Источник

Глава 9

Дан.9:1. В первое лето Дария, сына Ассуирова от племене Мидска, иже царствова в царстве Халдейстем.

Дан.9:2. В лето первое царства его, аз Даниил разумех в книгах число лет,

о «нем же бысть слово Господне ко Иеремии Пророку, на скончание опустения Иерусалимля седмьдесять лет». И отсюда явствует, что иное есть царство Дария сына Ассуирова, а иное – Кира персидского; согласно же с сказанным выше прочтенное теперь. Пророк назвал Дария не просто Мидянином, но «от племене Мидска», чтобы ясно было, что не с обеих сторон, то есть с отцовой и матерней, он Мидянин. Впрочем царствовал он в царстве халдейском, после того, как Валтасар за нечестие умер ночью, пораженный Божиею карою: и мне, кажется, что Дарий сей царствовал

весьма не долгое время; «потому» что, видя уже наконец исполнившимся определенное время и высчитав число седмидесяти лет, – какое чрез Пророка Иеремию изрек Бог всяческих, блаженный Даниил начинает приносить Владыке моление свое о народе. А время сие исполнилось при персидском царе Кире, как говорит блаженный Ездра. Ибо в самом начале своего писания, после вступления, кратко упомянув о взятии Иерусалима, о порабощении отечества, и о переселении пленных в Вавилон; присовокупил: «и беша раби ему и сыном его, даже до царства Персскаго, во исполнение словес Господних от уст Иеремииных: Дóндеже благоизволит земля субботы своя, во все время опустения своего, субботствовати будет во исполнение лет, седмидесяти. Царствующу Киру царю персскому перваго лета, во исполнение слова Господня усты Иеремииными» (2Ездр. 1, 57, 58. 2, 1). А божественнейший Иеремия сказует так: «се, аз послю, и возму вся племена северска, и Навуходоносора царя вавилонска раба Моего: и приведу его на землю сию, и на обители ея, и на вся языки окрест ея, и убию их, и поставлю их во ужас, и в звиздание, и в поношение вечное. И погублю от них глас радости и глас веселия, глас жениха и глас невесты, благоухание мира, и свет светильника. И будет, вся земля cuя в запустение, и во ужас, и поработают сии во языцех царю вавилонскому седмьдесять лет. Егда же исполнени будут седмьдесять лет, на царя вавилонска, и на язык»

оный, рече Господь, беззакония их и на землю халдейскую, и положу тую в запустение вечное

(Иер. 25, 9 – 12). Так блаженный Иеремия дал разуметь, что время пленения исполнится с разрушением халдейского царства; а Ездра привел сие в большую ясность, сделав упоминание о Кире. Впрочем находим, что божественный Захария вычисляет время сие и иначе. Ибо, когда, по смерти Кира и сына его Камбиза, Персидскую державу воспринял Дарий, сын Истаслов, Пророк, упомянув о времени (ибо говорит: «в двадесять четвертый перваго надесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахинну сыну Аддову, пророку» Зах. 1, 7), чрез несколько слов присовокупил: и «отвеща Ангел Господень, и рече: Господи Вседержителю, доколе не имаши помиловать Иерусалима, и грады Иудовы, яже презрел еси, сие седмьдесятое лето» (12)? Некоторые из недугующих неверием думают, что святые Пророки разногласят; но вскормленные священными словесами, просвещаемые божественною благодатью, отыскивают у святых Пророков согласие. Посему, испросив и себе луча оной благодати, постараемся согласие это сделать явным для неведущих. Время пленения определяют согласно все, и божественный Иеремия, и богомудрый Захария, и блаженный Ездра; потому что все выставляют седмидесятилетнее число. Но, не с одного и того же года начиная считать это время, утверждали, что число сие придет к концу; одни – при Кире, а другие – при Дарие.

Блаженный Иеремия и Ездра, считая от начала первого пленения, справедливо насчитывают седмьдесять лет, до персидского царя Кира. А божественный Захария, считая от последней осады, в которую Иудеи подверглись конечной гибели, говорит, что число седмидесяти лет исполнилось при персидском царе Дарии; потому что при нем действительно построен божественный храм. Поскольку народ Божий отводим был в плен три paзä – в первый раз при Иоакиме, сына царя иудейского Иосии; – во второй при Иехонии, сыне Иоакимовом, а в третий при Седекии, брате Иоакима, а дяде Иехонии; то необходимо и возвращение было троекратное. Сперва отпускает их Кир персидский, потом Дарий, сын Истаслов, и посели сего Артаксеркс, сын Ксерксов, когда послал он сперва Ездру, а за ним и Неемию воссоздать стены иерусалимские. Посему для тех, которые были первыми пленниками, седмидесятилетнее время исполняется при Кире персидском; и таковое же продолжение запустения храма приемлет конец во второй год Дария, сына Истаслова, так что и то и другое пророчество, – и Иеремии и Захарии, равно как и писание Ездры, не лживы и истинны. Сие-то время уразумев, исчислив и нашедши приближающимся к концу, блаженный Даниил говорит:

Дах лице, мое ко Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте и во вретище и в пепеле.

Не просто ожидал я, говорит Пророк, избавления от плена, но приносил моление Владыке, прося освобождения соплеменникам. Ибо, если и тысячекратно повторит Бог обетования благ, но мы соделаем себя самих недостойными дара, то послужим препятствием Божией щедрости.

Сие говорит Бог и чрез Пророка Иеремию: «наконец реку на язык и царство, да возсозижду и насажду я». И будет, если язык тот обратившись «сотворит лукавая», не наведу на него всех «благих, яже глаголах» (Иер. 18, 9, 10). Обученный сему, блаженный Даниил, постом, вретищем и пеплом окрылив молитву, приносит оную Богу.

Дан.9:4. И молихся ко Господу Богу моему,

говорит Пророк «и исповедахся, и пех: Господи Боже мой, великий и чудный, храняй завет», и «милость любящим Тя, и хранящими заповеди Твоя». Пророк называет Бога великим и чудным, как могущего соделать великое и чудное; потому что божественные мужи любят употреблять Божественные именования, заимствованные от проявления сил в действии. Сказал же, что Бог хранит завет и милость любящим Его, поминая обетования Аврааму, Исааку и Иакову. И слагая молитву, со всею точностью даст видеть, что «хранит» не просто, но «любящим Его и хранящим заповеди» Его; но если кто преступает Твои повеления; то делает себя недостойным Твоих обетований. А сие-то и сбылось с нами.

Дан.9:5. Согрешихом, беззаконновахом, нечествовахом, уклонихомся от заповедей Твоих и от судов Твоих.

Употребив о Боге оные досточтимые и чудные именования, Пророк весьма

прилично о своих единоплеменниках употребил именования прямо противоположные. Не почел же достаточным сказать: «согрешихом», но присовокупил: б«еззаконновахом, нечестовахом», став непризнательными к Твоим благодеяниям. «Нечестовахом», предпочтя Тебе иных богов, неодушевленных, бесчувственных, не имеющих никакой силы. Потом, показывая и непрестанно продолжающееся Божие о них попечение, и великую бесчувственность народа, присовокупил:

Дан.9:6. И не послушахом раб Твоих Пророков, иже глаголаша во имя Твое к царем нашим, и князем нашим, и отцем нашим, и всем людем земли.

Не преставала милость Твоя призирать на нас, и через Пророков беседовать, то с царями и князьями, то с священниками и учителями (их Даниил назвал отцами), а многократно и со всем народом; но при всем этом продолжали мы прекословить. Посему справедливо присовокупил Пророк:

Дан.9:7. Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, якоже день сей, мужу Иудину, и живущим во Иерусалиме, и всему Израилю, и ближним и дальним

во «всей земли, идеже разсеял еси я тамо, во отвержение их, имъже отвергошася Тебе Господи». Соделанное Тобою, Владыка, проповедует правду Твою; а мы, по причине великого нашего беззакония, пребывая в стыде, обвиняем себя в собственной своей не признательности. Тебе от нашего нечестия никакого не произошло вреда; а мы собрали плоды своих семян и плоды горестные. Пророк, обвиняя единоплеменников, и себя присоединяет к числу преступивших Божий закон.

Дан.9:8. Нам,

говорит он, «стыдение лица, и царем нашим, и князем нашим, и отцем нашим, иже согрешихом Тебе». Каждого из сих выражений достаточно, чтобы преклонить на милость и самого жестокого, не только кротчайшего и человеколюбивейшего. Ибо Пророк показывает сими словами, что преисполнены стыда, не только малозначительные и незнатные в народе, но и самые цари, и князья, и священники; ибо их назвал отцами. И показав справедливость наказания, присовокупил: «иже согрешихом Тебе». Но мы понесли плоды достойные беззакония.

Дан.9:9. Господу же Богу нашему щедроты и очищения.

Ибо Тебе, подлинно кроткому и человеколюбивому, подобает поступать с нами милостиво и милосердо. И продолжая обвинять в беззаконии (ибо слышал, что Бог говорит чрез другого Пророка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26)), Пророк себе присвояет беззаконие народа, и произносит обвинение оного, возвещая Божию милость.

Яко отступихом,

говорит Пророк, (10). «И непослушахом гласа Господа Бога нашего, ходити в законех Его, ихже даде, пред лицем нашим, рукою раб Своих Пророков». Просвещаемые Пророками и руководимые к должному, все время продолжали мы прекословить.

Дан.9:11. И весь Израиль преступи закон Твой, и уклонишася, еже не послушати гласа Твоего.

Ибо, если бы одни преступали закон, а другие были точными хранителями законов Твоих; то не подверглись бы все сему бедствию. Но, поскольку на беззаконие отважились все вообще, то справедливо говорит Пророк: «прииде на нас клятва, и заклятие вписанное в закон Моисея раба Божия, яко согрешихом Ему. Заклятие» же разумеет Пророк, произнесенное Богом во Второзаконии; ибо говорит: «воздвигну на небо руку Мою, и кленуся десницею Моею, и реку: живу Аз во веки. Яко поострю якоже молнию меч Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом Моим, и ненавидящим Мя воздам. Упою стрелы Моя от крове, и меч Мой снест мяса, от крове язвенных и пленения, от глав князей языческих» (Второз. 32, 40–42). И несколько прежде сего также говорит: «рех: разсею их, уставлю же от человек память их» (26). A «клятву» Пророк разумеет произнесенную шестью коленами на горе Гевал. Посему, говорит Даниил, оное заклятие и клятва, изображенная в законе Моисеевом, исполнились на нас.

Дан.9:12. И устави словеса Своя, яже глагола на ны, и на судии наши, иже судиша нас, навести на ны злая великая.

И показывая чрезмерность зол, продолжает Пророк:

Яковых не бысть под всем небесем, по бывшим во Иерусалиме.

Не нахожу и примера для наших бедствий, говорит Даниил. Потом, доказывая не лживость Божественного предречения, продолжает:

Дан.9:13. Якоже есть писано в законе Моисеове.

И представляя справедливость наказaния, говорит еще:

Вся злая сия приидоша на ны; и не помолихомся лицу Господа Бога нашего, отвратитися от неправд наших, и еже смыслити во всей истине Твоей Господи.

Даже, когда постигло нас столько тяжких бедствий не восхотели мы прибегнуть к покаянию, отстать от прежнего беззакония и благоугождать Тебе, хранением законов. Потому и говорит Пророк:

Дан.9:14. Убудися Господь Бог на злобу нашу, и наведе сия на ны.

Как некий сон, отложив долготерпение, наложил на нас Бог наказание, достойное нашей жизни; потому что, говорит Пророк,

Свят Господь Бог наш во всем деянии Своем, еже сотвори, и не послушахом гласа Его.

Он неповинен и никакой не заслуживает укоризны за то, что соделано Им; а мы, живущие в злочестии и лукавстве, навлекли на себя наказание. Так, окончив обвинение беззакония, Пророк начинает наконец моление, и испрашивает человеколюбия.

Дан.9:15. И ныне, Господи Боже наш, иже извел еси люди Твоя от земли Египетския рукою крепкою, и сотворил еси Себе самому имя, якоже день сей, согрешихом беззаконновахом.

Дан.9:16. Господи, всем помилованием Твоим, да отвратится ярость Твоя от града Твоего Иерусалима, от горы святыя Твоея.

Пророк воспоминает прежние благодеяния, признательным памятованием привлекая милость, и говорит: не трудно Тебе, Владыка, даровать нам освобождение. Ибо, совершив множество чудотворений и казней над Египтянами, освободил уже Ты народ Свой от горького этого рабства, так что слава о соделанных чудесах пронеслась повсюду, и всем человекам соделалось явным Твое могущество. И поскольку сами мы согрешили и оказали себя недостойными Твоего человеколюбия; то умоляем сподобить пощады Твоей град Твой и ту гору, которую явлением Твоим на оной соделал Ты святою. И, продолжая моление о граде, Пророк говорит:

Яко

в грехах наших, «и неправдами нашими и отец нашихь Иерусалим и людие Твои во укоризну быша во всех окрестных нас». За беззакония наши, за грехи отцов наших, сделались мы посмешищем для сопредельных народов, и град знаменитый и славный подвергся запустению.

Дан.9:17. И ныне, Господи Боже наш, услыши молитву раба Твоего, и прошение его, и яви лице Твое на святилище Твое опустевшее.

Приими, Владыка, говорит Даниил, прошение раба Твоего, и воззри на запустение Тобою освященного места, и снова исполни оное благодати Твоей. И поскольку народ не достоин был приять это; то весьма прилично присовокупил Пророк:

Тебе ради, Господи.

Соделай Владыка, Тебе самому подобающее, и помысли, не о наших беззакониях, но о неиссякаемых источниках Твоего человеколюбия. И продолжая молиться, говорит Пророк:

Дан.9:18. Приклони, Боже мой, ухо Твое, и услыши, отверзи очи Твои, и виждь потребление наше, и града Твоего.

И еще больше усвояя град Богу, сказал:

Во нем же призвася имя Твое.

А сказанное: «приклони ухо Твое, и отверзи очи Твои», значит: не отвращайся от прошения моего, но с благоволением выслушай молитву мою. Ибо Пророк знал, что Божество бесплотно, но как человек, не умел иначе беседовать с Богом. Поскольку же каждый человеке видит очами, слышит ушами, то употребил речения сии и о бесплотном Боге, называя так Божии силы. И к сему присовокупляет:

Яко не на наши правды повергаем моление наше пред Тобою, но на щедроты Твоя многия Господи

. Не на правды наши возлагая надежду, испрашиваем Твоего человеколибия, но уповая на милость Твою, осмеливаемся умолять.

Дан.9:10. Услыши Господи, очисти Господи, вонми Господи, и не закосни Тебе ради Боже мой.

В сказанном достоин удивления порядок; Пророк умоляет Бога сперва услышать молитву и не отвергать прошения, потом услышав соделаться снисходительным, а став снисходительным внять с благоволением, показав же Свое благоволение, сделать и исполнить испрашиваемое. К сему присовокупил: «не закосни», то есть, не отлагай исполнение самого прошения до другого времени, но немедленно сподоби нас Твоего пришествия. Да и конец молитвы достоин Даниилова смиренномудрия. «Тебе ради Боже мой», говорит Пророк. Я недостоин приять милость сию; но окажи оную.

Яко имя Твое призвася во граде Твоем, и в людех Твоих.

Так просил Пророк, с таким усердием приносил моление о единоплеменниках, умолял Бога не умедлить, и немедленно приемлет Божий ответ; ибо говорит:

Дан.9:20. Еще ми глаголющу, и молящуся, и исповедающу беззакония моя, и грехи людей моих Израиля, и припадающу с молением моим пред Господем Богом моим;

Дан.9:21. И еще глаголющу ми в молите, и се муж Гавриил, егоже видех в видении моем в начале, парящ.

Принося моление сие, и обвиняя общее наше беззаконие, не докончив еще молитвы, говорит Даниил, вижу парящего ко мне и поспешающего Гавриила; узнал же я, кто он, прежде уже видев его во сне; дознал и именование его, услышав тогда, как Владыка призвал и повелел ему: «Гаврииле скажи видение оному» (Дан. 8, 6). Назвал же его Пророк мужем, дав именование сие по видимости; потому что в упомянутом сне говорит: «се ста предо мною, аки образ мужеск» (15). Поэтому и здесь говорит: «се муж Гавриил, его же видех в видении моем в начале, парящ». Сказал же, что Гавриил парит, увидев что с быстротою рассекает он воздух, и поспешает к Пророку.

И прикоснеся мне, аки в час жертвы вечерния,

то есть, прикоснулся во время вечернего Богослужения, или прикасался столько времени, сколько продолжается вечернее богослужение.

Дан.9:22. И глагола ко мне, и рече: Данииле, ныне изыдох устроити тебе разум.

Дан.9:23. В начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний еси ты, размысли о словеси, и разумей в явлении.

Вскоре после того, как начал ты молиться, общий наш Владыка, прияв моление и увидев доброе твое желание, послал меня открыть тебе будущее; а ты тщательно внимай изрекаемому. Что будет тебе, сказано, то гораздо глубже, нежели сколько может проникать человек; сие и означают слова: «разумей в явлении» , то есть, наречено это будет иносказательно, и должно тебе тщательно вникать, чтобы уразуметь сие. Божественное же сказуется и пишется иногда иносказательно, что бы не для всех было явно сообщаемое в откровении святым; потому что могло бы это легко быть пренебреженным, если бы для всех стало равно известным. Называет же Гавриил Пророка мужем желаний, или, как предавшегося посту и изнурению и мужественно борющегося с плотскими вожделениями, или как вожделевающего видений желающего дознать, что будет с народом Божиим, или еще потому что Даниил, сияя лучами добродетели, привлекал к себе любовь, и любовь в самой высшей степени. Так божественный Архангел, возбудив Пророка к уразумению того, что будет ему сказано, предлагает учение.

Дан.9:24. Седмьдесять седминь сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем,

дондеже «обетшает согрешение, и скончается грех, и запечатаются греси, и очистятся беззакония, и загладятся неправды, и приведется правда вечная, и запечатается видение и Пророк, и помажется Святый Святых». Прежде всего прочего должно заметить, что, поскольку Пророк в молитве к Богу о народе Божием и Иерусалиме говорит: «людие Твои, град Твой, святое Твое;» то Бог, превращая речь, говорит Даниилу: «седмьдесять седмин сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем», как бы не удостаивая называть Своим и народ, древле наименованный Его народом, и город древле наименовавшийся также Его градом. Так поступил Бог и при великом Моисее. Когда, слив тельца, воздали ему божеское чествование, Бог сказал Пророку: «иди скоро, сниди отсюду, беззаконоваша бо людие твои, ихже извел еси из Египта» (Исх. 32, 7). Итак чрез Архангела говорит Бог Пророку: прияв прошение твое, и соградить Иерусалим дозволю, и повелю, чтобы народ твой был возвращен в отечество. По сограждении же Иерусалима, Иудеи в продолжении четырех сот девяноста лет будут жить под законом. Ибо столько времени составляют седмьдесять седмин, если каждый день принимать за год. Поскольку продолжение их пленения определил Бог седмидесятилетним временем; то, седьмикратно обратив время сие само на себя, определяет продолжение их жительства по закону. «Седмьдесять седмин сократишася», то есть, определены и присуждены; ибо так перевели некоторые из толковников.

О людех Твоих, и о граде Твоем святем,

дондеже «обетшает согрешение, и скончается грех», то есть, пока возрастет, злочестивая их дерзость и конца достигнет грех. Грехом же скончавающимся и согрешением обетшавающим, или возросшим и достигшим крайнего предела, Пророк называет крест, их дерзостию уготованный Господу. Ибо прежде сего, отваживаясь на тысячи худых дел, они хотя подвергаемы были наказанию, и страдали за свои преступления, по, получив прощение, опять удостаивались Божия человеколюбия. Но, после неистового восстания на Владыку, по дерзком уготовании креста, не было им уже восстановления, как вопиют самые дела, но, по истечении более, нежели четырех сот сорока лет, остаются рассеянными и пресельниками во вселенной. Посему святый Архангел говорит блаженному Даниилу: «седмьдесять седмин сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем», Дóндеже «обетшает согрешение,и скончается грех». И поскольку Владыка Христос имел верующим в Него даровать оставление грехов, как и блаженный Иоанн взывал, говоря: се «Агнец Божий, вземляй грех мира» (Иоан. 1, 20); то прилично присовокупил Архангел: «и запечатаются греси, и очистятся беззакония, и загладятся неправды;» потому что Христос загладил беззакония уверовавших в Него, «истребив еже на нас рукописание», как говорит блаженный Павел (Кол, 2, 14). Запечатлел же грехи, упразднив жительство по закону, и даровав благодать Духа, при содействии которой жительствующие духовно препобеждают страсти.

К сему присовокупил Архангел: «и приведется правда вечная». А вечная правда, в собственном смысле, есть сам Владыка Христос, потому что о Нем говорит блаженный Павел, «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1. 30); и в послании к Римлянам сказал о Евангелии, что «правда Божия в нем, является» (Рим. 1, 17). Поскольку же Христос, по щедроте Своей, и уверовавшим в Него даровал правду, вводящую в жизнь вечную, и повелел в молитвах испрашивать сей правды, говоря: «ищите царствия Божия и правды Его» (Матф. 6, 33); то святый Гавриил по необходимости сказал: «и приведется правда вечная». Присовокупил же: «и запечатается видение и Пророк», то есть, положен будет конец всем пророчествам «(кончина бо закона Христос в правду всякому верующему» (Римл. 10, 4.)), и пророчественная благодать отступит наконец от народа иудейского. Если бы Владыка Христос пришедши не пострадал и не сотворил того, что предсказали Пророки; то не обнаружилась бы истина Пророков. Посему исполняет, и как бы запечатлевает и подтверждает предреченное пророками, совершая и претерпевая ими прореченное. К сему присовокупил еще Архангел: «и помажется Святый Святых». Кто же сей Святый святых? Пусть скажут Иудеи. Если же не знают, то пусть научатся от нас, что Он, есть Владыка Христос, Который предвещает устами Исаии:

Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя Господень

(Ис. 61, 1), и о Котором свидетельствует Давид, что «возлюбил правду, и возненавидел беззаконие, сего ради» помазан «елеем» «радости паче причастник» Его (Псал. 44, 8); свидетельствует же и блаженный Петр, верховный из Апостолов, говоря: «Иисуса, Иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым и силою, Иже пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с Ним» (Деян. 10, 38). Итак блаженный Пророк Даниил извещается, что Бог благоизволил дать Иерусалиму, в продолжении четырех сот девяноста лет пользоваться по обычаю божественными дарами, пока не отважится на оное нечестивое и ужасное дело, разумею крест, уготованный Спасителю, Которым, именуясь Святым святых, как источник святыни, по человечеству помазуется Духом Святым, запечатлевает же и подтверждает древние пророчества, исполняя все, ими предреченное, и дарует оставление грехов уверовавшим в Него. Потом божественный Архангел научает, с чего должно начать счисление седмидесяти седмин и говорит:

Дан.9:25. И увеси и уразумееши от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа Старейшины седмин седмь, и седмин шестьдесят две.

Некоторые полагают, что начало построения храма, положенное при Кире, есть начало исчисления седмин; другие же начинают счисление с шестого года царствования Дария, сына Истаслова; потому что тогда восприяло надлежащий конец построение храма, между тем, как в протекшее до сего время были препятствия построению храма от сопредельных жителей, по неприязненности их к Иудеям, и Камбиз, сын Киров, обманутый ими, запретил построение. Но то и другое счисление несправедливо. Ибо, во-первых, если кто пожелает начать счисление с указанных времен, то число лет окажется большим. Потом не возможно найти, чтобы при ком ином совершилось заглаждение грехов, оставление неправд, дарование вечной правды, исполнение пророческих предречений, помазание Святаго святых, кроме единого Владыки Христа. Если же сие действительно так, и согласны в этом повелевающие начинать счисление седмин с указанных времен; то пусть отсчитают четыреста девяносто лет снизу в верх. Ибо, если, начав считать с явления на Иордан, когда наш Спаситель и Господь начал проповедовать, учить и творить чудеса, поступим в верх; то найдем, что число сие не доходит не только до Кира, но и до Дария, исполнилось же в двадцатый год царствования Артаксеркса, сына Ксерксова, в то время, как Неемия, виночерпий сего царя, восприяв ревность, помолившись Богу и сподобившись помощи свыше, умоляет царя, дозволить ему построение оград иерусалимских, и получив благосклонное соизволение царя, возвращается в отечество, со всем усердием довершает не достававшее в Божием храме, воздвигает городские стены, и укрепив отовсюду башнями, сооружает врата, и возбудив священников, город, не имевший в себе жителей, наполняет обитателями. Сие-то давая разуметь божественный Архангел сказал: «и увеси и уразумееши от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа Старейшины седмин седмь, и седмин шестьдесят две».

И возвратится и соградится стогна и забрала10.

Начав счисление, говорит Архангел, от построения города, когда восприял он стены свои, и стал вмещать в себе множество жителей, так что, по причине множества обитающих, сделался обширным, найдешь «до Христа Старейшины седмин седмь, и седмин шестьдесят две», Христом же Старейшиною именует он того же, кого назвал Святым святых, как и блаженный Петр в речи к Иудеям сказал: «Начальника же жизни убисте: егоже Бог воскреси от мертвых» (Деян, 3, 15), «разрешив болезни смертныя» (2, 24). «Он» наш Старейшина по человечеству, как «перворожденный всея, твари" (Кол. 1, 15), то есть новые (ибо сказано: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5, 17)), и как «перворожденный из мертвых, яко да будет», по слову Павлову, «во всех Той первенствуя» (Колос. 1, 18). Посему-то и святый Гавриил нарек Его Христом старейшиною. Итак до Него от построения Иерусалима «седмин седмь, и седмин шестьдесят две». А чтобы не подумали иные, будто бы утверждаем сие без основания, предложим счисление самых годов. От двадцатого года царствования Артаксеркса, сына Ксерксова, когда Неемия, пришедши в Иерусалим, начал воздвигать стены города, до Дария сына Арсамова, которого убив, Александр Македонский разрушил царство Персидское, сто четырнадцать лет; от шестого же года Александра, в который убит Дарий, до Каия Юлия Кесаря, первого самодержца Римского, всех лет царства Македонского двести восемьдесят два года: и от начала владычества Юлия Кесаря до пятнадцатого года Тиверия Кесаря, когда Иоанн Креститель пришел на Иордан, проповедуя крещение покаяния, и взывая: «се Агней Божий, вземляй грех мира, -» семьдесят три года. Числа сии, сложенные вместе, составляют число четыреста шестьдесят девять; а такое число лет составляет еврейских годов четыреста восемьдесят три года; но такое же число составляюсь семь и шестьдесят две седмины. Надобно же знать, что Евреи, вычисляя год по течению луны, делают одиннадцать дней излишних, которые мы называем добавочными; потому что течение луны совершается в двадцать девять дней и шесть часов. Счисляя же таким образом, Евреи полагают год в триста пятьдесят четыре дня. Итак, поскольку святый Архангел, беседуя с блаженным Даниилом, Евреем, и открывая ему число лет, без сомнения разумел число для него обычное; то необходимо должно приложить годы, слагающееся из добавочных дней. А по приложении их, окажутся восемьдесят три года сверх четырехсот лет. Столько же лет дают семь и шестьдесят две седмины. Не без намерения Архангел разделил седмины, но предозначая перемены некоторых вещей. Ибо от построения Иерусалима, которое было при Неемии и Ездре, до Гиркана, последнего первосвященника из Асмонеев, которого умертвил Ирод, исполняется число шестидесяти двух седмин; а от убиения Гиркана до пришествия Спасителя нашего и явления на Иордане истекают остальные семь седмин. В это время, то есть, по убиении Гиркана до пришествия Спасителя нашего, первосвященники уже были поставляемы противозаконно. Закон повелевал первосвященникам священствовать до конца жизни и получать себе преемника по смерти. Но Ирод, и после него Римляне, сделав первосвященство продажным, преемства первосвященников сделали частыми; иных, не происходивших даже от священнического рода, поставляли первосвященниками. О сем повествуя, еврейский писатель, Иосиф говорит так: «Ирод, возведенный на царство Римлянами, поставляет первосвященников не из рода Асмонеев (а это были так называемые Маккавеи), но из людей незнатных, только были бы они по происхождение Евреи. И чрез несколько слов говорит еще так: «в рассуждении поставления иудейских первосвященников, подобно Ироду поступали сын его Архелай, и после него присвоившие себе власть Римляне. И в другом месте говорит он: «Римский военачальник Валерий Грат, отрешив от первосвященства Анана, сделал первосвященником Исмаила сына Фави; а чрез недолгое после сего время, отставив и сего, провозглашает первосвященником Елеазара, сына первосвященника Анана; и по прошествии года, отрешив и Елеазара, передает первосвященство Симону, сыну Кафима, но и он не более года пробыл в этом сане, как преемником ему стал Иосиф, он же и Каиафа». Сказуя о сем, и блаженный Лука говорит: «в пятоенадесять лето Tuверия Кесаря при архиереях Анне и Каиафе» (Лук. 3, 1. 2). Но ни откуда не дознали мы, чтобы по закону в одно время были два первосвященника. Сие предсказывая, святый Гавриил говорит:

Дан.9:26. И по седминах шестидесяти двух потребится помазание, и суд не будет в нем.

Таким образом делается ясным, что Архангел поставил шестьдесят две седмины первыми, и после те семь седмин, в которые, говорит он, «потребится помазание», то есть, действовавшая в первосвященниках благодать. А поскольку и поставляемые противозаконно именовались первосвященниками; то справедливо присовокупил Гавриил: «и суд не будет в нем». Хотя и помазуются они, говорит Архангел, но помазуютея не по праву, осмеливаются же делать сие противозаконно. Да и выше сделал явным, что семь седмин поставил он последними, сказав: «до Христа Старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две». Ибо Архангел семь седмин, которые восполняются прочие седмины, протекшие до Христа Старейшины, поставил при самом упоминании о Нем, чтобы нам знать, что, если захотим вести счет от Христа к верху, то найдем сперва семь седмин, а потом шестьдесят две седмины. И приводя сие в большую ясность, говорит он: «возвратится, и соградится стогна и забрала, и истощатся лета», то есть время до построения: «и по седминах шестидесяти двух потребится помазание;» не сказал: по седми, но: по «шестидесяти двух», за которыми следует седмь, в течение коих «потребится помазание, и суд не будет в нем:» потому что царствовал иноплеменник Ирод, по отцу Аскалонитянин, по матери Идумей, а именуемые первосвященниками не по закону были помазуемы, но поставляемы иноплеменными правителями, Иродом, Архелаем, римскими военачальниками. Потом говорит Архангел о конечной гибели, какая постигнет и город, и самую эту иноплеменную царскую власть, и противозаконное первосвященство. Потом, давая знать, что Иудеи потерпят бедствия гораздо больше прежних, Архангел присовокупил:

И потребятся аки в потопе,

то есть, подвергнутся конечной гибели, какую претерпели люди древле, когда потоп покрыл всю землю. И показывая, что не будет для Иудеев никакого восстановления, или облегчения, говорит еще:

И до конца рати сокращенныя погибельми.

Ибо подвергнутся совершенной пагубе, преданные в жертву войне, как бы некоему потопу, и до конца подавлены будут сими бедствиями, и никогда не получат никакого восстановления. Так предсказав конечную гибель Иудеев, Архангел возвращается снова к числу седмидесяти седмин, прилагает к шестидесяти девяти остальную, и говорит:

Дан.9:27. И утвердит завет мнозем седмина едина: и в полъседмины отъимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времене, скончание дастся на опустение.

Что по шестидесяти двух седминах будет в продолжение седми седмин, об этом, говорит Архангел, сказал я прежде; надлежит же знать, что совершится и в другую седмину. Ибо во время оной дан будет верующим новый завет, и исполнит их всякой силы. В половине же сей седмины «отъимется жертва и возлияние», то есть, прекратится жертва подзаконная; потому что принесена истинная жертва непорочного Агнца, вземлющего грех мира. По принесении сей жертвы, примет конец жертва подзаконная.

Посему-то, по совершении сей жертвы, когда Спаситель испустил дух, «завеса церковная раздрася с вышняго края до нижняго» (Матф. 27, 51), неудобозримое прежде творя для всех удобозримым, неприкосновенное и недоступное делая доступным. Поскольку завеса отделяла от Святого Святое Святых, в котором были очистилище, херувимы и кивот, то разодравшаяся от края до края завеса самым делом показала, что отступила пребывающая внутри благодать, и не священным стало то, что доступно было одному только первосвященнику. A сие совершилось, как скоро принесена жертва за весь мир. Если же кто в точности желает знать самое время; то из Евангелия от Иоанна узнает, что около трех с половиною лет Господь проповедовал, и утверждал святых Своих учеников и учением и чудесами. И потом претерпел страдание. А по кресте и смерти, по воскресении и вознесении на небеса, и по сошествии Святого Духа, в остальное время седмины, святые Апостолы, проповедуя и творя чудеса в Иерусалиме, многие тысячи людей наставив в евангельском учении, сподобили их нового завета, и приготовили к принятию благодати всесвятого крещения. Потом, после злодеяния, совершенного Иудеями над святым Стефаном, прочие рассеялись по городам иудейским, а божественные Апостолы не долгое время пребыв в Иерусалиме, прошли Самарию, Кесарию, Лидду и Иоппию, и поспешали всем людям сообщить спасительные догматы. Посему-то божественный Архангел блаженному Даниилу говорит, что «утвердит завет мнозем седмина едина», совокупляя вместе и время распятия Господня, и время, когда святые Апостолы по воскресении Спасителя проповедовали учение в Иерусалиме. Потом делит седмину пополам, и говорит: «и в полъседмины отъимется жертва и возлияние;» потому что с принесением истинной жертвы воспримет конец сень законная. И сверх сего говорит еще: «и во святилищи мерзость запустения;» потому что ради жертвы крестной, не только прекратится жертва подзаконная, но и мерзость запустения дана будет святилищу, то есть, быв прежде чтимым и приводя и трепет, соделается оно запустевшим. Признаком же запустения будут некоторые изображения, запрещенные законом и внесенные в святилище. Сие же сделает Пилат, в храм Божий, вопреки Божию закону, внесши ночью царские изображения. Сие и Господь предсказал святым ученикам Своим в священном Евангелии: «егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом Пророком, разумейте яко приближися запустение» Иерусалиму. «Тогда сущии» во «Иудеи да бежат в горы. И иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его» (Матф. 24. 15 – 17; Лук. 21,20). Сказал же сие Господь, давая разуметь, что скоро постигнет их конечная гибель. И несколько прежде сего говорил Он: «Иерусалиме Иерусалиме, избивый Пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, яко же собирает кокошь птенцы своя под крыле, и не восхотесте». Потому сказываю вам: «оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. 23, 37–38). Сие предсказывал, святый Гавриил, после того, как предвозвестил прекращение подзаконно Богослужения, присовокупил и о сем: «и во святилище мерзость запустения». А чтобы не подумали Иудеи, будто божественный храм снова воспримет прежнее благолепие и славу, Архангел присовокупил: «и даже до скончания времене скончание дастся на опустение;» потому что до скончания века, говорит, запустение пребудет без всякой перемены. Сие изрек и блаженный Давид: «во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует, Иаковом и концы земли» (Пс. 58, 14). Увидят же, когда узрят «знамение Сына человеческаго на небеси: тогда восплачутся вся колена» (Матф. 24, 30.); тогда «воззрят, на Нь, Его же прободоша» (Иоан. 19, 37). Если же разумеет сие пророчество не так; то, поскольку число четырех сот девяноста лет протекло, и сверх того прошло еще более четырех сот сорока лет, пусть покажут, при ком пришло в исполнение пророчество Архангела при Маккавеях? Но до них от Дария, даже от Кира, первого царя персидского, нет четырех сот девяноста лет; потому что от Кира до Антиоха Епифана, при котором Маккавеи возревновав вступили в дела правления, около трех сот седмидесяти двух лет. Притом же, кто из них называется Святым Святых? Иуда, или Ионафан, Симон или кто после сих? Однако же ни патриарх Авраам, ни законодатель Моисей, ни величайший из Пророков.

Илия никогда не был называем Святым святых. Итак и время и наименования ясно предуказали нам пришествие Господа нашего Иисуса Христа, в которого уверовав и ожидая второго Его пришествия, будем молиться, чтобы в день суда сподобиться Его человеколюбия; да улучим оное все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки веков. Аминь.

* * *

10

Греческий текст: ο ικοδομηθσεται πλατεία καἱ περἰτειχος можно перевести: соградится обширный и обнеснный стенами. Так разумеет и блаженный Феодорит.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкования на видения пророка Даниила. 1-242 с.

Комментарии для сайта Cackle