V. Русские святые в святцах печатных богослужебных книг и в печатных святцах, отдельно изданных
До половины XVI века весьма редки примеры богослужебных книг, в месяцесловах или святцах которых было бы записано более или менее значительное количество Русских святых. Разделяясь в отношении к записям Русских святых в месяцесловах или святцах надвое, богослужебные книги. написанные до половины XVI века, представляют: одни – то, что в их месяцесловах или святцах совсем нет Русских святых, другие – то, что в их месяцесловах или святцах записано весьма незначительное количество этих святых. Не подтверждаем себя ссылками на примеры и свидетельства, потому что это есть факт общеизвестный. В ответ на вопрос: от чего это было так, прежде всего приходило бы на мысль, что писцы рукописей часто могли не знать о святых, почему и не могли писать их. Но эта причина, действительно существовавшая, есть причина только производная, условленная другой, настоящей, причиной. Войди у нас в обязательный обычай вносить русских святых в месяцеслов устава и в святцы других богослужебных книг, тогда не существовало бы и незнания писцов рукописей, ибо было бы обязательно для них знание, которое при обязательности было бы для них делом совершенно возможным. А таким образом действительною причиною составляющего предмет речей явления должно быть считаемо сейчас указанное, т. е. что не стало у нас обязательным обычаем вносить в месяцеслов и в святцы всех русских святых, которых надлежало вносить в них, т. е. всех святых, канонизованных к общецерковному празднованию. Вот убедительные примеры того, что именно по отсутствию обязательного обычая, а не по незнанию, Русские святые не были вносимы в месяцеслов и в святцы. Для св. митр. Алексия незнание, конечно, не могло быть причиной невнесения им у себя в святцы Русских святых, и однако в святцах усвояемого ему преданием евангелия (хранящегося в Чудовом монастыре и в 1892-м году напечатанного фототипией) нет ни одного Русского святого. Для митр. Киприана незнание также, конечно, не могло быть причиной невнесения в святцы Русских святых, и однако в святцах его Следованной псалтыри (автограф которой в библиотеке Московской Духовной Академий, № 142) из Русских святых только один митрополит Петр. Известен устав ХV века, принадлежавший Московскому Успенскому собору, и в месяцеслове этого устава нет между святыми митрополита Петра469. В святцах полной библии архиепископа Новгородского Геннадия, написанной в 1499-м году, нет ни одного Русского святого470. От половины XVI века известны списки устава, содержащие весьма большое и более или менее полное количество памятей общецерковных или обще празднуемых Русских святых471. Однако и эта половина XVI века еще не была временем, с которого бы началось обязательное внесение в месяцеслов и святцы богослужебных книг всех сейчас указанных Русских святых. В Троицкой лаврской библиотеке есть устав половины XVI века (№ 241), в начале которого помещен указ о праздновании святым, канонизованным на соборе 1547-го года, и в месяцесловном последовании псалмопения которого нет ни одного из святых, канонизованных на этом соборе, равно как небольшое количество и прежних святых. В 1564-м году был напечатан в Москве апостолу, представляющий собою первопечатную после заведения типографии московскую книгу, и в святцах его, не полных и в отношении к Греческим святым, Русских святых только под 24-м Июля Борис и Глеб, и то записанные не как следует472. Обязательное внесение общепразднуемых Русских святых в месяцеслов устава и святцы прочих богослужебных книг началось только с первопечатного служебника 1602-го года473.
Но если до половины ΧVΙ века общепразднуемые Русские святые были вносимы в месяцеслов и святцы только в незначительном количестве, если начавшееся с половины ΧVΙ века полное внесете их в продолжение еще полустолетия не становилось делом обычным, так как первая богослужебная книга со святцами, содержащими полное количество общепразднуемых Русских святых, каковую представляет собою служебник, была напечатана в 1601–1602-м году, – то рождается вопрос: как же до начала XVII века было празднуемо общепразднуемым Русским святым, т. е. как же было празднуемо им, когда в святцах не было полных их записей? В ответ на этот вопрос должно быть сказано следующее. Во-первых, общепразднуемость должна быть понимаема в более тесном смысле, нежели какой соединяется с этим словом в настоящее время. Чтобы праздновать, нужно иметь книги, по которым бы праздновать. В настоящее время при существовании книгопечатания снабжена полным кругом богослужебных книг каждая приходская церковь. Ни совсем и совершенно иное было до книгопечатания: при страшной относительной дороговизне рукописей и для большинства приходских церквей при великой трудности доставать их, более или менее полным кругом богослужебных книг снабжены были церкви кафедрально-епископские и богатые монастыри, все же множество других церквей и монастырей было снабжено ими скудно, очень скудно и до самой последней степени скудно. А поэтому, в то время, о котором говорим, и празднования вменялись в обязанность только тем, то в состоянии был совершать их. В 1600-м году патриархом Иовом с собором было установлено общецерковное празднование препод. Корнилию Комельскому и в соборном приговоре об этом праздновании предписывается: «чудотворцу Корнилию Комельскому праздновати вечерню и всенощное пение и литургею Божию служити в соборней апостольстей церкви пречистые Богородицы честного и славного ее Успения царствующего града Москвы, и в митрополиях и в архиепискупьях и в епискупьях у соборных церквей во всей Великой Русии»... (см. выше стр. 120). В кафедральных епископских церквах, для которых было обязательно празднование общепразднуемым Русским святым, могли существовать особые списки этих святых, отдельные от месяцесловов или святцев, или как бы особые Русские месяцесловы или святцы: а таким образом и могло быть возможным для этих церквей празднование общепразднуемым Русским святым, не смотря на их отсутствие в месяцесловах и святцах. Во-вторых, время, о котором говорим, должно быть разделяемо на две неравные половины: первая половина от начала христианства в России до Макариева собора 1547-го года, вторая половина от этого собора до начала XVII века. В первую половину таких общепразднуемых Русских святых, празднование которым признавалось бы обязательным, как говорили мы выше, было очень не много, а поэтому и помнить о них, даже без всяких списков и записей, не составляло особенного труда. Во вторую половину наших святых стало очень много. Но теперь к составлению списков пни в замену списков должны были служить указы о канонизациях, причем с указами – предшествующим собору 1547-го года (выше стр. 91) и этого последнего собора должен быть предполагаем и неизвестный пока указ собора 1549-го года.
Обращаемся к разделению святых на общих и местных.
Само собою понятно, что в месяцеслов устава и святцы других богослужебных книг надлежало внести, после того как это внесение было решено, тех святых, которые канонизованы были к общему празднованию и что внесение в месяцеслов и святцы должно было стать отличительным признаком святых, канонизованных к общему празднованию, от святых, канонизованных к местному празднованию. По-видимому, не могла быть длинною история с установлением списка общепразднуемых святых в печатных месяцеслове и святцах: имели быть внесены и вносимы в список те святые, которые именно канонизованы и канонизуемы были к общему празднованию, и затем из списка святых, канонизованных к местному празднованию, имели быть или единовременно прибавлены или постепенно прибавляемы к ним те святые, которые по рассмотрению и решению церковной власти долженствовали быть перенесены из одного списка в другой. Но на самом деле история с установлением списка общепочитаемых святых в печатных месяцеслове и святцах была довольно длинная. Зависело это от того, что установление списка святых предоставляемо было церковной властью типографщикам, печатавшим книги, и так называемым их справщикам (редакторам, изготовлявшим их к печати): типографщикам и справщикам, с одной стороны, не доставало точных сведений, к какому классу святых – общих или местных были канонизованы иные святые, а с другой стороны и главное – они слишком много давали места своему личному усмотрению и произволу.
Этот произвол в составлении списка общепочитаемых святых господствовал до 1682-го года, до издания патр. Иоакимом исправленного устава, в котором изготовлен был список общепочитаемых святых с нарочитою тщательностью и уже, как все в уставе, при действительном надзоре церковной власти.
Мы не будем показывать разнообразия святцев всех богослужебных книг, при которых печатаются святцы, от служебника 1602-го года до устава 1682-го года. Если бы это было нужно, то сделать это было бы возможно (хота подобному труду, с одной стороны – конечно, чисто механическому, а с другой стороны – все-таки весьма немалому, удобнее было бы явиться в отдельном виде). Но нам для наших целей, которые состоят в том, чтобы, во-первых, показать господство произвола, а во-вторых-дать список святых, которые до устава 1682-го года помещались в разных общих святцах, достаточно ограничиться некоторым избором святцев. Мы дадим два списка святых, составленные по двум группам святцев, предшествующих уставу 1682-го года, с отметой против каждого святого, в каких святцах группы он есть и в каких его нет. Первую группу составят святцы: первопечатного служебника 1602-го год474, первопечатного устава 1610-го года475, двух уставов 1633-го года476, устава Московского Успенского собора, содержащего в себе записи о праздновании в соборе греческим и русским святым, составленного перед 1684-м годом, которым помечена, в нем одна заметка477, устава 1641-го года478 и отдельных святцев с летописью 1646-го и 1648-го годов479. Между святцами богослужебных книг за данное время святцы (месяцесловы) уставов суть наиболее полные, так что в святцах других богослужебных книг нет лишних противу них святых480. Что касается до отдельных святцев с летописью, то их берем потому, что они отличаются исключительным обилием памятей святых. Вторую группу составят святцы служебников: первоисправленного Никоновского 1655-го года481, второго и третьего Никоновских l656-го и 1658-го годов482 и окончательно исправленного собором 1657-го года, дважды напечатанного – в сем 1667-м и в следующем 1668-м году483.
Список святых первой группы святцев
Святцы устава 1641-го года суть одни и те же с святцами устава 1610-го года или представляют воспроизведение сих последних, но с четырьмя лишними против них святыми, которые взяты из святцев уставов 1633-го года и которые в этих последних уставах суть новые против устава 1610-го года.
В святцах с летописью 1646-го и 1648-го годов святые в обоих одни и те же.
Сентябрь
5. Убиение кн. Глеба Владимировича. Есть в уставе 1610 г. и в святцах с летописью, в остальных нет.
7. Преставление Иоанна, архиепископа Новгородского. Есть во всех.
9. Преставление преп. Иосифа Волоколамского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
16. Преставление митр. Киприана. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
19. Память князя Смоленского и Ярославского Феодора (день преставления) и сыновей его Давида и Константина. Есть во всех.
20. Страдание мучеников князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Есть во всех.
25. Преставление преп. Сергия Радонежского. Есть во всех.
27. Преставление преп. Савватия Соловецкого. Есть во всех.
30. Преставление преп. Григория Пелыцемского. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех.
Октябрь
1. Память преп. Саввы Вишерского. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех.
4. Обретение мощей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Есть в уставе 1610 г., в уставах 1633 г., в уставе 1641 г. и в святцах с летописью; нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора.
5. Трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех.
19. Рождение царевича Димитрия. Есть в уставе Успенского собора, в остальных ни в которых нет.
23. Перенесение мощей преп. Иакова Боровицкого. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора, в остальных есть.
29. Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех.
Ноябрь
5. Преставление Ионы, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г., во всех остальных есть.
6. Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех.
11. Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1602 г., в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1(541 г. и в святцах с летописью; нет в уставах 1633 г.
17. Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех.
22. Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Нет в служебнике 1602 г., есть в остальных во всех.
23. Преставление вел. кн. Александра Ярославича Невского. Есть во всех (в служебнике 1642 г. не 28, а 24 числа),
27. Преставление Иакова, епископа Ростовского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора, в остальных есть.
Обретение мощей кн. Всеволода-Гавриила Псковского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора, в остальных есть.
28. Преставление Феодора, архиепископа Ростовского. Есть в уставе 1610 г., в уставе 1641 г. и в святцах с летописью, в остальных нет.
Декабрь
8. Преставление преп. Саввы Звенигородского. Есть во всех.
7. Преставление преп. Антония Сийского. Нет в служебнике 1602 г., в остальных есть во всех.
21. Преставление митрополита Петра. Есть во всех.
23. Преставление митрополита Филиппа. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
Январь
10. Преставление преп. Павла Комельского. Есть во всех.
11. Память преп. Михаила Клопского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1638 г.; в остальных есть.
17. Память преп. Антония Римлянина. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.
28. Преставление преп. Ефрема Новоторжского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.
30. Преставление Никиты, епископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.; в остальных есть (в уставе Успенского собора не ВО, а 31 числа).
Февраль
4. Убиение вел кн. Георгия Всеволодовича484. Есть в уставе Успенск. собора и в святцах с летописью; в остальных нет.
Преставление Кирилла Новоезерского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
11. Преставление преп. Димитрия Прилуцкого. Есть во всех.
Преставление кн. Всеволода-Гавриила Псковского. Нет в служебнике 1602 г., в остальных во всех есть.
12. Преставление митрополита Алексия. Есть во всех.
14. Перенесение мощой кн. Михаила Черниговского из Чернигова в Москву. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.; в остальных есть.
Март
2. Преставление епископа Тверского Арсения. Есть во всех.
5. Перенесение мощей князя Смоленского и Ярославского Феодора и сыновей его Давида и Константина. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.
11. Проставление архиепископа Новгородского Евфимия. Есть во всех.
16. Преставление архиепископа Новгородского Серапиона. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.
17. Преставление преп. Макария Колязинского. Нет в уставе Успенского собора, в остальных во всех есть.
26. Преставление епископа Тверского Варсонофия. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет.
30. Преставление митрополита Ионы. Есть во всех.
Апрель
1. Преставление преп. Евфимия Суздальского. Есть во всех.
14. Мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия. Есть в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; в остальных нет.
17. Преставление преп. Зосимы Соловецкого. Нет в уставе 1610 г.; в остальных во всех есть.
20. Преставление Александра Ошевенского. Есть в уставе Успенского собора и в святцах с летописью; в остальных нет.
20. Преставление Стефана, епископа Пермского. Есть во всех.
30. Обретение мощей Никиты, епископа Новгородского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть.
Май
1. Преставление преп. Пафнутия Боровского. Есть во всех.
2. Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. Есть во всех.
3. Преставление преп. Феодосия Печерского. Есть во всех.
7. Память преп. Антония Печерского. Есть во всех.
14. Память Исидора, юродивого Ростовского. Есть во всех.
15. Память Исаии, епископа Ростовского. Есть во всех.
Преставление преп. Евфросина Псковского. Нет в служебнике
1602 г.; в остальных во всех есть.
Убиение царевича Димитрия. Есть в уставах 1633 г., в уставе Успенского собора, и в уставе 1641 г.; в остальных нет.
16. Перенесение мощей преп. Ефрема Перекомского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенского собора; в остальных есть485.
20. Обретение мощей митрополита Алексия. Есть во всех.
21. Память кн. Константина и сыновей его Михаила и Феодора Муромских. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.; в остальных есть.
23. Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского. Есть во всех.
24. Память препод. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех.
26. Обретение мощей преп. Макария Колязинского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть.
27. Перенесение мощей митрополитов Киприана Фотия и Ионы. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; есть в уставах 1610 и 1641 гг. и в святцах с летописью.
28. Преставление Игнатия, епископа Ростовского. Есть во всех
29. Преставление Иоанна, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть.
Июнь
1. Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Есть во всех.
3. Сретение чудотворной иконы преп. Димитрия Прилуцкого. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет486.
Перенесение мощей царевича Димитрия. Нет в служебнике 1602 г. (ибо имело место после сего года); во всех остальных есть.
8. Обретение мощей Василия и Константина, князей Ярославских. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
9. Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех.
10. Преставление преп. Александра Куштского. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет.
13. Память Андроника Московского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет.
25. Память Петра и Февронии Муромских, в монашестве Давида и Евфросинии. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет.
29. Память царевича Ордынского – Ростовского Петра. Есть в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1641 г. и в святцах с летописью; нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.
Июль
5. Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть.
8. Преставление Прокипия, юродивого Устюжского. Есть во всех.
11. Преставление вел. кн. Ольги. Нет в уставе Успенского собора; во всех остальных есть.
15. Преставление вел. кн. Владимира. Есть во всех.
24. Память князей Бориса (день убиения) и Глеба. Есть во всех.
25. Преставление преп. Макария Унженского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе 1610 г. (ибо причтен к лику святых после 1610 г.); во всех остальных есть.
27. Преставление Николая Кочанова, юродивого Новгородского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть.
Август
2. Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех.
3. Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в уставе 1610 г., в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью.
4. Проявление мощей митрополита Петра. Есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью, нет в уставах 1610, 1633 и 1641 гг.487
8. Перенесение мощей препп. Зосимы и Савватия Соловецких. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет488.
13. Обретение мощей Максима, юродивого Московского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть.
21. Преставление преп. Аврамия Смоленского. Есть во всех.
24. Перенесение мощей митрополита Петра и иных митрополитов: Киприана, Фотия и Ионы, Филиппа и Феогноста. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет.
30. Преставление преп. Александра Свирского. Есть во всех.
Сравнивая святцы одни с другими посредством арифметического счета или по количеству содержащихся в каждых между ними памятей святых находим следующее:
В служебнике 1602-го года 45 памятей;
В уставе 1610-го года 51 лишняя память и 3 памятей не достает против служебника 1602-го года, следовательно – 28 лишних памятей, а всего 73 памяти;
В уставах 1633-го года 4 лишних памяти и 10 памятей не достает против устава 1610-го года, следовательно-6 памятей не достает, а всего 67 памятей,
В уставе Успенского собора 11 лишних памятей и 12 памятей не достает против уставов 1633-го/года, следовательно – не достает одной памяти, а всего 66 памятей;
В уставе 1641-го года те же памяти, что и в уставе 1610-т года, но с прибавлением 4 лишних против последнего памятей, Взятых из уставов 1633-го года, в которых они суть новые памяти против устава 1610-го года, следовательно – 11 лишних памятей против устава Успенского собора, а всего 77 памятей;
В святцах с летописью 16 лишних памятей против устава 1641-го года, а всего 93 памяти.
Ив святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах:
9 Сентября Иосиф Волоколамский,
7 Декабря Антоний Сийский,
11 Января Михаил Клопский,
30 Января Никита, епископ Новгородский,
4 Февраля вел. кн. Георгий Всеволодович
4 Марта Макарий Колязинский,
5 Апреля Зосима Соловецкий,
15 Мая Евфросин Псковский,
11 Июля вел. кн. Ольга,
3 Августа Антоний Римлянин.
Святой, канонизованный к общему празднованию, но не находящийся ни в одних святцах:
19 Мая Корнилий Коптельский.
Относительно собора 1549-го года мы не знаем с достоверностью, какие святые были канонизованы на нем к общему празднованию и какие-к местному (см. выше стр. 104).
Из святых, канонизованных на этом соборе, находятся во всех святцах:
11 Марта Евфимий, архиепископ Новгородский,
1 Апреля Евфимий Суздальский,
26 Апреля Стефан, епископ Пермский,
21 Августа Аврамий Смоленский.
Находятся не во всех святцах:
30 Сентября Григорий Пелыпемский,
1 Октября Савва Вишерский,
5 Ноября Иона, архиепископ Новгородский,
27 Ноября Иаков, епископ Ростовский,
27 Ноября и 11 Февраля Всеволод-Гавриил Псковский,
14 Апреля мученики Литовские,
15 Мая Евфросин Псковский,
16 Мая Ефрем Перекомский.
Святой, не находящийся ни в одних святцах:
8 Апреля Нифонт, епископ Новгородский.
Из святых, канонизованных и из праздников установленных к местному празднованию, находятся:
Во всех святцах:
2 МартаАрсений, епископ Тверской;
В некоторых святцах:
23 ОктябряИаков Боровицкий,
28 Ноября Феодор, архиепископ Ростовский,
23 Декабря митрополит Филипп,
17 Января Антоний Римлянин,
28 Января Ефрем Новоторжский,
16 Марта Серапион, архиепископ Новгородский,
26 МартаВарсонофий, епископ Тверской,
20 Апреля Александр Ошевенский,
29 Мая Иоанн, юродивый Устюжский,
3 Июня Сретение иконы преп. Димитрия Прилуцкого.
8 Июня Василий и Константин, князья Ярославские,
10 Июня Александр Куштский,
13 Июня Андроник Московский,
25 Июня Петр и Феврония Муромские,
29 Июня Петр, царевич Ордынский,
8 Июля Прокопий, юродивый Устюжский,
27 Июля Николай Кочанов, юродивый Новгородский,
8 Августа Перенесение мощей Зосимы и Савватия.
Усопшие, не канонизованные ни к общему, ни к местному празднованию, но записанные в некоторых святцах:
16 Сентября митр. Киприан,
27 Мая митрр. Киприан и Фотий,
24 Августа митрр. Феогност, Киприан, Фотий и Филипп.
Святцы устава Успенского собора дают нам знать, что и в самом этом соборе совершаемы были празднования не всем Русским святым, несомненно канонизованным к общецерковному празднованию. В святцах устава нет этого класса святых:
19 Сентября Иосифа Волоколамского,
17 Марта Макария Колязинского,
19 Мая Корнилия Комельского,
11 Июля вел. кн. Ольги489.
Список святых второй группы святцев
В служебниках 1658-го, 1667-го и 1668-го годов во всех трех одни и те же святцы, так что в пяти служебниках – особых святцев трои, именно в служебнике 1655-го года, в служебнике 1656-го года и в служебниках 1658–1668-го годов.
Сентябрь
7. Преставление Иоанна, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1656 г., в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 7, а 6 числа).
19. Память Ярославских князей Феодора, Давида и Константина. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет.
20. Страдание князя Михаила и болярина его Феодора. Есть во всех.
25. Преставление преп. Сергия Радонежского. Есть во всех.
27 Преставление преп. Савватия Соловецкого. Нет в служебнике 1656 г.; а в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 27, а 29 числа).
Октябрь
4. Обретение мощей Гурия и Варсонофия Казанских. В служебнике 1666 г. нет; в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 4, а 5 числа).
Трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. В служебнике 1656 г. нет; в остальных есть.
29. Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех.
Ноябрь
6. Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех.
11. Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1655 г.: в остальных нет.
17. Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех.
22. Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть.
23. Преставление вел. кн. Александра Ярославича Невского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
Декабрь
3. Преставление преп. Саввы Звенигородского. Есть во всех.
5. Преставление Гурия, архиепископа Казанского. Есть в служебнике 1655 г.: в остальных нет.
21. Преставление митр. Петра. Есть во всех.
23. Преставление митр. Филиппа. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет.
Январь
10. Преставление преп. Павла Комельского Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть
11. Память преп. Михаила Клопского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
17. Память преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть.
31. Преставление епископа Новгородского Никиты. Нет в служебниках 1655 и 1056 гг.; в остальных есть.
Февраль
4. Убиение вел. кн. Георгия Всеволодовича. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет.
11. Преставление преп. Димитрия Прилуцкого. Есть во всех. Преставление кн. Всеволода Гавриила. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.: в остальных есть.
12. Преставление митр. Алексия. Есть во всех.
Март
4. Преставление епископа Тверского Арсения. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет.
11. Преставление архиепископа Новгородского Евфимия. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
17. Преставление преп. Макария Колязинского. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет.
30. Преставление митр. Ионы. Есть во всех.
Апрель
1. Преставление преп. Евфимия Суздальского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
17. Преставление преп. Зосимы Соловецкого. Есть во всех.
26. Преставление епископа Пермского Стефана. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
Май
1. Преставление преп. Пафнутия Боровского Есть во всех.
2. Перенесение мощей князей Бориса и Глеба. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет.
3. Преставление преп. Феодосия Печерского. Есть во всех.
7. Память преп. Антония Печерского. Есть в служебнике 1655 г.; нет в служебнике 1656 г.; в остальных под 10 Июля.
14. Память Исидора, юродивого Ростовского. Есть во всех.
15. Память епископа Ростовского Исаии. Есть во всех.
Убиение царевича Димитрия. Есть во всех.
20. Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех.
23. Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех.
24. Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех.
28. Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.
Июнь
1. Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
9. Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех.
25. Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть.
Июль
5. Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть.
8. Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть.
10. Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая490.
11. Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет.
15. Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех.
24. Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех.
25. Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.
Август
2. Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех.
3. Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть.
4. Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет.
21. Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет.
24. Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех.
30. Преставление преп. Александра Свирского. Есть во всех.
В служебнике 1655-го года находится 57 памятей.
Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей.
В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей.
Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах:
7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский,
19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин,
27 Сентября Савватий Соловецкий,
23 Декабря митр. Филипп,
10 Января Павел Обнорский,
11 Января Михаил Клопский,
4 Февраля вел. кн. Георгий Всеволодович,
17 Марта, Макарий Колязинский,
7 Мая Антоний Печерский,
1 Июля Дионисий Глушицкий,
11 Июля вел. кн. Ольга,
3 Августа Антоний Римлянин.
Из святых, канонизованных к общему празднованию, не находятся ни в которых святцах:
9 Сентября Иосиф Волоколамский,
7 Декабря Антоний Сийский,
30 Января Никита, епископ Новгородский,
17 Апреля Зосима Соловецкий,
19 Мая Корнилий Комельский.
Из святых, канонизованных на соборе 1549 г., находятся не во всех святцах:
22 Ноября вел. кн. Михаил Ярославич Тверской,
11 Февраля кн. Всеволод-Гавриил,
1 Апреля Евфимий Суздальский,
26 Апреля Стефан, епископ Пермский,
21 Августа Аврамий Смоленский.
Из святых, канонизованных на соборе 1549 г., не находятся ни в которых святцах:
26 Сентября Ефрем Перекомский,
30 Сентября Григорий Пельшемский,
1 Октября Савва Вишерский,
5 Ноября Иона, архиепископ Новгородский,
14 Января мученики Литовские,
8 Апреля Нифонт, епископ Новгородский,
15 Мая Евфросин Псковский.
Из святых, канонизованных к местному празднованию находятся не во всех святцах:
4 Октября Гурий и Варсонофий Казанские,
2 Марта Арсений Тверской,
25 Июня Петр и Феврония Муромские,
8 Июля Прокопий Устюжский.
Месяцесловы уставов 1682-го и 1695-го годов и нынешнего
В 1682-м году патр. Иоаким напечатал исправленный церковный устав, приготовлением которого к печати занималась под непосредственным его самого наблюдением особая комиссия, составленная из людей, хорошо знающих дело, и который перед печатанием рассмотрен и одобрен был собором 15-ти архиереев491. И список русских святых, помещенный в главе этого устава, содержащей последование церковного псалмопения по месяцеслову, составлен не как-нибудь зря и произвольно, а после нарочитых тщательных над ним работ492. Этот список святых, на 8 памятей дополненный и на две памяти сокращенный в 1695-м году при втором издании исправленного устава, и еще на три памяти (прежние, не считая трех новых) дополненный когда-то потом, и остается до настоящего времени.
Мы напечатаем список святых нынешнего устава, отметив в нем памяти внесенные в издание 1695-го года крестом, а памяти, внесенные после 1695-го года, двумя крестами, памяти же (две), исключенные при издании 1695-го, отметив посредством минуса или тире и прямого замечания в тексте.
Последование псалмопения по месяцеслову в уставе надписывается: «Начало с Богом святым месяцеслова, 12 месяцев. Последование церковного псалмопения же и сочинения всего лета от месяца Септевриа, до месяца Августа». «Сочинения всего лета» есть перевод греческого: τῆς συντάξεως τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ; σύνταξις значит: распорядок, указание порядка, при чем в данном случае подразумевается: службы. В доиоакимовских уставах было – в одних: сочетания, в других: собрания. Сочетание есть другой перевод слова: σύνταξις, а собрание заставляет предполагать греческое слово σύναξις, о котором сейчас.
Сентябрь
7. Иже во святых отца нашею, Иоанна архиепископа, Новгородского чудотворца 493 . Совершается собор494 его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его495.
[Знак праздничный – три нравные точки в боковом красном полукружии или в боковом красном подковообразном окружении],
9. Преподобного отца нашего Иосифа, Болоцкого чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что и выше].
19. Преставление, благоверного великого князя Феодора, и чад егог благоверных князей, Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, или храм.
[Знак тот же, чти выше.
В нынешнем уставе запись памяти читается по редакции издания 1695-го года; в издании 1682-го года было: «Преставление благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина"].
20. Святых мученик и исповедник, великого князя Михаила и болярша ею Феодора, Черниговских чудотвориов. Совершается собор их, идеже лежат мощи их.
[Знак тот же, что выше].
†† 21. Память иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского. Службу святителю отправлять по общей минеи.
[Знак – красный крест.
О местах совершения собора нет].
25. Преподобного отца нашего Сергиа игумена, Радонежского чудотворца. Совершается собор его и во обители его и во храмех, в прочих же полиелей.
[Знак – красный крест.
В нынешнем уставе запись памяти читается уо редакции издание l695-ro года; в издании 1682-го года было: «Преподобного отца нашего Сергия чудотворца"].
27. Преподобного отца нашею Савватиа, Соловецкого чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
† 30. Преподобного отца нашего Григориа, иже на Пелшме реце, Вологодского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и во храмех.
[Знак тот же, что выше].
† † И святого Михаила, первого митрополита Киевского, и всея России чудотворца.
[Оместах совершения собора и знака праздничного нет].
Октябрь
1. Преподобного отца нашего Саввы, Вишерского чудотворца. Совершается собор его во обители его, по свидетельству архиереа сущего тамо496.
[Знак тот же, что выше].
4. Обретение честных мощей, иже во святых отец наших, Гуриа первого архиепископа Казанского и Варсонофиа епископа Тферскаго. Совершается собор их во граде Казани и во храме их.
[Знак тот же, что выше.
– В издании 1695-го года опущена бывшая в издании 1682-го года под 5-м Октября память трех Московских святителей, которая читалась: «Святых триех святителей, Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских и всея России чудотвордов. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и идеже храм их"].
23. Пренесение честных мощей святого Иакова Боровицкого, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже храм его, по рассуждению и благословению архиереа.
[Знак – три черные точки в черном полукруге].
29. Преставление преподобного отца нашего Аврамиа, архимандрита Богоявленского, Ростовскаго чудотворца. Совершается собор во обители его, идеже лежат мощи его, или храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
Ноябрь
5. Преставление иже во святых отца нашего Ионы архиепископа, Новгородского чудотворна. Совершается собор его, идеже лежат мощи ею, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше].
6. Преподобного отца нашего Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше].
11. Преставление святого и блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Собор его совершается, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
17. Преподобного отца нашего Никона чудотворца, ученика святого Сергиа.Совершается собор его во обители его, и во храме: повсюду же шестерик, во ин день.
[Знак – три красные точки в полукруге].
22. Убиение святого благоверного великого князя Михаила Тферскаго. Совершается собор его во Тфери, и идеже храм его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
23. Преставление святого благоверного великого князя Александра Невского, и всея России чудотворца. Совершается собор его, идеже храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
†† В той же день память первого Воронежского святителя Митрофана, в схимонасех Макариа.
[О местах совершения собора и знака праздничного нет].
24. Святого мученика Меркуриа Смоленского. Совершается собор его во храме его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
27. Иже во святых отца нашею Иакова епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
Декабрь
3. Преподобного отца нашею Саввы Звенигородского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
7. Преставление преподобного отца нашего Антониа Сийского, нового чудотворца. Совершается собор его во обители его и во храме.
[Знак – три черные точки в полукруге],
†† И преставление преподобного отца нашего Нила, иже на езере Селигере, на острове зовотом Столобное, нового чудотворца.
[Знак – три красные точки в полукруге.
О местах совершения собора нет].
21. Преставление во святых отца нашею Петра, митрополита всея России.
[Знак – красный крест.
О местах совершения собора нет].
Январь
9. Иже во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московского и всея России.
[Знак – красный крест.
О местах совершения собора нет].
10. Преподобного Павла Комельского, иже на Обноре реце. Совершается собор его во обители его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
11. Память преподобного отца несшею Михаила Клопского, Новгородского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и во храмех.
[Знак – три черные точки в полукруге].
†† 28. Преподобного отца нашею Феодосии Тотежкого, Спасо-Суморина монастыря начальника и основателя, новоявленного чудотворца.
[О местах совершения собора и знака праздничного нет].
31. Память во святых отца нашего Никиты епископа, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже драм его есть.
[Знак – три красные точки в полукруге].
Февраль
† 4 Святого благоверного великого князя Георгиа. Совершается собор его, идеже лежат мощи его.
[Знака праздничного нет].
†В той же день преподобного отца нишею Кирилла, Новоезерского чудотворца. Совершается собор его во обители его.
[Знака праздничного нет].
11. Преподобного отца нашею Димитриа, Прилуцкого чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак – три красный точки в полукруге].
И преставление святого благоверного великого князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
12. Иже во святых отца нашею Алексиа митрополита, всея России чудотворца. Аще несть пост, и изволит настоятель пети святителю Алексию со бдением, поем ему якоже и прочим великим святым имущым бдение. Аще ли пост: поем ему по Маркове главе, якоже указася пети обретению честные главы Предтечевы. А идеже лежат мощи его, подобне и во храме, поется служба его по Маркове главе, якоже Сретения Господня.
[Знак – красный крест].
Март
† 2. Преставление иже во святых отца нашею Арсениа епископа Тферского. Совершается собор его во Тфери.
[Знак – три красные точки в полукруге].
11. Преставление иже во святых отца нашею Евфимиа архиепископа, Новгородского чудотворна. Совершается собор его в Новеграде, и во обители его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
17. Преподобного отца нашего игумена Макариа, Колязинского чудотворца. Совершается собор его во обители его.
[Знак тот же, что выше].
Апрель
1. Преподобного отца нашего Евфимиа, Суждаьлского чудотворца. Совершается собор его во обители его.
[Знак тот же, что выше.
О праздновании в уставе 1682-го года было: «Совершается собор его, во обители его: и в Суздале, полиелей"].
17. Преподобного отца нашею Зосимы Соловецкого. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше].
26, Святого отца Стефана, епископа Пермского. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше].
Май
1. Преподобного Пафнутиа Боровского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше].
3. Успение преподобного отца нашего Феодосиа, игумена монастыря Печерского, и начальника в Российстей земли монашеского общего жития. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей.
[Знак – красный крест].
14. Святого Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Совершается собор его в Ростове, с рассуждением тамошнего архиереа.
[Знак – три черные точки в полукруге].
15. Иже во святых отца нашею Исаии епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
И убиение святого благоверного царевича князя Димитриа Московского, и всея России чудотворца.
[Знак тот же, что выше.
О местах совершения собора нет], † 16. Преподобного отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца.
[Знак тот æe, что выше.
О местах совершения собора нет].
† 19. Преподобного отца нашего Корнилиа, чудотворца Комельского.
[Знак тот же, что выше.
О местах совершения собора нет].
19. Обретете честных мощей, иже во святых отца нашего Алексиа митрополита Киевского и всея России чудотворца. Бдение во обители его, и в велицей церкви: повсюду же полиелей.
[Знак – три красные точки в полукруге].
21. Память святого благоверного князя Константина и чад его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор их совершается в Муроме.
[Знак тот же, что выше].
23. Обретение честных мощей, иже во святых отца нашего Леонтиа епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежать мощи его, и идеже храм его
[Знак тот же, чти выше].
24. Преподобного Никиты столпника, Переаславского чудотворца.
[Знак тот же, что выше.
О местах совершения собора нет].
†† 27. Обретение мощей преподобного отца нашего Нила, иже на езере Селигере, на острове зовом (sic) Столобнóе, нового чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его.
[Знак тот же, что выше]
28. Память святого Игнатиа епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его.
[Знак – три черные точки в полукруге.
Относительно места празднования в уставах 1682-го и 1695-го годов было, что службу Игнатия пети шестеричную в Ростове].
29. Преставление святого и блаженною Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Совершается собор его на Устюге.
[Знак – три черные точки в полукруге].
Июнь
1. Преподобного отца нашего Диониса Глушицкого. Совершается собор его во обители его.
[Знак – три черные точки в полукруге].
†† 5. Преставление святого благоверного великого князя Феодора Ярославича.
[О местах совершения собора и знака праздничного нет].
9. Преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерского. Совершается собор его во обители его, идеже лежат мощи его, и во храме его.
[Знак – три красные точки в полукруге].
15. Во святых отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея России.Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его: повсюду же полиелей.
[Знак – красный крест].
25. Святых чудотворцев Муромских, князя Петра, во иноцех Давида, и княгини Февронии, во инокинях Ефросинии. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и идеже храм их.
[Знак – три красные точки в полукруге].
Июль
† 3. Пренесение мощей во святых отца нашего Филиппа, митрополита Московского, и всея России чудотворца.
[Знак – красный крест.
О местах совершения собора нет].
5. Обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергии игумена,Радонежского чудотворца. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак – три красные точка в полукруге].† 8. Святого Прокопиа, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца.
[О местах совершения собора и знака праздничного нет].
10. Память преподобного отца нашего Антониа Печерского, иже в Киеве, бывшаго начальника всех Российских монахов. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же полиелей.
[Знак – красный крест ].
11. Преставление блаженные Ольги, княгини Российския, во святом крещении нареченные Елены.
[Знак – три черные точки в полукруге.
О местах совершения собора нет].
15. Святого и равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом крещении Василий.
[Знак – красный крест.
О местах совершения собора нет].
24. Святых мученик Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении, Романа и Давида. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, и иде храм их.
[Знак-красный крест.]
25 Преподобного отца нашего Макариа Желтоводского, Унженского чудотворна. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его.
[Знак – три красные точки в полукруге.
– В издании 1695-го года опущена бывшая в издании 1682-го года под 27-м Июля память Николы Кочанова Новгородского, которая читалась: «Святого блаженного, Христа ради уродиваго Николы Кочанова, Новгородского чудотворца. Служба пети его, и рядового с рассуждением архиереа тамошняго"].
Август
2. Преставление святого блаженного Василий, Христа ради юродивого, Московского чудотворна. Совершается собор его, идеже лежат мощи его.
[Знак тот же, что выше].
3. Преподобного Антониа Римлянина, Новгородского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже грам его.
[Знак тот же, что выше].
21. Преставление преподобного отца нашего Аврамиа архимандрита, Смоленского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его.
[Знак тот же, что выше].
24. Пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Петра митрополита Киевского, и всея России чудотворца. Идеже лежат мощи его, совершается полиелей.
[Знак тот же, что выше].
30. Преставление преподобного Александра Свирского. Совершается собор его во обители его.
[Знак тот же, что выше].
В уставе 1695-го года восемь лишних памятей против устава 1682-го года, именно:
30 Сентября Григорий Пельшемский,
4 Февраля вел. кн. Георгий Всеволодович, и
Кирилл Новоезерский,
2 Марта Арсений Тверской,
16 Мая Ефрем Перекомский,
19 Мая Корнилий Комельский,
3 Июля Принесение мощей митр.. Филиппа,
8 Июля Прокопий Устюжский.
В уставе 1695-го года недостает двух памятей против устава 1682-го года, именно:
5 Октября трех святителей Московских,
27 Июля Николы Кочанова, Новгородского.
В нынешнем уставе семь лишних памятей против устава 1682-го года, именно:
21 Сентября Димитрий, митрополит Ростовский,
30 Сентября митр. Михаил,
23 Ноября Митрофан, епископ Воронежский,
7 Декабря Преставление Нила Столбенского,
28 Января Феодосий Тотемский,
27 Мая Обретение мощей Нила Столбенского,
5 Июня князь Феодор Ярославич.
В устав 1682-го года в качестве общепочитаемых или обще-повсюдно-празднуемых русских святых внесены 63 святые. Это число составляется: из 22-х святых, канонизованных к общему празднованию до собора 1547-го года (см. выше стр. 90), из 14-ти святых, канонизованных к общему, и 7-ми святых, канонизованных к местному празднованию, а всего-из 20-ти с одним святых, канонизованных на соборе 1547-го года (см. выше стр. 100), из 9-ти святых, канонизованных на соборе 1549-го года (выше стран. 103) и из 11 -ти святых, канонизованных после собора 1549-го года.
На соборе 1547-го года было всего канонизовано к местному празднованию 9-ть святых. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года двое, именно: Арсений, епископ Тверской (2-го Марта) и Прокопий Устюжский (8-го Июля). На соборе 1549-го года было канонизовано всех святых 16-ть. Из этого числа не были внесены в устав 1682-го года 7 святых, именно: Нифонт, епископ Новгородский (8 Апреля), Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Литовские (14 Апреля), Григорий Пельшемский (30 Сентября), Евфросин Псковский (15 Мая) и Ефрем Перекомский (16 Мая). Из святых канонизованных после собора 1549-го года внесены были в устав 1682-ги года в качестве общих русских святых следующие 11-ть, располагаемые по месяцам и дням их памятей:
9 Сентября Иосиф Волоколамский,
4 Октября Гурий и Варсонофий Казанские,
23 Октября Иаков Боровицкий,
7 Декабря Антоний Сийский,
9 Января митр. Филипп,
15 Мая Димитрий царевич,
25 Июля Макарий Унженский,
27 Июля Никола Кочанов Новгородский,
2 Августа Василий Блаженный,
3 Августа Антоний Римлянин.
Рассматривая список общих святых, составленный редакторами устава 1682-го года, не все находим мы в нем для себя понятным. Из 9-ти святых, канонизованных собором 1547-го года к местному празднованию, семь святых, обращая их из местных в общих, редакторы внесли в свой список, а двоих (Арсения Тверского и Прокопия Устюжского) не внесли: почему не внесли, это остается для нас неясным (и по отношению к Прокопию тем более неясным, что, не внесши в список его, редакторы внесли в список другого Устюжского юродивого – Иоанна). Что касается до 7-ми святых, не внесенных в список из числа 16-ти канонизованных собором 1549-го года, то о причине невнесения в список одного – Евфросина Псковского мы говорили несколько раз выше, причины невнесения четверых – Нифонта Новгородского и мучеников Литовских могут быть укапаны, именно – что Нифонт, погребенный в Киево-Печерской Лавре представлял собою более Киевского, чем Московского, святого и что мученики Литовские Пыли святые западной Руси: но причина невнесения двоих – Григория Пелылемского и Ефрема Перекомского опять остается неясною. Из святых канонизованных после собора 1549-го года редакторы не внесли в свой список по крайней мере одного, несомненно канонизованного к обще-церковному празднованию, это – Корнилия Комельского (см. выше стр. 120); а из числа внесенных в список возбуждает вопрос Никола Кочанов Новгородский.
Редакторы устава 1682-го года перенесли память митр. Ионы с 30-го Марта на 15-е Июня, а память митр. Филиппа, скончавшегося 23-го Декабря и принесенного в Москву из Соловецкого монастыря 3-го Июля, положили под 9-м Января. Чем руководствовались они в том и другом случае, не можем сказать.
Редакторы устава 1695-го года в своих дополнениях и отчасти в своем сокращении списка святых, составленного редакторами устава 1682-го года, сделали, во-первых, то, что по сейчас сказанному нами выше представлялось нужным сделать как поправки к списку. Именно – они внесли в список двоих святых собора 1547-го года (Арсения Тверского и Прокопия Устюжского), двоих святых собора 1549-го года (Григория Пельшемского и Ефрема Перекомского) и одного святого, канонизованного после собора 1549-го года несомненно к общему празднованию (Корнилия Комельского), а с другой стороны – исключили из списка Николу Кочанова Новгородского. Затем, редакторы внесли еще в список вел. кн. Георгия Всеволодовича и преп. Кирилла Новоезерского. Чем руководствовались они в этом втором случае, не в состоянии мы сказать положительным образом; может быть, тем, что из числа святых ближайших к нам по времени канонизаций или новейших в отношении к ним эти святые были так сказать выдающиеся святые.
Прежние святые, лишние в нынешнем уставе против устава 1695-го года, суть: митр. Михаил, кн. Феодор Ярославич и Нил Столбенский. Митр. Михаил, вероятно, внесен в устав одновременно с тем или вслед за тем, как мощи его, находящиеся в Киево-Печерской Лавре, по указу импер. Анны Иоанновны от 27-го Июля 1730-го года, перенесены были из Антониевой пещеры в лаврскую великую церковь (см. выше стр. 217). О внесении в устав кн. Феодора Ярославича ничего не можем сказать. А двукратное внесение в устав Нила Столбенского и прямо возбуждает наше недоумение497.
Мы говорили выше, что святцы старых следованных псалтирей, служебников и требников отличались меньшею полнотой памятей святых в сравнении с святцами устава или с главой последнего, содержащей последование псалмопения по месяцеслову. Напротив, святцы нынешней следованной псалтири и нынешних служебника и требника несколько полнее святцев устава. В святцах следованной псалтири шесть лишних святых против устава, в святцах служебника – пять лишних святых и в святцах требника четыре лишних против него святых. Лишние святые следованной псалтыри суть: четыре старые: 24 Сентября Никандр Псковский, 12 Июня Арсений Коневский и 28 Июля Сергий и Герман Валаамские, и два новые, до сих пор еще не внесенные в устав: 26 Ноября Иннокентий Иркутский и 13 Августа Тихон Задонский. Пять липших святых служебника суть первые пять лишние святые следованной псалтири, а четыре лишних святых требника суть первые четыре лишние святые следованной псалтири (т. е. в первом случае без Тихона Задонского, которого нет в святцах служебника, а во втором случае без Тихона Задонского и без Иннокентия, которых обоих нет в святцах требника).
Из святых, канонизованных в Синодальный период, когда после 1798-го года (выше стр. 190 нач.) внесен был в устав и таким образом возведен был из местных святых в общие преп. Феодосий Тотемский, остается нам неизвестным (по Славяно-русской библиографии Ундольского, после 1798-го и до 1870-го года устав печатан был в 1802, 1814, 1832 и 1844 годах). Преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока, -т. II, ч. I, Месяцеслов, 28 Января, говорит, что Феодосию «Синодом положено праздновать повсеместно указом 30 Сент. 1798 г.»; но св. Синодом было постановлено: «обретенное в 1796 году в Тотемском Спасо-Суморине монастыре нетленное тело огласить за совершенные пр. Феодосия Тотемского чудотворца св. мощи, с празднованием ему по-прежнему тамошнему установлению», – у Верюжск. стр. 531 sub fin.» Может быть, празднование Феодосию из местного обращено в общее на том основании, что импер. Павел в своем определении на рапорте ему св. Синода о мощах предписал «учинить о сем знаменитом явлении (открытии мощей) оглашение повсеместное в государстве по обрядам и преданиям церкви и св. отец», -ibid., стр. 532 нач.
Почему внесены были в святцы следованной псалтири, служебника и требника Никандр Псковский, Арсений Коневский и Сергий и Герман Валаамские не можем сказать498. Равным образом, ничего не можем отвечать и на общий вопрос: как смотреть на излишек святых в наших книгах против главы устава, (содержащей последование псалмопения по месяцеслову.
Алфавитный список Русских святых, находящихся в главе Устава, содержащей последование по месяцеслову
499
1. Аврамий Ростовский 29 Октября,
Аврамий Смоленский 21 Августа.
Александр Невский 23 Ноября.
Александр Свирский 30 Августа.
5. Алексий митрополит 12 Февраля и 20 Мая.
Антоний Печерский 10 Июля.
Антоний Римлянин 3 Августа.
* Антоний Сийский 7 Декабря.
Арсений, епископ Тверский 2 Марта,
† 10. Борис и Глеб 24 Июля.
Варлаам Хутынский 6 Ноября.
Варсонофий, епископ Тверский, см. Гурий Казанский.
Василий юродивый Московский 2 Августа.
Владимир вел. кн. 15 Июля.
15. Всеволод-Гавриил Псковский 11 Февраля.
Георгий вел. кн. Владимирский 4 Февраля.
Глеб см. Борис.
Григорий Пельшемский 30 Сентября.
Гурий, архиепископ Казанский и Варсонофий, епископ Тверский, 4 Октября.
20. Давид Ярославский, см. Феодор.
Димитрий Прилуцкий 11 Февраля.
Димитрий, митрополит Ростовский 21 Сентября.
Димитрий царевич 15 Мая.
Дионисий Глушицкий 1 Июня.
25. *Евфимий, архиепископ Новгородский 11 Марта.
Евфимий Суздальский 1 Апреля.
Ефрем Перекомский 16 Мая.
Зосима Соловецкий 17 Апреля.
Игнатий, епископ Ростовский, 28 Мая.
30. Исаия, епископ Ростовский, 15 Мая.
Исидор, юродивый Ростовский, 14 Мая.
Иаков Боровицкий 23 Октября.
Иаков, епископ Ростовский, 27 Ноября.
Иоанн, архиепископ Новгородский, 7 Сентября.
35. *Иоанн, юродивый Устюжский.
Иона митрополит 15 Июня.
Иона, архиепископ Новгородский, 5 Ноября.
Иосиф Волоколамский 9 Сентября.
Кирилл Белозерский 9 Июня.
40. Кирилл Новоезерский 4 Февраля.
Константин, князь Муромский, и сыновья его Михаил и Феодор 21 Мая.
Константин Ярославский, см. Феодор,
Корнилий Комельский 19 Мая.Леонтий, епископ Ростовский, 23 Мая.
45. Макарий Колязинский 17 Марта.
Макарий Желтоводский 25 Июля,
† Максим, юродивый Московский, 11 Ноября.
Меркурий Смоленский 24 Ноября
Митрофан, епископ Воронежский, 23 Ноября.
50. Михаил, митрополит Киевский, 30 Сентября.
Михаил Клопский 11 Января.
Михаил кн. Муромский, см. Константин,
† Михаил кн. Черниговский и боярин его Феодор 20 Сентября.
Михаил вел. князь Тверской 22 Ноября.
55. Никита, епископ Новгородский, 31 Января,
† Никита Переяславский 24 Мая.
НиконРадонежский 17 Ноября.
Нил Столбенский 7 Декабря и 27 Мая.
† Ольга вел. кн. 11 Июля.
60. *Павел Комельский 10 Января.
Пафнутий Боровский 1 Мая.
Петр митрополит 21 Декабря и 24 Августа.
Петр и Феврония Муромские 25 Июня.
Прокопий, юродивый Устюжский, 8 Июля.
65. *Савва Вишерский 1 Октября.
Савва Звенигородский 3 Декабря.
Савватий Соловецкий 27 Сентября.
Сергий Радонежский 25 Сентября и 5 Июля.
Стефан Пермский 26 Апреля.
70. Феврония Муромская, см. Петр.
Филипп митрополит 7 Января и 3 Июля.
Феодор кн. Муромский, см. Константин.
Феодор Черниговский, см. Михаил.
Феодор кн. Ярославский и сыновья его Давид и Константин 19 Сентября.
75. Феодор Ярославич князь 5 Июня.
† Феодосий Печерский 3 Мая.
77. Феодосий Тотемский 28 Января500.
Русские святые в синодике недели православия
Между рукописями Московской Синодальной Библиотеки находится Синодик недели православия, который, как нужно думать, принадлежал Московскому Успенскому собору, который принимается зa Синодик постепенно писанный или веденный в продолжение XIV-XVII веков501, но который, по всей вероятности, составлен на основании подобного, постепенно веденного, Синодика в начале ХVII-го века502. Синодик, не смотря на то, что он в качестве книги, по которой совершался обряд православия, не мог не подлежать контролю высшей власти (которая сама совершала по ней обряд), по-видимому, составлен с большею или меньшею долею того произвола, с которым составлялись святцы печатных богослужебных книг и о котором говорили мы выше). Но все-таки его показаниям относительно Русских святых должно быть придаваемо некоторое значение. А поэтому мы и укажем то, что в сем отношении находим в нем по сравнению со списком святых главы нынешнего Устава, содержащей последование по месяцеслову.
Митрополиты и епископы записаны в Синодике (для возглашения им вечной памяти) как святые, так и несвятые (последние далеко не сполна, а до выбору, – как нужно думать, более или менее случайному). Святые между митрополитами и епископами отмечаются эпитетом: чудотворец, новый чудотворец. Между митрополитами отмечаются этим эпитетом все трое, которые канонизованы были до начала XVII века, т. е. Петр, Алексий и Иона (и не отмечаются Феогност, Киприан и Фотий)503. Между епископами, канонизованными до конца XVII века, сравни гель до со списком Устава не отмечаются эпитетом находящиеся в нем Арсений Тверской и Стефан Пермский и отмечаются не находящиеся в нем Иоанн и Феодор Суздальские504. Так как два первые епископа были канонизованы несомненно до начала ΧVΙΙ века, – один (Арсений) к местному празднованию, другой (Стефан) неизвестно – к местному или общему празднованию: то нужно понимать синодик так, что оп отмечает эпитетом: чудотворец тех епископов, которых он принимает за общих святых и что именно к сим святым он причисляет Иоанна и Феодора Суздальских (совсем не находятся в синодике Гурий, архиепископ Казанский, и Варсонофий, епископ Тверской, канонизованные в 1595-м году или вскоре после него, как нужно думать, потому, что, не торопливо внося святых в синодик, их еще не успели внести в него).
Между преподобными синодика некоторые не отмечаются никаким эпитетом, другие отмечаются эпитетами: преподобный, чудотворец, новый чудотворец, преподобный чудотворец, преподобный новый чудотворец. Вот полный их список в алфавитном порядке, с обозначением в скобах эпитетов, стоящих при именах505.
Аврамий Ростовский (чудотворец).
Александр Свирский (новый чудотворец).
Андроник игумен (подразумевается – Московский).
Антоний Печерский.
Варлаам Хутынский (преподобный, новый чудотворец).
Димитрий Прилуцкий (новый чудотворец).
Дионисий Глушицкий.
Евфимий Суздальский.
Зосима Соловецкий (новый чудотворец).
Иов, архимандрит Владимирский506.
Иосиф Волоколамский (преподобный).
Кирилл Белозерский (новый чудотворец).
Макарий Колязинский (преподобный, новый чудотворец).
Максим, юродивый Московский (преподобный, чудотворец).
Михаил Клопский (новый чудотворец).
Никита Переяславский (чудотворец).
Никон Радонежский.
Пафнутий Боровский (преподобный).
Савва Сторожевский (преподобный, новый чудотворец).
Савватий Соловецкий (новый чудотворен).
Сергий Радонежский (преподобный, новый чудотворец).
Феодор, игумен Борисоглебский.
Феодор, князь Ярославский, и сыновья его Давид и Константин (новоявленный чудотворцы).
Из этого списка преподобных нет в нынешнем Уставе троих: Андроника, игумена Московского, Иова, архимандрита Владимирского, и Феодора, игумена Борисо-Глебского. Если при именах Антония и Феодосия Печерских нет никакого эпитета, то нужно понимать это не как знак их унижения перед другими, а вероятно, как знак того, что они, будучи преподобными весьма древними и так сказать изначальными, не нуждаются в каком-либо отличении, ибо они поставлены в списке преподобных на первом месте.
Князья святые не отличаются от несвятых князей какими-либо эпитетами, за исключением Бориса и Глеба, которые называются новоявленными мучениками507.
После князей удельных и перед убиенными на разных бранях сделана, не знаем – какой имеющая смысл вставочная запись святых: новоявленных мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия и Симеона Златоверхого, нового мученика и исповедника, убиенного за православную веру508.
* * *
См. в Опис. синодд. ркп. Горск. и Невостр. № 386. стр. 304.
См. ibid. Отдел I, № 1–3, стр. 162.
Напр. синодальный по Опис. Горск. и Невостр. № 388 (стр. 317).
А именно: «Борису и Глебу, (киноварь)».
После апостола 1564-го года и до служебника 1602-го года, как богослужебная книга со святцами, напечатан был в 1597-м году вторым изданием тот же апостол. В святцах этого, во второй раз изданного, апостола находится восемь русских святых, причем одного святого, имевшего две памяти, записаны обе памяти, именно: 25 Сентября преп. Сергий Радонежский. 21 Декабря митр. Петр, 12 Февраля митр. Алексий, 23 Мая Леонтий, епископ Ростовский, 9 Июня Кирилл Белозерский, 15 Июля вел. кн. Владимир, 24 Июля Борис и Глеб, 24 Августа перенесение мощей митр. Петра.
Начат печатанием 17-го Марта 1601-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1602-го года. Мастер, печатавший книгу, а вместе, как кажется, бывший и редактором, изготовившим оригинал для печати, – Андроник Тимофеев Невежа.
Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. т. III, № 228).
Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году).
Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54).
Начат печатанием 26-го Июня 1640-го года, окончен печатанием 26-го Марта 1641-го года.
Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года.
Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах.
Первоисправленный служебник 1655-го года окончен печатанием 31-го Августа сего года.
Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).
Служебник 1667-го года окончен печатанием в Ноябре сего года, а служебник 1668-го года окончен печатанием в Августе сего второго года.
Вел. кн. Юрий или Георгий Всеволодович пал в битве с Татарами на реке Сита не 4-го Февраля, а 4-го Марта 1238-го года, так что в записях святцев ошибка на месяц.
Об этом перенесении мощей преп. Ефрема, вместе с перенесением на новое место основанного им монастыря, см. в Истории иерархии, – V, 473 fin.
Об этом праздновании в святцах с летописью читается: «Празднуем сретение чюдотворного образа преподобного отца нашего игумена Димитрия, иже на Прилуце, Вологодского чюдотворца. Сретение же иконы чюдотворныя преподобного Димитрия бысть в лето 7011 (1503 году), привезена бысть с Москвы на Вологду, юже срете Стефан епископ и весь град изыде на сретение ее, и церковь на том месте поставиша, идеже сретоша, и оттоле уставиша празднество». В сказаниях о чудесах преп. Димитрия говорится, что вел. кн. Иван Васильевич брал икону из Прилуцкого монастыря, чтобы послать ее с войском в Казань, что по возвращении войска из Казани государь богато украсил ее и снова отправил в монастырь, см. у Верюжского стр. 127 (если возвращение иконы имело место действительно в 1503-м году, то в семь году епископом Вологодским был не Стефан, макового имени епископа вообще не бывало в Вологде до нынешнего 19-го столетия, а Никон; если же возвращение иконы имело место в 1545-м году, к которому относит его преосвящ. Филарет, – в Русских святых, под 11-м Февраля, то в Июне месяце последнего года Вологодская епископская кафедра, за удалением на покой бывшего и за непоставлением нового епископа, оставалась праздною). Не совсем понятно, что празднество ясным и, так сказать, бесспорным образом местное внесено в общие святцы. Может быть, редактор святцев был родом Вологжанин и водился при сем своим провинциальным патриотизмом. Во всяком случае этот пример показывает, что при редактировании святцев, хотя они напечатаны были по изволению и повелению государя, равно как по совету и благословению патриарха, предоставлено было полное место произволу их редактора или их редакторов. Кроме записи в святцах с летописью известна нам и еще запись нашего празднования в списке празднеств общерусских. В рукописи бывшей Царского, – ныне гр. Уваровой, № 396, есть собрание тропарей (и кондаков) новым чудотворцам, которых неть в уставе и псалтирях с следованием, лл. 204–305; здесь под 3-м Июня. – л. 265, положено наше празднование, при чем об установлении его читается буквально та же запись, что и в святцах с летописью.
Об установлении этого праздника в святцах с летописью читается: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии (первой супруге Грозного, с которою он венчался 13-го февраля 1547-го года и которая скончалась 7-го Августа 1560-го года), не повелевая никомуже гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети. и того ради уставиша праздник сей праздновати».
В святцах с летописью говорится, что это перенесение было в том же монастыре, в новую церковь в лето 7070 (1562). Год перенесения показан в святцах ошибочно, ибо на самом деле оно имело место не в 1562-м, а в 1566-м году; состояло оно в том, что мощи препп. Зосимы и Савватия, быв изъяты из недр земли, в которой они дотоле находились, положены были в посвященном их имени приделе при новопостроенном и только что освященном соборе (8-го Августа, на третий день после освящения собора, которое совершено было 6-го Августа и в самый день освящения придела), см Историческое описание Соловецкого монастыря архим. Мелетия, М. 1881, стр. 36. Запись в общих святцах этого весьма частного празднества свидетельствует о том же произволе редактора святцев с летописью, о котором мы сказали в примечании к 3-му Июня.
Может показаться недоуменным, что нет вел. кн. Ольги. Но и царь Иван Васильевич Грозный в одной своей речи 1563-го года, перечисляя великих русских святых, называет равноапостольного вел. кн. Владимира и не называет вместе с ним вел. кн. Ольги, – Акт. Ист. т. 1, № 168, стр. 320, col. 2 нач.
В святцах Московских рукописных богослужебных книг память преп. Антония, день преставления которого неизвестен точным образом, записана под одним из двух чисел – или под 7-м Мая, что наибольшею частью, или под 10-м Июля (относительно последнего числа см. Лаврские рукописи 242 и 244). В святцах Московских печатных богослужебных книг память Антония под 7-м Мая. Но так как в Киево-Печерской Лавре она праздновалась не 7-го Мая, а 10-го Июля, и в Киевских богослужебных книгах была записана под вторым, а не под первым числом, то редакторы служебника 1658-го года и перенесли ее с первого числа на второе.
Приговор собора о напечатании устава, помещенный в начале последнего, вслед за предисловием (выходом), подписан Мартом месяцем (без обозначения числа) 1682-го года. Окончен устав печатанием в Августе месяце того же 1682-го года. См. о нем в сочинении свящ. П. Смирнова. Иоаким патриарх Московский, М. 1881, стр. 54 sqq. и в сочинении И. Д. Мансветова: Церковный устав (типик), М. 1885, стр. 323.
Памятники приготовительных работ к составлению списка святых до сих пор сохраняются в рукописях Синодальной и Типографской библиотек, см. Опис. Синодд. ркпп. Горск. и Невостр. № 394 / л. 331, и у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, I, стр. 301 изд. 1. стр. 862 изд. 2.
Печатаемое курсивом в подлиннике – киноварью. Наши замечания о знаках праздничных для отличия от текста заключаем в прямые скобки [ ].
Слово «собор» употребляется редакторами устава в приложении к Русским святым в значении греческого σύναξις, которого оно представляет перевод, именно – значит не просто совершение памяти, а совершение ее празднственное, празднование.
Ответы о местах совершения собора принадлежат редакторам устава 1682-го года (в прежних уставах их нет) и воспроизводятся из него в нынешнем уставе, за исключением одного случая, который указывает, с буквальною точностью.
Ни в уставах 1682-го и 1695-го годов ни в нынешнем нет объяснения, как это понимать, но единственно возможное понимание есть то, что от усмотрения местного архиерея зависит установить образ празднования святому в его монастыре.
Не потому ли Нил Столбенский двукратно внесен в устав, что 12-го Июля 1820-го посетил его пустыню импер. Александр I-й?
Преосв. Димитрий в своем Месяцеслове (в обоих изданиях под 11 Сентября) сообщает, что «в 1619 г. 20 Окт. св. Синод определил два памяти и перенесения (28 Июня и 11 Сентября) мощей преподобного Сергия и Германа внести во все печатные месяцесловы». Может быть, это распоряжение, если справедливо известие о нем, находится в связи с тем, что «1819 года, в Августе, провел на Валааме два дня, в молитве и смирении, император Александр Благословенный» (Ратшин. стр. 474).
Печатаем этот алфавитный список святых для скорейшего приискания их в месяцеслове устава. А кстати мы сделаем в нем отметы относительно мощей наших, т. е. общепочитаемых или общепразднуемых, святых, именно- не выставляя никакого знака против имен святых, мощи которых находятся на вскрытии, мы поставим звездочку против имен святых, мощи которых находятся под спудом, не быв открываемы, и крестик против имен святых, мощи которых были на вскрытии, а теперь снова находятся под спудом.
Шесть лишних против Устава святых Следованной Псалтири (выше стр. 255) в алфавитном порядке суть: *Арсений Коневский 12 Июня, *Герман Валаамский 28 Июня, Иннокентий Иркутский 26 Ноября, Никандр Псковский 24 Сентября, *Сергий Валаамский 28Июня, Тихон Задонский 13 Августа.
См. в Указателе Синодальной Библиотеки преосв. Саввы под сл. синодик. – Синодик напечатан в Вивлиофике Новикова, VI, 420–481.
Позднейшая запись в нем есть запись царя Федора Ивановича (стр. 441), который скончался 7-го Января 1598-го гида.
Печатн. стр. 434.
Печатн. стр. 486.
Печатн. стр. 436 fin. – 438.
Запись об Иове, архимандрите Владимирском, в подлиннике с контекстом читается: «Евфимию архимандриту Спаскому Суждальскому, и Иову Архимандриту Володимирскому, и Феодору игумену Борисоглебскому, вечная память, – печатн. стр. 437 subfin. Пока можем сказать о нем только то, что известна грамота, данная архимандриту Владимирского Рождественского монастыря Иову великим князем Василием Васильевичем Темным между 1433-м и 1462-м годами, см Восток. Румянц. Муз. стр. 75, col. 2 (Строев в Списках иерархов, col. 662, говорит об архим. Иове этой же грамоты). О Симеоне Златоверхом, новом мученике и исповеднике, пока не можем сказать совершенно ничего (возможно, что он есть архимандрит Московского Кремлевско-Спасского монастыря Симеон,убитый Татарами при взятии Москвы Тохтамышем 26-го Августа 1382-го гола, о каковом убиении нарочито отмечено в летописях, – Собр. лет. IV, 88, VI, 102, VIII, 46, Никон. лет. IV, 138).
Печатн. стр. 438.
Печатн. стр. 450.