О частном и общем Богослужении
Понятие о Богослужении в частном смысле
Когда общие, всегдашние действия Богопочтения, каковы суть хвала Богу, призывание имени Божия и молитва во всех видах ея, совершаются в известном порядке и в известное время: то сие собственно называется Богослужением. По двоякому образу совершения оно есть двоякое частное и общественное.
Частное Богослужение
Частное Богослужение есть совершение Богослужебных действий в частом доме или месте одним лицем, или в совокупности членами целого семейства по известному принятому или свободному порядку, зависящему от благочестивого расположения совершающих оное. Частное Богослужение составляет всегдашнюю необходимую обязанность и пр. /Смотри в книге «Черты деятельного учения веры» стр. 160; издание второе, 1825 г. – стр. 158./
Поскольку же каждый дом, каждое семейство есть особенная домашняя церковь; то под именем частного Богослужения разумеется совершение Богослужебных действий как одним лицем, так и совокупленное целым семейством. Таковое совокупное совершение частного Богослужения в патриархальной церкви непосредственно Самим Богом заповедано: Вѣ́м, говорит, Госпо́дь ко Авраа́му: я́ко заповѣ́сть сыно́м свои́м и до́му своему́ по себѣ́, и сохраня́т пути́ Госпо́дни твори́ти пра́вду и су́д (Быт. 18:19). В законе подтверждено – научи́те, заповедует Бог чрез Моисея каждому отцу семейства: си́м ча́да своя́ глаго́лати сия́, седя́щу тебѣ́ в дому́ и иду́щу тебѣ́ в пути́, и возлежа́щу ти́ и востаю́щу ти́ (Втор. 11:19), а от христиан ясно требуется как всеобщею благоустроенностию христианской жизни, так особенной ревностию о взаимном созидании вообще ближних, особенно своих – присных: глаго́люще себѣ́ во псалмѣ́х и пѣ́ниях и пѣ́снех духо́вных, воспева́юще и пою́ще в сердца́х ва́ших Го́сподеви (Еф. 5:19). Польза и необходимость совершения домашнего Богослужения в совокупности очевидна во 1х из того, что в домашнем Богослужении мы с большею свободою и удобностию можем входить в собственное наше состояние и состояние домашних наших и отселе смотря по надобности учить и назидать и их и самих себя. β.) Ничем не может столько утвердиться в семействах Богобоязненность в благочестии, утвердиться взаимный мир и согласие, облегчиться христианское воспитание, и вообще водвориться порядок и благоустройство, как взаимным общением в благочестии. γ.) поскольку и в домашнем Богослужении кроме молитвы не исключается – ни чтение слова Божия ни пения духовных песней ни взаимные наставления: отселе домашнее Богослужение есть лучшее приготовление к общественному.
Общественное Богослужение
Общественное Богослужение есть совокупное совершение Богослужебных действий в общем собрании верующих под руководством служителей церкви по известному чину и установлению и в особенно–посвященных на сие местах. –
Хотя как общественное, так и частное Богослужение в главных основаниях, т. е. в общем предмете и цели между собою не разнствуют, и хотя чтение слова Божия, песнопения и молитвы составляют неотъемлемую принадлежность и домашнего Богослужения, впрочем, общественное Богослужение, отличаясь от частного вообще совокупным совершением Богослужебных действий в присутствии многих преимущественно отличается как самым порядком совершения священных действий, который как Богом утвержденный порядок, есть несравненно высший и священнейший образ служения Богу, так особенно отличается важностью принадлежащих и усвоенных оному Богослужебных действий. Некоторые из священных обрядов и действий и особенно таинств по внутренней важности своей таковы, что они в самом месте и частным образом от самых служителей Церкви или вовсе или без крайней нужды не могут быть совершаемы, а от частного человека без тяжкого преступления вовсе совершены быть не могут. –
Необходимость
Посему общественное богослужение, сколько выше и важнее частного богослужения, столько же нужнее и необходимее. Необходимость общественного Богослужения явствует:
Во 1х) Из божественного установления оного. В ветхом завете оно было учреждено самим Богом и определено со всею подробностью: В три́ времена́ лѣ́та да яви́тся вся́к му́жеск по́л пред Го́сподем Бо́гом твои́м, на мѣ́сте, е́же избере́т Госпо́дь Бо́г тво́й: в пра́здник опресно́ков, и в пра́здник пятдеся́тницы седми́ц, и в пра́здник ку́щей (Втор. 16:16). В новом завете Иисус Христос повелел учить повсемственно вере и крестить верующих: ше́дше у́бо научи́те вся́ язы́ки, кре́стя́ще и́х во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха (Мф. 28:19; 10:27). Установил таинство Евхаристии и заповедал совершать оную до своего пришествия: прии́м хлѣ́б, хвалу́ возда́в преломи́, и даде́ и́м, глаго́ля: сие́ е́сть тѣ́ло мое́, е́же за вы́ дае́мо: сие́ твори́те в мое́ воспомина́ние. Та́кожде же и ча́шу по ве́чери, глаго́ля: сия́ ча́ша но́вый завѣ́т мое́ю кро́вию, я́же за вы́ пролива́ется (Лк. 22:19–20). Установил таинство покаяния: Сия́ ре́к, ду́ну и глаго́ла и́м: приими́те Ду́х свя́т: и́мже отпустите́ грехи́, отпу́стятся и́м: и и́мже держите́, держа́тся (Ин. 20:22–23). –
И служителей церкви для совершения таинств и отправления общественного Богослужения то́й да́л е́сть о́вы у́бо апо́столы, о́вы же проро́ки, о́вы же благовѣ́стники, о́вы же па́стыри и учи́тели к соверше́нию святы́х, в дѣ́ло служе́ния, в созида́ние тѣ́ла Христо́ва (Еф. 4:11–12). Нет сомнения, что и прочие таинства, что содержит церковь, непосредственно установил и заповедал Сам Спаситель. Поскольку Апостолы, что ни учредили или заповедали, все то от Самого Спасителя приняли, по оному слову Апостола Павла: пореях от Го́спода, е́же и преда́х ва́м (1Кор. 11:23).
Во 2х) Явствует из примера Апостолов и первенствующей церкви. Апостолы, верные Иисусу Христу и действовавшие по духу его, везде где только ни назидали Церковь вводили святое собрание и тщательно увещевали верных не оставлять оных (Евр. 10:24–25).
В 3х) Из необходимого отношения общественного Богослужения по внутреннему Богопочтению из совокупности которых оно проистекает как необходимое следствие внутреннего и внешнего Богопочтения, будучи рассматриваемы в самом действии, должны поставлять человека в одинаковое внутреннее и внешнее отношение к Богу или в одинаковый порядок Богослужения. Бог есть всеобщий Творец, владыка и отец; посему верные, естли не все в одном месте, то все в одно время, в одном чине священнодействий, в чине молитв и песнопений, едиными устами и сердцем, должны исповедать владычество Божие, должны исповедать по подражанию небесным силам, в совокупности, славословящих Господа, и во образе того всемирного благословления, каковое по исполнении веков имеет быть и от Ангелов и от человеков вкупе приносимо Богу, яко всеобщему владыке.
В 4х) Необходимо по действительности оного на расположение всех и каждого к истинной вере и благочестию. Непременный и всегда одинаковый порядок общественного Богослужения.
в а.) есть самое действительнейшее средство к исповеданию веры в единстве и неизменяемости ея. Хотя вера достаточно раскрыта в слове Божием; но без общественного Богослужения она у многих могла бы прийти в забвение, а еще более того могла бы подвергнутся различным изменениям от вольномыслия человеческого. Посему общественное Богослужение, составляя живый и действительный памятник веры, постоянно сохраняет как вообще веру в неизменяемом единстве, так для всех и каждого самым простым и внятным образом проповедует истины оной (Пс. 8:2).–
в б.) есть самое лучшее училище как для преспеяния (училища) в благочестии, так и для возбуждения к благочестию. Самый благочестивый, строгий, и внимательный к самому себе никогда столько не бывает близок к опасности ослабеть в благочестии, как тогда, когда бывает оставлено собственным расположением (Еккл. 4:9–10) (Пс. 136:1–9). Посему постоянно учрежденный и премудро соразмеренный и с духовными потребностями, и с телесными нуждами порядок общественного Богослужения у самых беспечных или слишком озабоченных житейскими попечениями, хотя в известные дни поставляет в необходимость исполнять обязанности веры; а вообще верные нигде не могут так поучаться благочестию и взором и слухом и примером, как в (Пс. 28:9). Наконец – в в.) есть верный способ к соединению верующих союзом мира и любви: Все собираясь в едином духе, единым сердцем и устами славить Единого Бога, и все от единого хлеба ядя, и из единые чаши пия, верные, не смотря на внешнее различие состояний, опытным образом удостоверяются в той истине, что они все суть члены единого тела Иисуса Христа (Еф. 4:16; 5:30). Все составляют единое семейство единого отца, и по отношению к различию внешнего состояния суть токмо различные служители различные благодати (1Пет. 4:10) единого верховного раздаятеля даров (1Кор. 12:4–5). Посему, если Иисус Христос обещал благодатное свое присутствие там, где два или три собраны будут во имя его, (Мф 18:20), то какая полнота благодати должна [пре]изливаться там, где множество бывает собрано во имя его в союзе мира и любви (Деян. 2:1; 10:22).