Источник

Поучение 8292. По случаю сбора винограда. О том, чтобы не возвращать терние и волчцы страстей, но приносить плоды добродетелей.

Братия и Отцы! Недоумеваю, что сказать, и что возвестить вам новейшее сверх того, что нам издавна и навсегда предано святыми; не имею чего-либо сказать вам, разве только опять тоже, и о том же будем говорить вам, дабы наставить вас на лучшее и великое. Итак, поговорим теперь нечто вкратце вашей любви, и, если угодно, начнем слово от настоящего времени. О чем же будет слово? В сей месяц собирают виноград. И те, которые обирают, радуются и благословляют ветви, исполненные плодов; а о тех, которые не имеют плодов, садовник печалится и скорбит. Но какая нужда говорить о плоде винограда? По времени это весьма прилично. Ибо и мы образно и приточно называемся виноградом Господним. Или не знаете песнь, которая поется при пострижении в иноческий образ93: Господи, Господи, «призри с небеси и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя» (Пс. 79, 15–16). И Господь сказал в Евангелии: «Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже доброго» (Ин.15, 5). Пребудем же, братия, в добром нашем Владыке, насажденныя Им, как виноград, и принесем Ему плоды добродетелей, дабы получить от Него благословение. Не будем возращать терния и волчцы, – злые греховные страсти, чтобы не быть нам повинными и не подвергнуться изреченному приговору: «всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается и в огнь вметается» (Лук. 3, 9), и сгорает, т. е. умирает вечною смертию; вметается же в геенский огнь, дабы гореть бессмертно. В сей огнь входят творящие злое, отметающие и презирающие свои обеты, пребывающие в нечестии и неверии, и предающие плоть свою во тлю и погибель, как и Писание говорит: «облацы безводни, от ветр переносими, древеса есенна, бесплодна, дважды умерша, искоренена: волны свирепыя моря, воспеняюще своя стыдения; звезды прелестныя, имже мрак тмы во веки блюдется» (Иуд. 1:12, 13). Посему и Апостол громогласно вопиет: «бегайте блудодеяния; всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает» (1Кор. 6, 18); ибо все уды его оскверняются, и он делается нечистым. «Или не весте, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте честною Его кровию» (1Кор. 6, 19, 20). Как же мы не стыдимся неба и земли, будучи куплены честною кровию Христовою, и опять обращаясь вспять? Не стыдимся ли хоть самих себя, по наружности являться святыми, а внутри быть исполненными нечистот! Доколе храмлем на обе плесне (3Цар. 18, 21)? До коих пор не будем держаться одного пути? «Горе, – сказано, – ходящу на две стези» (Сир. 2, 12), т. е. порока и добродетели; ибо между ними нет общения. Ни один раб разумный не станет служить иногда своему господину, а иногда врагу своего господина. Посему всесовершенно предадим себя Богу, возлюбленные чада, и таким образом мы возможем провести жизнь по Богу. Не будем чувствами прилепляться к земле, подобно бессловесным животным, но будем душевными силами стремиться к небесному; обратим свои желания от тленного к нетленному, от преходящего к неразрушимому и вечному. И не допустим опять, чтобы отравил нас изобретатель злобы, диавол, наветами лукавых помыслов. Но лишь только он станет насеивать сладость плотской страсти, или греховное вожделение, или другое какое-либо зло, тотчас отгоняй льстивого беса. Как и чем? Молитвою и молением, слезами и воздыханиями и сокрушением сердца; такова бывает невидимая брань с диаволом, и таков сокровенный подвиг. Посему подражая упражняющимся в боях, будем теплым сердцем побеждать невидимых врагов наших, бесов. И как оные борцы хотя и получают удары, но в уповании наград не отступают от борьбы: так и мы, братия, хотя бы тьмочисленно были уязвляемы от борющего нас, не будем уступать, но и еще потерпим; пусть враги наши и еще борют нас, укрепляемых Божиею помощию. Ей, братия мои, умоляю вас, ибо о сем я подвизаюсь, простирая к вам скудное мое слово; и радуюсь о тех, которые успешно идут подвижническим путем, и воздыхаю о тех, которые претыкаются часто. Но, о дабы всем нам шествовать правыми стезями, – совершать добро и пребывать в псалмопении, в молитве, служении, послушании и смирении! Бог же мира да будет с вами, о Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

92

См. Патрологию, том. 99, стр. 542.

93

Смотри чин пострижения в великий ангельский образ.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Комментарии для сайта Cackle