Вассиан Рыло
Вассиан, по прозванию Рыло, Архиепископ Ростовский, ученик Преподобного Пафнутия, Игумена Боровского и сродник Иосифу Волоколамскому, посвящен из Новоспаских Архимандритов во Архиепископа Ростовского 1468 года Декабря 31; а скончался в Ростове 1481 года Марта 23. Сей Пастырь между современниками своими был просвещеннейший и вместе Церкви и отечества ревностнейший поборник; а потому-то как Митрополитом, так и Великим Князем Иоанном Васильевичем и вообще народом был уважаем. Великий Князь часто употреблял его посредником в раздорах с братьями своими, но когда в 1480 году сам он, устрашась нашествия Татарского Хана Ахмата, готовился уже оставить ему на жертву войско и Москву и бежать со всем Двором к Белоозеру и к Океану, то сей Архиепископ, будучи тогда в Москве, один противустал сей постыдной робости Его и Воевод. Он отправил к нему в стан пространное и убедительнейшее Послание о мужественном стоянии против татар, приводя ему многие примеры из Писания и отечественных Летописей. А когда Великий Князь, приведенный в робость не столько Татарами, как трусостью своих Бояр, несмотря на увещание Вассианово, прибежал уже в Москву, то Вассиан встретил его строгими напоминаниями. «Вся кровь падет на тебе Христианская, – сказал он ему, – что выдал ты их бежать прочь, а бою с Татары не поставил и не бився с ними: аще ли боишися смерти? Но веждь, яко не бессмертен еси, человек смертен; а без року смертного нету ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вой: хотя аз и стар но не пощажу, ниже отвращу лице мое противу Татар,» – и проч. Великий Князь не мог быть выведен из робости своей и сими сильными упреками; однакож по многократных и беспрестанных потом увещаниях Вассиановых, чрез две недели едва ободрился и возвратился к войску своему, оставленному на Оке, и вскоре Татары были прогнаны; а чрез то и Москва и половина России спасены.
Вышеупомянутое достопамятное Послание Вассианово к Великому Князю все напечатано в Степенной книге и в Летописце Русском, изданном 1792 г. в 5 частях в С.-Петербурге. Сей же Пастырь сочинил обстоятельное Житие учителя своего Пафнутия Боровского, которое помещено в Четиих Минеях под числом Мая.