Послание 2(61). К монашествующим
В настоящее время, когда Христос преследуется через Его икону, не только тот, кто имеет преимущество по званию и знаниям, должен подвизаться, беседуя и наставляя в православном учении, но и занимающий место ученика обязан смело говорить истину и свободно отверзать уста. Эти слова принадлежат не мне, грешному, а божественному Златоусту, так же говорили и другие Отцы.
То же, что господа игумены, задержанные императором, не сделали вышесказанного, хотя они и по званию, и по знаниям выше всех игуменов здешней страны, а, напротив, скорее молчали, и не только молчали, – хотя и это тяжко, – но еще собственноручно поставили подписи, что они не будут ни собираться вместе, ни учить. Это – измена истине, отречение от пастырства и погибель подчиненных и равноправных.
Апостолы, получив повеление от иудеев не учить во имя Христово, говорили: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деян.4:19); и еще: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Это же и подобное следовало сказать и тем игуменам, чтобы Бог прославился через них, в назидание православным, чтобы утвердить монастыри, чтобы укрепить страждущих в ссылках.
Почему же мы предпочитаем монастыри Богу получаемое от них благополучие – страданию за благо? Где слова: «говорил пред царями и не стыдился» (Пс.118:46)? Где изречение: «вот устам моим не возбраню» (Пс.39:10)? Где слава и сила нашего звания? Помните, как блаженные Савва и Феодосии в то время, когда император Анастасий предался нечестию109, пламенно восстали в защиту веры, то анафематствуя лжеучителей в Церкви, то свидетельствуя в письмах, которые посылали императору, что они готовы скорее потерпеть смерть, нежели изменить что-нибудь из постановленного?
Эти же господа игумены, как рассказывают, говорят: «Кто мы такие?» Во-первых, – христиане, которые теперь должны непременно говорить; потом – монашествующие, которым не следует ничем увлекаться, как не привязанным к миру и независимым; далее – игумены, которые отвращают соблазны от других и никому не должны подавать повода к искушению; «чтобы служение, – говорит апостол, – было беспорочно» (2Кор.6:3). А какой соблазн и искушение, или лучше, унижение произвели они собственноручной подписью, нужно ли об этом говорить? Ибо если молчание – это отчасти согласие, то насколько позорно утверждение такого согласия подписью перед целой Церковью?
Еще вы говорите, что патриарх Никифор, священнодействуя в скрытном месте110, тайно поминает святых, и все патриции, не говоря о других, остаются православными. Но что говорит Христос? «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:32): а противоположное этому – в случае отречения. И если они собственноручно поставили подписи только не собираться вместе, то и это тоже является отречением.
Ибо как они будут соблюдать сказанное Христом: «грядущего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:39)? Приходит кто-нибудь, спрашивая и желая научиться истине, игумен ли, или кто-то другой; что же ответит ему игумен? Очевидно, это: «Я получил повеление не говорить; и, – о, если бы только так! – но и не принимать тебя в монастырь и не иметь общения». А Христос говорит: «Прими и научи, «если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя»» (Евр.10:38).
Итак, они дали подписку повиноваться императору вопреки Христу. Вот что, братья и отцы, сделали они, как я достоверно узнал. И так как вы постановили, чтобы я высказал, что кажется мне важным, то я и объявил перед Свидетелем Богом, взяв слово хранить это, как тайну, опасаясь искушения. Впрочем, вы, спасая, спасайте свои души, молясь и о мне, смиренном.
* * *
Т.е. император Анастасий I (491–518 гг.), преданный евтихианской и манихейской ереси.
Лев Армянин сначала лишил Никифора права заведовать патриархией, а затем добился насильственного низложения его с кафедры.