Слово в четвёртую неделю св. Великого поста66
Вся возможна верующему (Мк.9:23).
Часто случается слышать нам, братия, в Евангелии о чудесах веры во Иисуса Христа: но, благоговея пред чудесами веры, довольно ли мы вникали в её существо и силу? Ныне Сам Господь Иисус вводит нас в размышление о вере, говоря в Евангелии: вся возможна верующему. Есть вера вне христианина: это учение Евангелия, которое производит в нас познание и убеждение в Божественных истинах. Есть вера в христианине: это учение Евангелия, принятое сердцем и хранимое в оном. Есть вера, как наука, и есть вера, как внутреннее убеждение, плод изучения науки. В первом случае она подобна дневному светилу, которое действует на землю двумя силами, светом и теплотою; во втором случае она подобна свету и теплоте, разлитым в тварях. Побеседуем о вере в последнем смысле.
Что такое вера, которою мы веруем? Она первоначально есть не что другое, как способность восприятия проповедуемой нам истины умом и сердцем, которую даёт природа каждому, как руку для принятия пищи, как глаз для принятия внешних впечатлений. С другой стороны, и самое принятие внушений, делаемых нам со стороны, называется верою. Принимать как истину, то, что слышим, или читаем, что сообщается нам от других о предметах, которых мы не видим, или и не можем видеть, значит – верить. В сем смысле вера касается не одних предметов священных; в сем смысле имеют веру и не христиане; в сем смысле и беси, по слову Апостола Иакова, веруют и трепещут (Иак.2:19). Но не такова вера христианина! Она более, нежели доверие, более, нежели познание. Она есть живое убеждение души в истине всего, что благоволил Бог открыть и обетовать нам в слове Своём. Она, по апостолу, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр.11:1); есть в некотором смысле осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом. Она как бы осуществляет, представляет здесь на земле обетования будущих благ как бы уже исполнившимися, и видит вещи невидимые так ясно, что ум беспрекословно должен согласиться на действительное бытие их. Зла ли, примечаемого в нас, дело касается, или рождается вопрос о страшной тайне смерти? Кто даёт нам ответ на вопрос? Вера: она ясно внушает, что единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12). Кто видит, что в купели Крещения омывается первобытная скверна греха кровию Иисуса Христа? Верующий: ибо он удостоверен, что мы все крещаемся в смерть Христову, дабы, как Он воста от мертвых, тако и мы ходили в обновлении жизни (Рим.6:4). Кто видит Царствие Божие? Верующий: ибо он живёт в нём и действует.
Не нужно сказывать тебе, христианин, приявший крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в кого ты веровать должен. Христианин по имени и по обязанностям совести, ты не забудешь слов Евангелия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Но не нужно ли напомнить, как должно веровать? Если вера слагается из познания и убеждения и, главным образом, состоит в убеждении, то надобно веровать и умом и сердцем, но так, чтобы престол веры заключался не в уме, а в сердце. Вспомним, что говорил Филипп, упоминаемый в Апостольских деяниях, евнуху Царицы Кандакии, когда сей, выслушав от него проповедь о Иисусе Христе, изъявил желание креститься? Филипп не спрашивал каженика: веруешь ли ты от всего разума? Но спрашивал, веруешь ли ты от всего сердца (Деян.8:37)? Вспомним, что говорит апостол Павел о разуме и сердце относительно веры: он заповедует пленять разум в послушание веры (2Кор.10:5), и утверждает, что сердцем бо веруется в правду (Рим.10:10). Такой пример и свидетельство должны расположить тебя, христианин, к сердечной вере во Христа. Без усумнения, с полным доверием принимай каждое слово Евангелия, услаждайся обетованиями его, всю жизнь направляй к исполнению заповедей Господа твоего, живя и действуя всегда в мысли о Нём с желанием благоугодить Ему – в живом чаянии уготовленных Им для тебя вечных благ: то будет истинная вера; то будет спасительная жизнь по вере!
При такой вере вся возможна верующему. Возможно, по слову Господа, повелевать силами природы, запрещать ветрам, останавливать волнение морей, двигать горами (Мф.17:20). Но, что особенно важно, при такой вере вся возможна христианину – в великом и многотрудном деле спасения души, точно так же, как и наоборот, ничто не принесёт пользы, когда не будет веры: покажите в вере вашей добродетель. Молитва есть ключ к сокровищницам благодати: но кто отверзет им двери, не имея веры? Что такое молитва без веры? Пост есть средство к умерщвлению плоти и страстей: но кто достигнет цели, не имея веры? Она одна есть, по слову апостола, щит, в немже возможем вся стрелы лукаваго разженныя угасити (Еф.6:16). Терпение есть великая добродетель и драгоценное пособие к перенесению скорбей и бедствий жизни; а много ли приносит оно пользы и утешения, если нет в нас живой веры в Спасителя? Нет: без веры не возможно угодити Богу (Евр.11:6).
Хорошо смотреть, где христиане живут вполне по вере! Как они богобоязненны, добры, кротки, покорны, великодушны, мужественны, умеренны! И страдая, они не страдают, потому что всеми своими мыслями и чувствами покоятся в своём Господе; и умирая, не умирают, потому что идут к своему Господу. – Христиане! Примечаются ли в нас черты таких верующих? О как бы мы были мирны друг с другом, честны в словах и делах, верны званию и долгу! Как бы мы были довольны всем, спокойны и счастливы! Но существует ли всё это в нас и между нами? Веруете ли вы, христианин и христианка, от всего сердца? Любите ли Иисуса Христа всею душою? Подумаем о себе; позаботимся о вере. Аминь.
* * *
Произнесено марта 28-го, 1837 года.