Изъяснение псалма 127-го.
«Песнь степеней». Показав в предыдущем псалме, сколько благ доставляет упование на Бога, Пророк ублажает здесь тех, которые при надежде имеют страх Божий, способствующий к приобретению добродетели. Уверовавшим же в Бога необходима и жизнь по Богу, потому что таков совершенный устав благочестия.
Пс.127:1. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
«Блажени вси боящиися Господа». Пророческое слово ублажает не от Авраамова рода, или от семени Израилева, произшедшаго, но украшаемаго страхом Божиим. Сие говорит и блаженный Петр в Деяниях: «по истине разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть» (Деян. 10, 34–35). Показывает же пророческое слово и отличительную черту страха Божия; ибо присовокупляет:
«Ходящии в путех Его», потому что «не всяк глаголяй Ми: Господи Господи, внидеть в Царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Матф. 7, 21). Поэтому боящимся Господа свойственно не ходить вне путей Божиих, но всегда по оным совершать шествие.
Пс.127:2. Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
«Труды плодов твоих снеси». А Симмах перевел: труд рук твоих снедая. Из сего видно, что и семдесят плодами назвали не добытое руками, но самыя руки. Сказует же Пророк: пожнешь плоды посеянных тобою добрых дел. Сие же сказал и божественный Апостол: «сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (2Кор. 9, 6).
«Блажен еси, и добро тебе будет». Не на словах только будешь возбуждать зависть и соделаешься славен, но на самом деле будешь благополучен.
Пс.127:3. Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей.
«Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего». Поскольку в то время признавалось это благоденствием; то пророческое слово обещает им плодородие жен, так что уподобятся они цветущим виноградным лозам, обремененным гроздами.
Пс.127:4. Так благословится человек, боящийся Господа!
«Сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея». И в пятьдесят первом псалме Пророк сравнил праведника с маслиною; ибо сказал: «аз же яко маслина плодовита в дому Божии» (Псал. 51, 10). И здесь сынов боящагося Господа уподобил новосаждениям масличным; потому что приносят орошение благочестия и благовременный плод, и лист их не отпадает, как сказано о муже, ублажаемом в псалме первом.
Пс.127:5. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей.
«Се тако благословится человек, бояйся Господа»; потому что Бог-Судия не рода, но нравов. Так сподобил венцов Иова, который вел род свой от Исава; так наставил на истину Авимелеха, евнуха, Корнилия и всех язычников.
Пс.127:6. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
«Благословит тя Господь от Сиона». Сие согласно с господствовавшим тогда мнением. Ибо думали, что Бог обитает в Сионе.
«И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.» Ибо узреть сие желали возвратившиеся из Вавилона, видя запустение города.
«И узриши сыны сынов твоих». Великим благословением почиталось достигнуть до глубокой старости и увидеть детей сыновних. Посему Пророк определяет благословения, согласныя с понятиями. А что не в этом поставляет Пророк приобретение благ, научает тому блаженный Исаия: «да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя, и изберут, яже Аз хощу, дам им в дому Моем, и во ограде Моей место именито и имя доброе, лучшее сынов и дщерей» (Ис. 56, 3–5).
«Мир на Израиля». Опять испрашивает Израилю мира. Истинный же мир с Богом. Плотский Израиль, утратив последний, лишился и другаго мира.