Источник

О Браке христианском

Что такое таинство брака?

Таинство брака есть такое священнодействие, совершаемое в Церкви, в котором брачующимся испрашивается у Бога благодать, укрепляющая их супружескую любовь и затем помогающая им прожить жизнь по-христиански.

Кто установил брак?

Брак благословлен Богом еще при создании первых людей. Библия передает, что «сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:27, 28).

Как отнесся к браку Спаситель?

Христос не только не отверг брака, но и признал в нем самый близкий неразрывный союз мужчины и женщины. Когда однажды фарисеи, в оправдание разводов мужей с женами, сослались на закон Моисеев, Спаситель сказал им о Моисее: «по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10:5–9).

Каково научение Писания о браке?

Ап. Павел уподобляет связь между мужем и женою связи Христа с Церковью. "Муж, – пишет Апостол, – есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5:23–25).

Как заключается брак христианский?

Непременно особым священнодействием, с чтением слова Божия и молитв. Посему и Апостол, обличая еретиков, отвергающих известную пищу и брак, говорит, что брак не предосудителен, «если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:1–5).

Почему при священнодействии брака на жениха и невесту возлагают венцы?

Потому что этот обычай у людей – от древности. Пророк Исаия восклицает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис 61:10). Значит, еще в древности на брачующихся возлагали венцы; этот добрый обычай сохранился и доныне.

Не противно ли христианской вере устраивать разумное (не беспутное) брачное торжество?

Сам Спаситель с Матерью Своею был на браке в Кане Галилейской и, сорадуясь радости людской, сотворил первое чудо претворения воды в вино (см. Ин. 2 гл).

Допускает ли Церковь легкое, как в Ветхом Завете, расторжение брака?

Нет, не допускает. По закону, разлучать жену и мужа нельзя. «Замужняя женщина, – пишет Ап. Павел, – привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим 7:2, 3).

И в другом месте Апостол пишет: «вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» (1Кор 7:10, 11).

Каким же образом у нас допускается развод?

Развод допускается только по вине прелюбодеяния, на основании следующих слов Спасителя: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:9).

Как смотрит Церковь на рождение детей в браке?

Чадородие не греховно, но спасительно: "жена, – говорит Ап. Павел, – спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим 2:15).

Как смотрит Писание на сожительство без молитвенного благословения?

Сожительство не со своей, а с чужой женой в Ветхом Завете почиталось прелюбодеянием и каралось смертной казнью. (Лев. 20:10); и самое пожелание чужой жены воспрещалось (Исх. 20:17). В Новом Завете Господь осуждает даже похотливый взор на женщину (Мф. 5:28). И Ап. Павел прямо говорит: «знайте, что никакой блудник... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Признают ли брак христианский сектанты?

Скопцы совершенно отвергают брак, а хлысты и братцы (беседчики) признают его только по виду, не дозволяя сожительства супругов.

Позволяет ли Писание не допускать сожительства супругов?

Не позволяет и говорит: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор 7:4, 5).

Чем оправдывают скопцы свое отвержение брака?

Они говорят, что брак запрещен еще в раю, когда было запрещено есть плоды «от дерева познания добра и зла». Есть эти плоды будто бы и значит находиться в брачном сожитии.

Что должно отвечать скопцам на это?

Должно сказать, что заповедь о невкушении от дерева познания добра и зла дана еще до сотворения жены (Быт. 1:27, 28, 2:16, 17).

Что должно сказать хлыстам и братчикам, когда они отвергают брак потому, что, будто, Спаситель осудил его, и что, будто, за брак потоп был наведен (Мф.24:38, 39)?

Должно указать хлыстам, что женитьба не запрещена, так как Ною и сынам его Господь повелел войти в ковчег с «женами» (Быт. 6:18).

Вообще же, если кто из сектантов говорит что-либо против брака, то такому нужно отвечать, что подобные ему еретики прокляты Господом Богом за нечестивое отвержение брака (1Тим. 2 гл. и 1Тим. 4:1–5)7.

* * *

7

В наше время большинство протестантских сект к браку относится хорошо (напр. баптисты...). Но Таинства венчания у них нет, впрочем, как и других Таинств – Ред.


Источник: Доброе исповедание : Правослный противосектантский катехизис / Н. Варжанский. - Репр. воспроизведение, c изд. 1910 г. - Москва : Благовест, 1998. - 350 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle