О страхе Божием
Страх Божий
Проникнутый чувством величия Божия и чувством собственного уничижения, при взоре на духовное состояние, находя себя по естеству чадом гнева и осуждения (Еф. 2:3), в деятельной жизни проданным под грех (Рим. 7:14), не может не исполняться страхом к Богу и бесконечной святости его во всех мыслях и чувствованиях своих, посему:
Понятие о страхе Божием
Страх Божий есть такое благоговейное расположение в Христианине, по которому он живо чувствует с одной стороны святость и правду Божию, с другой собственную греховность, и недостоинство со всею заботливостью и попечением сердца удаляется всего противного воле Божией, дабы не оскорбить бесконечной святости и правды Божией.
Основание и побуждение к страху Божию
Основанием и побуждением к страху Божию для Христианина служит с одной стороны бесконечная святость Божия, по которой Бог и от избранных своих требует всевозможной святости их (Сир. 19:6) (Мф. 19:2; 20:7, 26), и по которой ненавидит и удаляет от себя всякого и живого и неправедного (Пс. 5:5, 7; 49:21) (2Кор. 6:14, 16), с другой прирожденная и деятельная греховность естества, которая делает всех виновными пред Богом (Рим. 3:7, 10, 19), удаляет от Бога, и по которой самые великие подвижники опасались отпадения от Бога (1Кор. 9:27).
Свойства страха Божия
Посему страх к Богу в Христианине не есть рабское расположение, а мучительное чувство (1Ин. 4:18), свойственное рабам греха: вся́к творя́й грѣ́х ра́б е́сть греха́ (Ин. 8:34), которые необузданно предаваясь похотям сердца взирают на Бога, как на грозного судию и мстителя неправд человеческих, а посему и среди самого внешнего мира не имеют душевного спокойствия и мира: нѣ́сть ра́доватися нечести́вым, глаго́лет Госпо́дь (Ис. 48:22). Но есть непрестанная заботливость или очищение (1Ин. 3:3) или о всевозможном хранении себя от нечистот греховных (Притч. 3:34) Христианин страшится собственно не гнева Божия или казни, но страшится того, чтобы не оскорбить Бога неправдами (Притч. 8:13) и не лишиться любви его (Быт. 39:9), он взирает на казнь, как на следствие греха, которую сам себе уготовляет грешник, когда самопроизвольно удаляется от Бога, источника всех благ (Пс. 62:2, 7). Итак в деятельной жизни страх к Богу есть ничто иное, как непрестанное попечение о благоугождении Богу (Евр. 12:28), непрестанное очищение себя от всякие скверны плоти и духа для усовершенствования в святости, или что тоже: есть непрестанное содействование своего спасения со страхом и трепетом (Флп. 2:12) (Пс. 2:11), по которому он ни в чем не доверяя себе и своим силам среди самых успехов, в благочестии неослабно блюдет за собою и подвизается, дабы не преткнуться и не пасть (1Кор. 10:12). Посему страх Божий или Богобоязненность (1Пет. 1:17)42 называется началом премудрости (Притч. 1:7), источником жизни (Притч. 14:27), ненавистником неправды (Притч. 8:13) и учителем добра (Притч. 15:27) (Сир. 1:21), ибо научает людей ходить во всех путях пред Богом, и любить его, и служить ему от всего́ се́рдца и от всея́ души́ (Втор. 10:12).
* * *
В оригинале рукописи: „1 ти 2:17» (1Тим. 2:17), однако ссылка не существует. (1Пет. 1:17): И а́ще Отца́ называ́ете нелицемѣ́рно судя́ща кому́ждо по дѣ́лу, со стра́хом жития́ ва́шего вре́мя жи́телствуйте.