Глава 58
1–6. «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе» (Ис.58:1), так как то, что он намерен был говорить, было трудно. «И укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его», – ради чего Он и придал ему храбрости, чтобы тот не боялся. «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу» (Ис.58:2). Первым грехом было то, что, когда они находились в плену по воле Божией, то даже тогда противились Ему, повторяя осуждение того, что произошло, по своей дерзости и бесстыдству. Это самое и было знаком греха, что они, отступив некогда от законов и религии, обвиняли промысл Божий. Им следовало молчать по крайней мере в виду своего жалкого состояния, потому что, когда они были свободны, то не делали ничего доброго. «Они вопрошают Меня о судах правды», т.е. указывая Мне день, они ищут праведного суда.
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3). Т.е.: те, которые совершили весьма многие преступления, желали освободиться от наказаний только посредством постов, – они говорили Богу: вот мы постились, почему же мы не освобождены? Итак, что же? Он не считал их недостойными даже тогда, когда они постились, и нисколько не скрывал от них основание Своего действия. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Теперь, что же для Меня такое – ваше смирение? Если кто постится затем, чтобы мстить своему должнику, то какую пользу ему приносят посты? Подобно тому, как кто, будучи связанным, содержится в темнице и своими узами ударяет своих ближних, точно также и пост бывает обвинением постящихся, когда они причиняют бедным вред. Если они, постясь, оказываются столь жестокими, то тем более – не постясь. «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис.58:4). Симмах говорит: «мучаете». Обрати внимание на различные повеления. Пост и девство ничто, когда отсутствуют плоды, которые из них происходят. Некоторые повеления таковы, что они ни в чем не нуждаются, а некоторые требуют помощи иных, подобно тому, как и сами вещи, относящиеся к жизни, некоторые совершаются только сами от себя, другие же – от других вещей. Как земледелие нуждается в семени, в обработке земли и в ином прочем, или как борцы – в кулаках, масле, упражнении, точно также и здесь. Зачем бывают посты? Затем, чтобы рассеивать раздоры. Откуда происходят раздоры? Из того, что они предали свой ум безрассудству.
«Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды» (Ис.58:5, 6). О каком посте здесь говорится? Пророк показывает не пост, но воздержание от грехов. Смотри на Бога, считающего достойным приятия пост дел, который приносит пользу не только совершающим пост, но и ближним. Даниил исполнял пост, но этот пост был приятен Богу, так как он постился за других. Моисей также постился за других. Пророк показывает и порядок поста. Если не исполняется то, что соответствует посту, то пост не приносит никакой пользы. Точно также и девство без любви пренебрегается. Хотя оно и тяжко, хотя пост и велик, однако Бог не требует такого труда; но то и другое угодно Ему тогда, когда приносит плод. Некто когда-то говорил: «пощусь два раза в неделю» (Лк.18:12), и тем не менее не имел никакой пользы. Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны.
«Разреши оковы неправды», говорит. Справедливо называете «оковами», потому что оковы трудны для разрешения, почему мудрый называет его петлею. Симмах и Феодотион, говорят: «тайну». Остерегись думать, что это сказано только о богатствах: в нас есть и другие беззакония, которые мы совершаем словами и делами. «Разрушай обдолжения насильных писаний» (этих слов в русском переводе нет), «развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6, 7). Он не только повелевает нам воздерживаться от зла, но и увещевает нас к добру. «И угнетенных, – говорит, – отпусти на свободу». Не показывай относительно их праведного суда. Здесь более, чем там: там Он повелел разрешение обид, а здесь увещевает к тому, чтобы ты не совершал даже своего суда. Если человек имеет, то ты требуй по праву; а если он не имеет, то откуда он тебе отдаст? «И всякое писание неправедное раздери» (этих слов в русском переводе нет): здесь Он повелевает не только отпустить, но также и разодрать. Это и сделал Христос: хотя писание было справедливым, по причине наших грехов, однако Он разодрал его и пригвоздил ко Кресту. Ведь не для них, но для тебя послужит ущербом, если ты будешь сохранять писание и не раздерешь его: когда ты придешь в такое же состояние, и с тебя точно также взыщут.
7. «Раздели с голодным хлеб твой». Не сказал: дай, но: «раздели», – повелевает давать человеколюбиво, как говорил и Павел: «И если я раздам все имение мое» (1Кор.13:3), в пищу бедным. Хлеб твой, сказано, а не чужой. «И скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся», по сказанному: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Таковы посты без насилия и обременения, когда мы делаем своим домашним человеком, в отношении хлеба, дома и одежды, того, кто лишен крова, и утешаем угнетенных. Ясно, что состояние суровости, жестокости и немилосердия противны этому. Бог мудро постановил, чтобы мы взаимно друг другу соболезновали, по написанному: «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего» (Сир.13:19). Ты пользуешься многою пищею, а тот погибает от голода; ты одеваешься в тонкие полотна, а он ходит постыдно нагим. Почему Бог повелевает, чтобы ты не презирал ближних по крови? Потому что и они имеют право приобретать блага от богатого родителя. Однако, многие глупцы мучаются при этом, рассуждая так: почему тот богат, а мы бедны? Те изобилуют благами, а мы – притеснениями? Почему, подобно тому, как Он сделал общим для всех солнце и не сделал света малым для бедняков и великим для богача, почему таким же образом Он не сделал всех благ общими? Но Бог сделал богатства также общими, потому что Он повелел богачам выдавать от них беднякам. Если бы Он не сделал богатства общими, то Он не дал бы такого повеления. Если бы то, что необходимо для нашей жизни, Бог не сделал общим, то человеческий род был бы погублен и уничтожен. Если же бы Он даровал каждому богатство, то этим самым Он отнял бы средства к добродетели, а потому Он распределял блага всем не поровну, для того, чтобы грехи, которые происходят от любви к богатству, не распространились на всех и не повреждали всех. Если бы Он не сделал солнца общим, а только для некоторых, подобно тому, как богатства, то многие ходили бы во тьме. Но Бог дал богатство богачу затем, чтобы он утешал скорби бедности.
8–10. «Тогда откроется, как заря, свет твой» (Ис.58:8), т.е. скоро явится помощь. Что означает: «откроется»? Этим показывается изобилие и превосходство. Видишь ли: то, что ты даешь, это самое и получаешь.
«И исцеление твое скоро возрастет». Итак, в нашей власти находится, чтобы скоро или поздно явилось наше спасение. Каково было здоровье, когда у нас были многие язвы! Потому пророк говорит: «и исцеление твое скоро возрастет», для разрешения и прогнания грехов. «И правда твоя пойдет пред тобою», подобно тому, как впереди царя идут слуги, скороходы, и свита, кричащие громким голосом, которых из-за этого мы считаем счастливыми. Смотри, какие идут впереди слуги, вместо рабов: «правда твоя». Все далеко отступают от нее, никто не осмеливается взирать на нее. Теперь посмотрим, каковы одежды ее: ужели пояс или понтийская мышь? Никак, но «слава Господня будет сопровождать тебя». Какой венец или одежда подобны этому украшению? Именно, как Бог милосерд, благодетелен и животворящ, такими же Он желает, чтобы были и рабы Его, сообразно тому, что говорил подвергшийся великим несчастьям Иов: «был глазами слепому и ногами хромому» (Иов.29:15).
Украсит тебя, говорит, «и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!"» (Ис.58:8, 9). Что больше этого, когда Он не ожидает ни молитв, ни требований просителей, чтобы услышать их? Прежде чем ты попросишь, Он дарует просимое. Какой отец, называемый милосердым, или какой друг, называемый искренним, так скоро отзывается? Смотри, что ты купил за малый хлеб или лоскуток: у людей славу, а у Бога любовь. И все это тебе так легко. Ты сделал это однажды или дважды, но этого не достаточно: тебе нужно делать это как можно чаще, по написанному: «Милость и истина да не оставляют тебя» (Притч.3:3); и опять: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч.3:27). Бог повелевает, чтобы ты всегда раздроблял хлеб.
«Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Акила говорит: «если отнимешь от страны твоей, чтобы простирать перст твой во вред других». Симмах говорит: «отнять перст и оковы», Феодотион употребляет подобные же слова. Пророк называет «ярмом» грех, у которого есть много сплетений, в котором нет правильности и законности. Слова «поднимать перст» пророк называет хищничества, или же объяснения посредством рук, по обычаю разбойников. «И говорить оскорбительное», по написанному: «Всё делайте без ропота» (Флп.2:14). Роптание есть знак ленивого и бездеятельного ума. Пророк увещевает нас не только к деятельности, но также к тому, чтобы мы делали с большим прилежанием, так чтобы своим роптанием не повреждали дела. Когда рука выдает милостыню бедным, то уста да молчат, так чтобы мы не упускали плода, и сладкое не становилось бы горьким. Зачем ты, человек, ропщешь по поводу просьб бедного? Если бы он не был бедным, то он и не просил бы, а потому тебе нужно пожалеть его, что он у тебя просит куска хлеба и одежды, побуждаемый к тому необходимостью. Но, говорят, он всегда надоедает мне: я много раз бранился и никоим образом не мог освободиться от такой тягости. Но разве тебе не известно, что бедность и наглое требование желудка не избавляют от необходимости просить? Ругань не побеждает необходимости и страх не побеждает нужды, которая гложет желудок. Когда мы требуем чего-либо у Бога, то Он не гневается на нас, но гневается тогда, когда не просим. Твой Господь пылает гневом ради того, что ты ничего не просишь у Него; а ты гневаешься, когда у тебя просят.
«И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца» (Ис.58:10), т.е.: «доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). Кто дает таким образом, тот пусть думает, что получил; и действительно получает, потому что дает малое, а получает от Бога великие дары. «И напитаешь душу страдальца».
«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Что означают эти слова: воссияет свет во тьме? Хотя бы мы были окружены, как бы мраком, бедствиями и искушениями и прочим подобным, однако, добродетель милостыни в состоянии разогнать весь этот мрак; подобно тому, как когда является солнце, то оно разгоняет густой воздух, так точно и милостыня удаляет мрак притеснений и печалей. Но что я говорю о мраке? Она погашает даже пламя огня, по написанному: «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Сир.3:30).
11–14. «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои» (Ис.58:11). Видишь ли разрешение и награду? Отпускаются даже грехи и умножаются блага. Мы получаем то, чего желаем. По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод. Но почему, скажут, мы часто видим многие дома, которые были милосердыми, а потом разрушились и подверглись великому ущербу? Не указывай на некоторые малые и случайные явления, но рассуждай о том, что бывает вообще. Если ты не желаешь слушать это, то я покажу тебе Иова, чтобы ты познал, что Бог таковых людей возводит до величайшей высоты. Некоторых Он испытывает искушениями, чтобы они были достойными величайших похвал; а тем, которые не обладают совершенным умом, Бог скоро здесь же дает награду. Мальчики, если кто-либо у них что выхватит, тотчас плачут и поднимают большие вопли. Но не так поступают мудрые и опытные: они на время питают свои души надеждою, и так как они положили собирать себе сокровища на небе, то поэтому считают за ничто здесь потерянное.
«И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Видишь ли, как хороша милостыня? Таковым был и Иов, который говорил: «пути мои обливались молоком», (Иов.29:6), которому отовсюду были великие блага: «Имения у него было» (Иов.1:3), здания и все. Разве по причине скупости и глупости дарованы ему эти блага, или же скорее по причине широты сердца и милосердия? Так как Бог намерен был восстановить их (иудеев) в прежних благах, и вновь даровать им город, то, чтобы они, полагаясь на милосердие Божие, не пренебрегали добрыми делами, в особенности, когда слышали: «И застроятся потомками твоими пустыни вековые» (Ис.58:12), – для этого Он присоединяет многочисленные повеления: «Если ты удержишь ногу твою, – говорит, – ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Ис.58:13). Видишь ли, это есть также зло, и даже хуже всякого зла? Где теперь иудеи, которые хвалились субботою, что они ничего в нее не делали, хотя оскверняли уста и языки?
«То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» (Ис.58:14). Пророк показывает будущие добродетели. Но чтобы они не сомневались, что все твердо пребывает, он сказал: «уста Господни изрекли это».