Глава 4
Мал.4:1. Яко се день грядет горящ яко пещь, и попалит я.
Тогда, говорит Пророк, дознаете, какое расстояние между праведным и неправедным, и какая разность между служащим и не служащим Богу. Ибо не думайте, что настоящая жизнь продолжительна; она прекратится, и приидет некий «день горящ яко пещь, и попалит я».
И будут вси иноплеменницы, и вси творящии беззаконная яко стеблие: и возжжет я день грядый, глаголет Господь Вседержитель: и не останется от них корень ниже ветвь.
Слово: «иноплеменницы», Акила перевел: «горделивые». Так и божественный Павел сказал: «аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится» (1Кор.3:12–15). Так Бог, предвозвестив гибель живущим в нечестии, показывает, какия награды благочестивым.
Мал.4:2. И возсияет вам боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех Его.
Сие же приличествует и первому и второму пришествию Спасителя нашего; потому что в первое пришествие, как некое солнце, воссиял Он нам, седящим во тме и сени смертной; освободив нас от греха, соделал причастниками правды, и духовными дарованиями покрыв нас, как некиими крилами, даровал исцеление душам нашим; и во второе пришествие, явившись изнуряемым в продолжение настоящей жизни, или против воли, или по собственной их воле, как праведный, рассудит их правдиво, и даст им обетованные блага. И как чувственное солнце, восходя, одержимых сном пробуждает к деланию: так и Господь явившись воставит одержимых долгим сном – смертию. Тогда, тогда именно, сказано у Пророка:
Изыдете, и взыграете, якоже тельцы от уз разрешены,
потому что освобождены от греховных уз.
Мал.4:3. И поперете беззаконники, и будут пепел под ногами вашими в день, в оньже Аз сотворю, глаголет Господь Вседержитель.
Так пеплом стал богатый для Лазаря, так пеплом будут обидчики для обиженных, мучители и гонители для святых Мучеников. Потом напоминает им Бог, что о Владыке Христе предрек Моисей, и повелевает, читая закон, в точности ему повиноваться и ни в чем не прекословить.
Мал.4:4. Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания.
Потом ясно зная, что и закону не покорятся, и Его Пришедшаго не приимут, но предадут на распятие, по неизреченному человеколюбию, дает им обетование, снова послать Илию проповедником спасения, и говорит:
Мал.4:5. Се Аз послю вам Илию Фесвитянина,
и означая время, присовокупил:
прежде пришествия дне Господня великаго, и просвещеннаго.
Так наименовал день второго пришествия; извещает же, что соделает пришедши великий Илия.
Мал.4:6. Иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его.
И показывая цель, для которой придет Илия прежде, присовокупил:
да не пришед поражу землю в конец.
Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия приидет прежде, возвестить вам о Моем пришествии, и убедить вас, Иудеи, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам, и составить единую Мою Церковь. «Отцами» же называет Пророк Иудеев, как призванных прежде, а «сынами» – язычников, как спасенных после Иудеев. Посему, поскольку мы и ныне убеждаем Иудеев к благочестию, они же пребывают непокорными, завидуя нашему спасению, то справедливо сказано у Пророка, что Илия «устроит сердце отца к сыну»; потому что убедит Иудеев вступить в общение с нами.
Но сего достаточно не Иудеям только внушить страх, но устрашить и нас. Ибо чем большими воспользовались мы благами, тем больший отчет должны дать Судие. Почему надлежит нам быть благоуготованными на оный день, чтобы с дерзновением представ страшному судилищу, насладиться обетованными благами. А я умоляю читающих труды Мои, за сказанное право и хорошо воспеснословить несозданную Троицу; потому что Ее дар – ведение, как говорит и блаженный Давид: «учай человека разуму» (Пс.93:10); а если какое-либо пророческое изречение превысило мое разумение; – простить мне немощь естества, восполнить недостающее, похвалить же намерение, а за труды воздать молитвами. Податель благ, источник премудрости, и писателю, и читателям, да даст во всем разум, чтобы, без развлечения работая Ему, прославлять нам Его и телом и духом нашим; потому что Ему подобает слава во веки веков! Аминь.