Глава 7
Дан.7:1. В первое лето Валтасара царя халдейска Даниил сон виде, и видение главы его на ложи его, и сон вписа.
До сих слов, блаженный Даниил писал пророчество в историческом более порядке. Ибо сперва, и в самом начале, показал, что происходило с ними отведенным в плен, присовокупил же и то, каким пользовался он попечением о нем Бога всяческих; потом пересказал какую казнь за жестокость и гордыню претерпел Навуходоносор, и как после сего наказан был Валтасар за пренебрежение священных сосудов. А когда Валтасар поражен был карою Божиею, и царство перешло к Мидянам; Даниил описал, что было с ним и с Дарием, показав, сколько расположен был к нему Дарий, и каким козням подвергшись от военачальников и князей, сподобился он Божией помощи. Пересказав сие как бы исторически, начинает наконец передавать пророчества, сообщенные ему в откровениях. И сперва предлагает откровение о четырех зверях, весьма сходное со сном Навуходоносоровым. Ибо Навуходоносор видел в одном теле, четыре вещества, и Даниил видит из одного моря исходящих четырех зверей. Но чтобы не быть в необходимости одно и тоже повторять два раза, начнем подробное изъяснение; потому что из оного яснее откроется сказанное. «В первое лето Валтасара царя халдейска Даниил сон виде: и видения главы его на ложи его», то есть, видел откровение сие во сне. Поскольку будет описывать и то, что видел днем; то основательно поступает, уведомляя нас, что видел во сне, и что – в бодрственном состоянии. «И сон», сказано, »написа». Не решился утаить сообщенное ему от Бога, но написал на пользу всем. Начало словес его. И отвечав, сказал7, то есть, начал поветвование так:
Дан.7:2. И аз Даниил видех в видении моем нощию: и се четыре ветра небеснии налегоша на море великое.
Дан.7:3. И четыре звери исхождаху из моря, различни между собою.
Навуходоносор видит тело, научаемый суетности настоящего и тому, что это – более образы, как говорит божественный Апостол (1Кор. 7, 32), а не действительные вещи; потому что нет в настоящем ничего постоянного и твердого, но все течет, тлеет"», увядает. Блаженный же Даниил видит море, научаемый треволнению настоящей жизни.
Поскольку, став пленником, принужден был видеть чужую сторону; то по необходимости научается треволнению и бурям жизни. И как царь, высоко думающий о золоте, серебре, меди и железе, в образе сих веществ приемлет иносказательные указания о царствах, дознает преемство царей, научается не высоко думать о царской власти, подлежащей быстрым переменам: так Пророк, пренебрегающий все это, видит четырех зверей, научаемый, что и самые страшные царства, приводящие в боязнь всех людей, будут также иметь конец, пребудет, же одно, единственно нескончаемое, царство, которое святым уготовал Бог святых. Посему жизнь сию, как имеющую тысячи треволнений, называет морем, а превратность дел человеческих – ветрами, налегающими на море. Как при дуновении южного ветра волны стремятся к северу, а, как скоро подвигнет море северный ветер, шумное волнение гонится опять к югу: так, когда Ассирияне правили кормилом вселенной, они влекли всех в подданство к себе; а как скоро царство перешло к Персам, к ним немедленно началось и стремление подданных; и опять, по приятии скипетра Македонянами, все, оставив тех, кому повиновались прежде, к ним понесли обычную дань; когда же Римляне присвоили себе владычество над всеми, все, ни во что ставя Македонян, устремляются к западу; потому что и сами Македоняне вступают в число римских подданных. Посему Пророк перевороты дел человеческих справедливо уподобил ветрам, которые, то туда, то сюда, гонят волны морские. Посему-то упомянул о четырех ветрах, так как четыре были преемства царств. Показывает же нам, какое различие между собою имели звери. Ибо говорит:
Дан.7:4. Первый аки львица, криле же его аки орли: зрех Дóндеже исторжена быша крили его: и воздвижеся от земли, и на ногу человечу ста, и сердце человече дадеся ему.
Именем львицы Пророк, означил царство Ассириян, или Халдеев; потому что оно первое возобладало большею частью вселенной. Львица – животное царственное, и Пророк говорит, что крыла ея уподоблялись орлиным, потому что и орел владычествует над всеми птицами. Посему, как Навуходоносор говорил, что у тела оного видит златую главу, божественный же Даниил, толкуя сие, сказал: «глава златая ты еси», царю (Дан. 2, 36): так и здесь Пророк могущественнейшего из зверей применил к первому царству, не о большей силе его свидетельствуя, но присвоя ему большую честь, как первому. Но вместе видел Пророк, что «исторжени быша крили его», то есть, зверь лишен был всех подданных, и утратил прежнюю силу. «И воздвижеся», сказано, от земли, то есть перестал царствовать. «И на ногу человечу ста» – сравнился с подвластными ему. «И сердце́ человече дадеся ему» – научен опытом мыслить о себе по человечески и в умопредставлениях своих не преступает меры естества. Поскольку Ассирияне, когда держали кормило царства, болезновали кичливостью и непомерным высокомерием (почему и блаженный Исаия говорит: «наведет» Бог «на ум великий, на князя ассирийска:» Ис. 10, 12): то, дознав опытом превратность дел человеческих и непостоянство счастья, естественно они начинают мыслить о себе по человечески, познают сами себя и приобретают «сердце человеческое». Так изобразил Пророк первого зверя, и присовокупляет:
Дан.7:5. И се зверь вторый подобен медведицы, и на стране единой ста, и три крили во устех его, среде зубов его: и сице глаголаху ему: востани, яждь плоти многа.
Здесь Пророк дает разуметь царство персидское; говорит же, что подобно оно медведице, по жестокости и бесчеловечности казней; потому что Персы в наказаниях свирепее всех варваров; сдирая с живых кожу, отсекая члены один за другим, делают мучения продолжительными, и казнимым готовят горькую смерть. Посему сказано, «и глаголаху ему: востани, яждь плоти многи», не в обязанность поставляя так поступать, но предсказывая будущее, и свидетельствуя о жестокости и неукротимости. Сказано же: «три крила во устех, его;» потому что обладал тремя частями вселенной, восточною, северною и южною. Кир, первый царь Персов, покорил себе весь восток до Геллеспонта. Сын его Камбиз овладел Египтом, и привел в подданство Ефиопов, Дарий же, сын Истаслов, стал обладателем Скифов-Номадов, населявших северную часть вселенной. А сын Дариев Ксеркс предпринял принести в подданство и Европу, но, побежденный в морской битве Афинянами, возвратился со стыдом, и дознал, какой вред причиняет ненасытность. Посему-то сказано: «три крила во устех его». По иным же спискам читается: «три ребра», но в сем нет разности. Будет ли поставлено то или другое; оно показывает, что зверь собирает плоды с трех частей вселенной, и отовсюду приемлет дань. Прекрасно же присовокупил Пророк: «во устех его», указывая сим на вносимые всеми подати. И поскольку царство сие не уничтожилось совершенно, но удерживает некоторую часть прежнего владения; то Пророк не сказал, что подвергнется оно тому же, что потерпело предшествовавшее царство, лишившись крыл, ставшее «на ногу человечу», и приявшее «сердце человече». Говорит, же Пророк, что оно «на стране единой ста», то есть, устояло к одной стране и владев тремя частями вселенной, хотя лишилось большей части владений, но удержало за собою владычество над одною страною. Древле владея всею Азиею и Ливиею, лишилось Египта и Ефиопии, не владеет уже Палестиною, Финикиею и Сириею, утратило владычество над Азиею, и Понт Евксинский стал вне его державы; обладает же только Персиею, Мидиею, Ассириею и не многими сопредельными народами. Посему-то сказано: «на стране единой ста». Поведав сие о втором звере, Пророк продолжает:
Дан.7:6. Созади сего видех: и се зверь ин аки рысь: и тому крила четыре птичия над ним, и четыре главы зверю, и власть дадеся ему.
Сим Пророк дает разуметь царство македонское, и весьма удачно уподобил Александра рыси, по скорости, быстроте и пестроте. Сказал же что зверь имел «четыре крила птичия;» потому что Александр, подобно птице, облетел четыре страны вселенной, и всех привел под власть свою. Четырьмя же главами Пророк дал разуметь разделение государства, происшедшее после Александра. Ибо вместо одного восстали четыре царя. Птоломею, сыну Лагову, вручено кормило Египта; Селевку вверено правление владениями, лежащими к востоку; Азиею стал обладать Антигон, а Македониею, как одни говорят, – Антипатр, и как утверждают другие, – Филипп, иначе Аридей, брат самого Александра. Посему, как четыре главы означают четыре государства после Александра, так четыре крыла – владычество самого Александра, покорившего себе четыре части вселенной, Пророк сказал: «власть дадеся» зверю; потому что оказался он обладателем и тех стран, которыми не владели прежде его бывшие цари; однако же и сие, всех покорившее себе царство, прияло конец. Ибо Пророк говорит:
Дан.7:7. Созади сего видех
в видении ночном: «и се зверь четвертый страшен и ужасен излиха, и зубы его железни и велии», и ногти его медные, «ядый и истончевая, и останки ногами своими попираше, и той различашеся паче всех зверей прежних» . Четвертым зверем называет Пророк Римское царство. Не дал же ему имени; потому что Римское государство, составившись из многих народов, возобладало вселенною. Сперва управляемо было царями; потом – иногда народом, а иногда вельможами, но напоследок возвратилось под прежнюю царскую власть. Пророк сказует, что зверь «страшен и ужасен излиха;» потому что царство сие соделалось могущественнее всех прежних царств. Пророк, и о теле говоря, четвертым веществом поставил железо, и присовокупил,: «якоже железо стончевает и умягчает вся, тако истончит и истнит вся» (Дан. 2, 40). Но и здесь говорит «зубы» у зверя «железни;» из чего явствует, что и здесь подразумевает тоже царство. Сказано: «ядый, и истончевая». И действительно великие дани возлагаемы были на подданных Римлянами. «И останки», сказано, «ногами своими попираше». Под ногами разумеет Пророк воинство царства сего; не мало вреда причиняется им жителям городов и сел. «И той» различащеся «излиха паче всех зверей прежних;» потому что Римское царство сделалось могущественнее и знаменитее царств, бывших прежде него.
И рогов десять ему,
говорит Пророк. Означает же сим, что к концу царства в одно и тоже время восстанут десять царей, из которых одни будут сильны, а другие крайне слабы. Сие показал Пророк и в теле, виденном во сне. Ибо и там перстов на ногах десять, и из них «часть некая железна, и часть некая глиняна» (Дан. 2, 42); толкуя же сие, блаженный Даниил сказал, что «часть некая царства будет крепка», а часть – бессильна. А из сего явствует, что тот и другой сон означают одно и тоже. «И рогов десять ему», сказано.
Дан.7:8. Разсмотрях в розех его,
продолжает Пророк: «и се рог другий мал» видим «взыде среди их, и mpиe предании его исторгнушася от лица его: и се очи, аки очи человечи в розе том, и уста глаголюща великая», и брань творил со святыми. Здесь разумеет Даниил антихриста, появляющегося между десяти рогов. Сказует же, что рог сей исторг три рога, бывшие впереди его, и даст сим разуметь, что сокрушит он трех царей из десяти царствующих в одно и тоже время. Называет рог сей малым, как происходящий от малого Иудейского колена, но видимым, потому что после сего сделается значительным. А под очами Пророк дал разуметь смышленость и хитрость, которую употребив в действие, обольстил многих. Но и «уста, сказано, глаголюща великая», то есть, «глаголюща» высокомерно и надменно. Ясно же научает сему нас блаженный Павел, говоря: «да никто же вас прелстит ни по» «единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, показующу себе, яко бог есть» (2Сол. 2, 3. 4). Сие давая разуметь, и блаженный Даниил сказал: «и уста глаголюща великая», и творил брань со святыми, то есть, употребляет все меры, желая всех людей приять, в сообщники своего лукавства и подвергнуть одному с собою наказанию. Но поступая так, говорит Пророк, не долго пребудет, весьма же скоро сокрушится.
Дан.7:9. Зряху, продолжает Даниил, Дóндеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его была аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ.
Дан.7:10. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысящи тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судищи седе, и книги отверзошася.
Пророк говорит, что рог, говоривший великое, высокомерное и надменное, и брань творивший со святыми, на все это отваживался, «дондеже судище седе». Надлежит знать, что Бог, Который бесплотен, прост, не имеет образа, не приемлет никакого очертания, имеет же естество неописанное, многократно, как угодно Его воле, для пользы тварей, образует видения; и можно видеть, что иначе являлся Он Аврааму, иначе Моисею, в ином образе Исаии, а также другой вид явил Иезекиилю. Посему, когда видишь различие откровений, не предполагай Божества многообразным, но слушай, что Сам Бог говорит устами Пророка Осии: «Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся» (Ос. 12, 10). «Уподобихся», сказал, а не видим был; потому что, как угодно Ему, образует видения. Так, конечно и блаженный Иезекииль видев, что Явившийся составлен из илектра и огня, когда описал откровение, присовокупил: «сие подобие славы Господни» (Иезек. 2, 1), и не сказал, что видел самого Господа, или самую славу Господню, но говорит: «подобие славы Господни». Посему и здесь блаженный Даниил видением «Ветхаго денми» научается вечности. Так разумея, и некоторые из переводчиков вместо слов: «Ветхий денми» поставили: ветхими Творящий дни. Видит же Пророк чистоту волос и белизну одежды, научаемый из всего не укоризненности и святости, не только естества Божия, но и умопредставляемого о Нем, то есть, правды, промышления, попечения, суда. Поскольку Пророк видел рог, употребляющий слова высокомерные, и замышляющий тысячи козней рабам Божиим; то молниеносно сияющего во всем чистотою он научается, что такие дерзости совершаются не по небрежению, но по неизреченному домостроительству, попускающего Бога, И чтобы не подумал кто еще, будто Бог, как благий, хочет оказать помощь святым, но не может, Даниил видит и престол уготованный из огня, и колеса также огненного естества, и реку огненную, омывающую престол, и тысячи тысяч служащих и тьмы тем предстоящих. И одним из сего научается он познавать Божие всемогущество, а другим Божию чистоту и не укоризненность, ветхостью же – вечность, премудрость, кротость. К сему присовокупляет Пророк: «судище седе, и книги отверзошася», то есть, судилище решило, что время быть суду, и раскрыло памятные записи о том, что сделано каждым; ибо сии записи называет Пророк книгами. Если же думает кто, что сим означается обетование Господа, которое дал Он Апостолам, сказав: поставлено будет двенадцать престолов, и «сядете судяще обеманадесяте коленом Израилевома» (Матф. 19, 26); то в этом нет ничего невероятного; потому что обетование Истины не ложно.
Дан.7:11. Видех тогда,
говорит Пророк, «от» «гласа словес великих, яже рог оный глаголаше, видех Дóндеже убися зверь, и погибе, и тело его дадеся в сожжение огненное». Когда по причине неистовства оного рога совершен суд; рушилось тогда, говорить Даниил, и четвертое царство, и тело зверя предано на сожжение огнем. Надлежит же заметить, не сказал просто: предан зверь, но: "тело его», «дадеся» на сожжение огнем. Поскольку под зверем разумеется все царство, и в царстве одни – питомцы благочестия, а другие – делатели греха, и следуя божественному Писанию, обвыкли мы первых называть духовными, а последних – плотскими; то справедливо сказал Пророк, что на сожжение огнем предается не зверь, по тело зверя, то есть, люди огрубевшие, плотские, не помышляющее ни о чем духовном.
Дан.7:12. И прочих зверей преставися власть и продолжение8 жития дадеся им до времене и времене.
Власть других зверей прекратилась уже, говорит Пророк, хотя и многолетний круг времени провели они в обладании; потому что каждому определено известное время для царствования. Когда же совершилось сие, и другие царства прекратились уже прежде сего, а заслужившие наказание в четвертом царстве преданы были огню; тогда, говорит Пророк,
Дан.7:13. Видех во сне нощию, и се на облацех, небесных, яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся:
Дан.7:14. И Тому дадеся честь и власть и царство, и вси людие, племена, языки Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется.
Подлинно благовременно может сказать иной Иудеям, что древле сказал им Пророк: «лице жены блудницы бысть тебе», не постыдилась «ко всем» (Иер. 3, 3). Ибо что яснее сих слов? Действительно евангельски и апостольски паче, нежели пророчески и гадательно, проповедал Пророк. О чем Господь сказует в Евангелии: «узрите Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных» с Ангелами Его (Матф. 24, 30), и блаженный Павел говорит: «Господь в повелении, во глас Архангелов, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии» восстанут нетленными, и «мы живущии оставшии, восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе,и тако всегда с Господем будем» (1Сол. 4, 16. 17), – сему ясно научил нас блаженный Даниил, предвозвещая второе пришествие Спасители. Как ясно называете Его Сыном человеческим по воспринятому Им естеству, так говорит, что грядет на облаках, по собственному Своему обетованию, чтобы показать власть, и приемлет честь и власть и царство от Ветхого денми, как человек. Ибо сие и во втором псалме от лица Самого Господа сказует блаженный Давид: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Псал. 2, 8).
Сие же говорит и блаженный Даниил; ибо сказано: «вси людие, племена, языки Тому поработают». И показывая нескончаемость царства, Пророк продолжает: «власть Его, власть вечная, яже не прейдет», и «царство Его не разсыплется». Так описав откровение, Пророк присовокупил:
Дан.7:15. Вострепета дух мой в состоянии моем, аз Даниил, и видения главы мое я смущаху мя.
Ибо видение сие, говорит, было весьма страшно, и неведение значения таинственных явлений смущало мысль и исполняло смятения.
Дан.7:16. И приидох к единому от стоящих, и известия просих от него о всех сих.
Стоящими называет Пророк те тысячи тысяч и те тьмы тем, которыми не число определенное показал он, но выразил множество, превосходящее всякое число, и служащих, и предстоящих; потому что почетнейшие не только предстояли, но принимали повеления служить, прочие же тем, что стояли со страхом, изъявляли свою служебность. И как в человеческих судилищах одни из подчиненных, стоят, показывая сим, что судилище страшно, а другие исходят и входят, принося судие ответы: так и в оном наипаче страшном судилище Даниил видел, что тьмы тем предстоят, а тысячам тысяч вверено служение. Посему, пришедши и спрашивая, как объяснить себе откровение, от одного из стоящих, говорит Пророк, дознал я истину. Ибо сказал он мне:
Дан.7:17. Cии зверие велицыи четыре, четыре царства востанут на земли:
Дан.7:18. Яже возмутся, и преймут царство Святии Вышняго, и содержати будут оное даже
до века, и «до века веков». Должно тщательно обратить внимание на то, что и здесь назвал четыре царства, как и в сказании о теле говорил о четырех же, и не думать, что царство, означаемое скуделью, иное от царства, означаемого железом. Ибo там сказал, что конец железного царства слабее, и здесь также изрек, что из десяти рогов три исторгнуты, очевидно, как боле других слабые. Посему, говорит, царства сии рушатся, а истинное и нескончаемое царство дано будет святым Вышняго. И потому, продолжает, возлюбив оное царство, ни во что вменяй царства настоящего века, которые в непродолжительном времени примут конец.
Дан.7:19. Вопрошах: испытно о звери четвертом, яко бяше различен паче всякого зверя, страшен велми, зубы его железны, и ногти его медяны, ядый и истончевая, и останки ногами своими попираше.
Должно заметить, что зубы называет железными, а ногти медными. Поскольку римское царство со всех берет дань; то зубы назвал Пророк железными. А поскольку многие из царства македонского поступают в военную службу, и что у зверя ногти, то у царя воины; то справедливо назвал ногти медными, потому что и третье царство нарек медным. "Вопрошах», говорит Пророк,
Дан.7:20. И о десяти розех его, иже на главе его и о четвертом, возшедшим и истрясшем первыя три, рог же той, ему же очи его и уста глаголюща великая, и видение его более прочих.
Недолжно удивляться, что выше рог сей назвал Пророк малым, а здесь говорит, что «видение» «его более прочих;» надлежит же тщательно вникнуть в слова сии. Ибо когда видел рог сей появляющимся, наименовал его малым, как возникающий в малом народе иудейском, и обладающий пока незнатным царством; а по исторжении им трех предшествующих ему рогов справедливо видение его называет большим прочих. Посему продолжает еще вопрошать, -почему
Дан.7:21. Рог той творяше рать со святыми, и укрепися на них,
то есть, уничтожил их.
Дан.7:22. Дондеже, прииде Ветхий денмы, и суд даде святым Вышняго: и время приспе, и царство npияша святии.
Просил я, говорит Пророк, обяснить мне, что означает оный рог, поступающий кичливо, произносящий высокомерные слова, уничижающий общество святых, пока Ветхий денми не произносит на него правдивого приговора, не отдает царства святым и не сокрушает его державы.
Дан.7:23. И рече мне,
говорит Пророк, так: «зверь четвертый, царство четвертое будет на земли, еже превзыдет, вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю, и посечет ю». Древние познавали это из таинственных видений, а мы знаем из опыта. Ибо видим исполнение пророчества, видим, как взыскиваются подати, многих угнетает нищета, и ежедневно совершается все прочее.
Дан.7:24. И десять рогов его, сказано, десять царей востанут.
Надобно же заметить, что не сказал: востанут они один за другим преемственно, но: восстанут в одно и тоже время, А что сие действительно так, свидетельствует присовокупляемое:
И по них восстанет,
сказано, «другий» царь, «иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит». Если царствовали не в одно время, но преемственно один после другого; то как же смирит он в одно время трех из бывших до него? Посему явно, что, по предсказанию, десять царей восстанут при конце в одно время. Антихрист же восстав и прияв царство последним, будет воевать с ними и сокрушит трех из них. Но не довольствуясь победою над людьми, как сказано:
Дан.7:25. И словеса на Вышняго возглаголет и святых Вышняго
приведет в ветхость, или, как читается в некоторых списках, «смирит, и помыслит премените времена и закон». Будет поступать с таким бешенством и неистовством, что на Бога Вышняго изрыгнет слова высокомерные и хульные, a тех, которые усердно Ему служат и причастны святыни, подвергнет всем родам казней, даже вообразить возможным совершенно истребить господствующее благочестие и отменить предписываемый оным доблестный образ жизни. Ибо сие дает разуметь, сказав: «помыслит пременити времена и закон», то есть, образ жизни, соблюдаемый в то время. Потом присовокупляет:
И дастся в руку его,
то есть, попустит Божий Промысел. И, показывая продолжение оных бедствий в крайней их мере, «яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет на век» (Псал. 9, 19), после слов: «и даст в руку его», присовокупил:
Даже до времене, и времен, и полувремене.
Сие яснее передал нам Пророк в конце пророчества. Ибо говорит: «от времене пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесять» ( Дан. 12. 11). Посему временем, временами и полувременем называет три года с половиною, в которые оный рог будет иметь власть глаголать "великая».
Дан.7:26. Но судище седе9 говорит Пророк, и власть его преставят еже потребити, и погубити до конца.
Сие же ясно преподал нам и блаженный Павел; ибо, изрекши сказанное нами прежде сего, присовокупил и следующее: «точию держай ныне, Дóндеже от среды будет; И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие no действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных, и во всякой лсти неправды, в погибающих» (2Сол. 2, 7–10). А смысл слов сих таков: держащему ныне должно быть устраненным; ибо истребится обладающее заблуждение, и прекратится идольская прелесть, и тогда явится беззаконник. Сие и Господь изрек в священном Евангелии: «проповестся евангелие» во все пределы земли, «во свидетельство» им, «и тогда приидет кончина» (Матф. 24, 14). Отсюда научившись, блаженный Павел внушает Фессалоникийцам, а чрез них всем любителям благочестия: не думайте, что враг истины явится ныне; ибо прежде должно истребиться обдержащему идольскому заблуждению и утвердиться проповеди Евангелия, а потом уже явиться беззаконнику. Потом дает видеть и погибель его: «его же Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего». После сего показывает, каким образом явится он: «его же есть пришествие подейству сатанину:» ибо диавол будет подражать вочеловечению Бога и Спасителя нашего. И как Господь, явившись в естестве человеческом, соделал наше спасение; так и диавол, восприяв достойное своего лукавства орудие, посредством оного покажет свою деятельность, обольщая беспечных людей ложными знамениями, и чудесами, и призраком чудес. И Апостол, объясняя, почему Бог всяческих попустит совершиться сему, присовокупил: «зане любве истины не npияша, во еже спастися им: И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволивши в неправде» (2Сол. 2, 10–12). Тоже самое и Господь изрек Иудеям: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приясте Мене: ин приходит во имя свое, и того npиемлете» (Иоан. 5, 43). Сие же и Ангел открывая Даниилу, говорит: «словеса на Вышняго возглаголет и Святых Вышняго» доведет до ветхости, «и помыслит премените времена и закон, и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене. И судище седе, и власть его преставят еже потребити, и погубити до конца». Видите, как открытое Ангелом загадочно блаженный Павел изложил ясно. Господь, предуказуя восстание на святых, сказал: «будет скорбь велия, якова не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратились дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны» (Матф. 24, 21. 22). Потом, преподав совет святым Своим ученикам, а чрез них и всем человекам, не обольщаться словами тех, которые будут говорить: «се зде, или онде Христос» (23), потому что не скрытно и не тайно, но явно со славою Он явится, присовокупил: «тогда узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. И послет Ангелы Своя с трубою великою, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их» (30, 31). Сие предсказуя и Даниилу, Ангел к сказанному уже присовокупил:
Дан.7:25. И царство и власть и величество царей, иже под всем небесем, дастся Святым Вышняго: и царство Его, царство вечное, и вся власти Тому работати будут и служити
Дан.7:28. До зде скончание словесе.
Сие значит: таков конец всего в жизни сей: все царства земные примут конец, дано же будет вечное царство святым Вышняго; и они царствуя будут усердно Ему повиноваться и служить; ибо царство Его вечное и не имеющее конца. Пророк, выслушав сие, говорит: я Даниил исполнился великого страха, и потому не успокоились во мне помыслы мои, но смущались и непрестанно приходили в смятение, от чего и в лице, моем произошла большая перемена. Однако же не разглашал показанных мне таин, но соблюдал их в сердце.
Сему научил нас блаженный Даниил; а я, оставив теперь обвинять Иудеев, весьма дивлюсь некоторым учителям благочестия, которые четвертого зверя назвали Македонским царством. Им должно было, во-первых, принять во внимание, что третий зверь имел четыре главы, что ясно давало видеть происшедшее по смерти Александра разделение царства на четыре части. А потом должно было не опускать из вида, что четвертый зверь в одно и тоже время имел десять рогов, и малый рог исторг три бывшее перед ним рога. Но царство Александрово прияли четыре, а не десять царей. И если, оставив все прочее, обращусь к концу, то должно было сообразить сказанное, что по истреблении четвертого зверя, царство дано будет святым Вышняго; потому и «судище седес». Но святые Вышняго прияли царство не после Антиоха Епифана. Если блаженные Маккавеи приобрели некоторую силу, то не надолго. Иуда военачальствовал три года, Ионафан девятнадцать годов, Симон восемь; и прочие (опасаюсь, чтобы, говоря о каждом, не продлить слово) после кратковременной власти, или умирали, или по никоторым обстоятельствам лишались военачальства. Притом же, не все они святые; но некоторые из них вдавались в пороки. А если положим, что все они святы; то Ирод, истребив их, объявлен был царем всей Иудеи. Поэтому будет ли истинно сказанное Ангелом, что по сокрушении оного рога, «царство и власть и величество царей, иже под всем небесем, дастся святым Вышняго, и царство Его, царство вечное?» Ибо все это не применимо к Маккавеям; им и царская власть не была вверяема, но, как военачальники, побеждали они, и вскоре восприяли конец. Посему под четвертым зверем остается разуметь царство Римское; потому что при конце его восстанут в одно время десять царей, содетель же всякого лукавства и наставник в оном явится последним, все то делая и претерпевая, что о нем открыто нам в пророчестве. По низложении же его, откроется пришествие Бога и Спасителя нашего, наступит суд всех человеков, и отверсты будут «книги», сии памятники того, что сделано в жизни каждым. Предано же будет огню тело зверя, то есть, те»», которые отъяли владычество у души, предоставили власть телу, и водились в жизни плотским мудрованием. Дает же праведный Судия царство святым, взывая: «придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». (Матф. 25, 34).
Да даст же Он получить оное всем нам, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки веков! Аминь.
* * *
Слов сих не читается у седмидесяти и в славесном переводе.
Вместо μακρὀτης продолжение» , как читается у Седмидесяти, у блаженного Феодорита читается здесь: μακαριὀτης блаженство; но следующее за сим толкование согласно с первым, а не с последним чтением.
В славянском переводе согласно с другими греческими чтениями, читается «сядет» .