«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.
Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.
В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.
В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.
Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.
В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.
В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).
В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).
Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.
25. О браке
Почитаю уместным же коснуться и законов о браке и обличить дерзость осуждающих оный. И самой разности полов достаточно к указанию причины создания. Для сей цели Творец всяческих создал жену, почему и нарек ее помощницею. Ибо сказал: «сотворим» Адаму «помощника по нему» (Быт. 2, 18). Не только же создал, но и сочетал ее с мужем по закону, и ныне остающемуся в силе, привел ее к мужу, Сам стал невестоводителем и другом жениховым, Сам, как бы в некий дар браку, произнес следующее благословение, «глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1, 28). Это было первое благословение, приятое родом человеческим от Бога всяческих. И чрез многие годы впоследствии, наводя конечную гибель потопом, не одним мужам, но и женам в равном числе с мужами повелел войти в ковчег и по прекращении наказания возобновил первоначальное благословение. Ибо и им сказал: «раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт.9, 1). И патриарху Аврааму, изведя его из земли отечественной, повелел воззреть на звезды небесные и обетовал соделать людей, им равночисленными, ибо сказал: соделаю семя твое, как звезды небесные по множеству и как песок на краю моря. А если бы брак был предосудителен, Владыка Бог не узаконил бы его в начале, чадородия не назвал бы благословением. Ибо для того ветхозаветным не воспрещалось иметь и многих жен, чтобы размножался род человеческий. По сей причине и боголюбивые мужи по два, по три и более раз сочетавались с женами, желая стать отцами большего числа детей.
А что не в угождение сладострастию имели общение со многими женами, свидетельствует патриарх Авраам, после многих просьб Сарриных вступивший в общение с Агарью, потом, по рождении ею сына, не приближавшийся к ней более; свидетельствует и премудрый Иаков, который как против воли поял за себя Лию, так по одной ревности супруг согласился на общение с рабынями. Да и супруги его, не сластолюбию служа, но желая стать матерями многих чад, были в раздоре между собою. Так питомцам веры и ветхозаветное Писание указует цель брака.
Не приемлющий же ветхозаветных законов из новозаветного Писания да научится подобному, потому что и здесь, конечно, брак в числе дел похвальных. Первый из Апостолов призван из числа обязавшихся браком. И свидетели в том евангелисты, которые прямо говорят, что Владыка исцелил «тещу» Петрову, «огнем жегому» (Мф. 8, 14). И Сам Господь не только не воспрещал брак, но был гостем на браке и как бы в дар браку принес невозделанное вино. Закон же брака так усилил, что желающему расторгнуть брак без уличения в блуде воспрещает сие новым законом. Ибо говорит: «всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати» (Мф. 5, 32). Потом, когда фарисеи сказали, что ветхий закон повелел давать «книгу распустную», протолковал им цель закона, ибо сказал: «по жестокосердию вашему» написал вам Моисей заповедь сию, при начале же творения «мужеский пол и женский сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину». Так прочитав первый закон, Им Самим данный, присовокупил: «якоже ктому неста два.... Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19, 5–8). Все же сие доказывает законность брака. И великий Петр Ананию и Сапфиру, соединенных между собою, не разлучил, а за утаение цены с великою горячностию изобличил, потому что одно было законно, а другое крайне беззаконно. Божественный же апостол Павел написал целое послание Филимону и Апфии, сопряженным между собою законом брака. И коринфянам, желавшим знать, должны ли уверовавшие в Господа предпочитать браку хранение чистоты, выразил следующую мысль: «а о них же писасте ми, добро человеку жене не прикасатися: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать, и каяждо жена своего мужа да имать» (1Кор. 7, 1–2). Так узаконив сие, повелевает иметь друг к другу твердое благорасположение. «Жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу» (1Кор. 7,3).
Поскольку же бывало, как вероятно, что или муж, или жена взаимному общению предпочитали воздержание, и когда не было на сие общего согласия, тому, кто не в силах был терпеть, случалось впадать в блуд, запрещает воздержание без общего согласия и говорит: «жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена» (1Кор. 7,4); то есть живите под властию друг у друга: не можешь делать, что тебе угодно, без согласия на то несущего одно с тобою иго. И усиливая закон, присовокупил: «не лишайте себе друг друга: точию по согласию до времене, да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся» (1Кор. 7,5). «Лишением» же назвал прекращение общения, бывшее не по воле, потому что при воздержности с одной стороны другая сторона почитает себя лишаемою. Объясняет же Апостол, почему повелел он снова сходиться после молитвы и поста. Ибо присовокупил: «да не искушает вас сатана» и показывая, что сатана в них же берет для себя повод к брани, по необходимости прибавил Апостол: «невоздержанием вашим», то есть когда вы подвизаетесь, он никак не будет в силах вредить вам. Потом, увещевая достигать большего совершенства, говорит: «сие же глаголю по совету, а не по повелению. Хощу бо, да вси человецы будут, яко и аз: но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице» (1Кор. 7,6–7).
Если же треблаженный Павел наименовал целомудренный брак Божиим дарованием, то явно, что установления злоименных еретиков противозаконны. Да и последующие слова у Апостола подтверждают ту же мысль. «А оженившимся – говорит он, – завещаваю не аз, но Господь: жене от мужа не разлучатися,... да пребывает безбрачна, или да смирится с мужем: и мужу жены не отпущати» (1Кор. 7,10–11). Столько далек он от того, чтобы запрещать брак, что и расторгаемый скрепляет Владычними законами. Ибо говорит: не я пишу закон сей, но Владыка Бог, Который изложил его в Божественном Евангелии, а разлучившейся повелел оставаться безбрачною, понуждая сим возвратиться к мужу. И имеющим мужей неверных, и тем, которые сопряжены браком с женами неверными, Апостол повелевает не расторгать брака. Ибо говорит: «аще который брат жену имать неверну, и та благоволит жити с ним, да не оставляет ея. И жена аще имать мужа неверна, и той благоволит жити с нею, да не оставляет его» (1Кор. 7,12–13). Если же не расторг брака, не имеющего согласия по вере, то явствует, что признал брак законным, а не противозаконным.
