Источник

Глава 8

Дан.8:1. В лето mpeтие царства Валтасара, видение явися мне: аз Даниил, по явлшемуся мне прежде.

Когда царством владели еще Халдеи, или Ассирияне, после первого откровения, говорит Даниил, видел я другое. Так и самое время дает видеть, что откровение сие было позднее; потому что первое видел в первый год Валтасара царя халдейского, а это уже в третий год. Пророк не напрасно означает время, но научая, что предвидение о сих событиях приял он от Бога всяческих за долгое до них время.

Дан.8:2. И видех,

говорит Пророк, «в видении», и было, что, когда видел это, «бех в Сусех граде, иже есть стране Еламстей». Сусы – древняя столица Персов. Поэтому, так как Пророк извещает о разрушении персидского царства, то необходимо представляется ему, что откровение видит в оном городе.

И видех в видении:

то есть не в бодрственном состоянии и не днем видел я это, но во сне показал мне Бог всяческих.

И бех на увале;

казалось мне, что стою у ворот; ибо так перевели слово это некоторые толковники.

Дан.8:3. И воздвигох очи мои: и се овен един стоя пред увалом, и ему роги высоки: един же вышше другаго, и вышший восхождаше последи.

Пророк видит персидское царство уподобившимся овну, как гордящееся богатством и имеющее великое во веем изобилие. Усматривает же у овна два рога, потому что у Персов первый царь был Кир, и только детям передал царство; а по смерти сына его Камбиза, несколько месяцев присваивали себе царскую власть маги, но в скором последствии времени приял оную Дарий, сын Истаслов, и он передал царство внукам и правнукам, до последнего Дария, умерщвленного Александром Македонским, который и овладел царством. Поэтому сии два поколения царей означаются двумя рогами; и Пророк видит, что оба рога высоки, но второй выше первого; потому что, как сказали мы уже прежде, при Дарии и Ксерксе царство сделалось обширнее. Кир покорил Евксинский Понт и Азию; Дарий же присоединил к числу подданных и Скифов номадов; а Ксеркс покушался наложить иго Персидского царства и на Европу. Посему Пророк усматривает у овна два рога, но один появляется прежде другого, и второй выше первого.

Дан.8:4. И видех овни бодущи на море, и на север, и на юг;

потому что имел в подданстве и северные и южные страны, равно как и западные до самого моря, и большую часть островов принудил быть у него в рабстве. Так, например, Ксерксу, когда воевал он с Елладою, были споборникамн жители Кипра, Родоса, Самоса и Лезбии, Хиоса и всех Цикладских островов. Посему-то и видел Пророк «овна бодуща на море, и на север, и на юг».

И вси зверие не станут пред ним, и не бе избавляюща от руки его, и сотвори по воли своей, и возвеличися.

Пророк зверями называет опять другие частные царства, сирское, киликийское, аравийское, египетское. Зверями же именует их, потому что страшны были для подвластных. Посему, говорит Пророк, ни одно царство не возмогло противостать оному царству, бодущему на юг, и север, и море, и ни один человек не был в состоянии сделать кого-либо свободным от оного владычества, но что угодно было овну, все то приводил он в исполнении.

Дан.8:5. Аз же бех размышляя,

говорит Пророк. Смотря на сие размышлял я сам в себе, желая найти, что означается сим. И когда доискивался этого;

И се козел от коз идяше от Лива на лице всея земли.

В некоторых же списках прилагается и сиë «и не бе прикасаяся земли: и козлу тому рог един видим между очима его». Сим иносказательным видением во сне означалось здесь царство македонское; козлом же наименовал оное Пророк по скорости и удобоподвижности, потому что козел быстрее овна. Пророк сказал, что пришел он от Лива, потому что сперва покорил Египет, а потом пришел в страну Персов; ибо, хотя победил Дария в Киликии, но оттуда, прошедши Сирию, Финикию и Палестину, и одни города прияв во власть свою по добровольному их согласию, а другие взяв силою, устремился в Египет. Потом, овладев и сим царством, берет Персию, овладевает ею, и сокрушает сие величайшее из царств. Единым же рогом "видимым», то есть славным и знаменитым, называет Пророк самого Александра. И сказует, что рог у козла был «между очима», по причине тонкости, смышлености и сметливости ума Александрова.

Дан.8:6. И прииде козел,

говорит Пророк, «до овна имущаго рога, егоже видех стояща пред увалом, и тече к нему в силе крепости своей».

Дан.8:7. И видех его доходяща до овна, и разсвирепе на него: и порази овна, и сокруши оба рога его; и не бе силы овну, еже cтати npoтиву ему: и поверже его на землю, и попра его, и не бе избавляяй овна от руки его.

Александр, сразившись сперва с Дариевыми военачальниками в областях азийских, отнял у них всю власть над оными; потом, когда Дарий со многим войском встретил его в Киликии, происходит другое сражение. Дарий обращается в бегство, а Александр, по избиении многочисленного воинства, берет в плен дочерей Дариевых. После сего, по возвращении из Египта, снова сразившись близ Вавилона, умертвил он самого Дария, и сокрушил персидское царство. Сказует же Пророк, что сокрушены оба рога его; потому что Персы именовались вместе и Мидянами и Персами, от Кира первого царя, Мидянина по матери, и Перса по отцу. И поскольку первый царь их имел оба сии наименования; то и подвластные, по необходимости, именовали себя и Мидянами и Персами, потому что оба царства были под одним правлением; да и языческие писатели именовали их и Мидянами и Персами. Когда же, говорит, Пророк, сокрушены были рога овна:

Дан.8:8. Козел козий возвеличися до зела;

потому что, по сокрушении царства Персидского, или Мидийского, Александр стал державным обладателем всех. Но он, пожив не много времени, приял конец жизни. И сие видел блаженный Даниил; почему и говорит:

И внегда укрепися, сокрушися рог его великий:

После оной весьма великой победы, говорит Пророк, Александр приял общий всем людям конец.

И взыдоша друзии четыре рози под ним, по четырем ветром небесным.

Пророк под четырьмя рогами дает разуметь четырех царей, в одно время сделавшихся преемниками Александра. Ибо Птоломей, сын Лагов, присвоил себе верховную власть в Египте, Селевк Никатор удержал, за собою Вавилон и другие части, простиравшиеся до Сирии; Азиею овладел Антигон, и Македониею Антипатр, а по мнению иных писателей, Филипп, называемый и Аридеем, брат Александров. Должно же заметить, что

Даниил видел и третьего зверя имеющим четыре главы, и козла, по сокрушении одного рога, произведшим четыре рога, чтобы явно из сего было, что и козлом и третьим зверем означается одно и тоже.

Дан.8:9. И от единаго из рогов взыде рог един крепок.

Пророк разумеет Антиоха Епифана, который был сыном Антиоха, прозванного великим.

И возвеличися вельми к югу, и к востоку, и к Ливу, и к силе.

Став могущественным, говорит Пророк, преодолел царя египетского, и покорил под власть свою народы обитающие к востоку; ополчился также и на Иудеев, и овладел святым градом. Ибо его назвал Пророк «силою» , по Божией благодати, обильно изливавшейся тогда в храме. И уясняя сие, присовокупил он:

Дан.8:10. И возвеличися даже до силы небесныя: и паде на земли от силы и от звезд, и попра я.

Сие яснее показывают нам книги маккавейские, первая и вторая, подробно также описал это историк Иосиф; и мы согласно с ним перескажем сие вкратце. Иудеи, из рода первосвященнического, себе желавшие первосвященнической власти, возмутились против бывшего тогда первосвященника, и отправившись к Антиоху, убеждают его иудейские постановления превратить в эллинские и построить в городе эллинское училище. Когда, произошло это, благочестивые были в слезах, видя явное нарушение законов, остальная же часть народа небоязненно попирала Божий закон, и смеялись над заповедью об обрезании. Между тем возмущение усиливалось, и Антиох, прибыв в Иерусалим, большую часть благочестивых предал смерти, даже осмелился войти во святилище храма. И вошедши ограбил весь храм, присвоил себе сокровища и все приношения, сосуды, фиалы, чаши, золотую трапезу, золотой кадильный алтарь, из золота устроенные светильники, и, кратко сказать, все утвари для Божественного священнодействия. А сверх того в Божием храме поставил жертвенник Дию, весь город наполнил идолами, и всех принуждал приносить жертвы: сам же на Божественном жертвеннике в жертву принес свинью, и храм назвал храмом Дия олимпийского; о всем этом предвозвещает блаженный Даниил; ибо под образом рога видит самого Антиоха, видит, что «возвеличися» он «даже до силы небесныя», то есть, с неистовством восстал против самого Бога веяческих, которому посвящены были и народ и храм. «И паде на землю от силы и от звезд, и попра я» . Ибо весьма многие из народа, преступив закон Божий, ниспали из чина небесных, и сама себя низринув, попраны были сим мучителем. Наименовал же их Пророк звездами; потому что известно и славно было прежнее их благочестие. Но дает разуметь сим и обетование, данное Аврааму, ибо сказано: соделаю «семя твое, яко звезды небесныя» (Быт. 22, 17). Антиох же не удовольствовался тем, что попрал многих, именуемых звездами, но «возвеличися даже до» начальника силы; потому что с неистовством и яростью восстал против самого Бога и царя этой силы, то есть святого народа. И не престанет сие делать, как говорит Пророк,

Дан.8:11. Дондеже Архистратиг избавит пленники,

то есть, пока не будем иметь помощи свыше, и не улучим спасения, по предстательству за нас вчиненного на сие Архангела. Потом Пророк яснее предсказывает о будущих дерзостях Антиоха:

И его ради жертва смятеся

прегрешением; потому что Антиох не дозволял приносить жертвы по закону, но принуждал совершать их но язычески. Потом присовокупляет Пророк:

Сие и было, и «благопоспешися ему: Ибо» не было пока никакого препятствия, противодействующего его неистовству.

И святое опустеет.

Дан.8:12. И дадеся на жертву грех, и повержеся правда на землю: и сотвори, и благопоспешися» .

Антиох, поступая неистово и мучительски, осмелился осквернить жертвенник, принести противозаконную жертву, Божий храм лишил украшения, попрал закон правды, предав несправедливой смерти благочестивых; и пока, говорит Пророк, делая это, был благоуспешен. Потом

Дан.8:13. Слышах единаго святаго глаголюща: и рече единый святый фелмуни глаголющему: доколь видение станет, жертва отъятая, и грех опустения данный, и святое и сила поперется.

Еврейское слово: «фелмуни» на греческом языке значит: некий; свидетельствует же о сем и язык сирский, родственный с еврейским. Посему блаженный Даниил говорит, что слышал некоего святого, вопрошающего другого святого. Явно же, что видит он Ангелов, беседующих и желающих дознать, сколько времени продолжаться будет дерзость нечестия и беззакония, запустение храма, недозволенная и мерзкая жертва и угнетение народа Божия.

Дан.8:14. И рече ему,

говорит Пророк: «даже до вечера и утра дней две тысящи и триста, и очистится святое». Вечером у Пророка названо начало бедствий, а утром – конец бедствий; потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, говорит святый, от настоящего начала зол до конца. Дни же сии, вычисляемые по еврейскому летосчислению, составляют шесть лет и шесть месяцев; ибо столько времени продолжалось бедствие Иудеев.

Дан.8:15. И бысть,

говорит Пророк, «егда видех аз Даниил видение, взысках ведения». Увидев это, хотел я уразуметь и в точности дознать значение сих таинственных указаний.

И се ста предо мною, аки образ мужеск:

то есть, показалось мне, что вижу пред собою мужа.

Дан.8:16. И слышах глас мужеск среди увала, и призва, и рече: Гаврииле скажи видение оному.

Пророк слышал, что некто другой говорит человеческим языком, и стоящему пред ним, которого наименовал он Гавриилом, повелел истолковать Пророку таинственное знаменование откровения. Из сказанного же можно догадываться, что повелевший есть Владыка.

Дан.8:17. И прииде,

говорит Пророк, «и ста близ стояния моего». Получивший повеление немедленно пришел, и стал близ меня.

И егда прииде, ужасохся, и падох на лице мое.

Сего достаточно к обличению кичливости Евномия, который хвалится, будто бы знает самую сущность Божию. Если созерцания Ангелов, соразмеряемого с силами созерцающего, не вынес такой Пророк; что злочестивее, или мерзостнее величающихся, будто бы знают самую сущность Божию? Но возвратимся к нашему предмету.

И рече ко мне: разумей сыне человечь, еще бо до скончания времени видение.

Не думай, говорит Гавриил, что это исполнится в настоящее время; будет же сие no прошествии великого числа лет; ибо, по исполнении определенного времени, приидет в исполнение и каждое из сих событий.

Дан.8:18. И егда глаголаше со мною, падох ниц на земли, и прикоснеся ми, и постави мя на ноги моя, и рече:

Дан.8:19. Се аз возвещаю тебе будущая на последок гнева сыном людей твоих: еще бо до конца времене пребудут.

Гавриил, увидев меня падшим от страха, сперва поднял на ноги, потом утешает извещая, что для того и пришел он, чтобы мне, по желанно моему, показать будущее и все, что по гневу Божию снова постигнет народ мой. Потом, чтобы отъять тяготящий меня страх, показал он, что будет это по времени. Истолковал же мне и каждое явление в виденном мною, сказав:

Дан.8:20. Овен, егоже видел еси имуща рога, царь мидский и персский.

Поскольку царством халдейским, или ассирийским, вскоре овладел Мидянин Дарий, и потом уже царственная власть перенесена к Персам Киром Персидским, который по взаимному смешению родов был и Мидянин и Перс; то у Пророка по необходимости Мидяне предпоставлены Персам, и сказано, что овен есть «царь мидский и персский;» потому что и последний Дарий, названный сыном Арсамовым, которого низложил Александр Македонский, правил обоими царствами.

Дан.8:21. А козел козий,

сказано у Пророка, «царь еллинский есть: рог же великий, иже между очима его, той есть царь первый». Разумеется же Александр.

Дан.8:22. Сему же сокрушившуся возсташа четыре рози под ним: четыри цари восстанут от языка его, но не в крепости его.

По смерти Александра царство его разделится на четыре царства. Но хотя царствующих будет четверо, не возмогут они совершать тех дел, какие совершал Александр, окажутся же гораздо меньшими его по силе.

Дан.8:23. И на последок царства их, исполняющимся грехом их,

то есть, когда говорит Бог у Пророка, дойдут они до крайней степени нечестия, и беззакониями превзойдут меру Моего долготерпения,

Востанет царь безсрамен лицем и разумея гадания,

Дан.8:24. И державна крепость его, и не в крепости своей.

Пророк сим дает разуметь хитрость Антиоха, сверх же хитрости и силу им приобретенную. Потом научая, что Антиох сделает это не иначе, как по Божию попущению, по необходимости присовокупил: – «и не в крепости своей». И царю ассирийскому, говорит Бог чрез Пророка Исаию: «егда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю» (Ис. 10, 15)? Так и здесь говорит, что Антиох отважится на сие, не потому что силен, но потому что попустит Бог.

И чудесно растлит, и управит, и сотворит, и разсыплет крепкия, и люди святы.

Дан.8:25. И ярем вериг своих исправит;

то есть ничто не послужит ему препятствием, но сделает все, что только захочет. Касательно таковых преподаст совет блаженный Давид, говоря: «не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законнопреступление» (Псал. 36, 7). Ибо нередко бывает, что живущие в злочестии и беззаконии оказываются весьма благоуспешными, отваживаясь на дела беззаконныя. Посему и сказано: «ярем вериг своих исправит;» то есть все, что ни повелит подвластным, принудит их исполнить. Потом, предсказывая его хитрость и притворство, говорит:

Лесть в руце его, и в сердцы своем возвеличится: и лестию разсыплет многих.

Ибо в начале приказал Антиох построить в Иерусалиме языческие училища, а потом заставлял есть свиное мясо, и в последствии принуждал приносить в жертву. Употреблял же обольстительные слова покушаясь ввести в обман благочестивых, обещал царские дары, желал всех видеть преступниками закона. Посему сказано: «лесть в руце его, и в сердцы своем возвеличится», потому что почитал себя самым великим из всех людей. И «лестию разсыплет многих», кого только возможет обольстить.

И на пагубу многим возстанет,

то есть, будет действовать настоятельно, пока не увидит многих утратившими свое спасение. Но не довольствуясь безумным устремлением на людей, и против, Князя князей станет; то есть, с неистовством воспротивится самому Царю царствующих и Господу господствующих, решившись осквернить посвященный Ему храм. И показывая, что попущено ему восстать на Иудеев, Пророк говорит:

И яко яица рукою сокрушит их.

С таким же великим удобством совершит все это, как если бы захотел кто раздавить яйцо. Дает же Пророк видеть из сего и беспечность самих Иудеев, и то, что, сами вознерадев о Божественном, оставлены они Богом, и лишились промышления о них свыше. К сему присовокуплено:

Дан.8:26. И видение вечера и утра реченнаго истинно есть;

то есть, время, определенное для бедствий, несомнительно верно. Но поскольку много остается времени до исполнения сего; то сказано:

Ты же назнаменай видение, яко на дни многи,

то есть, оставь для многих неясным; потому что тебе, как желающему, соделал я это явным прежде события.

Дан.8:27. Аз же Даниил,

говорит Пророк, «успох и изнемогох на дни, и возстах, и творях дела царева, и почудихся видению, и не бяше разумевающаго». Узнав бедствия, какие еще постигнут народ мой, был я в таком горестном расположении духа, что впал с болезнь. Однако же и в этом состоянии исправлял дела, порученные мне царем, и никто не знал причины моей болезни. Он умел и сказать с блаженным Павлом: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся» (2Кор. 11, 29)? «и» «плакати с плачущими и радоватися с радующимися» (Римл. 12, 15); знал, что «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» (1Кор. 12, 26). В таком расположении духа и при такой любви к находящимся вместе с ним в рабстве, дознав, что в последствии, после многих родов, постигнут сорабов его бедствия, пребывает в слезах и сетовании, и притом зная в точности, что сам он нимало не испытает сих бедствий, но не в продолжительном времени освободится от настоящей жизни.

Такую любовь к иноплеменникам и к подобным нам рабам должны иметь и мы; и нам надлежит такой же образ мыслей иметь друг о друге, и подражать взаимному состраданию друг о друге членов, потому что называемся членами друг для друга, и сподобились нарицаться телом самого Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкования на видения пророка Даниила. 1-242 с.

Комментарии для сайта Cackle