7, 16).
Пс.139:11. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
«Падут на них углия, и» огнем «низложиши я». Как бы некиим огнем, истребишь их гневом.
«В страстех: и не постоят». Впадут в бедствия, и не преодолеют их. А сие сбылось с Саулом во время войны с Филистимлянами; потому что, убитый там, приял конец жизни.
Пс.139:12. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
«Муж язычен не исправится на земли». Сим Пророк дает разуметь тех, которые постоянно клеветали на него Саулу, Доика, Зифеев и других, употреблявших много клевет. И показывает, что ради богатства и властительства дозволяющие себе лживыя речи не достигают цели, и не получают желаемаго.
«Мужа неправедна злая уловят во истление». Сие и потерпел Саул; потому что окружен был на брани, и получил смертоносный удар.
Пс.139:13. Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
«Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим». Дознал я, говорит Пророк, справедливость Божия приговора, и знаю, что лишенным всякой человеческой помощи не попустит потерпеть вред от врагов, но совершит наказание, заслуженное поступающими несправедливо.
Пс.139:14. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
«Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим». Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся» (Псал. 15, 8).