О Добродетели
Исполнение какого либо частного, особенного требования или повеления с отвержением собственной воли для воли Божией составляет в отдельности доброе дело14 a.) исполнение же добрых дел, к особенной какой либо обязанности Закона относящихся из повиновения воле Божией15 b.) совершаемое составляют частную добродетель (Ис. 48:6–7).
Хотя при множестве предметов, на которые должна быть обращена деятельность христианина, столь не много находится особенных добродетелей, сколько есть особенных обязанностей: впрочем как источник и конец сякого добра есть един Бог16, c.) источник благ17, d.) единственный предмет любви18, e.) и всех стремлений сердца19; f.) основание добра есть воля Божия и Закон Божий не разделяемый сам в себе (Гал. 5:14) a.), единый в духе (Рим. 13:9) b.) , и направляющий всех и каждого к единому духу (Еф. 4:3–6) c.), равно и сила совершающая всякое добро есть сила Божия, производящая и хотение и действие доброе в человеке (Мк. 6:4) d.) и немощную человеческую волю, облекающая могуществом на всякое добро (Флп. 2:13) e.); то христианская деятельность, будучи одна и нераздельна по своему предмету и сущности, в самом направлении сил духа должна быть одною нераздельною добродетелью (Флп. 4:13) f.). Посему как из совокупности добрых действий, относящихся к известной обязанности, происходят и особенные добродетели, так и из частных и особенных добродетелей, в одну непрерывную деятельность совокупляемых, составляется полнота добродетели, или особенно христианской добродетели. Итак, христианская добродетель, будучи рассматриваема как разумная, полное и всеобъемлющее повиновение Закону Божию, есть ничто иное, как постоянное деятельное расположение и твердая решимость духа со всевозможным тщанием, с неослабным мужеством и терпением направлять все мысли и желания, все поступки и действия единственно по Закону Божию, и таким образом всеми мерами приводить волю свою в согласие и единство с волею Божиею.
Что многоразличная деятельность христианина должна быть единою господствующею силою духа, единою добродетелью; сие явствует из того, что во 1х от христианина требуется постоянное направление всех сил к добру, по которому он должен в мыслях своих обнимать все то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достохвально, что составляет похвалу и добродетель (Флп. 4:2) a.), а в делах и жизни своей все тщание прилагать о том, чтобы соединять с верою добродетель, с добродетелью благоразумие, с благоразумием воздержание, с воздержанием терпение, с терпением благочестие, с благочестием братолюбие, с братолюбием любовь, так что в ком не соединены все добродетели, тот называется слепым (2Пет. 1:9) и потому
во 2х и вся жизнь христианина и вся многообразная деятельность должны быть единою совокупностью добрых дел (Иак. 3:13), которые или как луч должны происходить из одного внутреннего средоточия – та́ко да просвети́тся свѣ́т ва́ш пред человѣ́ки, я́ко да ви́дят ва́ша до́брая дела́...20 a.) или как добрые плоды доброго древа одною внутреннею силою должны быть порождаемы. Вся́ко дре́во до́брое плоды́ добры́ твори́т (Мф. 7:17). Отселе деятельность христианская по отношению к внешнему образу действия и называется одним великим делом21 b.), и делания22 c.), и одним трудом23 d.) и подвигом24 e.), а по отношению к единству духа, который должен воодушевлять и внутреннюю и внешнюю деятельность 1х чистотой, очи́стим себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, творя́ще святы́ню в стра́се Бо́жии25 f.), 2х правдою и праведностью – а́ще не избу́дет пра́вда ва́ша па́че кни́жник и фарисе́й, не вни́дете в ца́рствие небе́сное (Мф. 5:20).
3х Истиною – как истинное выражение внутреннего во внешнем a.) или как выражение в человеке истины Божией (Рим. 2:7) (Ин. 3:21)
Хотя Христианин мужественно, неутомимо подвизаясь на пути Закона Божия тщится всегда и во всем угождать Богу: и о се́м же и а́з подвиза́юся, непоро́чну со́весть имѣ́ти всегда́ пред Бо́гом же и человѣ́ки (Деян. 24:16) b.): впрочем, как самое и совершенное стремление к благоугождению воли Божией, не может не воспящяться и внутренним растлением природы, пло́ть бо похотству́ет на ду́ха, ду́х же на пло́ть: сия́ же дру́г дру́гу проти́вятся, да не я́же хо́щете, сия́ творите́ (Гал. 5:17) и внешними (Рим. 3:23) c.) разнообразными соблазнами: не возмо́жно е́сть не приити́ собла́зном (Лк. 17:1), то христианская добродетель есть ничто иное в духе своем, как непрестанное подвижничество противу греха до крови26 a.), непрестанная духовная брань27 b.) и бодрствование противу духовных врагов28 c.), и следовательно оно есть каждодневное крестоношение29 d.), всегдашнее нуждение себя ради царствия Божия – царства правды, мира радости о духе святе30 e.), шествие христовым тесным путем31 f.), и непрерывный подвиг во всю жизнь до получения венца правды (2Тим. 2:3–5).
Таковой непрестанный добрый подвиг веры, вседушное понуждение себя к делу христову (Флп. 2:30) g.), – образует христианский навык,32 a.) и когда долгим деятельным обучением в различении добра и зла, так обучены будут внутренние чувства, что при ощущении любви к Закону Божию и ненависти ко всякому пути неправды33 b.), христианин дальним взором выну будет зреть пред собою Бога34 c.) – a.) в сердце гореть желанием35, b.) быть един дух с Господем36; c.) то отсель происходит христианское благочестие37, d.) которое составляя совершенство одной и той же христианской добродетели38; есть такое благоговейное и в Боге погруженное расположение сердца, по которому христианин непрестанно одушевляясь в чувствованиях своих чувствованиями И. Христа39 a.), в делах и жизни своей примером и жизнью И. Христа40 b.), единственным и началом и концом всей деятельности своей имеет Бога и славу Божию во Иисусе Христе.
Когда христианское благочестие обращается в постоянный навык, в постоянное пребывание и хождение с Богом так, что Христианин непрестанно и помышляет о духовном41 c.) и живет и ходит духом (Рим. 8:4) и производит плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и соделавшись совершенно свободным по отношению к Закону, с любовию и услаждением исполняет Закон Божий, тогда происходит христианская святость, которая составляет верх христианского совершенства или совершенное Богоподобие: святи бу́дите, я́ко а́з свя́т е́смь (1Пет. 1:16) (1Сол. 1:3, 6).
Хотя настоящая жизнь есть более возрастание, нежели созрение в добре (1Ин. 3:2, 6), более стремление вперед и приближение к цели, нежели предел для достижения цели, а посему здесь не смотря на действие святой благодати Божией до полной сообразности с законом Божием бесконечно обширным (Пс. 118:20) или до совершенного Богоподобия (Еф. 3:18) и самые совершенные не достигают (Флп. 3:18); и впрочем все христиане по мере веры (Рим. 13:3) и дарования Христова (Еф. 4:7) на три каждому разделил Бог (Рим. 12:3) все без исключения должны быть не только по внешнему образу (Мф. 5:20), но и в собственном смысле благочестивыми и святыми. Сего непременно требует от всякого Христианина I.) обязанность к Богу.
Ибо α.) сия есть воля Божия, святость наша (1Сол. 4:3) (Еф. 1:4), к которой Бог избрав нас во Христе прежде сложения мира быти нам святым или порочным пред ним в любви, дабы мы по примеру Святого, призвавшего нас и сами Святы были во всем житии нашем (1Пет. 1:5). –
β.) Для того мы искуплены бесценными заслугами Искупителя, дабы Божественною Смертию от страха смерти избавившись и от рабства иму́щого держа́ву сме́рти, си́речь диа́вола (Евр. 2:14–15), без страха служили пред Богом преподобием и правдою во всяции живота нашего.
γ.) Будучи новым творением, созданным во Христе Иисусе на дела благая которые Бог предназначил нам, чтобы мы исполняли (Еф. 2:10) мы не иместь права остальное во плоти время жить по плотским похотям но по воле Божией (1Пет. 4:2). – Ибо мы уже не свои, искуплены драгою ценою (1Кор. 6:19), честно́ю кро́вию непоро́чного и пречи́стого Христа́ (1Пет. 1:18–19).
δ.) Для того мы снабжены всеми нужными пособиями; ограждены всеми спасительными средствами; Словом Божием, которое полезно есть ко обличению, к научению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек и на всяко дело благое уготован (2Тим. 2:10, 14) и примером Самого Иисуса Христа, который оста́вль на́м о́браз, да послѣ́дуем стопа́м его́ (1Пет. 2:21), и внутренним действием Св. Духа, который дан печатию и обручением в сердцах наших и известностью жизни вечной, чтобы отвергнеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестиво живи в настоящей жизни, ждуще блаженного упования и Явления Славы Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (2Тим. 2:10, 13).
Наконец за все бесчисленные благодеяния к нам Бога триединого мы одну только можем принести жертву, какую от нас требует, т. е. сердце благопокорное и сыновнее: Сы́не, да́ждь ми́ се́рдце твое́ (Притч. 23:26).
II.) Быть в собственном смысле духовными христианами требует от нас обязанность к самим себе. Ибо α.) истинным благочестием облекаясь во Христа и в христианские добродетели (Кол. 3:13) мы облекаемся в первый образ Богоподобия праведностью и Святостью истины (Еф. 4:24), первое благолепие естества Божия (2Пет. 1:4).
β.) Соделываясь истинными Божиими и возлюбленными во Христе, мы паки приобретаем себе первую любовь и благоволение Божия, коего не может быть ничего вожделеннее и выше; имѣ́яй за́поведи моя́ и соблюда́яй и́х, то́й е́сть любя́й мя́: а любя́й мя́ возлю́блен бу́дет Отце́м мои́м, и а́з возлюблю́ его́, и явлю́ся ему́ са́м, к нему придет и обитель у него сотворит (Ин. 14:21, 23) (1Ин. 4:16).
γ.) Стяжаем сами в себе источник всех возможных благ; теле́сное обуче́ние вма́ле е́сть поле́зно, а благоче́стие на все́ поле́зно е́сть, обетова́ние имѣ́юще живота́ ны́нешнего и гряду́щого (1Тим. 4:8) и ищи́те пре́жде ца́рствия Бо́жия и сия́ вся́ приложа́тся ва́м (Мф. 6:33) (Рим. 6:22).
Наконец III.) истинного благочестия и святости жизни требует от нас обязанность к ближним. Ибо будучи обязаны одинаково пещись о спасении как своем так и других, мы созидая собственное спасение, будем способны созидать спасение и ближних наших т. е. промышлять до́брая пред всѣ́ми человѣ́ки (Рим. 12:17), ра́доватися с ра́дующимися, и пла́кати с пла́чущими (Рим. 12:15), и при соразмерном действии каждого духовного человека, во взаимной любви будет получать приращение для своего назидания (Еф. 4:16).
* * *
a.) (Мф. 10:41–42)
d.) (Пс. 36:10; 15:11)
f.) (Мф. 11:42, 26)
a.) (Мф. 5:16) (Евр. 10:24)
b.) (Рим. 2:6–7) (1Кор. 3:13–14) (Флп. 1:6) (1Сол. 1:3)
d.) (1Кор. 3:8; 15:52) (1Сол. 1:3) (Евр. 5:13)
c.) (1Пет. 5:8–9)
e.) (Рим. 14:17)
f.) (Мф. 7:13–14)
a.) (Пс. 118:162) /сл. (Пс. 61:2)/ сл. (1Ин. 3:2) (Пс. 118:20)
c.) (Деян. 2:25) (Еф. 3:16)
c.) (1Кор. 6:17)
a.) (Флп. 2:5–6)
b.) (1Пет. 2:21)