Арсений Суханов
Арсений Суханов, Иеромонах, был Строителем Троицкого в Москве Сергиева Богоявленского Монастыря и вместе Троицкого Сергиева Радонежского большого Монастыря Келарем. Когда около половины XVII века при Патриархе Иосифе в Российской Церкви начали заводиться споры и разногласия о некоторых Церковных обрядах, то Царь Алексий Михайлович и сам Патриарх вознамерились послать во Святые Места Восточные нарочного, для осмотра и замечания Церковных Уставов. К сему избраны были из Сергиева Монастыря Келарь Арсений Суханов и Иеродиакон Иона Маленький и в 1649 году отправлены. Арсений поехал чрез Молдавию и Валахию сперва в Константинополь, потом чрез Архипелаг в Средиземное море; заезжал в Хиос, Родос и другие Греческие острова, а оттуда в Александрию. Там, живши несколько времени, предлагал он на решение Иоанникию, Патриарху Александрийскому, многие вопросы, до Церковных Уставов, обыкновений и мнений касающиеся. Оттуда поехал он в Иерусалим, где также пробыв несколько времени, делал замечания, а наконец по трехлетием путешествии, возвратился в Москву чрез Грузию и Кавказские горы 1651 года Июля 25.
Со времени отправления своего из России все, что видел и слышал он в продолжении путешествия, записывал в книгу, которую вообще назвал он Греческим именем Проскинитарий, т.е. поклонник, потому что он ездил как бы для поклонения Святым Местам. Записки сии подлинником сохраняются доныне в Патриаршей Московской библиотеке и начинаются следующими словами: «Лет. 7157 г. (1649) Мая в 9-й день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Указу и по благословению Великого Господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея России, велено Троицкого Сергия Богоявленского Монастыря Строителю Старцу Арсению Суханову ехати в Иерусалим для описания Святых Мест и Греческих Церковных чинов и проч.». Вся сия книга разделяется на три части: первая называется Статейный список, или роспись о посольстве и посланных; вторая – о граде Иерусалиме; а третья – Тактикон, еже есть чиновник, как Греки Церковный чин и пение содержат. Арсений поехал из Москвы Июня 10 с Иерусалимским Патриархом Паисием и оставил его в Валахии, а возвратился в Россию к такому времени, когда уже скоп мятежников, своевольствовавших при Патриархе Иосифе и недовольных Патриархом Никоном, размножил свою толпу и заводил явные расколы. Самый главный тогда был вопрос: Греческая Восточная Церковь, с коею Никон сообразить хотел Российскую, удержала ли сама древнее свое православие? Арсениевы записки взяты были во свидетельство. В них ответы Александрийского Патриарха и других Священно-Начальников Восточных ничего не доказывали в укоризну Восточной Церкви, но Арсений описал некоторые, хотя и мелочные, местные разности в самых Греческих Церковных Уставах, а наипаче весьма худыми красками изобразил он поведение Иерусалимских Христиан, в рассуждении не благоговения их во Храмах, в ношении Восточных иноверческих одеяний, в молении вместе с еретиками и проч. Иерусалимский Патриарх Паисий присылал даже жалобу на него к Царю Алексию Михайловичу за его нескромные пересуды в бытность еще во Иерусалиме, и за оклеветание их пред ним. Но мнение Арсениева довольно было для раскольников. Они, не различая Восточной Греческой Церкви от некоторых частных людей, бесчинствовавших во оной, возопияли, что сама Церковь отступила от древнего Православия и недостойна уже подражания нашего.
Арсениева книга везде размножилась списками, и мятежники, недовольствуясь его известиями, подделывали и вносили в свои списки много такого, чего совсем нет в подлиннике и чему даже есть там противное, так например, в раскольнических тетрадках находится пространное прение Арсения пред Цареградским Патриархом в защиту двуперстного знамения креста и того, что Российская хронология достовернее Греческой: но в Проскинитарии сам Арсений пишет, что он к Цареградскому Патриарху и не являлся; потому что, де, тогда в Цареградском Патриаршестве было смятение. И действительно, Парфений Патриарх Константинопольский тогда был выгнан и в Мае месяце удавлен, а преемник его Иоанникий, хотя избран в 1650 году, но сам ушел от гонений. Раскольники, ссылаясь на Арсения, говорят также, что Греки полиелеев не поют; но Арсений о сем вовсе не пишет. Раскольники и, согласно с ними и некоторые наши писатели, утверждают даже, что якобы Никон Патриарх для описания Святых мест и Греческих Церковных обрядов посылал Арсения на Восток; но сие опровергается самым заглавием вышеупомянутого Проскинитария и возвращением Арсения в 1651 году, т.е. почти за год до Патриаршества Никонова.
Но Арсения сего уже в другой раз Никон посылал в Афонские и другие Восточные Монастыри 1654 года по совету Епифания Славяницкого для отыскания и покупки Греческих и древне писанных Славянских книг, с коими он возвратился в Январе 1655 года. Впрочем, как бы то ни было, нельзя одобрить Арсениева ненавистного описания Греков, произведшего великий соблазн в Российской Церкви. Если бы он был разборчивее и благоразумнее, то при сих описаниях не вменил бы грубости и злоупотребления некоторых всей вообще Восточной Церкви или, по крайней мере, извинил бы Греков несчастными обстоятельствами под варварским их порабощением Магометанам. Надобно при том заметить, что путешественники, бывшие в Святых Местах после Арсения, обличили его во многих явных лжах, от нерассмотрения ли его или от пристрастия происшедших. Некоторые критические примечания на него можно видеть в Путешествии в Иерусалим Мелетия Саровского Иеромонаха, изданном в Москве 1798 года.
За всем тем, Арсению Суханову обязаны мы драгоценными Греческими и Славянскими рукописями, им на Востоке закупленными, числом до 500, которые составляют лучшую часть Патриаршей библиотеки в Москве. Обстоятельное описание Греческих можно видеть в Каталоге Профессора Маттея, изданном 1805 г. в Лейпциге, под названием: Accurata Codicum Graecorum Mss. Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio (Подробное описание греческих рукописей, находящихся в Московских библиотеках Св.Синода, – лат. ). Из них одно Евангелие, по замечанию Грека Скиады, писано в 588 году по Рождеству Христову, но Маттей полагает оное гораздо позже. Арсений также привез в Россию модель большой Иерусалимской Церкви Воскресения Христова, которая доныне сохраняется в Москве при Патриаршей Палате; и с сей-то модели Патриарх Никон построил большую Церковь, находящуюся в Воскресенском Монастыре, Новый Иерусалим называемом. Арсений Суханов скончался 1668 году в Августе и 14 числа погребен в Сергиевом Троицком Монастыре, где есть и надпись над ним.