О монашестве
Что мы называем монашеством?
Монашеством мы называем христианский подвиг безбрачной жизни с целью соблюдения целомудренного воздержания и более удобного, чем в супружестве, прохождения земной жизни, совершенствования и достижения спасения.
Как относится Церковь к людям, пожелавшим проводить жизнь монашескую?
Церковь благословляет этот подвиг особым священнодействием и испрашивает принимающему монашество благодать Божию, помогающую ему успешно проходить этот подвиг христианского совершенствования.
Как должно смотреть на монашество?
На монашество должно смотреть как на высокий подвиг, прославляемый Богом. Еще в Ветхом Завете сказал Господь о прославлении монашеской жизни. У прор. Исаии читаем: «Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис. 56:4, 5). Под евнухом здесь разумеются соблюдающие целомудрие монахи, которые, подобно евнухам, не ведут брачной жизни и, сверх сего, как предсказал Господь, «избирают угодное», т.е. принимают угодные Богу обеты и «крепко держатся завета Божия».
Как отнесся Спаситель к подвигу монашества?
Предтеча Господень жил подобно монахам-подвижникам и был возвеличен Спасителем. Сам Христос Спаситель благословил и освятил жизнь безбрачную, монашескую, Своим Божественным примером и в Своем научении признал богоугодность монашеской жизни.
Какими словами Господь признал монашество?
Когда Господь говорил о трудности проводить жизнь христианскую в браке, тогда «говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:10–12).
Почему таковых Господь назвал скопцами?
Потому что, когда Бог в Ветхом Завете пророчествовал о прославлении монашеской жизни, то назвал монахов евнухами, т.е. оскопленными. В соответствие этому и Спаситель называет лиц, проводящих жизнь безбрачную, монашескую – скопцами.
Нельзя ли понимать слова Спасителя о «скопцах», как понимают сектанты-скопцы, оскопляющие себе половые органы?
Нет, нельзя, потому что, если понимать слова Спасителя, как понимают их скопцы, т.е. в прямом смысле, а не иносказательно, тогда нужно для избавления от других грехов и другие органы человеческого тела уничтожить, например: руки, ноги, глаза и подобн., потому что в Писании сказано: «если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф 18:8, 9). Однако ни рук, ни ног, ни глаз даже сами скопцы «не отбрасывают», хотя они у них очень часто и много грешат.
Неужели нельзя убить в себе страсть блуда сразу, как скопцы, т.е. через удаление половых органов?
Нельзя, потому что грех блудный, как и другие грехи, зависит от греховной души. Так и Спаситель объяснил: "из сердца, – сказал Господь, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). И, действительно, раскаявшиеся скопцы всегда признаются, что после оскопления блудная мысль никогда почти не оставляет их, и они почти постоянно развлекаются блудными помышлениями. Это потому, что скопцы не самый грех убивают, как монахи, а только орудие греха.
Как же должно понимать слова Христа Господа об оскоплении?
Слова эти должно понимать иносказательно, духовно, в смысле духовного убивания в себе страсти похотения. Так и понимают слова Спасителя добрые монахи. Они убивают в себе страсть похотения молитвою, строгим воздержанием и удалением от женского общества.
Чем же лучше жизнь монашеская жизни брачной, семейной?
Это объясняет Ап. Павел, восхваляющий жизнь монашескую: "я хочу, – говорит он, – чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор 7:32–35).
Как научали Апостолы христиан о монашеской безбрачной жизни?
Первенствующие христиане спрашивали Ап. Павла об этом и Апостол так ответил: «о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; (Ап. Павел был безбрачным монахом) но каждый имеет свое дарование... один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак.... Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. ... Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор. 7:1–2, 7–9, 25–26, 36–40).
Чем Господь доказал высокое достоинство монашеского подвига?
Тем, что Богом в Церкви Его, после мучеников, больше всего прославлено людей, несших подвиг монашества, как и предсказал Господь (Ис. 56:5).
Не лучше ли, не вступая в брак, жить и без подвига монашеского?
Нет, не лучше, потому что без благодатной молитвы Церкви и без подвигов холостой человек будет далек от христианского совершенствования и будет искать всяких пустых грешных развлечений.