Глава 5
Ам.5:1. Слышите слово Господне, имже Аз приемлю на вы плачь: дом Израилев падеся, и ктому не приложить востати.
Ам.5:2. Девица Израилева повержена на земли своей, несть возставляющаго ю.
Владыка по человеколюбию не отрекается составить плачевную песнь о тех, которые худо расположены к Нему, и не хотят покаяться. Сказанное же: «ктому не приложить востати» не противоречит благовестиям об освобождении; ибо означает, что Израильтяне не будут уже управляться сами собою и иметь своего царя. А если кто пожелает вникнуть точнее, то найдет исполнение сего после неистового их восстания на Спасителя нашего. Ибо тогда пали они и доныне пребывают в сем состоянии. Называет же Израиля девою за прежнее благочестие, но девою падшею и растленною – за служение в последствии идолам. Слова: «несть возставляющаго ю» означают, что Израиль не воспользуется никакою человеческою помощью. Когда Бог всяческих противостал Израилю, ни царь египетский, ни другой кто не в силах был защитить их. Предвозвещает же Бог и будущую их малочисленность. Ибо говорит:
Ам.5:3. Из града, из негоже исхождаше тысяща, останется в нем сто: и из негоже исхождаше сто, останется в нем десять.
Ам.5:5. А не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль будетъ аки не быв
Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.
Ам.5:6. Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева.
Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.
Ам.5:7. Господь творяй в высоту суд, и правду на земли положи
Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.
Ам.5:8–9. Творяй вся и претворяяй, и обращаяй во утро сень смертную, и день в нощь помрачаяй: призывали воду морскую, и разливаяй ю на лице земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему:
Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо «сению смертною» наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.
разделяяй сокрушение на крепость, и бедство на твердыню наводяй.
С великим удобством и изнемогших приводить в прежнюю крепость, и сильных предает бедствованию.
Ам.5:10. Возненавидеша у врат наказующаго, и словом праведным возгнушашася.
У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания. Посему, где бывали сии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою, и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.
Ам.5:13. Сего ради смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть.
Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам. Поэтому:
Ам.5:14–15. Взыщите добра, а не зла, яко да поживете, и будет тако с вами Господь Бог Вседержитель: яко же ресте: возненавидехом злая, и возлюбихом добрая: и возставите у врат суд, яко да помилует Господь Бог Вседержитель оставшая Иосифова.
За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плач и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же сие будет, как скоро прииду, и наложу сии наказания.
Ам.5:18. Увы, люте желающым дне Господня! вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет.
Поскольку нашлись люди, воспитанные в дерзости и самоуверенности, которые оспаривали пророческие предвещания, посмеиваясь им, называя ложными глаголы Божии и требуя исполнения предречений, то Владыка называет их достойными оплакивания, как вожделевших увидеть тьму вместо света. Желающее видеть исполнение пророчества, говорит Он, ничем не отличаются от человека, который избег от нападающего льва, но после него встречает медведя, потом со страхом укрывался в дом свой, в смятении, волнующем душу его, неосмотрительно опирается рукою о стену, и его угрызает лютая змия. Как этот человек увидит в тот день мрак, а не луч света, так и они в день наказания преданы будут глубокой тьме.
Ам.5:21–23. Возненавидех, и отвергох праздники вашя, и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете Ми всесожжения и жертвы вашя, нe прииму, и на спасительная явления вашего не призрю. Отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих, не послушаю.
Подобное сему и устами Исаии изрек им Владыка Бог: «что Ми множество жертв ваших? глаголет Господь, исполнен есмь всесожжения овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу (Ис. 1:11), и в следующих за сим словах перечисляет всё приносимое Ему по закону, говоря, что всем этим равно гнушается. Так и здесь сказал, что ненавидит праздников, не примет жертв, приносимых «в сонмех», ибо сказано: «не обоняю», вместо: «не прииму». Так блаженный Moисей сказал, что и при Ное «обоня Господь Бог воню благоухания» (Быт. 7:8, 21), то есть похвалил намерение принесших; потому что Бог не имеет нужды в жертвах. Даже приносящих жертвы о собственном своем спасении не удостою, говорит Бог, Моего явления. Посему прекрати и песни, и употребления мусикийских орудий; потому что не услаждаюсь ими; да и в начале повелел быть этому для того только, чтобы посредством приятного возводить тебя к высшему.
Ам.5:24–26. Повалится якоже вода cуд, и правда якоже водотеча непроходна. Еда заколения и требы принесосте ми в пустыни лет четыредесять, доме Израилевъ? И восприясте скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе себе.
Произнесенный на тебя правдивый приговор, подобно потоку и сильной воде, навлечет на тебя наказание, и не возможешь найти себя исхода. Приведите же себе на память, что сорок лет проводя в пустыни не приносили вы Мне при богослужении жертв; но и там показали тоже нечестие, делая всякие изображения идолов и всем служа сим изображениям и некоторым звездам, потому что Молох и Ремфан – имена идолов. О Молохе же упоминал Пророк и в начали пророчества.За сие-то:
Ам.5:27. преселю вы далее Дамаска, глаголет Господь: Бог Вседержитель имя Ему.
поскольку с трудом переносили рабство сопредельным с ними Сириянам; то, желая устрашить предречением сим, предсказывает рабство более отдаленное, разумеет же рабство Ассириянам. И блаженный Стефан, объясняя сие в Деяниях, сказал: «преселю вы далее Вавилона» (Деян. 7, 43).