Источник

I. Авары и Славяне. Держава Само

Первый известный истории народ, поселившийся в областях к сев. от Дуная, суть Бойи – ветвь многочисленного и могущественного племени кельтского или галльского (ок. 388 г. до Р. X.). Хотя Бойи владели не одною нынешнею Чехией, но и смежными частями Баварии, Австрии и Моравии, имя их, тем не менее, приурочено во всей западной Европе только к Чехии (Boiohemum, Böheim, Böhmen). Южные области от Дуная заняты были народами кельтского племени. Бойев вытеснили Квады и Маркоманны, овладевшие Моравией и Чехией; это была ветвь племени германского, доставлявшая не мало хлопот римским императорам от I до конца IV века по Р. X. Для отражения набегов их строились пограничные крепости, содержалось в Норике и Паннонии много солдат. С конца IV века начинаются постоянные вторжения немецких народов в римские области на Дунае. Движение их усилилось Гуннами, народом монгольского происхождения, который в 366 году появился в южной Европе. Подчинив себе Ост-Готов, в равнинах Понта, Гунны заняли Дакию, двинулись за Тиссу и через Дунай. Впереди их или вместе с ними с севера и востока ворвались в Паннонию подчиненные им германские и сарматские народы. Вследствие передвижения огромных масс народа на широком пространстве Европы, известного под именем великого переселения народов, оставили первоначальные места своего жительства и Славяне, многочисленное племя, издавна поселившееся на этом материке.

Не в одно и тоже время все ветви славянского племени заняли те страны, в которых они живут теперь. Весьма вероятно, что с Гуннами увлечено было много Славян. Город Атиллы представляет в описании Приска черты славянские. Здесь встречаем и бани, и деревянный город, и мед, и просо, и напиток «камас», может быть квас. У писателей долго употреблялось безразлично имя Гуннов и Славян;14 вообще можно относить первоначальное переселение Славян за Дунай, в восточную половину древней Мизии и нынешнюю Болгарию, к концу IV или началу V века.15 Переселение совершалось мирным путем и частью было поощряемо императорами. В продолжение трех веков (IV–VII) Славяне расселились по Фракии до Адрианополя, по Македонии до Солуни, по Албании, Фессалии и Ливадии, перешли даже в Пелопоннес и на соседние острова. Заселение Славянами земель на север от Дуная – нынешней Моравии и Чехии – случилось несколько позже. Квады и Маркоманны оставили издавна обитаемую ими страну не ранее 451 года, когда Атилла, направляясь с 500,000 войска в Галлию, проходил Чехией и должен был или прогнать их, или взять с собою. Но в 494 г. часть Герулов, после поражения, понесенного от Лонгобардов, искала новых мест поселения на севере; при этом она проходила чрез земли, заселенные Славянами, получив от них свободный пропуск.16 Можно полагать, что в конце V в. Моравия и Чехия были уже заняты ветвью славянского племени, Чехо-Мораванами. В 586 г. Лонгобарды идут из Паннонии в Италию, уступая место Аварам и Славянам.17

Родственные Гуннам и Туркам, Авары двинулись18 около половины VI века из стран прикаспийских, перешли Волгу, покорили себе часть Гуннов-Ут-Ургуров и Кут-Ургуров – на Азовском море, боролись со Славянами Антами на Днепре и беспокоили Славян, живших на Днестре. На Лабе перешли они франкскую границу и здесь одержали победу над королем Сигибертом. Приглашенные Лонгобардами на помощь против Гепидов, они овладели землею Гепидов, а потом Паннониею и Угриею, когда Лонгобарды ушли в Италию. Владея землями на огромном протяжении, Авары основали на Дунае и Тиссе, под долголетним правлением Баяна, сильное государство. Авары являются в Европе совершенными хищниками. Предводитель их, каган, хвалясь своею силою, с пренебрежением относится ко всем другим народам. Иноземные послы по нескольку дней стаивали перед палаткой хана в ожидании, когда ему заблагорассудится позвать их. Если предмет посольства ему не правился, осыпал он посла и его повелителя презрительными словами, приказывал разграбить его имущество. От союзников он требовал денег, от подданных рабской службы, предпринимал постоянные походы на соседние страны, чтобы занять и обогатить добычею своих воинов. Иногда он бывал великодушен: несколько тысяч Византийцев, освобожденных им из славянского плена, выпускает на свободу без всякого выкупа; в другой раз торгуется в цене за каждого пленного и, не получая выкупа, хладнокровно убивает тысячи пленников. В припадке добродушия предлагает жителям осажденного византийского городка съестные припасы на пасху и требует, взамен своей обязательности, табаку, щадит город Анхилаус, целебные воды которого помогли любимейшей из его жен. Узнав, что при императорском дворе содержатся редкие звери, просит себе в подарок слона: император посылает самого красивого из своих слонов, но каган отсылает его назад и требует золотого престола. Получив и престол, возвышает сумму платимой ему империей дани. В 582 г., в мирное с империей время, соединяет мостом из судов два города на Саве: Срем и Белград. Римские начальники города просят у него объяснений. Для успокоения их он произносит клятву: «Пусть я и народ мой погибнем от меча, пусть небо обрушится на нас, гром поразит, горы и леса покроют, пусть воды Савы потопят нас, – если мы сделаем какое зло императору». Когда был готов мост, он приказывает сказать: «нечего императору заботиться о городе, пусть он отзовет войско и выведет жителей, город для него уже почти потерян!»

Авары делились на колена и роды. Мужчины были высокого роста и крепкого сложения. Железные и кожаные панцири покрывали грудь всадника и лошади; на быстрых конях, подобно вихрю, появлялись они в стране и также быстро исчезали. Перед сражением употребляли разные средства, чтобы напугать и спутать неприятеля; первый натиск врага выдерживали всегда подчиненные им народы, которых они ставили впереди главного войска. Сами вступали в дело только тогда, когда ослабевал передовой отряд их или когда нужно было гнать и грабить побежденных неприятелей. Осадное искусство им не было известно; пленные Византийцы приготовляли осадные машины, с которыми появлялись Авары под укрепленными городами империи; речные суда строили им Славяне, морские – Лонгобарды. Так, искусством подчиненных народов пользовались Авары в военном деле; только в укреплении собственной земли они не пользовались чужими трудами. Места своего жительства Авары окружали на большом протяжении окопами, изгородями, и укрепленная таким образом местность у современных писателей носила название хринга. Укрепление, образующее хринг, сделано было из дубовых, буковых и сосновых дерев и имело до 20 футов в вышину и ширину. Маленькие проходы в этом укреплении вели в самый хринг. Хринги располагались один от другого приблизительно на пространстве десяти миль. Селения аварские внутри хрингов располагались таким образом, чтобы из одного селения можно было услышать человеческий голос в другом. Таких хрингов особенно много было в паннонской долине; два в конце VIII века находились в нынешней нижней Австрии;19 насыпи в Чехии, в Быджовском округе, указывают также на аварский хринг. В главном хринге – между Дунаем и Тиссою – скоплялась военная добыча. Авары не знали никакой связи между собою, сила их основывалась на личных достоинствах предводителя. Кто больше дает им денег, тому они и служат, и массами переходят на сторону врага. Они не имели даже зачатков культуры; во все время исторической жизни своей не занимались хлебопашеством и нуждались в таких подданных, которые бы кормили их, возделывая для них землю. Теснимые, а частью и увлекаемые Аварами, Славяне с конца VI века расселяются на запад в соседство с германскими поселениями, на юг до границ Византийской империи. Быстрое проникновение Славян в Норик и Паннонию, занятие всей местности от Адриатического до Черного моря объясняются именно тем, что распространение их шло рядом с завоеваниями Авар. Первое упоминание о Славянах встречается в половине VI века (551–2 г.).20 Тогда уже они, перешедши Дунай, угрожали Македонии и намеревались завладеть Солунью. Затем, к концу столетия, они делают постоянные вторжения и завоевания в областях империи.

Византийскому правительству приходилось бороться с двумя опасными врагами. Иногда удавалось ему дорогим выкупом получить мир от Авар, уступкою земли купить безопасность у Славян, иногда, раздувая раздор между теми и другими, направлять их силы ко взаимной войне. В 581 г. 100,000 Славян вторгается во Фракию; император посылает к кагану посольство и просит, чтобы он напал на Славян в собственной земле их. С 60,000 тяжело вооруженных воинов двинулся Баян к Дунаю, переправился через реку и опустошил славянские селения,21 но эти, уклоняясь от сражения на ровном и открытом месте, разошлись по болотам и ущельям.22 В 583 г. Славянами сделано было еще нападение на Фракию, сопровождавшееся поселением части их на завоеванной земле. Византийцы замечают, что это произошло по наущению Авар.23 Во время императора Маврикия (582–602) Славяне проникли в Македонию, стали угрожать Солуни, богатейшему и могущественному городу греческому во всей Фракии и Иллирии. В VI веке было два нападения Славян на этот город, первое около 583, второе около 597 г.24 Каган аварский, в тоже самое время, беспокоил империю со стороны Фракии. Императорам по необходимости приходилось уступить соединенной силе Славян и Авар, платя дань последним, отдавая земли первым.

Почти со всеми славянскими ветвями каган вошел в сношения: с одними был в союзе, некоторых подчинил. Есть известие, что около 578 г. каган отправил посольство одному славянскому князю, Лаврите, с требованием от него покорности и дани. Лаврита гордо отвечал: «Есть ли кто из людей под солнцем, кто бы мог подчинить себе и сокрушить наше могущество? Мы привыкли господствовать сами, а не повиноваться чужим властителям; и мы не изменим себе, пока существует война и меч!»25 Подчиненные Аварам Славяне должны были, вместе с ними, предпринимать походы на соседей, с 586 г. является флот и пешее войско из Славян в аварской службе. В 596 г. Авары переходят из Паннонии в Турингию, чтобы воевать с Франками – это доказывает, что Чехия тогда была уже подчинена.26 Подчиняя ближайшие народы, искал Баян союза с более отдаленными. Так, посылал послов к Славянам полабским, предлагал им подарки и просил прислать вспомогательный отряд. Когда император Маврикий воевал с Аварами, щитоносцы его привели к нему в лагерь трех пленников. Они были безоружны и имели у себя одни цитры. Император спрашивал их: кто они, откуда пришли? – Мы Славяне, был ответ, наша родина у западного океана. Хан аварский просил союза у князей наших; мы не могли принять его предложения, потому что нас отделяет от него такое огромное пространство, что нужно провести в дороге 15 месяцев.27 В начале VII века Авары овладели Далмацией, опустошили Фриуль.28 Границы их вдадений простирались от Сосновых гор до нижнего Дуная и от Карптатов до Адриатического моря. В это же самое время и славянские поселения распространяются с замечательною быстротою по Стирии, Хорутании, Крайне, в верхнедравской равнине по самый Тироль. Очень вероятно, что сами аварские каганы способствовали быстрому заселению этих стран, переводя сюда толпы зависевших от них задунайских Славян.29

Славяне недолго оставались в служебных и даннических отношениях к Аварам. Воинственные завоеватели, живущие грабежом и набегами, должны были скоро уступить соединенным силам оседлого племени. За крайнею скудостью известий, относящихся до первой славянской державы, мы не можем проследить в подробностях ни обстоятельств возникновения, ни размеров, ни продолжительности существования её.30

В 626 г., в союзе с Персами, Авары приступили к осаде Константинополя. «Отдайте мне все, или я уничтожу город и уведу в плен всех жителей» говорил каган на мирные предложения Византийцев. 31 июля началась осада; сам каган распоряжался приготовительными работами; длинною линией в два ряда выстроились Славяне. Множество стеноломов и подвижных машин расставлено под стенами города, и огромное число маленьких лодок со славянскими матросами готово было войти в пролив и отсюда угрожать городу. Но Византийцы обманом уничтожили весь флот аварский: «море потемнело от пролитой крови; прикрытое отрядом всадников попятилось аварское войско назад». Отступление Авар от Константинополя после потери флота, составлявшего совсем не главную силу их, объясняется только в связи с событиями, действующим лицом которых был Само.31 Нет сомнения, что Чехи, Мораване и другие славянские народы неохотно несли иго Авар. Мы знаем положительный отказ Славян полабских вступить в союз с каганом и гордый ответ князя Лавриты на предложение платить кагану дань; воспоминание об Обрах (Авары) и их тяжелом обращении с подвластными народами долго жило и у Славян русских. Около 623 года32 в Чехии начались серьезные попытки противостать насилию Авар. К этому времени явился к Чехам один купец, именем Само, Славянин по происхождению.33 Он принял участие в начавшемся против Авар движении, своею энергией сообщил ему значительную силу и распространил за пределы Чехии. Сначала Авары, занятые приготовлением к войне, а потом походом на Византию, не обращали внимания на внутренние волнения подчиненных им народов; но когда Славяне отказались служить Аварам, а внутри славянских земель подготовилось восстание, тогда каган пошел на них с своим войском. Славяне одержали победу, потом выбрали Само в короли. Под его правлением, продолжавшимся 35 лет, они вели частые войны с Аварами и каждый раз оставались победителями.34 Авары в постоянных неудачах растратили свои силы, Чехия и Моравия освободились от их зависимости. Образованию нового государства немало способствовало внутреннее неустройство в самом аварском царстве. Притесняемые доселе народы стали примыкать к новообразовавшемуся славянскому государству, и широкие пустыни, окружавшие аварскую землю, стали заселяться новыми жителями, которые открыто восставали против утеснителей. Император Гераклий (610–641) около 630 года отдал Хорватам Далмацию для заселения её. Хорваты ведут с Аварами войну и теснят их от Далмации.35 Несколько позже часть Сербов просила у императора земель в пределах империи, Сербам уступлен был юг Македонии в округе города Солуни.36 Таким образом новые поселенцы оттесняли Авар с юга и запада и помогали усилению державы Само. От 627 до 630 года к Само должны были примкнуть все бывшие под гнетом Авар Славяне, в надежде на лучшую участь под зависимостью соплеменников.37 События 630 года показывают, что тогда держава Само имела уже протяжение, переходившее за границы Чехии и Моравии.

В то время, как Византия напрягала все силы, чтобы устоять против напора врагов, франкам, при ослаблении Авар, открывалось широкое поприще на Дунае. Дагоберт, король франкский, имел намерение распространить свои пределы до соседства с Византией, а это можно было сделать, только одержав победу над Само и обессилив союз славянский. В 629 г. он заключил вечный мир и союз с императором византийским Гераклием.38 В следующем году произошел разрыв между Франками и Само. Поводом к обнаружению неудовольствий было то, что франкские купцы, торговавшие в славянских землях, подчиненных Само, были разграблена и убиты Славянами. Дагоберт, считая нарушенными права франкского народа, чрез своего посла, по имени Сихара, потребовал от Само удовлетворения.39 Сихару с большим трудом удалось представиться Само: не получая доступа к нему, как чужеземный посол, он оделся в славянскую одежду, пробрался к Само и высказал ему требование Дагоберта. Славянский князь, оскорбленный настойчивым требованием франкского посла, отказался от переговоров и приказал прогнать его.40 Началась война между Само и Дагобертом. Франкское войско должно было разделиться на три отряда, чтобы одновременно действовать в разных частях великой державы Само; славянские народы от чешских Рудных гор до юлийских Альпов призваны были к оружию. Лонгобарды и Аллеманы двинулись в Хорутанию и Ракусию, австрийское войско направилось к Чехии, главные силы Франков и Славян встретились у Вогастисбурга.41 Здесь, после трехдневной битвы, Франки потерпели совершенное поражение, большая часть войска Дагобертова пала на месте, победителям досталось много военной добычи. Поражение, при Вогастисбурге надолго приостановило успехи франкского народа и задержало стремление его к Дунаю. Славяне неоднократно потом делали вторжения в соседние франкские области, распространяясь далее к западу. Ближайшим следствием этой победы для Славян было то, что Дерван, князь Сербов, живших между Лабой и Салой, сверг франкское иго и присоединился к союзу славянских народов под главенством Само. С этим вместе и первое славянское государство получило округление и большую силу.

Около этого же времени Славяне оказали весьма важную услугу Болгарам – обстоятельство, довольно резко характеризующее тогдашнее политическое положение Славян. Болгары и Авары, родственные по происхождению, уже с давних пор соединялись вместе для военных походов. В начале VII века Болгары значительно усилились, когда из приволжских степей пришел один начальник болгарского племени и отдался со своею ордою под власть кагана аварского. По смерти этого последнего Болгары хотели сделать каганом лицо из своего племени, но Авары подняли оружие за своего соплеменника.42 Болгары, принужденные уступить превосходству силы, оставили Паннонию и обратились к королю Дагоберту с просьбою позволить им поселиться в каком-нибудь месте франкского королевства. Король позволил им перезимовать в Баварии, обещаясь предложить их просьбу на рассмотрение франкскому народу. Между тем, лишь только Болгары разместились по квартирам (9000 человек), приказано было всех их перебить в одну ночь. Только один Алцик с 700 Болгар спасся бегством к Славянам, в вендскую марку. Была ли эта марка на западе Чехии, в нынешнем крае хебском,43 или в Хорутании,44 где после встречаем князя Валюха, важно тут то, что князь вендской марки, оказывая покровительство Болгарам, мог ожидать мести со стороны Авар и Франков. Не бояться таких сильных врагов он мог только в надежде на могущественную защиту со стороны Само.

В 631–2 году Славяне сделали нападение на Турингию и стали теснить Франков к западу. С большим войском Дагоберт двинулся из Меца к Майнцу, чтобы здесь переправиться за Рейн45 и выступить против Славян; но его безуспешный поход не мог остановить движения Славян. Король принужден был освободить Саксов от дани, наложенной на них Лотарем, лишь бы они защитили границы франкского государства от нападений Славян. Когда же нападения стали повторяться с новою силой, Дагоберт, на сейме в Меце, решился разделить свое государство на три части, чтобы каждая сама изыскивала средства к защите. Сына своего, Сигиберта, он возвел в короли Австразии и назначил Мец его столицей. Для Турингии был поставлен отдельный герцог в лице Раудульфа; но и деление не принесло ожидаемой пользы. Герцог турингский стал стремиться к независимости, вошел в дружественные сношения с Само, по отношению к королю вел себя «высокомерно, как король Турингии».46

Этим кончаются известия о первом славянском государстве. Из того, что говорит Фредегар, единственный источник этой эпохи, о Раудульфе, о стремлении его к независимости от франкского короля, можно еще заключать о деятельности Само между Славянами до 641 года. Затем, и вся история Европы и, в частности, история Славян, покрыта непроницаемым мраком на сотню слишком лет, пока победы Карла Великого и летописцы его времени не разогнали этот мрак. Само царствовал над Славянами 35 лет, смерть его должна относиться к 662 году.

Его политическая деятельность, так успешно начатая, не могла кончиться на половине; дело объединения Славян, вероятно, проведено было далее, потому что требовались дружные усилия всех Славян, чтобы сдержать напор Авар и Франков. Не безосновательно, поэтому, движение Славян из Белосербии и Белохорватии47 поставить в связь с деятельностью Само. Вероятно, он стремился к подчинению себе Славян, живших на Висле и Одре; вероятно, что некоторые из них, не желая пристать к союзу славянских народов, принуждены были оставить свою страну и двинуться на юг, к границам восточной империи, где император Гераклий и позволил им поселиться. Это довольно позднее переселение Славян, причин которого не знал Константин Багрянородный, могло быть вызвано только подобного рода побуждениями.

Само основал первое великое славянское государство. Зерно его находилось в Чехии, а границы простирались на юге к самым стырийским Альпам, на востоке к Татрам, на севере почти к Спреве и Гаволе, на западе довольно глубоко в немецкие земли.48 Со смертью Само разложилась снова его держава на свои составные части. Его 22 сына, вероятно, сделались князьями в разных областях обширного государства и, как много примеров в истории, разрушили дело отца. Уже святой Эмерам, проповедовавший в Баварии около 680 года, писал о земле по Энже, соседней с Паннонией: населенные и богатые города её обращены в развалины, вся страна по обе стороны Энжи представляет пустыню, дикие звери водятся в таком количестве, что страшно путешественнику пускаться по ней в дорогу.49 Заметим, в заключение, что держава Само и впоследствии возникавшие обширные славянские монархии имеют между собою сходство в том, что они вызываемы были историческою необходимостью, потребностью сдержать слишком опасного врага; последующие монархии, образовавшиеся по начину моравских, чешских и польских князей, достигали почти тех же самых размеров, включали в себя те же самые народы, что и держава Самова.

Освобождение Славян от тяжелого аварского гнета50 само по себе есть такое дело, за которое Само должен бы был сохраниться в памяти потомства; но еще важнее для истории Славянства был сделанный им отпор притязаниям короля Дагоберта к господству на Дунае. «Долгое время многие славянские народы должны были признавать над собою господство Авар; наконец они стряхнули иго их и основали собственное государство, зерном которого была Чехия 35 дет правил Славянами Само и много способствовал к утверждению могущества их на востоке Германии на все последующее время».51

* * *

14

Tafel Do Thessalonica. s. LVI. Шафарик. Т I, кн. 11. стр. 94–5.

15

Слав. Древности Шафарика т. II, кн. I, стр. 255. Tafel, Do Thessalonica ejusque agro. Berolini 1839. s. LV. squ. Zeuss, Die Deutschen und die Nachbarstämme, München 1837. ss. 606–16, 624–8.

16

Procopius De bello Gothico 11, 15. III. 40. ap. Muratori Script. rer. Italic. Герулы занимали в то время Паннонию.

17

Paul. Diacon. Lib. II. с. 7. ap. Muratori. Script. T. I.

18

Византийск. изв. y Stritter, Memoriae Populorum. Пособия: Шафарик, T, II, кн. 1, 91 и сл. Zeuss, ss. 727–742. Büdinger, l. ss, 61–78; Pritz, 1, § 26.

19

Einhardi annales ad ann. 791. apud Pertz Scr. T. I.

20

У Прокопия De bello Gothico III. 38, 40. и De bello Persico II. 4. называются οни Гуннами; он говорит о движении их за Дунай к Фессалонике. См. Тафеля, р. LVI, прим. 34.

21

Свидетельства Византийцев о нападениях Славян и Аваров на имперские области собраны в Stritteri Memoriae Populor. Pars l. Slavicorum. Весьма важное значение имеет житье Димитрия Солунского в Acta SS. за октябрь под 26 числом. Им пользуется и дает хороший отзыв Тафель в описании славянских войн с Солунянамн ss. LV–XCVI.

22

Stritter, Pars 1. Slavicorum. § 58.

23

Romanos Abari, non illi quidem manifeste, sed intertius quodammodo ac dolosius adoriuntur. Sclavini ab ipsis submissi ac subornati... Romanae telluris partem latissimam occupant.

24

Следуем выводам Тафеля, s. LX–LXVI.

25

Stritter Pars I, Slavicorum § 50.

26

История Государства Российского Карамзина, т. I. стр. 25–7.

27

Memoriae Populorum, Т, II, р. 72.

28

Stritter Memor. popul., Pars 1 § 4, 5, 6.

29

Шафарик Т. II, кн. 11, § 35. 1. Zeuss. ss. 616–20.

30

Главный и единственный источник для истории южных и юго-западных Славян VII в. есть Фредегар ap. Bouquet, II. Разбором его известий занимался Палацкий «Ueber den chronist. Fredegar» в Jahrbücher d. Böhmisch. Museums. 1830. Historia Conversionis Carantanorum. ed. Copitaris в Glag. Glozianus, у Pertz, SS. t. XI. Шафарик, t. II, кн. 11, § 39. Büdinger, Oesterreichische Geschichte, s. 75 и след. Palacky, Dêjiny. I str. 101. Giesebrecbt, Geschichte der Deutschen Kaiserzeit I. s. 92 и след.

31

Византийцы говорят – Büdinger, s. 75 – что все Славяне отказались служить в войске кагана. Но вероятнее, что к этому времени начались волнения между Славянами на всем протяжении аварской области и что эти волнения заставили кагана лично отправиться со всем войском к непокорным подданным.

32

Хронологическим указаниям Фредегара не следует безусловно доверять. Писал он свою хронику, по крайней мере о Само, в последней четверти VII века и не был очевидцем событий 623–32 годов. Его достоверность тем более сомнительна, что он имел недостатки большей части средневековых писателей: незнание, вымысел, односторонность и пристрастие.

33

Славянское происхождение Само доказывается его отношениями к Франкам, в которых нет ни малейшего намека на происхождение его или подданство франкское; при постоянной вражде между Франками и Славянами невероятно предположение, чтобы одни из них явились на помощь другим и чтобы чужеземцу добровольно предложено было царское достоинство; при дворе Само господствовали славянские обычаи, так что посол Дагобертов должен был одеться в славянскую одежду, чтобы быть впущенным к Само; имя Само славянское, нельзя не признать в нем краткую форму от Самослав – Шафарика т. II, кн. 11, § 39. 2. Франкское происхождение Само доказывает Бюдингер Oesterreich. Gesch. s. 76. на основании слов Фредегара, с. 48: Homo quidam nomine Samo, natione Francus, de pago Sennonago... Наши отечественные источники показывают, что так называемые гости, т. е. большие купцы, приходившие из чужих сторон, были, вместе с тем, и воинами и нередко, в военное время, предводили целым войском… Нельзя не обратить внимания при этом на догадку Палацкого, принятую и Шафариком, что Само происходил из края Славян Велетов, долгое время теснимых и наконец в 622 г. подчиненных Франками. Если Само, избегая владычества Франков, переселился к своим братьям, в таком случае не был бы удивителен выбор его в вожди, а потом и в короли.

34

Fredegar, с. 48. Vinidi cernentes utilitatem Samonis eum super se eligunt regem ubi 35 annos regnavit feliciter… suo consilio et utilitate Vinidi semper superarunt. Летописец не указывает года, когда Славяне одержали победу над Аварами в выбрали Само в короли, вероятно не ранее 626 или 627 года.

35

Constantin. De administrando imperio c. 30, Отдельное изд. Anselmi Bandurii Imperium Orientale, или Stritteri, Memoriae Populorum II, 151.

36

Ibidem, c. 32.

37

Кажется, что Само оставлял неприкосновенным внутреннее управление подчинявшихся ему Славян, напр. Дерван в полабской Сербии и Валюх в крае вендском – как увидим далее.

38

Fredegar с. 58; Jirecek, Oesterreichische Gesch. für d. Volk, s. 86. Wien 1865.

39

Довольно замечательное место (Fredeg. с. 58) с точки зрения международных отношений в такую отдаленную пору. Палацкий, в цитованной уже статье о хронисте Фредегаре, замечает по поводу этого места: два государства не трактуют о нарушении между ними права, если их отношения не установлены были прежде. И как Дагоберт первый проложил путь к переговорам, «so muss er auch zweckmüssiger Gerechtigkeitspflege von seite Samos gewärtig gewesen seyn».

40

Sicharius, sicut stultus legatus, verba improperii, quae iniuncta non habuerat et minas adversus Samonem loquitur, eo quod Samo et populus regni sui Dagoberto deberent servitium. Fred. c. 68.

41

Положение его точно не определено, – Palacky, Dêjiny str. 99, прим. 27; но нужно думать, что это было в Чехии Togastisburg, Togast, ныне Домажлици, – Шафар. § 39, прим. 27.

42

Fredeg. с. 72.

43

Шафарик § 39, 1 примеч. 2.

44

Palacky, Dêjiny I. str. 99; Oesterreich. Gesch. für das Volk, s. 90.

45

Главное поле деятельности Само нужно искать в Чехии, а не в Хорутании. Об этом свидетельствует во 1-х то, что Само всегда является с войском в пределах Турингии, близь владений мишенскихх и лужицких Сербов; таковы его походы 630, 31, 32 и 33 годов; во 2-х, Дагоберт дважды направляется против Само из Меца через Майнц и Турингию, – этот путь ведет к Чехии; в 3-х, о Само в Хорватии и Хорутании история не сохранила никаких воспоминаний. Что касается похода Лонгобapдов и Аллеман, то он предпринят был против союзников Само на Дунае, с целью удержать их от соединения с главным войском Само, которое было стянуто к Вогастисбургу. Свидетельство Anonymi Salisburgensis о Само, как записанное спустя 200 лет после событий, не имеет никакого значения. См. Древности Шафарика, § 39. 2, примеч. 21.

46

Fredegar, с. 77, 87.

47

Const. De administr. imperio, с. XXX–XXXII. Una autem generatio, nempe quinque fratres… duaeque sorores... una cum suis populis discendens ab ipsis in Dalmatiam venit. Sciendum est Servios oriundos esse a Serbiis non baptizatis, qui... ulteriora Franciae incolunt Principatu autem Serbiae a patre ad duos fratres devoluto, alter, sumpta populi parte dimidia, ad Romanorum imperatorem Heraclium confugit.

48

Обстоятельнейшее определение границ державы Само решительно невозможно за недостатком известий. См. Шафарик, § 39. 2, стр. 229.

49

Vita S. Emerami в Acta SS. Septembris p. 472; см. Pritz, Geschichte des Landes ob d, Enns, § 28, s. 167.

50

Об отношениях Авар к Славянам мы имеем два свидетельства: Фредегара и Нестора. Фредегар в 48 гл. своей хроники говорит: «с давних времен Венды были употребляемы Гуннами (Авары) в качестве подпорок (befulci), так что, когда Гунны вели против кого-нибудь войну, сами они стояли перед лагерем, а Венды должны были сражаться. Если эти побеждали, Гунны шли вперед собирать добычу; если Венды ослабевали, их подкрепляли Гунны. Потому названы были Венды именем befulci, что всегда ходили на сражение впереди и в ошибках выдерживали натиск спереди (от врагов) и сзади (от авар). Каждый год приходили Гунны зимовать к Вендам, отнимали у них жен и дочерей и жили с ними. При этих притеснениях Венды должны были еще платить Гуннам дань. Но дети Гуннов, прижитые ими с вендскими женщинами, не вынесли такого гнета, отказали Гуннам в повиновении и начали возмущение». Нестор так говорит об Аварах, называя их Обрами: «В си же времяна Быша и Обре, иже воеваша на цезаря Ираклия, и мало его не яша. Си же Обре воеваху на Словены и примучиша Дулебы и насилие творяху женам дулебским. Аще поехати будяше Обрину, не дадяше въпрячи ни коня, ни вола, но веляше въпрячи три ли, четыре ли, пять ли жен в телегу и повезти Обрина; тако мучаху Дулебы. Быша бо Обре телом велици и умом горди, и Бог потреби я, помроша вси, и не остася ни един Обърин; есть притъча в Руси и до сего дне: погибоша аки Обре, их же несть племени, ни наследка». Полн. Собр. Р. Л. т I. стр. 5.

51

Giesebrecht, Geschichte der Deutschen Kaiserzeit I. s. 92.


Источник: Успенский Ф.И. Первые славянские монархии на северо-западе. Памяти Александра Федоровича Гильфердинга. Печатано иждивением Славянского Благотворительного Комитета. За неимением в типографии чешского шрифта, по необходимости, приходилось довольствоваться латинским. С. Петербург. В типографии Ф. С. Сущинского. Екатерининский канал, 168.1872 г.

Комментарии для сайта Cackle