Глава 50
Предвозвестив, что будет с другими народами, Пророк предсказывает, наконец, гибель Вавилона.
Иер.50:2. Возвестите во языцех, и слышано сотворите, воздвигните знамение, возопийте, и не скрывайте: рцыте: пленен бысть Вавилон.
Поскольку царь вавилонский, сокрушив другие царства, принуждал состоять под его владычеством; то Бог повелевает объявить народам о сокрушении царства вавилонского.
«Посрамися Вил». Это был идол, весьма чтимый Вавилонянами. По мнению одних назывался Вилом Дий, а по мнению других Крон. Пророк говорит, что он «посрамися», во первых, как не имевший сил удовлетворить поклонников, а потом, как вовсе лишенный чтителей.
Город неустрашимый, изнеженный. Пророк изобразил могущество и роскошь Вавилонян. Предан «Меродах». Меродахом называли и первого царя вавилонского. Посему здесь разумеет Пророк, или последнего царя, при котором было царство сокрушено, или первого, который перенес царство из Ниневии в Вавилон. Слово: предан относить можно и к последнему и к первому; но относя к последнему, разуметь должно самое царство. Сказует же Пророк, что посрамились все идолы вавилонские, и явным сделалось их бессилие. А под (Иер.50:3) «языком от севера», ополчившимся на Вавилонян, разумеет Мидян. Они-то, говорит Пророк, страну вавилонскую обратили в пустыню и ограбили. (Иер.50:4). «В то время», сказано у Пророка, возвратят себе свободу и десять колен, и два колена «вкупе» возвратятся, и (Иер.50:5) «приложатся» ко Господу; потому что «забвению не предается» завет вечный, то есть обетование данное отцам. Потом Пророк уподобляет Израильтян (Иер.50:6) «овцам погибшим», и причину погибели овец слагает на пастырей, а пастырями называет, не царей только, но и «священников», и сказует, чем довели их до того, что заблудились.
Угнали их на горы, «совратиша» их, «с горы на холм ходиша», (Иер.50:7) «забыта ложа своего». Холмами и горами называет и идольские капища; потому что в них покланялись идолам; а «ложем» их – Божий храм; потому что там был для них источник благ, какими наслаждались. Сие-то заблуждение, говорит Пророк, предало их врагам.
«Зане согрешиша Господу, пажить правды, собирающему отцев их Господу». Так и блаженный Давид говорит: «мы же людие Его и овцы пажити Его» (Пс.99:3). Тоже и здесь говорит Иеремия, а именно, что были они пажитью правды Господу, Который избрал отцов их.
Иер.50:8. Отъидите от среды Вавилона, и от земли халдейски изыдите, и будите яко козлища пред овцами.
Слово: «козлища» сирский толковник перевел: козлы. Посему советует им превзойти крепостью Вавилонян, и возвратиться в отечество. Потому и уподобил их козлам; так как козлы сильнее овец. Так и богомудрый Даниил видел Александра подобным козлу, а Дария подобным овну (Дан.8:20,21). Сказует же Пророк о множестве врагов, приступающих к Вавилону, о том, что преодолеют его, и (Иер.50:10) «наполнятся» собранными там благами. Объясняет и причину бедствий, какие потерпит Вавилон.
Иер.50:11. Зане веселистеся, и велеречивасте, расхищающе наследие Мое, скакасте бо яко тельцы на траве, и бодосте яко же волы».
(Иер.50:12). «Поругана бысть мати ваша зело», то есть, поруган Вавилон.
Иер.50:12. Посрамися 28 родившая вас матерь во блага;
то есть, оскудела благами. A сие дает видеть крайнюю степень разорения; сие же показывают и последующая за сим слова:
«Се, последняя во языцех пуста» и безводна. (Иер.50:13). «И от гнева Господня не» населится, и «будет в запустение». Сказует также, что проходящие Вавилоном, по причине чрезмерного бедствия, приемлют на себя печальный вид, и изумление свое выражают свистанием. Повелевает и стрелкам не щадя бросать стрелы и наказать Вавилон за нечестие его; (Иер.50:14)» понеже", говорит Пророк, «пред Господем согреши». Предсказывает и боязнь Вавилонян, и разрушение стен; присовокупляет и причину бедствия.
Иер.50:15. Яко месть Господня есть, отмстите ему, яко же сотвори, сотворите ему.
(Иер.50:16). «Потребите семя от Вавилона, держащаго серп во время жатвы», то есть, предавайте смерти, не ополчившихся только, но и земледельцев; потому что и они поступали также, воюя с Израилем.
«От лица меча еллинска, кийждо к людем своим обратится, и кийждо в землю свою убежит». Кир до взятия Вавилона разбил Лидян, покорил Ионян и Эолийцев, которые переселились в Азию из Эллады. Поэтому и их, приведя с собою, ополчил на Вавилонян. И не напрасно пророческое слово упомянуло об Еллинах, но давая сим знать, что и вдали жившие народы собрало против Вавилонян Божие определение.
Иер.50:17. Овча заблуждающее Израиль.
Заблуждение идолопоклонства соделалось для него виною бедствий.
«Львове» изгнали его. Так Пророк наименовал царей ассирийских.
«Первее яде» их «царь Ассур:» Феглаффеасар, Саламанасар и Сеннахирим. Сей же «последний, Навуходоносор царь вавилоиский, кости оглода ему», т.е. оставленное праотцами. За это, говорит Бог, накажу их, и Вавилон потерпит тоже, что потерпела Ниневия, древняя столица Ассириян. А наказав их, возвращу Израиля в отечественную землю; ибо ее называет Пророк (Иер.50:19) «Васаном, Кармилом, и горою Ефремлею». Предсказывает также перемену на лучшее, и освобождение от прежней прелести. А потом землей «преогорчевающих» называет опять землю халдейскую, а «мечом» – неприятелей, которым повелевает устремиться на Халдеев, и исполнить заповеданное Богом. (Иер.50:23). «Млатом» же «всея земли» наименовал царство вавилонское, так как оно нанесло удар всем народам, и сокрушило другие царства; ибо молоту свойственно раздроблять все, на что падают его удары.
Иер.50:25. Отверзе Господь сокровища Своя, и изнесе сосуды гнева Своего, яко дело есть
Богу и Господу сил «в земли халдейстей». (Иер.50:26). «Яко приидоша времена его. Сокровищами» Пророк назвал карающий приговор, «а временами» его – само наказание. Владыка, говорит он, не явит более долготерпения, но накажет за нечестие. Потом вразумляя, что наказание налагает Сам Бог, повелевает он осмотреть (Иер.50:26) «хранилища», все погубить, не оставлять и следа прежнего благоденствия. Предсказывает также, как Иудеи во множестве бегут оттуда, приходят в Иерусалим, и извещают о бедствиях, постигших Вавилон.
Поеле сего, повелев Вавилону терпеть от других, что заставлял терпеть сам, говорит (Иер.50:29): воздайте «ему по делом его», и указав на его неистовство против Самого Бога, обращает к нему следующие слова:
Иер.50:31. Се, Аз на тя горде, глаголет Господь
сил. Приданное Вавилону именование гордым дает разуметь, надменность его против Бога, и означает беззаконные поступки со всеми людьми.
«Яко прииде день» падения твоего и время отмщения тебе, (Иер.50:32) изнеможет «и падет гордыня твоя, и не будет возставляяй ю: и возжгу огнь в дубраве его: и пояст вся окрестная его». Под «дубравою» разумеет Пророк множество домов и множество жителей; а под словом: «окрестная» – подданных; и под изнеможением гордыни – сокрушение владычества. Потерпят же это, говорит Бог, за то, что, поработив народ Мой, не захотели во время возвратить ему свободу. Поэтому-то Бог угрожает предать врагам город, жителей, лживые прорицалища, и привыкших отличаться доблестями воителей вавилонских, и пришедших к ним на помощь, и сокрытые сокровища. Угрожает также в ничто обратить воду его: водою же в переносном смысл называет многолюдство. А вероятно предвозвещает и то, что произойдет с водой, не в переносном смысле взятой; потому что Вавилон в древности разделял Евфрат, протекая посередине города; а ныне река избрала себе другой путь, и самым малым протоком проходит по развалинам города. (Иер.50:38). «Островами» же называет Пророк городские дома; потому что вода обтекала вокруг их стен, да и город в средине своей имел реку. И мечтания демонские называет Пророк (Иер.50:39) «мечтами». Слова: «дщери сиринов» сирский толковник перевел: «строфокамилы»; а божественному Писанию обычно называть так демонов; потому что обольщают и обманывают они людей. Но тем и другим означается запустение.
Иер.50:39. И не соградится ктому во веки, ниже будет живуща в нем от рода в род.
Действительно исполнилось то и другое; потому что Вавилон не отстроен вновь, но доныне лишен оград, и много времени оставался необитаемым. Сие-то выразил Пророк словами: «от рода в род». Да и ныне землю сию населяет небольшое число Иудеев. Пророк же уподобляет ее (Иер.50:40) Содому и Гоморре, как за прежнее нечестие, так и по бедствиям, какие страна сия потерпела в последствии. Описывает полное вoоpyжeниe врагов, говорит, что подобны они волнующемуся морю, и ревностных сравнивает с огнем. А у Вавилонян, сказует Пророк, от страха (Иер.50:43) «ослабеша руце»; и мучительную скорбь их уподобляет он болезням рождающей жены. При сем дает знать, что Сам Бог предводительствует Мидянами.
Иер.50:44. Кто бо подобен Мне? и кто может стояти противу Мене ? И кто есть пастырь сей, иже воспротивится лицу Моему!
Поскольку Бог именовался пастырем израильским, и цари вавилонские думали о себе, что преодолели они Самого Бога всяческих; то научает, что Сам Он, по Своему ни с чем несравнимому могуществу, подвергнет их наказанию. Потом советует им истребить (Иер.50:45) «агнцев овчих», и уничтожить «пажить их; агнцами» же называет младенцев, а «пажитью» – город и принадлежащую ему область. О детях предвозвещает и блаженный Давид, ибо говорит: «блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136:9).
Иер.50:46. От гласа бо пленения вавилонскаго потрясется земля, и вопль во языцех слышан будет.
Поскольку город был знаменит, то и молва о том, что претерпел он, разнеслась повсюду.
* * *
Вместо: χατωρν᾿ γη, как читается у блаженного Феодорита, лучше читать согласно с перевода семидесяти ἐνετρἀπη.